Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Досросное расторжение контракта военослужащкго

Новости

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 мая — РАПСИ, Михаил Телехов. Положения закона о воинской обязанности не предполагают произвольного отказа в увольнении военнослужащих, после расторжения брака в одиночку воспитывающих несовершеннолетних детей, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.

Таким образом, оспариваемый жительницей Ростова-на-Дону Олесей Селиной абзац 5 подпункта «в» пункта 3 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был признан соответствующим Конституции РФ. Решение КС основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

Уход за ребенок не совместим со службой

Согласно оспоренной норме, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам — в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает один. Ссылаясь на это положение в декабре 2018 года Селина подала рапорт об увольнении из Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области в связи с невозможностью совмещать службу с воспитанием часто болеющей четырехлетней дочери. Женщина указала, что разведена, а отец девочки живет в другом населенном пункте. Но аттестационная комиссия посчитала, что изложенные причины неуважительны. Суды, куда она направляла жалобы, отметили, что при расторжении брака место жительства ребенка определено не было, а в представленных заявительницей медицинских документах не содержится вывода о том, что ребенок нуждается в постоянном уходе. При таких обстоятельствах за Селиной не было признано безусловного права на увольнение согласно вышеуказанной норме. Тогда Селина обратилась в КС, посчитав, что по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, эта норма не предполагает прекращения военно-служебных отношений по предусмотренному им основанию в том случае, если отец ребенка не лишен родительских прав.

Досрочное увольнение контрактника

КС РФ отметил, что особенности правового статуса военнослужащего предполагают определенные ограничения, например, с учетом необходимости сохранения боеспособности воинских подразделений и обеспечения безопасности страны у контрактников отсутствует право уволиться досрочно по собственному желанию.

«Однако это возможно при наличии определенных обстоятельств (в том числе семейных), а также уважительных причин, объективно не позволяющих военнослужащему в полном объеме выполнять условия контракта», — подчеркивает КС . По его мнению, предусматривая возможность досрочного увольнения для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей в одиночку, оспариваемая норма не содержит конкретики относительно этих лиц, а действующие в сфере государственной службы законы и разъяснения ВС РФ не устанавливают исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия матери либо отца.

КС указал, что оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ.

«Она не может расцениваться как противоречащая конституционным предписаниям, поскольку направлена прежде всего на защиту интересов несовершеннолетних детей граждан, проходящих военную службу, и не предполагает произвольного, без тщательного исследования всех обстоятельств дела (включая состояние здоровья ребенка, возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним, и др.), отказа в увольнении с военной службы военнослужащих, после расторжения брака воспитывающих детей, не достигших возраста 18 лет», — гласит постановление КС.

Дело Селиной подлежит пересмотру с учетом обозначенных правовых позиций.

Можно ли разорвать контракт о прохождении военной службы (уволиться по собственному желанию) до окончания испытательного срока?

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как правильно составить рапорт о досрочном увольнении с рядов армии, как не прошедший испытательный срок? Какая правильная формулировка нужна и какие сопутствующие документы требуются, а так же, как правильно составить приказ об увольнении и список сопутствующих документов.

Согласно статье 34.1. Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для поступивших на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (за исключением поступивших на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации), либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, либо для участия в походах кораблей, а также обучающихся в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования), в целях проверки их соответствия требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, устанавливается испытание сроком на три месяца. Ели в течение срока испытания командирами (начальниками) будет установлено, что военнослужащий не соответствует требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, он признается командиром (начальником) воинской части не прошедшим испытание и увольняется с военной службы (направляется для прохождения военной службы по призыву) по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.

Как указал Конституционный Суда РФ в своем Определении от 30 сентября 2004 г. N 322-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» «Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности.

Особый характер реализации права на труд при осуществлении военной службы нашел свое закрепление в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 которой, озаглавленной «Запрещение рабства и принудительного труда», для целей данной статьи «термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя: а) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 данной Конвенции или условно освобожденное от такого заключения; b) всякую службу военного характера.

Военнослужащий, подписывая контракт и приступая к военной службе, налагает на себя ряд обязанностей, которые отсутствуют в других видах трудовой деятельности, в частности обязанность продолжать службу после истечения срока, указанного в контракте, в случаях, предусмотренных в законе.»

Таким образом, положения Трудового кодекса РФ (ТК РФ), по общему правилу, не применимы для регулирования военно-служебных отношений, в связи с чем, можно сделать вывод о том, что норма права, закрепленная в ст. 71 ТК РФ, предусматривающая, что если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня, в данном случае не применима.

Поскольку указанный Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не содержит в себе аналогичной нормы, следует прийти к выводу о том, что военнослужащий, который в течение срока испытания посчитает, что военная служба по контракту ему не подходит, не имеет права по собственной инициативе отказаться от прохождения военной службы по контракту.

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

Наша страничка в ВК здесь=>>>

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва) (режим работы 9:00-19:00, кроме праздничных дней и выходных)

ВНИМАНИЕ! КОНСУЛЬТАЦИИ ПЛАТНЫЕ, ВРЕМЯ МОСКОВСКОЕ! МЫ НЕ ПЕРЕЗВАНИВАЕМ НА СБРОШЕННЫЕ ЗВОНКИ! В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОЧНЫЙ ПРИЕМ В ОФИСЕ НЕ ВЕДЕТСЯ!

Задать вопрос военному юристу E-mail:sud-mo@yandex.ru

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерена военной службы, боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам. Спасибо!

Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место» . Такую награду получают организации, если пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

© 2016 Юридическая компания «СТРАТЕГИЯ» Все права защищены.

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?) Мы участвуем!

За расторжение контракта придется отвечать

В декабре комитет Госдумы по обороне рассмотрит поправки в законопроект «О статусе военнослужащих». Смысл поправок — досрочное расторжение http://iz.ru/armia2/article1476832" target=»_blank»>контрактов военнослужащими будет караться штрафами. Более того, в случае досрочного расторжения контракта недобросовестные волонтеры должны будут вернуть государству потраченные на них деньги.

«Мы серьезно работаем над вопросом ответственности военнослужащих, досрочно расторгающих свой контракт, — заявил начальник службы кадровой и воспитательной работы Минобороны Николай Панков. — Нами подготовлен законопроект, предусматривающий материальную ответственность военнослужащих за досрочное расторжение контракта».

Предполагаемые суммы штрафов пока неизвестны. Раньше с нерадивых военнослужащих, досрочно расторгнувших контракт по неуважительным причинам, могли удержать деньги только за форму. Согласно поправкам теперь они будут вынуждены возвращать в полной мере государству деньги за их содержание в рядах Вооруженных сил, то есть солдаты и сержанты-контрактники будут обязаны выплатить стоимость одежды, питания во время службы и ряд других затрат.

Читать еще:  Кто и за чей счет доставляет товар в магазин? Обязан ли потребитель оплачивать доставку товара в магазин

«Очень часто военкоматы присылают в части людей, идущих служить по контракту без осознанной мотивации. Этих ребят привлекают только деньги и возможность получения жилья, — говорит источник в Минобороны. — На практике же оказывается, что денежное довольствие не столь высоко (до 8000 рублей в обычное время и 15 000 рублей — в боевых условиях. — «Известия» ). С жильем другая проблема: ипотечный кредит на покупку недвижимости можно взять спустя 3 года безупречной службы, а чтобы квартира в итоге стала бесплатной, придется прослужить не менее 20 лет».

Согласно поправкам, если офицер в течение пяти первых лет службы по контракту не выполняет своих обязанностей, то он должен будет возместить стоимость своего обучения в вузе, а это сотни тысяч рублей. По словам министра обороны Сергея Иванова, фактически это означает, что некоторым «придется расплачиваться всю жизнь».

Как считают в Минобороны, такие меры пойдут на благо контрактникам и облегчат работу военкоматов с волонтерами. Военкоматы будут вести просветительскую работу, чтобы кандидат на контрактную службу твердо знал не только о плюсах, на которые он может рассчитывать в армии, но и об ответственности за неисполнение своих служебных обязанностей. По мнению Белоусова, ужесточение условий контракта, введение в него материальной ответственности военнослужащего за досрочное расторжение должно положительно сказаться на ситуации.

Контрактники в цифрах

В рамках федеральной целевой программы в течение 2005 года на контракт переводятся 40 соединений и воинских частей постоянной готовности, и на 1 ноября они уже укомплектованы на 70 процентов.

К концу года в них будут проходить службу более 42 тысяч солдат и сержантов-контрактников.

В 2006 году контрактниками будут укомплектованы еще 20 частей общей численностью более 31 тысячи человек.

На совещании в Минобороны Сергей Иванов обратил внимание командиров и начальников всех степеней на то, что выполнение плана по набору добровольцев не должно быть самоцелью. «Основная работа еще впереди, и главное в ней — улучшение качества подготовки личного состава».

Порядок увольнения военнослужащего с военной службы

Увольнение по собственному желанию с военной службы нельзя назвать распространенной ситуацией. Несущий службу гражданин не располагает теми же правами, что и трудящийся на предприятии в соответствии с трудовым законодательством. В одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанностей с уведомлением за определенный срок военнослужащий не вправе. И законодатель идет по пути постоянного ужесточения законодательства: так, недавно принята поправка, в соответствии с которой, если военнослужащий подлежит увольнению с военной службы за виновные действия (несоблюдение условий, нарушение запретов и т. д.), он не вправе выбрать основание прекращения взаимоотношений, даже если у него они есть (достижение предельного возраста, например).

Контракт заключается на определенный срок, не менее двух лет, и досрочное его расторжение по-прежнему вызывает большие вопросы в правоприменительной практике.

Законодательная основа увольнения военнослужащего

ФЗ № 53 «О воинской обязанности в военной службе», принятый еще в 1998 году, устанавливает общие положения несения этой обязанности гражданами. Понятие «увольнение» может быть отнесено не только к контрактникам, осуществляющим ее на основании отдельного документа, заключенного между сторонами. Этот же термин действует и в отношении срочников, однако обычно вопросы вызывает именно расторжение соглашения с контрактниками.

По ст. 50 ФЗ № 53, военнослужащие увольняются:

  • в запас (если они достигли определенного возраста — могут быть в будущем призваны на военные сборы);
  • в отставку (достигли предельного возраста запаса или имеют серьезные проблемы со здоровьем и признаны негодными к службе).

Порядок увольнения офицеров до звания полковника или капитана 1 ранга определен Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

В ст. 51 ФЗ 53 указаны основания увольнения военнослужащих с военной службы, их можно поделить на три основные группы:

  • по не зависящим от сторон причинам (истечение срока, достижение предельного возраста, состояние здоровья);
  • по волеизъявлению командования (за виновные действия, при утрате доверия);
  • по инициативе служащего.

Таким образом, не существует отдельной статьи увольнения с военной службы по контракту, все основания прекращения контракта перечислены в одной статье ФЗ 53. Досрочное увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию гражданина возможно при наличии уважительных причин.

Кроме того, взаимоотношения сторон регулируются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента № 1237 в 1999 году.

Уважительные причины для увольнения

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 8, принятым в 2014 году и обобщающим судебную практику по вопросам расторжения контрактов с военными, уважительными признаются причины, обстоятельства, не позволяющие полностью выполнять гражданину возложенные на него обязанности.

Исходя из практики, таковыми являются:

  • состояние здоровья;
  • переезд жены или детей;
  • необходимость присмотра за родственниками;
  • перевод на новое место с понижением;
  • невыполнение командованием условий контракта, существенное и периодическое;
  • несоответствие должности образованию.

Порядок действий для контрактников

Как уволиться с военной службы по контракту? Гражданину необходимо совершить следующие действия в соответствии с законодательством:

  • подготовить доказательства уважительных обстоятельств или обстоятельств, не зависящих от волеизъявления сторон (например медзаключение);
  • составить рапорт и передать командованию.

Дальнейшее будет происходить лишь при пассивном участии военнослужащего. Алгоритм будет следующим:

  1. Командир проводит беседу и выясняет возможности продолжения службы с учетом полученной информации.
  2. Командир собирает пакет документов (рапорт, лист беседы, личное дело) и направляет их в аттестационную комиссию, которая не решает вопрос о прекращении контракта (это прерогатива командира), но дает ему рекомендации.
  3. Комиссия рассмотрит рапорт, оформит решение протоколом и донесет суть решения до гражданина.

На завершающей стадии происходит оформление расторжения контракта, составление приказа, выплата компенсаций.

Заявитель вправе обжаловать решение комиссии при несогласии с ним.

Таков порядок увольнения военнослужащего с военной службы, при этом нужно понимать, что увольнение, кроме тех, с кем расстались по состоянию здоровья, происходит в запас.

Для прекращения взаимоотношений с контрактниками законодателем предусмотрены дополнительные основания, перечисленные в ч. 2 ст. 51 ФЗ 53, в числе которых невыполнение условий, нарушение запретов, требований, ограничений и т. д. Кроме того, контрактники имеют право на обеспечение жильем при определенных условиях, выплаты и т. д.

Как срочнику уволиться досрочно

Уволиться досрочно с военной службы можно, лишь имея на то веские причины:

  • ухудшение состояния здоровья военнослужащего (подтвержденное заключением военно-врачебной комиссии);
  • близкие родственники нуждаются в уходе (об этом имеется заключение медико-санитарной экспертизы);
  • есть опекаемые до 18 лет;
  • является отцом-одиночкой или отцом 2 и более детей, или отцом ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет;
  • переходит на должность военного судьи или стал депутатом.

Процедура будет соответствовать описанной выше. Для подтверждения обстоятельств, вызвавших необходимость досрочного прекращения службы, могут использоваться медицинские заключения, справки из органов опеки и тому подобные документы.

Составление рапорта

Документы при увольнении с военной службы, составляемые самим заявителем, — это рапорт. Он составляется в свободной форме на имя командира. В рапорте нужно указать данные о служащем и обязательно сослаться на причины расторжения соглашения. Подтверждающие документы и справки нужно приложить к рапорту в копиях или оригиналах и обязательно перечислить в приложениях, чтобы была отметка об их получении. Кроме того, стоит упомянуть, каким образом заявитель намерен решить вопрос об обеспечении жильем.

Расторжение контракта по собственному желанию.

Если военнослужащий желает прекратить контрактную службу, а законных оснований нет, то не стоит провоцировать вышестоящих военных и становится нарушителем договора в надежде на увольнение по законным мотивам. В трудовую книжку занесут факт нарушения контракта, что в будущем усложнит устройство на работу в государственные органы и в крупные предприятия с высокими требованиями. Если служить осталось недолго, то лучше переждать это время, чем остаться с отрицательными характеристиками в личном деле.

Как правильно расторгнуть военный контракт?

Если решение об увольнении является обдуманным поступком и есть уважительные, законные основания, то нужно написать рапорт командиру с просьбой ходатайствовать его по существу. В заявлении стоит указать обстоятельства, содействующие досрочному расторжению контракта, приложить подтверждающие документы, справки.

Последствия досрочного расторжения контракта.

Контрактник с досрочным увольнением по уважительным и законным причинам имеет право на государственную материальную и социальную помощь. Минобороны гарантирует выплатить все премии и компенсации, сохранить льготы, предусмотренные всем военнослужащим.

Во время разрыва контракта и написания рапорта интересы военного и вышестоящих лиц являются противоположными, поэтому сроки рассмотрения документа могут специально затягиваться. Если с момента подачи рапорта командиру прошло более 30 дней, то за бездействие стоит подать жалобу в суд.

Уважительные причины для увольнения

В пункте 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» подробно расписаны уважительные причины, по которым военный может досрочно прекратить службу:

  • Несоблюдение условий контракта в сторону военнослужащего.
  • Признание медицинской комиссией человека ограниченно годным к несению военной службы.
  • Получаемые военные выплаты не устраивают гражданина. В этом случае необходимо доказать, что доход на каждого члена семьи — ниже прожиточного минимума.
  • У военного женского пола протекающая беременность имеет осложнения.
  • По семейным обстоятельствам:
  • невозможность проживания одного из члена семьи по некоторым причинам здоровья в местности, где гражданин выполняет условия контракта, отсутствие возможности перевода контрактника вместе с семьёй в более благоприятные условия;
  • необходимость в постоянном уходе за своими близкими родственниками (родители, родные брат и сестра, официальный(ая) супруг(а), бабушка и дедушка, усыновитель);
  • необходимость в уходе несовершеннолетнего ребёнка, которого военнослужащий воспитывает один;
  • выполнение обязательства опекуна или попечителя не достигших 18 лет своего родного брата или родной сестры при отсутствии других лиц, которые должны исполнять обязанности за несовершеннолетними.
Читать еще:  К чему приснилась кража чего-либо

Особенности составления рапорта

Каждый военнослужащий при желании разорвать контракт обязан написать заявление на увольнение. Иначе в военной отрасли данный документ именуется рапортом.

При написании рапорта стоит указать такую информацию, как:

  • персональные данные военного;
  • желание прервать службу в рядах Вооружённых Сил РФ по контракту;
  • законные причины, по которым военнослужащий хочет разорвать контракт военной службы;
  • информация о военной части и имя того, на кого пишется рапорт;
  • сколько полных лет прослужил в российской армии;
  • сведения о предоставленном жилье на время службы;
  • просьба обеспечить военного, разорвавшего договор по законным основаниям, положенными выплатами и льготами.

Выплаты, положенные военнослужащему при увольнении

За добросовестную службу в рядах российской армии и выполнения военных обязанностей, при увольнении из Вооружённых Сил РФ, государство обеспечивает гражданина и его семью некоторыми льготами и финансовой помощью.

Сумма получаемая бывшим военнослужащим зависит от продолжительности военной службы.
По закону человек, отслуживший до двадцати лет, должен получить единовременное пособие равное в размере двух окладов денежного содержания. Размер вознаграждения значительно увеличивается, если гражданин прослужил своему государству более 20 лет, и равняется семи окладам.

Премия за добросовестное выполнение должностных обязанностей.

Возможность поощрять военнослужащих за добросовестную контрактную службу появилась в 05.12.11 году, благодаря принятому Постановлению №993.
Размер премии зависит от многих факторов, показывающие эффективную военную службу увольняющего военного. Максимальная сумма равна трёхмесячного оклада.

Единовременное пособие при признании военнослужащего не пригодным к военной службе.

При ухудшении здоровья гражданин имеет подать рапорт на увольнение по уважительной причине. Для этого необходимо пройти военно-врачебную комиссию и получить заключение о состоянии здоровья. В таком случае военнослужащий имеет право получить более высокое пособие, зависящее от длительности несения службы:

  • если отслужил в российской армии меньше десяти лет – в размере пяти окладов;
  • от 10 до 15 лет – до десяти окладов;
  • от 15 до 20 лет – пятнадцать окладов;
  • больше 20 лет – двадцать окладов.

На выплаты имеют право только те граждане, которые завершают военную карьеру по уважительным причинам.

Когда военнослужащий вправе досрочно уволиться в связи с уходом за ребенком, которого он воспитывает сам?

27 мая Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 26-П по жалобе сотрудницы ФСБ России на абз. 5 подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, согласно которому военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение по семейным обстоятельствам (в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка).

Повод для обращения в КС

В декабре 2018 г. прапорщик Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области Олеся Селина подала рапорт об увольнении с военной службы в связи с необходимостью ухода за ребенком. В качестве причины увольнения женщина указала, что ее бывший супруг теперь проживает в другом населенном пункте, а она не может совмещать службу с воспитанием часто болеющей малолетней дочери.

Аттестационная комиссия сочла такие причины обращения неуважительными и отказала в подаче ходатайства на имя руководства о досрочном увольнении сотрудницы. Впоследствии начальник Пограничного управления также отказал женщине в таком увольнении.

Олеся Селина обжаловала отказ работодателя в военном гарнизонном суде, отказавшем в удовлетворении ее требований. В своем решении суд указал, что при разводе родителей место жительства ребенка не было определено, а представленные заявительницей медицинские документы не доказывают потребность девочки в постоянном материнском уходе. Таким образом, суд не признал за заявительницей безусловного права на увольнение с военной службы на основании абз. 5 подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, поэтому у командования не возникло обязанности прекратить с ней служебные отношения.

В дальнейшем апелляция поддержала решение первой инстанции. При этом вторая инстанция добавила, что увольнение военнослужащего по такому основанию возможно только в случае, если второй родитель не выполняет своих обязанностей по отношению к ребенку. В рассматриваемом же случае такое обстоятельство констатировать нельзя, поскольку бывший муж женщины не лишен родительских прав и периодически навещает дочь, а мать истца живет по соседству и ухаживает за внучкой.

Впоследствии Верховный Суд отказался рассматривать жалобу заявительницы под предлогом того, что совместное проживание матери с ее болезненным ребенком не может свидетельствовать о необходимости ее увольнения с военной службы по указанному ею правовому основанию, поскольку на нее в полной мере распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ.

Выводы Конституционного Суда

В своей жалобе в Конституционный Суд Олеся Селина указала, что спорное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не предполагает прекращения военно-служебных отношений по предусмотренному им основанию в том случае, если отец ребенка не лишен родительских прав.

После изучения материалов дела КС РФ напомнил, что проходящие военную службу лица обладают некоторыми ограничениями в правах и свободах человека и гражданина (например, в праве на досрочное увольнение по собственному желанию). Такое правовое регулирование обусловлено правовой природой военной службы и ее специфическим назначением.

В связи с этим п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе допускает досрочное увольнение с военной службы при наличии определенных обстоятельств, в число которых также входит необходимость ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка. «Таким образом, военнослужащий, воспитывающий ребенка, не лишен возможности увольнения с военной службы как при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, так и при их отсутствии, если есть уважительные причины, препятствующие прохождению военной службы», – отмечено в постановлении.

КС указал, что, предусматривая возможность увольнения с военной службы досрочно для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей без матери (отца), оспариваемая норма вместе с тем не устанавливает критериев, на основании которых выделяется данная категория военнослужащих, и не содержит перечня лиц, к ней относящихся. Исходя их смысла законодательства и разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2014 г. № 8, к лицам, воспитывающим ребенка без матери (отца), можно отнести тех, кто самостоятельно воспитывает ребенка, если другой родитель умер, безвестно отсутствует, признан недееспособным (ограниченно дееспособным), лишен родительских прав или ограничен в них, долгое время проходит лечение в медицинской организации, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказался взять своего ребенка из оказывающей социальные услуги, медицинской, образовательной или аналогичной организации. В силу отсутствия исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия второго родителя, на практике допускается учет разнообразных факторов, препятствующих родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

Соответственно, отметил КС, при рассмотрении таких дел суды должны принимать во внимание весь комплекс конкретных обстоятельств (включая оценку состояния здоровья ребенка и зависящую от такой оценки возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним). Иное бы противоречило конституционным требованиям защиты семьи, материнства, отцовства и детства, их государственной поддержке и конституционным принципам социального государства, а также нарушало бы баланс публичных и частных интересов. В связи с этим КС РФ счел, что спорная норма соответствует российской Конституции, но распорядился о пересмотре судебного дела заявительницы при отсутствии для этого иных препятствий.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в рассматриваемом деле Конституционный Суд не ответил на поставленный перед ним вопрос. «Фактически КС пришел к выводу, что в ситуации заявителя некоторые вопросы личной и семейной жизни (к которым относятся вопросы ухода за ребенком, его воспитания) военнослужащий не может решать самостоятельно, как не могут это делать и члены его семьи, в том числе бывшие. Эти вопросы должны решать коллегиально другие военнослужащие на заседании аттестационной комиссии. Полагаю, что выводы Конституционного Суда ошибочны и в данном деле имеет место нарушение ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также и нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод», – отметил адвокат.

Константин Маркин полагает, что в рассматриваемом случае можно говорить о нарушении прав не только Олеси Селиной, но и ее несовершеннолетней дочери, а также бывшего мужа и других родственников. «Ведь с учетом состоявшихся по делу решений судов на бывшего мужа (проживающего в другом населенном пункте и живущего отдельной семьей) и, что совсем удивительно, на мать заявительницы фактически возлагается обязанность проживания с ребенком и ухода за ним, причем без учета их мнения. Полагаю, что в данном деле можно говорить и об определенном виде дискриминации. Так, женщины-военнослужащие, которые не живут совместно с отцами своих детей по причине развода, оказываются в худшем положении, чем женщины-военнослужащие, которые не живут с отцами своих детей по другим причинам», – подчеркнул адвокат.

Читать еще:  Как узнать дату выдачи первых водительских прав

Он добавил, что Суд не проанализировал, как может отразиться на обороноспособности страны и интересах государства реализация права на увольнение той категории военнослужащих, к которой относится заявительница. «С учетом этого постановления КС количество решений судов, где будет признан законным отказ командования в реализации права на досрочное увольнение женщины (мужчины), воспитывающей ребенка самостоятельно после развода с супругом, к сожалению, только увеличится», – отметил эксперт. Константин Маркин добавил, что, по имеющейся информации, Олеся Селина уже подала жалобу в ЕСПЧ и у нее имеются хорошие перспективы.

Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Александр Передрук убежден, что отказ в досрочном увольнении с военной службы по контракту представляет собой не что иное, как ограничение конституционного права на уважение семейной жизни. «В рассматриваемом постановлении Конституционный Суд обратил внимание на необходимость установления баланса интересов и пропорциональности ограничения этого права в ситуации, когда военнослужащий мотивирует просьбу об увольнении необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка», – отметил он.

По мнению эксперта, с позицией Суда трудно не согласиться, так как он ориентирует суды на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств дела, имеющих значение для установления баланса интересов частного лица (конкретного военнослужащего) и публичного интереса. «КС подчеркнул, что при принятии решений правоприменительные органы не должны исходить из наличия лишь формальных оснований (таких как, например, лишение второго родителя ребенка родительских прав), а должны оценивать реальную возможность второго родителя участвовать в уходе за ребенком и его воспитании, а также состояние здоровья последнего, возможность посещения им дошкольной образовательной организации. Остается надеяться, что к этой правовой позиции прислушаются остальные суды», – резюмировал Александр Передрук.

Закон РБ О воинской обязанности и воинской службе
Статья 59. Увольнение с военной службы

Увольнение с военной службы военнослужащих, имеющих воинские звания высших офицеров, осуществляется Президентом Республики Беларусь, других военнослужащих – в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Увольнение с военной службы проводится:

в запас, если увольняемые военнослужащие не достигли предельного возраста состояния в запасе и по состоянию здоровья признаны военно-врачебными комиссиями годными к военной службе или годными к военной службе с ограничениями в мирное и военное время;

в отставку, если увольняемые военнослужащие достигли предельного возраста состояния в запасе или по состоянию здоровья признаны военно-врачебными комиссиями негодными к военной службе с исключением с воинского учета.

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

по возрасту – по достижении предельного возраста состояния на военной службе, в том числе по истечении срока контракта о прохождении военной службы, заключенного в связи с продлением срока военной службы, либо по личной просьбе в течение срока, на который продлена военная служба;

по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта о прохождении военной службы;

по болезни (в случае признания негодным к военной службе в мирное время);

в связи с лишением воинского звания;

в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде ограничения или лишения свободы, пожизненного заключения или смертной казни;

в связи с отчислением из военного учебного заведения, магистратуры, адъюнктуры, докторантуры, клинической ординатуры – при несоответствии требованиям для заключения контракта о прохождении военной службы, отсутствии других оснований для увольнения с военной службы или перевода в другое военное учебное заведение;

при установлении в период прохождения срочной военной службы обстоятельств, предусмотренных частью третьей статьи 31 настоящего Закона. При этом военнослужащий направляется в военный комиссариат (обособленное подразделение) для постановки на воинский учет призывников. В случае его повторного призыва на срочную военную службу ему засчитывается ранее пройденный срок срочной военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи:

с организационно-штатными мероприятиями;

с систематическим (более двух раз в течение года) невыполнением военнослужащим условий контракта;

с отказом военнослужащему в допуске к государственным секретам или прекращением указанного допуска;

со вступлением в законную силу приговора суда об осуждении военнослужащего, с освобождением военнослужащего, совершившего преступление, от уголовной ответственности или прекращением в отношении его производства по уголовному делу по нереабилитирующим основаниям;

с совершением проступка, предусмотренного контрактом о прохождении военной службы, являющегося основанием для досрочного расторжения контракта или прекращения его действия.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на увольнение с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи:

с болезнью в случае признания военнослужащего годным к службе вне строя в мирное время;

с нарушением в отношении военнослужащего условий контракта;

со снижением штатно-должностной категории, соответствующей занимаемой военнослужащим воинской должности, либо уменьшением должностного оклада по занимаемой им воинской должности;

с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего на новое место военной службы, благоприятное для проживания члена его семьи;

с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой (мужем), родными братом или сестрой, дедом, бабкой или усыновителями, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии в постороннем постоянном уходе, при отсутствии других лиц, обязанных в соответствии с законодательством Республики Беларусь содержать указанных граждан;

с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим 18-летнего возраста, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца), – в связи с ее (его) смертью, лишением родительских прав, а также в случаях, когда мать (отец) не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью I группы либо болезнью, препятствующей осуществлению ухода за ребенком, в соответствии с заключением врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии;

с осуществлением военнослужащим полномочий депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

с осуществлением военнослужащим на профессиональной основе полномочий члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов.

На гражданина, уволенного с военной службы по основаниям, предусмотренным абзацами вторым–четвертым, шестым, восьмым–десятым части пятой настоящей статьи, распространяются права, гарантии и льготы, установленные законодательством Республики Беларусь для граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Военнослужащий, проходящий срочную военную службу, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него обстоятельств, предусмотренных абзацем третьим части первой статьи 31 или абзацами вторым, четвертым–десятым части шестой статьи 32 настоящего Закона. Граждане призывного возраста, уволенные с военной службы, при возникновении в период прохождения срочной военной службы обстоятельств, предусмотренных частью шестой статьи 32 настоящего Закона, направляются в военный комиссариат (обособленное подразделение) для постановки на воинский учет призывников, а граждане, прослужившие на военной службе шесть месяцев и более, – на воинский учет военнообязанных. В случае повторного призыва на срочную военную службу граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете призывников, им засчитывается ранее пройденный срок срочной военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу офицеров по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него обстоятельств, предусмотренных абзацем третьим части первой статьи 31 или абзацами вторым, пятым, шестым и седьмым части шестой, частью девятой статьи 32 настоящего Закона.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии воинской части может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин, препятствующих исполнению обязанностей военной службы.

Военнослужащий не может быть уволен с военной службы, если в отношении его осуществляется уголовное преследование, за исключением случаев, когда военнослужащий увольняется по основаниям, предусмотренным абзацами вторым–четвертым и седьмым части третьей, абзацами третьим и шестым части четвертой, абзацем вторым части пятой настоящей статьи, по согласованию с соответствующим органом предварительного следствия или судом.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста состояния на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия по истечении срока контракта о прохождении военной службы в течение пяти лет, предшествующих дню приобретения им права на пенсию за выслугу лет.

Увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по мобилизации, проводится на основании указа Президента Республики Беларусь о демобилизации.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector