Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выдворение из россии иностранцев или штраф

Повышается эффективность исполнения судебных решений о взыскании штрафов с иностранцев, выдворяемых из России

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Документ представил член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Владимир Едалов.

Он пояснил, что закон принимается в целях повышения эффективности исполнения судебных постановлений о взыскании с иностранных граждан и лиц без гражданства штрафов, наложенных на них с одновременным вынесением в отношении их решения об административном выдворении за пределы России.

Документом предлагается установить, что к административной ответственности за совершение административного правонарушения не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы РФ.

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение.

Отсрочка или рассрочка исполнения постановления о наложении административного штрафа не применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым данный штраф назначен одновременно с административным выдворением за пределы РФ.

Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы РФ, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

Предлагается также внести изменения, устанавливающие в качестве основания для окончания исполнительного производства выдворение иностранного гражданина и лица без гражданства за пределы РФ в том случае, если это обстоятельство сделало невозможным реально исполнить постановление о взыскании штрафа. После этого постановление без исполнения подлежит возврату в суд, принявший это решение.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Штрафы с иностранцев и лиц без гражданства, выдворяемых из России, смогут взыскать до их отъезда.

С 10 января 2014 года вступил в силу, подписанный Президентом Российской Федерации 28.12.2013г., Федеральный закон №383-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Настоящий Закон принят в целях повышения эффективности исполнения судебных постановлений о взыскании административных штрафов, наложенных на иностранных граждан или лиц без гражданства с одновременным административным выдворением их за пределы Российской Федерации и устанавливает особенности взыскания штрафов с указанных лиц.

Согласно ранее действующей редакции статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

С учетом данного срока к моменту поступления постановления о взыскании штрафа на принудительное исполнение судебному приставу-исполнителю иностранный гражданин или лицо без гражданства, как правило, уже выдворены за пределы Российской Федерации.

В новой редакции, статья 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что постановления о взыскании штрафов, наложенных на иностранных граждан или лиц без гражданства с одновременным административным выдворением их за пределы Российской Федерации будут теперь направляться на принудительное исполнение через один день после вступления постановления в законную силу.

Кроме того, к указанным лицам не применяются положения Кодекса Российской Федерации об отсрочке или рассрочке такого штрафа.

Одновременно Законом внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», устанавливающие в качестве основания для окончания исполнительного производства — выдворение иностранного гражданина и лица без гражданства за пределы Российской Федерации.

ОВМ ОМВД по Смоленскому району информирует!

06.05.2019 16:15 Просмотров: 19 Нарушения миграционного законодательства и ответственность за них

Нарушения миграционного законодательства и ответственность за них

Существует масса причин и целей для поездок за границу. Люди едут работать, отдыхать, заниматься бизнесом, посетить родственников или друзей. Желание посетить другие страны есть у многих, однако, не все знают, что, находясь в другом государстве, путешественник обязан соблюдать законодательство и общепринятые нормы страны назначения и общества. При этом часто лица, даже зная о необходимости действовать в рамках правовых норм государства, игнорируют или нарушают их ввиду незнания. Скорее, незнание миграционных правил и законов конкретной страны чаще всего вызывает нарушение миграционного законодательства иностранной державы.

Незнание правил не является поводом для поблажек. Любой новый нормативный акт публикуется в общедоступных изданиях, чтобы каждый имел возможность ознакомиться с его текстом. Нежелание же прочитать о своих правах и обязанностях, как правило, приводит к неблагоприятным последствиям. Чаще всего они проявляются в форме привлечения к юридической ответственности.

В качестве санкций за нарушение миграционного законодательства в Российской Федерации в 2018 году предусматриваются в основном штрафы. Однако, взыскания могут проявляться и в иных формах, например, депортация, наложение запрета на въезд на территорию РФ на определенный срок.

Типы правонарушений

Юридическая ответственность предусмотрена за большое количество нарушений в сфере миграции. Наиболее распространенные из них составляют три группы:

  • правонарушения, связанные с установленным режимом пребывания нерезидентов в РФ;
  • несоблюдения порядка предоставления-получения работы для иностранных граждан в российских компаниях;
  • невыполнение требований законодательства в сфере учета мигрантов одной из сторон процесса.

В первую группу входят ряд проступков, связанных с порядком въезда-выезда и пребывания в Российской Федерации. К таковым законодатель относит:

  • нарушение правил въезда в пределы территории РФ;
  • нарушение режима, предусмотренного для лиц, проезжающих через РФ транзитом;
  • отсутствие необходимых для проезда, передвижения и пребывания в пределах госграницы Российской Федерации документов;
  • пропуск срока постановки на учет в госорган в сфере миграции;
  • неправдиво указанная в миграционной карте или иных документах цель визита в страну;
  • попытка получить право въезда в страну или решить иные проблемы путем предоставления неправдивой информации о себе, а также использование для этих же целей сфальсифицированных документов.

Все эти нарушения входят в разряд административных проступков. За них наступает неотвратимая юридическая ответственность. Даже если деяние не было выявлено сразу, и лицо не получило взыскание лично за время пребывания в державе, правонарушение вносится в базу МВД РФ для иностранцев и далее выступает серьезным препятствием для повторного посещения Российской Федерации. Такая ситуация является основанием для запрета на въезд в РФ.

По состоянию на 2018 год за перечисленные выше правонарушения предусмотрена такая юридическая ответственность, как штрафы и выдворение. Штраф может налагаться в размере от 2-х до 5-ти тысяч рублей. Дополнительным (не обязательным, но возможным и в свете ужесточения миграционной политики РФ в 2018 вполне вероятным) взысканием может выступать выдворение за пределы Российской Федерации.

Крайне рекомендуется в случае допущения такого правонарушения сразу оплатить штраф. За несвоевременную уплату нарушителю может быть назначен штраф в двойном размере или даже помещение под административный арест.

Вторая группа – нарушения в сфере трудовых прав иностранных граждан и порядка осуществления ими трудовой функции на территории Российской Федерации. Со стороны нерезидента могут выражаться в:

  • осуществлении любых работ без оформления в госорганах в сфере миграции соответствующего документа – патента или разрешения;
  • несоблюдение ограничений, установленных для трудовой деятельности иностранных граждан.

Штрафы за такие деяния назначаются от 2-х до 5-ти тысяч рублей, есть вероятность выдворения иностранных граждан.

За нарушения в сфере трудовой деятельности могут к ответственности привлекаться и должностные лица, виновные в таковых. Как правило, работодатель допускает следующие нарушения:

  • неуведомление госоргана о трудоустройстве иностранных граждан (штрафы для граждан составляют от 2-ух до 5-ти тысяч, для должностных лиц – от 25-ти до 50-ти тысяч; для юридических лиц – от 250-ти до 800-а тысяч рублей; кроме этого для предприятия может грозить приостановление деятельности на период до 3-х месяцев);
  • несоблюдение ограничений на привлечение иностранных граждан к определенного рода работам (штраф для должностных лиц – 45-50 тысяч; компаний – 800 тысяч – миллион рублей);
  • подача недостоверных сведений о работнике-нерезиденте (штраф для работодателя – 350-800 тысяч; должностным лицам – 35-80 тысяч; иностранцу – 2-5 тысяч рублей).
Читать еще:  Вопрос недели: досрочный возврат водительского удостоверения

За неоплату также предусмотрена возможность удвоить штрафы или применить к нарушителям административный арест.

Законом также предусмотрены и иные взыскания за нарушение учета, порядка пересечения границы, подачи документов о регистрации. Наиболее распространены среди них:

Нарушение миграционного законодательства режима пребывания

Итак, за нарушение порядка учета и прочих миграционных правил в Российской Федерации нерезидент может привлекаться к административной ответственности преимущественно в форме штрафов.

Остаться в России: когда мигранта не депортируют за нарушения

В 2017 году в России находилось более 9 млн иностранцев. Большинство из них приехало в поисках работы. Мигранты должны соблюдать все правила пребывания в РФ, которых немало: вовремя уведомлять о проживании, регистрироваться по месту жительства, следить за действительностью документов и т. д. За нарушения грозят штрафы, а в некоторых случаях и выдворение за пределы России. Если мигрант не согласен с таким решением, он может обжаловать его в суде.

И тут могут возникнуть разные подходы к оценке ситуации, когда проступков достаточно для выдворения, но сами они небольшие и не опасные для общества. Российские суды на местах в основном формально подходят к депортации как санкции за миграционные нарушения, утверждает управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. Нарушения есть – по закону нужно депортировать. Но Европейский суд по правам человека занимает другую позицию. «Хотя государству надо обеспечивать миграционный контроль, высылка за пределы страны может нарушить право человека на личную и семейную жизнь. Поэтому такое решение должно оправдываться крайней социальной необходимостью и иметь правомерную цель», – цитирует ЕСПЧ адвокат КА «Барщевский и партнеры» Елена Михалевич. С подачи этого суда ВС стал чаще исправлять формальный подход нижестоящих инстанций, что должно поменять практику, надеется Старинский.

Когда связь с Россией теснее, чем с родиной

Гражданин Молдовы Илья Мунтяну* живет и работает в России много лет. В 2011 году вместе с женой, которая имеет гражданство РФ, купил квартиру в Брянске, они завели ребенка. Но через несколько лет в жизни иммигранта началась черная полоса. Ему не повезло дважды нарушить требования к иностранным гражданам. В мае 2016-го Мунтяну не вовремя уведомил о проживании. Это была привычная для него процедура (уведомлять надо раз в год), но на этот раз жена попала в реанимацию, а ему пришлось сидеть с ребенком. Затем Мунтяну опоздал с регистрацией по месту жительства (по закону допускается не более 7 дней). Оба раза на него составили административный протокол по ч. 1 ст. 18.8 КоАП («Нарушение иностранным гражданином правил проживания в РФ»).

Два подобных нарушения в течение года – это плохая новость для иностранца, которого могут выдворить из России (ч. 4 ст. 18.8 КоАП) или аннулировать вид на жительство (подп. 7 п. 1 ст. 9 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ»). Мунтяну лишили ВНЖ, который был выдан до 2021 года. Сам иностранец нарушений не отрицал, но был уверен, что это чрезмерное наказание. Доказать свою правоту он решил в суде. Там он напомнил, что много лет живет в России, тут у него квартира, жена и ребенок.

Однако районный суд встал на сторону УМВД по Брянской области: он пришел к выводу, что наказание вынесено строго по закону. Суд не убедили аргументы Мунтяну. Пусть он женат на гражданке России и имеет с ней ребенка – это его не оправдывает и не имеет никакого отношения к его нарушениям. Ему всего лишь аннулировали ВНЖ и не выдворяли за пределы страны, так что истец вполне может продолжать жить со своей семьей в своей квартире. Таким образом райсуд объяснил, почему не нарушено право Мунтяну на личную и семейную жизнь (ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Решение № 2а-621/2017 устояло в апелляции.

Райсуд подтвердил, что мигранта надо депортировать, ведь тот дважды нарушил режим пребывания в России. То, что человек имеет здесь семью и квартиру, мало относится к делу, решил районный суд.

Такой формальный подход не понравился административной коллегии Верховного суда. Она согласилась с истцом, что наказание чересчур серьезное для таких небольших нарушений, нарушает права Мунтяну на личную и семейную жизнь. Суды должны были оценить длительность проживания иностранного гражданина в России, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, доход и обеспеченность жильем в РФ, род деятельности, профессию и т. д. – в определении ВС № 83-КГ18-6 цитируется позиция Конституционного суда из постановления № 5-П от 17 февраля 2016 года. С таким обоснованием кассация вынесла решение в пользу Мунтяну и признала действительным его вид на жительство.

В похожей ситуации оказался гражданин Узбекистана Валерий Золотарев*. Он тоже много лет жил в России, но в 2016 году за два нарушения ему запретили въезд на территорию РФ, и два суда поддержали такое решение. Их исправил ВС, который снова указал на недопустимость формального подхода. Он указал на важные обстоятельства дела, которым не придали значения нижестоящие инстанции. Истец женат на гражданке РФ, с которой они ведут общее хозяйство с 2008 года, а сейчас она тяжело болеет и не может себя полностью обслуживать. У Золотарева есть постоянное место работы, он зарегистрирован в налоговой службе, а в Узбекистане у него ни родственников, ни имущества, перечисляется в определении № 48-КГ18-6. Истец подтвердил справкой, что дома или квартиры там на него не зарегистрировано. Все это убедило ВС, что необходимо разрешить Золотареву въезд в Россию.

* имена и фамилии изменены редакцией

– он давно и легально живет на территории РФ;

– проходил курс в российском учебном заведении;

– имеет супруга или супругу с российским гражданством, они живут вместе и ведут общее хозяйство;

– он воспитывает детей-граждан РФ – возможно даже, детей супруга от прежнего брака;

– близкие родственники (супруг или супруга, дети) нуждаются в особой заботе от него – например, являются инвалидами;

– у него есть квартира или дом в России;

– он имеет стабильную работу, платит налоги, законопослушен;

– человек стремится выполнять правила пребывания на территории России, а нарушения миграционного режима незначительные (например, подал документы, но не вовремя);

– он не оставил в родном государстве семью, квартиру, дом;

– там, куда его могут депортировать, ведутся боевые действия или есть другая угроза его жизни и здоровью. Заявитель обращался за статусом беженца, но не смог оформить документы.

Даже если человек не имеет документов, которые подтверждают право на пребывание в РФ, его нельзя депортировать, если у него тут жена/муж и ребенок (определение № 86-АД17-5).

– иностранец долгое время живет в России нелегально и ничего не делает, чтобы исправить ситуацию;

– мигрант принял меры по легализации лишь после того, как был оштрафован за нарушение режима;

– он утверждает, что боится возвращаться на родину, где боевые действия и нестабильно, хотя в других документах целью прибытия и проживания указана «работа»;

– он не имеет постоянного дохода;

– неоднократно привлекался к ответственности по миграционным и другим составам;

– иностранный гражданин не живет с супругом, не платит алименты и не принимает участия в воспитании ребенка;

– брак заключен уже после того, как у мигранта начались проблемы в стране пребывания.

Злостного нарушителя режима можно депортировать, даже если у него в России остаются муж/жена и ребенок (№ 18-АД18-8).

* имена и фамилии изменены редакцией

МВД создает индивидуальный подход к мигрантам

МВД опубликовало проект поправок к КоАП, позволяющий судьям не выдворять из РФ нарушителей миграционного режима с учетом смягчающих обстоятельств, заменяя им наказание штрафом. Индивидуальный подход уже закреплен в ряде норм КоАП по решению Конституционного суда (КC), но полиция согласна сделать его «общим правилом назначения административного наказания». При этом Минюст отчитался в Совете Европы о принятии мер по жалобам апатридов, хотя постановления Европейского и Конституционного судов по таким делам до сих пор не исполнены, отмечают эксперты.

Читать еще:  Бланки заявлений (анкеты) для получения загранпаспортов для взрослых и несовершеннолетних

Поправки КоАП, предоставляющие судьям возможность замены административного наказания на более мягкое в зависимости от конкретных обстоятельств дела, размещены МВД для общественного обсуждения до 4 мая. Полиция разработала их на основании постановления КС от 17 февраля 2016 года. Оно было вынесено по делу гражданина Молдавии Михаила Цуркана, выдворенного из России за то, что он забыл уведомить ФМС о регистрации в Подмосковье (такое требование предусмотрено ч. 3. ст. 18,8 КоАП и для пребывания в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области). Выдворение влечет пятилетний запрет на въезд в РФ и невозможность вновь оформить вид на жительство. Суды трудовую деятельность и уплату заявителем налогов основанием для смягчения его участи не сочли. КС признал такой миграционный режим неконституционным и обязал законодателя индивидуализировать ответственность за однократное нарушение спорной нормы с учетом длительности пребывания иностранца в стране, наличия у него здесь семьи, уплаты налогов и законопослушного поведения. С декабря 2016 года ч. 3 ст. 18.8 КоАП позволяет избежать выдворения за исключением случая отсутствия или утраты документов, подтверждающих право иностранца на пребывание. В апреле 2017 года подход КС был закреплен в «Общих правилах назначения административного наказания» (ст. 4.1 КоАП) для рассмотрения дел о правонарушениях на официальных спортивных мероприятиях, за которые иностранные болельщики при смягчающих обстоятельствах могут отделаться штрафом в размере 40–50 тыс. руб. и запретом посещать стадионы на срок от одного до семи лет.

В октябре 2017 года первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил распространить такой подход на все случаи обязательного выдворения. Если суд придет к выводу, что оно является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, он может заменить его штрафом в 40–50 тыс. руб. Суды и сейчас могут не применять выдворение в соответствии с разъяснениями Верховного суда и КС, но теперь факторы, которые суды должны принимать во внимание, предлагается перенести в тексты закона, отметил адвокат Сергей Голубок. Адвокат Ольга Цейтлина сказала “Ъ”, что эти поправки очень важны, поскольку суды на практике игнорируют семейное положение и другие важные обстоятельства.

Как правительство прекращает практику бесцельного заточения

Одновременно Минюст направил в Комитет министров Совета Европы письмо с предложением признать исполненными постановления ЕСПЧ по жалобам апатридов. Нарушением Европейской конвенции были признаны фактически бессрочное содержание заявителей в спецучреждениях МВД РФ на основе решений национальных судов и условия их содержания под стражей. Минюст доложил, что компенсации заявителям выплачены, они сейчас не подвергаются выдворению или депортации и могут «отрегулировать свой миграционный статус». При этом Госдума в первом чтении приняла разработанные МВД поправки к КоАП по урегулированию этой проблемы, отрапортовал Минюст спустя четыре года после соответствующего указания ЕСПЧ. Ведомство сослалось на решение КС по делу Мсхиладзе, которым в мае 2017 года также было предписано внести поправки в КоАП.

Это решение не исполнено, отмечают представлявшие интересы господина Мсхиладзе Сергей Голубок и Ольга Цейтлина. Не исполнено и решение ЕСПЧ по делу другого ее подзащитного Романа Кима, сказала “Ъ” адвокат: «Он не имеет никакого правового статуса и де-факто не может подать на гражданство или вид на жительство, поскольку не может погасить судимость из-за отсутствия работы, на которую его не берут». Не исполнены и общие меры по требованиям ЕСПЧ и КС, поскольку изменения в законодательство РФ не внесены, подчеркнула Ольга Цейтлина.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

Как МВД выпускает апатридов на свободу

В августе прошлого года МВД завершило общественное обсуждение проекта поправок к КоАП, исключающих возможность бессрочно лишать свободы лиц без гражданства, выдворить которых по каким-либо причинам невозможно. Поправки необходимы для исполнения решений ЕСПЧ, но МВД разработало их лишь после подтверждения требований Страсбурга Конституционным судом РФ.

Мигранты: штрафы, выдворение, депортация

За 7 месяцев 2019 года на миграционный учёт по месту пребывания в Одинцовском округе было поставлено почти 60 тысяч иностранных граждан. 397 человек выдворили за пределы России, а 1620 — заблокировали въезд.

По данным МУ МВД России «Одинцовское», 59659 поставленных на учёт иностранцев — это на 7 тысяч больше, чем в 2018 году. Из них с целью осуществления трудовой деятельности прибыли 14854 иностранных гражданина. Чаще всего в Одинцовский округ приезжают из Украины, Таджикистана, Узбекистана, Молдовы и Беларуси.

Численность населения Одинцовского городского округа согласно данным на сайте администрации — 329 тыс человек.

Во время подведения итогов работы за семь месяцев старший инспектор отдела МУ МВД по вопросам миграции Дмитрий ЧЕКУЛАЕВ признал, что цифры не в полном объёме отражают реальную картину по количеству иностранных граждан и лиц без гражданства: и проживающих, и работающих в округе.

Нелегальных мигрантов больше всего на стройках

В качестве причин он назвал незнание миграционного законодательства и различные корыстные и преступные интересы, среди которых уклонение работодателей от уплаты налогов.

Нелегальную рабочую силу в основном используют в сфере строительства, при возведении дачных и коттеджных посёлков, а также жилых комплексов.

Штрафы на 8,5 млн, выдворение, депортация

За семь месяцев года отдел по вопросам миграции провёл более 80 внеплановых проверок мест пребывания и работы мигрантов в Одинцовском округе.

По итогам рейдов к административной ответственности привлекли 2427 физических лиц, 201 юридическое лицо и 7 должностных лиц. Суды наложили на правонарушителей административные штрафы на сумму 8,5 млн руб. — взыскано более 7 млн руб.

За семь месяцев Одинцовский городской суд принял решение об административном выдворении за пределы России 397 иностранцев. Ещё 1620 иностранцам заблокировали въезд в Россию, а двоих депортировали. Также было возбуждено 11 уголовных дел по «миграционным» статьям УК — 322.1, 322.2 и 322.3.

Под административным выдворением понимается мера наказания, которая назначается иностранным подданным в виде выселения за границы России, если были нарушены и не соблюдены нормы российского законодательства. Гражданин, которому назначено такого рода наказание, должен покинуть Россию самостоятельно или под контролем соответствующих органов, занимающихся данной процедурой.

Депортация — принудительное выселение иностранного гражданина в случае, если у него закончились законные основания нахождения на территории государства.

Операция «Нелегальный мигрант» в Одинцовском районе, март 2019 года

Подмосковье привлекательно для мигрантов. В том числе и нелегалов

Ближнее Подмосковье ежегодно принимает массу иностранцев. Главные причины популярности — большое количество жилья и населения. Соответственно, желающие работать мигранты могут найти место на стройках или в сфере обслуживания (кафе, рестораны, палатки с шаурмой и т. д.).

В некоторых микрорайонах и вовсе складываются очаги устойчивого проживания этнических мигрантов.

Множество возможностей затеряться привлекает нелегальных мигрантов, в том числе иностранцев-преступников, которые нередко оказываются фигурантами криминальных сводок.

Жизнь без гражданства

Отношение многонационального народа России ко всякого рода справкам, удостоверениям и прочим документам точнее всего выразил Владимир Маяковский сто лет назад: «Я волком бы выгрыз бюрократизм // К мандатам почтения нету. // К любым чертям с матерями катись любая бумажка. » Затем он, правда, парадоксально гордится своей «пурпурной книжицей», советским паспортом.

Гражданство сродни воздуху: никто не думает о нем, когда он в избытке, но стоит ему пропасть, мгновенно встает гамлетовский вопрос о бытии – небытии. Оседлому, крепко стоящему на ногах обывателю невдомек, каким желанным может быть российский паспорт. Для трудовых мигрантов, беженцев из стран СНГ и просто бывших граждан Советского Союза это заветная и труднодостижимая цель.

Жизнь после ЕСПЧ: как защитить права человека в России при измененной Конституции

В районных судах при входе уже несколько лет можно наблюдать специально оборудованные небольшие залы для содержания ожидающих депортации мигрантов. На лицах охраняющих их полицейских и приставов лежит печать рутины: несмотря на страшные штрафы для работодателей, угрозы на полный запрет въезда для работников, нелегальный труд процветает. По долгу юридической службы мне часто приходилось бывать в районных судах, и никогда я не видел эти залы пустующими.

Читать еще:  2020 г

Быть иностранцем на чужбине – тяжелый путь. Кроме трудовой копейки и семейной фотографии, карман греет и паспорт далекой, но все же своей страны. Однако бывает, что и этой опоры лишен человек. Речь об апатридах, или лицах без гражданства.

Чужой среди своих

Эмиль Алимурадов родился в 1992 г. в Баку и на себе ощутил все прелести переходного периода от Советского Союза к России и СНГ. До 2003 г. он жил на родине, затем перебрался в Санкт-Петербург: его семья решила вложиться в местный бизнес. Для этого была продана семейная квартира, т. е. дома в Азербайджане не осталось.

Переехав в Россию, Эмиль закончил школу. Аттестат об окончании средней школы присоединился к свидетельству о рождении – вот и все документы. Как ни удивительно, первое время их хватало, власти к нему не придирались.

Но в какой-то момент миграционные законы заработали на всю катушку. Эмиль работал на стройке и делил съемную квартиру с другими рабочими. Однажды утром в ней произошла облава, и сотрудники Федеральной миграционной службы задержали Эмиля и доставили в полицию вместе с незаконными трудовыми мигрантами. 7 февраля 2014 г. Кировский районный суд Санкт-Петербурга признал Эмиля виновным по п. 3 ст. 18.8 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение иностранцем или лицом без гражданства правил проживания в России). Суд, как и всегда в таких случаях, наложил на него штраф и приговорил к выдворению за пределы страны. Вместе с товарищами по несчастью (вернее, по административной статье) он был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), предназначенный для содержания лиц, ожидающих выдворения. Важное отличие его от незаконно приехавших иностранцев заключалось в том, что он был апатридом – лицом без гражданства.

Далее сотрудникам Федеральной миграционной службы, в чьей власти находился Алимурадов, надлежало понять, куда именно его следует депортировать. На запрос в консульство Азербайджана пришел ответ, что гражданином этой страны Эмиль не является. Примечательно, что обмен корреспонденцией внутри Санкт-Петербурга занял 2 месяца и 2 дня. Алимурадов, разумеется, все это время находился в ЦВСИГе.

Эмиль понимал, что по российским законам его выдворение невозможно. Выслать нарушителя миграционных законов можно лишь на его родину, а точнее, в страну, гражданство которой он имеет. Что делать в этой ситуации с апатридами, из закона явно не следует. И хуже того: по процедуре человека сначала признают подлежащим выдворению и только потом выясняют, возможно ли оно.

Отдельно стоит сказать о ЦВСИГе. Он расположен в Красном Селе, на границе Петербурга и Ленобласти. По сути, это тюрьма для иностранцев. Однако у обычной российской колонии общего режима можно обнаружить ряд преимуществ перед этим заведением. В колониях действуют правила внутреннего распорядка, Уголовно-исполнительный кодекс и другие акты. Российский заключенный имеет право на определенное количество прогулок в день, свиданий с близкими в год, наконец, 72 руб. в сутки на питание. Пусть эти права часто попираемы, но все же они декларируются, и существует правовой механизм защиты. А в изоляторах для ожидающих выдворения ничего этого нет: прогулки, пища, свидания целиком зависят от администрации (и умения с ней «договариваться»).

В первые дни заключения Эмиль делил 17-метровую камеру с 10 другими мужчинами. Нар не было, матрасы расстилали прямо на полу. Гигиенические удобства были явно неадекватными количеству содержавшихся лиц. Впоследствии население камеры увеличивалось до 17 человек! Ожидающие выдворения жили на этаже, покидать который было запрещено. Главным событием недели становилась 15-минутная прогулка. Такую частоту администрация объясняла отсутствием персонала. Ни радио, ни библиотеки, ни мастерской, ни иных развлечений в центре не имелось.

На свободу он вышел только 27 ноября – после вступления в законную силу решения городского суда Петербурга, аннулировавшего решение нижестоящего суда о выдворении.

Проведя в ЦВСИГе немногим менее восьми месяцев, Эмиль решил обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В жалобе он потребовал считать условия его содержания в центре нарушающими Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Вторым основанием для жалобы была процессуальная невозможность добиться судебного пересмотра решения о лишении свободы даже несмотря на фактическую невозможность выдворения.

Власти России в своем меморандуме в ЕСПЧ признали, что условия не были достойными. Однако указали, что заявитель, зная о нахождении в России без правовых оснований, не представил доказательств своих попыток получить гражданство за весь период, начиная с возраста совершеннолетия.

Европейский суд указал, что заключение под стражу в случае Эмиля Алимурадова нельзя признать допустимым, так как отсутствовала законодательная – и реальная – возможность выдворения лица без гражданства в какое-либо иное государство. Сходной позиции суд придерживается и по аналогичным делам апатридов в России (см., например, дело Ким против России).

ЕСПЧ указывает, что неразвитость условий содержания в центре обусловлена его предназначением – для кратковременного содержания под стражей. Заявитель же провел там восемь месяцев, чрезвычайно долгий для данной категории дел срок, и его права на достойные условия содержания заключенных были нарушены, признал суд.

В Европе существует орган, который следит за исполнением решений Европейского суда по правам человека. Это Комитет министров совета Европы (КМСЕ). Он неоднократно выказывал обеспокоенность тем, что решения ЕСПЧ в России не выполняются, подчас и в случаях, когда Россия признает свою вину. В вопросе прав апатридов КМСЕ отметил ряд позитивных шагов, которые предприняли российские власти. В частности, 23 мая 2017 г. Конституционный суд (КС) вынес постановление о необходимости внесения поправок в законодательство. КС отметил, что должен быть судебный контроль за сроками пребывания людей в специальных учреждениях для лиц, ожидающих выдворения. КС также отметил, что необходим специальный статус для апатридов, которых невозможно депортировать вследствие того, что другое государство отказывается их принимать. КМСЕ призвал российские власти продолжить реформы в этой области, включая создание специального миграционного статуса для лиц без гражданства, которых не готовы принять другие страны.

Вероятно, положительная динамика стала возможна в том числе благодаря деятельности НКО. Так правозащитный центр (ПЦ) «Мемориал» и антидискриминационный центр «Мемориал» направляли в КМСЕ свои рекомендации для российских властей. В них, в частности, говорилось о том, что судам следует учитывать реалистичность выдворения человека и не лишать свободы тех, кого объективно невозможно депортировать. В рекомендациях также говорилось о необходимости легализации пребывания таких людей в России.

Однако в этой области по-прежнему остается много проблем. Хотя ряд заявителей, выигравших дела в ЕСПЧ, вышли на свободу, они так и не смогли получить легальный статус в России. Это означает, что в будущем не исключены претензии к ним со стороны правоохранительных органов. КоАП по-прежнему позволяет лишать свободы лиц без гражданства, выдворить которых по тем или иным причинам невозможно. В нынешних реалиях ситуация еще усугубляется пандемией: рейсов в иностранные государства нет, а лишать свободы людей для цели выдворения по-прежнему возможно. В связи с этим правозащитники, включая сотрудников ПЦ «Мемориал», обратились 29 марта 2020 г. к властям России с призывом освободить людей, выдворение которых в условиях пандемии невозможно осуществить.

Сейчас идет обсуждение проекта нового КоАПа. Хотелось бы, чтобы в новом документе полностью учитывались выводы ЕСПЧ, чтобы ситуации с долгим ожиданием депортации «в никуда» в неволе стали бы невозможны, а лица без гражданства смогли бы приобрести в России легальный статус.

Об авторе: Марк Перельцвайг – независимый юрист

Материал подготовлен совместно с правозащитным центром «Мемориал»

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector