Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если после аварии по страховке была получена тотал

Договор ОСАГО после полной гибели застрахованного автомобиля

  • Можно ли использовать автомобиль после «тотала»?
  • Как поступить с автомобилем после полной гибели?
  • Как вернуть часть денег за полис ОСАГО после тотала?

Если автомобиль получает в ДТП такие повреждения, что его ремонт нецелесообразен, считается, что происходит его гибель (или «тотал»). В этом случае страховая компания выплачивает автовладельцу денежную компенсацию (сумму возмещения по ОСАГО или полную стоимость транспорта при страховании КАСКО за вычетом стоимости годных остатков). При этом полная гибель транспортного средства по документам не означает, что его нельзя отремонтировать и продолжать использовать. «Тотал» может быть выгодной для владельца авто ситуацией при условии, что он учтет все правовые нюансы.

Что происходит с договором страхования?

По правилам ОСАГО договор досрочно расторгается в случае, если в ДТП наступает полная гибель автомобиля:

  • имущество, в отношении которого был заключен договор страхования, перестает существовать, а значит, договор перестает действовать, а полис становится недействительным;
  • страховая компания обязана возмещать клиенту стоимость полиса за неиспользованный период действия.

Внимание! После получения страховой выплаты по ДТП проверьте свой полис на действительность на сайте РСА или в страховой компании, есть шанс, что Ваш автомобиль «затоталили», а полис аннулировали.

Можно ли использовать автомобиль после «тотала»?

После полной гибели автомобиля или мотоцикла полис ОСАГО (или его электронная версия) остается у автовладельца, но это не значит, что он продолжает действовать. Юристы компании «Инвест Консалтинг» не рекомендуют ездить на восстановленном после «тотала» транспорте с аннулированной страховкой:

  • недействительный полис не пройдет проверку документов инспектором ГИБДД;
  • после начала контроля ОСАГО камерами (в Москве комплексы фиксации технически уже готовы к этому) штрафы будут выписываться автоматически;
  • если водитель с недействительным полисом станет виновником ДТП, он будет обязан компенсировать ущерб.
Юридическая помощь

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Как поступить с автомобилем после полной гибели?

Транспорт может «погибнуть» только по документам:

  • старые автомобили, цена которых невысока, могут признаваться «погибшими» даже при незначительных повреждениях из-за высокой стоимости запчастей. При этом их дальнейшее использование вполне возможно;
  • повреждения могут быть только наружными (кузов, элементы оптики, царапины на деталях упавшего мотоцикла). Они требуют минимального ремонта и не мешают продолжать использовать транспорт, но страховая может оценить его как полностью погибший.

В этих и других случаях, если дальнейшее использование автомобиля или мотоцикла возможно, водителю нужно оформить новый полис ОСАГО. Оформить его в той же страховой компании, скорее всего, не удастся. Придется обращаться к другому страховщику. До тех пор, пока транспорт не снят с регистрационного учета и может пройти техосмотр, для него может быть оформлен полис ОСАГО. Участие в ДТП с наступлением «тотала» в прошлом при этом не имеет значения.

Как вернуть часть денег за полис ОСАГО после тотала?

Процедура совсем не сложная, поскольку в соответствии с п.1.13 правил ОСАГО при гибели ТС действие договора досрочно прекращается, при этом в соответствии с п.1.16 тех же правил страховщик возвращает часть премии за неистекший период. Датой прекращения считается следующий день после ДТП, в котором Ваша техника получила «тотальные» повреждения, при этом у страховой компании есть 14 дней с даты получения от Вас уведомления, чтобы вернуть Вам деньги.

Конечно, в идеале страховщик должен автоматически возвращать Вам часть денег за полис ОСАГО сразу, как только прекратил договор страхования по признаку «тоталь», но суть в том, что страховщики – это не самый лучший друг автовладельца, поэтому действие полиса они прекращают, а вот деньги возвращать не спешат.

Юридический отдел «Инвест Консалтинг» поможет вам в общении со страховыми компаниями, у нас работают опытные юристы.

Новые разъяснения по ОСАГО от Верховного Суда

Адвокаты и юристы о Постановлении Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

  • Адвокатура
  • Адвокатская деятельность
  • Правосудие
  • Законодательство
  • Судебная практика
  • Legal tech
  • История адвокатуры
  • Юридический рынок
  • Юридическая наука
  • Юридическое образование
  • «АГ-эксперт»
    • Права автовладельцев
    • Семейные правоотношения
    • Отношения с органами государственной и муниципальной власти
    • Наследственные правоотношения
    • Вопросы недвижимости, ЖКХ и земельных правоотношений
    • Трудовые правоотношения
    • Защита и правовое сопровождение бизнеса
    • Защита прав потребителей
  • Новости
    • Главные новости
    • Новости партнеров
    • Прислать новость
  • Мнения
    • Все авторы
    • Стать автором
  • Спецпроекты
    • АГ-Ракурс
    • АГ-эксперт
    • Защитники, которых никто не защитил
  • Обзоры и аналитика
  • Интервью
  • Дискуссии
  • Мероприятия и объявления
  • Фоторепортажи
  • Подписка
  • Выпуски «АГ»
  • Редакция
  • Авторам
  • Контакты

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
© 2017—2020 «Адвокатская газета»

Учредитель – Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
Главный редактор – Мария Вениаминовна Петелина

Периодическое печатное издание «Новая адвокатская газета» зарегистрировано Роскомнадзором 13 апреля 2007 г., перерегистрировано Роскомнадзором под наименованием «Адвокатская газета» 23 ноября 2017 г., свидетельство ПИ № ФС77-71704.
Сетевое издание «Адвокатская газета» зарегистрировано Роскомнадзором 23 ноября 2017 г., свидетельство Эл № ФС77-71702.

Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. При воспроизведении материалов необходима ссылка на источник публикации – «Адвокатскую газету». Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Политика обработки персональных данных
Результаты проведения специальной оценки условий труда

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Автомобиль восстановлению не подлежит. Вся правда про тотал и абандон по договору КАСКО

Нередко страховые компании признают конструктивную гибель автомобиля ради собственной выгодны, а отнюдь не из-за технического состояния машины. При этом менеджеры уповают на юридическую безграмотность клиента, ведь такие действия противозаконны. В каких случаях можно оспорить решение страховой компании?

Когда страховщик вправе признать «тотал»?

Каждая страховая компания самостоятельно решает, в каких случаях можно признать конструктивную гибель автомобиля. Однако в правилах КАСКО большинства компаний указано, что тотальная гибель машины наступает в следующих случаях:

  • Если стоимость ремонта превышает определенный процент от страховой суммы (обычно 70-80 процентов).
  • Если нет технической возможности отремонтировать автомобиль.

Фактически оба пункта обозначают одно и тоже, ведь сложно представить ситуацию, когда при стоимости ремонта 40-50 процентов от страховой суммы нет технической возможности восстановить машину.

Отдельные компании предпочитают указывать в правилах КАСКО, что конструктивная гибель автомобиля может быть признана только по решению экспертной организации.

Это условие крайне обременительно для автовладельца. В таком случае именно страховая компания решает, какой фирме доверить проведение экспертизы. Нет никаких гарантий, что эксперт будет объективен в своей оценке.

Варианты выплаты

В случае тотальной гибели машины автовладелец вправе решить, что делать с годными остатками автомобиля. Неповреждённые детали можно передать страховой компании или оставить себе.

В первом случае возмещение выплачивается в размере страховой суммы. Если автовладелец решит воспользоваться вторым вариантом, страховщик вычтет стоимость годных остатков из выплаты. В обоих случая выплата уменьшается на процент износа, указанный в правилах КАСКО .

Некоторые страховые компании имеют партнёрские отношения с посредниками, занимающимися реализацией аварийных автомобилей. Такой страховщик может предложить клиенту ещё один вариант урегулирования страхового события. А именно, автовладелец продаёт годные остатки через посредника, а страховщик выплачивает возмещение за минусом их стоимости.

Если решите воспользоваться этим вариантом, стоит поинтересоваться репутацией посредника. Иногда страховые компании сотрудничают с довольно сомнительными фирмами, потому нельзя судить о благонадёжности посредника по репутации страховщика. На какой бы вариант выплаты ни пал выбор, речь пойдёт о крупной денежной сумме.

Не стоит удивляться, если страховая компания будет настаивать на безналичном расчёте. Удобнее выплачивать крупные суммы именно в безналичной форме.

Срок выплаты

Каждый страховщик устанавливает свой срок урегулирования убытка по «тоталу». Чаще всего страховые компании указывают в правилах КАСКО , что решение по выплатному делу должно быть принято в течение тридцати дней. После этого у компании есть еще порядка десяти дней на перечисление денег. Однако указанные сроки могут сильно отличаться от компании к компании, поэтому клиенту следует заранее выяснить, когда именно ждать выплату.

А вот с датой начала срока урегулирования убытка всё обстоит несколько проще. Любая компания начинает отсчёт с момента, когда заявитель предоставил последний необходимый документ. Следует попросить у менеджеров копию акта приёма-передачи документов, иначе не удастся обжаловать действия страховщика в случае нарушения сроков выплаты.

Читать еще:  Как правильно подписывать документы

В некоторых случаях урегулирование убытка может быть приостановлено до момента заключения дополнительного соглашения о выплате. Нередко автовладельцы отказываются подписывать этот документ, так как их не устраивают отдельные пункты соглашения. Это даёт страховщику законный повод для задержки выплаты. Разрешить подобную конфликтную ситуацию можно при помощи абандона.

Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты

Что такое абандон?

Этот термин обозначает право автовладельца отказаться от поврежденной машины в пользу страховой компании. Для этого необходимо подать в страховую компанию письменное заявление. После получения такого заявления страховщик обязан выплатить возмещение, а автовладелец может рассчитывать на выплату в размере страховой суммы.

Особенность абандона заключается в том, что собственнику машины не требуется согласие страховщика на выплату. В случае судебного разбирательства достаточно доказать факт передачи заявления менеджерам страховой компании. Как правило, страховщики предпочитают решать вопросы по абандону через суд, потому автовладельцу лучше запастись терпением.

Как оспорить «тотал»?

Довольно часто решение страховщика о признании полной гибели машины вызывает у автовладельца негодование. Это неудивительно, особенно если после аварии машина осталась на ходу. К тому же нередко менеджеры страховой компании специально завышают стоимость ремонта, чтобы заполучить повреждённый автомобиль. Обычно в подобных аферах участвуют и работники СТОА.

Для полной уверенности в том, что стоимость ремонта была завышена, стоит обратиться к одному из официальных дилеров машины нужной марки. Желательно, чтобы такая СТОА не сотрудничала со страховой компанией, в которой оформлен полис. Специалисты дилерской сервисной станции определят стоимость работ в соответствии с технологией ремонта завода-изготовителя.

Также автовладелец может обратиться к независимому эксперту. Его заключение и мнение специалистов дилерской СТОА помогут объективно оценить обоснованность решения страховщика о признании конструктивной гибели машины. Если автовладелец уверен, что страховая компания пытается его обмануть, следует обращаться в суд.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

ВС объяснил, когда автостраховку не заплатят

Важно вписаться в страховку

В мае 2017 года Ольга Годунова* застраховала машину в «Росгосстрахе» по договору КАСКО. По правилам компании, страховым случаем признавалось повреждение автомобиля, которым управлял указанный в договоре человек. В страховке был прописан один человек — Виктор Карапетов*. Спустя полгода автомобиль попал в аварию. За рулем был Иван Петров*, имени которого не было в полисе. На этом основании Росгосстрах отказал Годуновой в страховой выплате, пояснив, что страховой случай не наступил.

Годунова пошла в суд и выиграла в двух инстанциях — со страховщика взыскали более 700 000 руб. и обязали его принять остатки разбитой машины. Суды согласились признать случай страховым. Они решили, что освободить «Росгосстрах» от выплаты только на том основании, что в страховку не вписали водителя, нельзя (решение Кировского районного суда г. Саратова — дело № 2-2944/2018, определение Саратовского областного суда — дело № 33-5503). Но Верховный суд указал на ошибочность этой позиции (дело № 32-КГ19-13).

Коллегия по гражданским спорам под председательством Вячеслава Горшкова в своем определении указала, что то, какой случай является и не является страховым, согласуется в договоре. И в нем четко указано, что если водителя нет в страховке, то о страховом случае речь не идет.

В такой ситуации суды также не могли применить ст. 963 ГК, устанавливающую, когда страховщик освобождается от выплат. Эта норма относится только к ситуации, когда страховой случай наступил.

Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение в апелляцию (на момент написания материала не рассмотрено — ред.)

Главное — договор

Это уже не первое определение ВС, в котором суд призывает потребителей следовать условиям договора страхования и подчеркивает важность свободы договора.

Так, в одном из недавних определений по страховым спорам о КАСКО вопрос касался возмещение утраты товарной стоимости застрахованного автомобиля. Несмотря на требования владелицы автомобиля компенсировать утрату товарной стоимости, ВС, изучив условия договора, признал, что в нем стороны установили способ возмещения ущерба в натуральном виде. А значит возмещение ущерба в большем объёме, в том числе путём выплаты утраченной товарной стоимости, не предполагается (подробности — в материале «Читаем договор: за что должна платить страховая»).

Юристы также признавали, что определения ВС по вопросам страхования автомобилей ясно дают понять: присуждать лишь то, что прямо предусмотрено договором страхования.

Действительно, стороны договора страхования вправе самостоятельно определить перечень случаев, которые признаются страховыми, подтверждает Алексей Федоряка, руководитель направления процессуального права Rödl & Partner, и в настоящем деле ВС указал нижестоящим судам на допущенную ошибку.

Есть и ряд других случаев, которые не относятся к страховым даже при наличии полиса ОСАГО, напоминает Алексей Федоряка. В их числе — причинение вреда установленными на автомобиле рекламными конструкциями или другим оборудованием, которое непосредственно не связано с участием в дорожном движении; причинение вреда в ходе соревнований, учебной езды в специально отведенных для этого местах; повреждение автомобиля при погрузке на него груза или его разгрузке; — причинение вреда автомобилю в месте, которое не относится к территории действия страхового полиса. В последнем случае нужно внимательно читать, в каких регионах и странах действует полис, предупреждает юрист.

* Имена и фамилии участников спора изменены

Отзывы о страховой компании «РЕСО-Гарантия»

Это ужасная контора! Не подходите к «Ресо» близко и бегите из неё, если уже пришлось что-то оформить. Не повторяйте мою ошибку: год назад повёлся на «выгодное» предложение по страховке недвижимости.

Застраховал сразу 5 квартир – свою и родственников. Менеджер по продажам был очень мил, общался очень корректно, оформлял все полисы моментально, дистанционно отправлял по почте, вроде отличный сервис&hellip. Читать далее

Это ужасная контора! Не подходите к «Ресо» близко и бегите из неё, если уже пришлось что-то оформить. Не повторяйте мою ошибку: год назад повёлся на «выгодное» предложение по страховке недвижимости.

Застраховал сразу 5 квартир – свою и родственников. Менеджер по продажам был очень мил, общался очень корректно, оформлял все полисы моментально, дистанционно отправлял по почте, вроде отличный сервис… Однако, как только произошел страховой случай – я столкнулся с ужасным, неуважительным и хамским отношением и абсолютно некачественной работой ВСЕХ департаментов РЕСО, начиная с операторов колл-центра, заканчивая отделом контроля качества (который вроде как должен за этим самым качеством следить)!

Конкретно: в квартире на 2-ом этаже из подвала поднялась вода по трубам канализации и стала выливаться из унитаза, раковины ванной и кухни. Это был засор трубы в подвале, за который отвечает управляющая компания «Жилищник». Со стороны «Жилищника» пришел паренек и ооооочень скромно за 5 минут описал повреждения – только залитый пол, причем очень маленький метраж (что я от них и ожидал, вина же на них висит). На мои пожелания внести адекватное описание повреждений (повреждение ламината по всей площади кухни, коридора, части жилой комнаты, поврежденные обои, плинтуса, вздутие кухонного гарнитура, забитость грязью труб и т.п.) сотрудник «Жилищника» отказал и мне пришлось самому дописать в Акте от себя информацию о дополнительных повреждениях. Далее из отдела урегулирования убытков «РЕСО» ко мне направили независимого эксперта по оценкам убытков. Этот сотрудник около полутора часов осматривал все поврежденные поверхности пола, стен, кухонного гарнитура, коммуникаций в ванной, на кухне и т.д. В итоге, получился список на трех листах с точной схемой, данными по площади и видам повреждений и загрязнений.

Я был уверен, что «РЕСО» выплатит ущерб, ориентируясь на данный документ от своего же представителя-эксперта. Однако, дельцы в этой конторе выплатили мне 16 000 руб. за ущерб, мотивируя это тем, что они ориентируются только на Акт управляющей компании и информация от их же эксперта в данном случае не играет никакой роли !По моим оценкам, ущерб тянет минимум на 500 000 руб., это только взглянув поверхностно. Поменяв полы, скорее всего, вылезет еще столько же !Пытаясь выяснить, как именно мне насчитали такую смешную сумму, я столкнулся с абсолютно неуважительным отношением со стороны отдела выплат, конкретно П-ой М., которая через некоторое время просто перестала отвечать на мои звонки.

Читать еще:  Заявление об увеличении исковых требований по взысканию процентов 395 гк

Обращение в отдел контроля качества также не возымел успеха, со мной сначала вообще никто не контактировал, а позже, после официального обращения через сайт, я получил отписку от некоего Н-ва П.Ю. о том, что ответ мне придет по почте России (ну хорошо, что хоть не голубиной почтой) ! В итоге, в ответе, подписанным зам. ген-дира К-ом К.Ю. фигурировало, что оснований для пересмотра моего вопроса нет. Эти ребята даже умудрились в официальном ответе перепутать моё отчество, то есть вообще на всех уровнях качество – на нуле !

После этого, я с трудом, со скандалом (так как в офисе РЕСО сотрудник час якобы «не мог найти» бланк для таких заявления) расторг все текущие договора, получил остатки денег за них (с удержанием очень большого процента) и теперь близко не подойду к этой конторе !

Это был просто ужасный опыт ! Не повторяйте мою ошибку ! Легче деньги выкинуть на ветер !

Срок выплаты по ОСАГО

Водители транспортных средств, в случае ДТП, рассчитывают на возмещение от страховщика по ОСАГО. Каждая страховая организация в отведенные сроки обязана выплатить определенную сумму своему клиенту. Но компании редко укладываются в назначенный период. Чаще всего они под разными предлогами затягивают выплаты.

Чтобы минимизировать претензии страховщика, рекомендуется придерживаться некоторых правил:

  1. В случае аварии сразу же сообщить в полицию и страховое агентство.
  2. До приезда представителей нельзя выполнять каких-либо манипуляций с транспортным средством (перемещать авто, поврежденные вещи и так далее).
  3. Заполнить форму извещения о ДТП совместно с другим участником аварии.
  4. Узнать персональные данные другой стороны, его страховую компанию.
  5. Взять справку и протокол у инспектора ГИБДД.
  6. Собрать необходимые документы: с места аварии, на авто, реквизиты счета, копию доверенности на транспорт.
  7. Отнести бумаги в фирму.

Страховая фирма рассматривает каждый отдельный случай и по результатам выносит решение. Надежная, добросовестная организация переводит установленную сумму на счет пострадавшей стороны на протяжении двух недель.

Срок выплаты по ОСАГО по закону

Согласно закону «Об ОСАГО», период денежной компенсации составляет 20 календарных дней. Отсчет периода данного для возмещения ущерба начинается с числа, когда было оформлено заявление в организации. Дата аварии хоть и прописывается, но началом отсчета по закону РФ не является. Обращаться в страховую следует на протяжении 5 дней, после произошедшего ДТП.

Также важным фактором, который обязательно влияет на продолжительность периода возмещения, является количество праздников (нерабочих дней). К таким датам, например, относятся: 1, 7 января, 9 мая, 8 марта и так далее. Подобные праздничные дни увеличивают время перечислений по полису.

Ответственность за нарушение периода выплат страховщиком также регулируется законом. За каждый день просрочки компания обязана платить неустойку в размере от ставки рефинансирования Центробанком на день, когда компенсация обязана была быть.

Но не всегда аварии заканчиваются только повреждением автомобиля. Не редки случаи значительных травм водителей. Если участники аварии получили серьезные повреждения и находятся на стационарном лечении, они естественно не смогут вовремя обратиться с заявлением. Но долгое пребывание в медицинском учреждении, может негативно повлиять на сроки выплаты по полису. В такой ситуации пострадавший возмещение получит, но по заниженной оценке ущерба.

В подобном варианте поврежденное авто оценивается независимым экспертом, и претензия с отчетом передается собственником транспорта в страховое учреждение. Ответ на претензию, как правило, отрицательный. То есть решать вопрос потребуется через суд. Срок давности по иску в данном случае — три года. Период отсчитывается от даты, которая отмечена в заявлении.

Срок выплаты по ОСАГО на практике

В реальности на получение компенсации может уйти около года и больше. Не редко страховщик пытается занизить сумму ущерба, дело передается в суд, назначается независимая экспертиза. Все длится долго и требует изрядной доли терпения пострадавшего.

По статистике, чаще всего перечисление финансовых средств затягивают малоизвестные страховые организации. В некоторых случаях выплачивать возмещение не хотят из-за неблагоприятного материального положения фирмы. В этом варианте, если, например, фирму лишили лицензии, можно получить компенсацию через Российский Союз Автостраховщиков. Бывают ситуации, когда денег приходится ждать годами.

Крупные компании затягивают возмещение редко, но они очень часто стараются значительно занизить сумму ущерба, рассчитывая, что потерпевший не будет добиваться изменения суммы через суд.

Можно ли ускорить выплаты по ОСАГО?

Понятие «ускорить» предполагает лишь компенсацию без задержек. Ранее установленного срока ни одна организация производить возмещение не будет.

Поэтому, чтобы деньги были перечислены вовремя, следует придерживаться таких правил:

  1. Форму 11, полученную в компании, надо лично отвезти в ГИБДД и самому же забрать бумаги в инспекции.
  2. Необходимо скопировать весь комплект документов, которые подаются в страховую фирму.
  3. В случае, когда есть сомнения, что экспертиза не будет проведена верно, лучше отказаться от услуг специалиста агентства, и выбрать своего эксперта. А чтобы в суде компания не оспорила результаты экспертизы, следует сообщить о ней заранее заказным письмом с уведомлением.
  4. Почаще звоните страховщику, который принял документы и занимается вашим делом.
  5. Когда деньги вовремя не были перечислены, обращайтесь в судовой орган, уведомив об этом организацию. Бывают ситуации, когда, чем раньше начнется разбирательство, тем больший шанс на быстрое разрешение дела.

Надо также отметить, что некоторые организации с целью предупреждения мошенничества, перечисляют деньги напрямую в авторемонтную мастерскую, где будет восстанавливаться пострадавший автомобиль. Такая услуга очень удобна, так как не нужно будет спорить из-за суммы и сроков выплаты, искать того, кто отремонтирует транспорт.

Как возместить убыток после ДТП

В среднем за год в аварии попадают более 1,6 миллиона российских водителей. Основной инструмент возмещения убытков — страховка. Альтернативный вариант — взыскивать компенсацию напрямую с виновника аварии. Рассмотрим, на какое возмещение можно рассчитывать и как правильно его получить.

Кто получает возмещение и в каком размере

Проще всего владельцу полиса каско: он может восстанавливать автомобиль за счет страховщика независимо от того, является ли он пострадавшей стороной в ДТП или сам виноват в аварии. Страховая отремонтирует автомобиль и после стихийных бедствий или неправомерных действий третьих лиц, если соответствующие риски прописаны в договоре страхования. Каско покрывает все расходы за вычетом франшизы (об этом — чуть ниже).

При отсутствии каско виновник аварии не получает ничего, а пострадавшая сторона имеет право возместить убыток по ОСАГО. Если авария оформляется с привлечением полиции, то максимальный размер компенсации по «автогражданке» — 400 000 руб. При использовании европротокола лимит компенсации ограничен 100 000 рублей. На половину начисленного возмещения могут рассчитывать участники аварии, вина которых признана обоюдной. Единственное условие для получения компенсации по ОСАГО — на автомобиль виновника ДТП должен быть оформлен действующий полис.

Если в ДТП пострадало несколько автомобилей, то для оформления выплаты по «автогражданке» участников нужно разбить на пары «виновник — потерпевший». Причем в ситуации, когда столкнулись машины, стоявшие друг за другом, виновники и пострадавшие будут во всех парах разные. А если один водитель не справился с управлением и помял несколько машин, то только он и будет виновником, а пострадавших — несколько. Для каждой пары оформляется отдельный страховой случай, а выплата рассчитывается по общим правилам.

Как происходит возмещение

Для оформления выплаты по ОСАГО нужно в течение пяти дней после происшествия обратиться в свою страховую либо в страховую виновника. О том, какой требуется пакет документов, обычно можно узнать на сайте компании или по телефону.

Для каско, как правило, требуется подтверждение факта наступления страхового случая от ГИБДД или МВД (хотя в договоре может быть указано, что, допустим, один кузовной элемент в год можно отремонтировать без справок). Аналогичный документ потребуется и для получения возмещения по ОСАГО, если ущерб превышает 100 000 рублей или если в аварии участвовало более двух транспортных средств либо пострадало имущество третьих лиц. Если соблюдаются все условия европротокола, то достаточно заполненного участниками извещения о ДТП. Причем с 2018 года даже не обязательно согласие обоих водителей с обстоятельствами ДТП. Свои разногласия они просто указывают на бланке.

Читать еще:  Когда можно работать перфоратором

Страховая компания может предоставить возмещение как в денежной форме, так и в виде направления на бесплатный ремонт. Фактически это зависит от условий работы конкретного страховщика и мало зависит от желания клиента. Ремонт чаще всего предлагают в случае с каско. Нужно просто доставить автомобиль в указанный сервис в назначенное время и забрать после выполнения всех работ. Оплату всех расходов произведет страховая компания.

Если выплата предполагается в денежной форме, то для расчета полагающейся суммы нужно будет предоставить автомобиль на экспертизу. Ее может провести сотрудник страховщика или независимая оценочная компания, у которой есть договоренности со страховой. На выплату возмещения у страховщика есть 20 дней (или 30 дней для выдачи направления на ремонт).

Если страховщик посчитает, что повреждения столь значительны, что автомобиль не подлежит восстановлению (ущерб — «тотал»), то по каско либо будет выплачена полная страховая и машина перейдет страховщику, либо — страховая сумма за вычетом остаточной стоимости машины, и тогда владелец оставляет автомобиль себе. Часто в договоре каско предусмотрена франшиза — определенная сумма ущерба, которую страховка не покрывает. Например, расходы в пределах 20 000 руб. оплачивает сам владелец. Если ущерб больше, то застрахованный получает всю сумму ущерба за вычетом франшизы.

Если страховая отказывает в выплате

Страховщик может отказать в выплате, если автовладелец нарушил условия договора или ДТП сопровождали нарушения водителя: он был пьян, скрылся с места аварии, у него не было действующих прав и т. п. Другой частый повод в отказе — несоблюдение срока подачи документов (пять рабочих дней после ДТП), отсутствие документа, подтверждающего факт наступления страхового случая или непредоставление транспортного средства для осмотра. Все эти условия отказа должны быть прописаны в договоре страхования, и если автовладелец считает, что он ничего не нарушил, то он может попробовать получить возмещение через суд.

Если страховая недоплатила

Такие случаи стали встречаться реже, поскольку все расчеты возмещения проводятся на основе единой методики и с применением единых ценовых справочников. В них учитывается и возраст автомобиля, и его пробег. Если автовладельца не устраивает полученная сумма, он может запросить результаты осмотра и экспертизы и получить копии актов оценки ущерба. Если, по его мнению, недоплата составила 10% и более от реального ущерба, то можно требовать увеличения выплаты. Сначала следует обратиться с требованием к страховой, а затем, при получении отказа, — в суд.

Бывают сложности, если то или иное повреждение не было вписано в извещение о ДТП и документы полиции (например, истинный масштаб ущерба обнаружился только при ремонте). Важно на месте аварии проверять полноту перечисленных повреждений и при сомнениях указывать возможность «наличия скрытых повреждений». Некоторые страховщики без проблем идут навстречу клиенту, если после ремонта застрахованный обращается с просьбой оплатить незамеченные ранее поломки (предоставив подтверждение из СТО). Другие же требуют предоставлять доказательства с места аварии (фото- или видеосъемку), вносить изменение в извещение о ДТП и подписывать его у другого участника, просить сотрудников ГИБДД исправить информацию в протоколе и постановлении. Это все крайне сложно сделать, поскольку правки должны быть внесены во все экземпляры.

Еще один повод для снижения выплаты — исключение детали, по повреждению которой уже была начислена компенсация за предыдущее ДТП по этому договору страхования. Чтобы избежать подобной ситуации, нужно после восстановления автомобиля предоставить его страховщику на осмотр. Если этого не было сделано, то доказать причинение вреда в конкретном страховом случае можно, проведя независимую техническую экспертизу и предоставив ее результаты страховщику. Если он не согласится дополнить выплату, нужно обращаться в суд.

Если восстановительный ремонт сделан некачественно

Все претензии по качеству ремонта нужно обязательно указать в акте приемки. Если ремонт был произведен по каско, то претензии следует адресовать либо страховщику, либо СТО (это зависит от условий договора). Чаще всего гарантии на выполненный ремонт даются на обычных условиях, а в случае их нарушения споры разрешаются на основе Закона о защите прав потребителей.

В случае с ОСАГО за все недочеты отвечает страховая компания, которая сама разбирается с исполнителем. Срок гарантии на ремонт — шесть месяцев (на работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — год).

Если работы по восстановлению проведены некачественно и ни страховщик, ни сервис не готовы устранять недочеты, нужно обращаться в суд.

Если реальный ущерб больше, чем лимит выплаты по страховке

При возмещении по каско подобное невозможно, поскольку такая страховка предполагает, что максимальная выплата равна полной стоимости автомобиля. Исключения бывают, но они оговорены заранее с автовладельцем, и тот не имеет права претендовать на большее по условиям договора.

В случае с ОСАГО и ДСАГО лимита действительно может не хватить на восстановление машины. В таком случае получить недостающее можно только с виновника аварии — страховая уже ни при чем. Сначала нужно попробовать договориться, а потом — через суд.

Если у виновника нет ОСАГО или полис поддельный

В последние годы из-за роста цен на страховку более 10% автовладельцев не оформляют ОСАГО вовсе или покупают поддельные полисы для «отмазки» от ГИБДД. Лучше сразу на месте ДТП пробить номер страховки виновника по базе Российского союза автостраховщиков.

Если ОСАГО нет, то возмещать причиненный вред будет виновник ДТП. Бывают случаи, когда он предлагает компенсировать все на месте или в самое ближайшее время, обеспечив залог, — и это идеальный вариант. Нужно лишь быть готовым к тому, что придется написать расписку об отсутствии к нему претензий. А вот если у виновного водителя нет денег или он не признает себя виновным, то скорее всего придется решать дело как-то по-другому. Законный способ — через суд. Но чтобы быть готовым подать иск, нужно получить с виновника максимум данных: паспорт, прописку или место регистрации, водительское удостоверение, номер мобильного (лучше сразу проверить), а также оформить аварию в ГИБДД.

Обращение в суд

Вне зависимости от того, с кого вы требуете возмещение — со страховой или с виновника ДТП, нужно соблюсти досудебный порядок решения споров, то есть сначала направить письменную претензию. В ней должны быть перечислены все требования к будущему ответчику и приложены копии доказательств и основания требования, а также указан срок, отведенный для добровольного возмещения ущерба. Если в предложенное время ничего не произошло, то придется обращаться в суд.

У пострадавшего автовладельца есть три года с момента аварии (или выявления нарушения по выплатам) на то, чтобы подать иск на виновника или страховую. В случае претензий по каско — два года.

Исковое заявление подается в районный суд общей гражданской юрисдикции по месту нахождения ответчика (виновника или страховой компании). В иске описываются все обстоятельства дела, начиная с ДТП и заканчивая отказом в выплате. Иск должен быть подкреплен результатами независимой экспертизы или документально подтвержденными тратами на ремонт, актом осмотра автомобиля, заключением оценщика, а также доказательствами произошедшего страхового случая. Сумма иска должна включать не только полноценное возмещение, но и компенсации всех затрат на экспертизу, эвакуатор, представителя (автоюриста, если он был), госпошлину, проценты за просрочку выплаты, штрафные санкции и возмещение морального вреда, утерю товарной стоимости (она не учитывается при иске к автостраховщику).

Если дело выиграно, то по окончании всего процесса (заседаний суда может быть несколько) судья выносит решение в пользу пострадавшего автовладельца с обязанностью ответчика возместить все его убытки. На основании этого решения возникает задолженность, которую виновник ДТП или страховщик гасят в добровольном порядке или по принуждению с соблюдением норм исполнительного производства.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector