Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внутренний аудит системы менеджмента качества на предприятии

Аудит качества

Аудит качества на предприятии (Quality Audit) — это процесс систематического изучения системы качества, осуществляемый внутренними или внешними аудиторами. Это важная часть организации системы менеджмента качества и является ключевым элементом в ISO стандарту ISO 9001. С введением понятия «Система управления качеством», относящегося ко всей работе предприятия, возникла необходимость эффективной оценки этой системы, для чего и служит рассматриваемый термин. Согласно ЕN ISO 8402, аудит качества – это систематическое и независимое исследование с целью определить, отвечают ли результаты деятельности запланированным требованиям и задачам; выполняются ли эти требования на практике, и соответствуют ли они поставленным целям. Различают следующие методы оценки:

  • Внутренняя оценка силами самого предприятия (First Party Audits) выполняется с целью проверить систему и усилить ее слабые места.
  • Внешняя оценка силами одного из партнеров (Second Party Audits). Положительный аудит силами внешних экспертов подтверждает качественный потенциал поставщиков. По действующим ранее положениям проверка осуществлялась одним из действующих партнеров. В этом случае часто оказывалось, что одно и то же предприятие, будучи поставщиком многих компаний, вынуждено было проводить ежегодно многочисленные проверки, требующие много времени и затрат.
  • Внешняя оценка силами независимых специалистов (Second Party Audits). После введения международного стандарта стало возможным выполнять аудит силами независимых экспертов, посредством так называемых органов сертификации. Аудит предприятия проводится отныне силами сотрудников официально признанной, аккредитованной инстанции.
  • Сертификация / повторный аудит (Third Party Audits).

В EN 45003 дается следующее толкование понятию аккредитация: «Это метод, посредством которого некоторая значительная инстанция формально признает, что некоторая другая инстанция или физическое лицо обладает достаточной компетенцией, чтобы выполнять определенные задачи». Существует множество национальных и международных органов по сертификации. Для предоставления услуг по сертификации организация должна соответствовать требованиям ИСО 17021 «Оценка соответствия. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента», она должна быть зарегистрирована в соответствии с российским законодательством. При сертификации системы менеджмента качества аккредитованная организация проверяет СМК на ее соответствие положениям стандарта и при наличии соответствия выдает сертификат. От аудита качества требуется фактическая проверка рабочих мест и наблюдение за проведением работ.

Внутренний и внешний аудит качества

В соответствии с EN ISO 10011 имеются различные виды аудита качества. Внутренний аудит качества и внешний аудит качетва можно подразделить на три вида:

Аудит продукта как инструмент контроля на оперативном уровне. Задача аудита продукта – оценка соответствия изготовленного продукта установленным требованиям качества. Кроме проверки качества конструктивных элементов, узлов и конечного продукта с точки зрения заказчика, выполняется также проверка: документации по изготовлению; процесса производства и машин, а также средств контроля. Это осуществляется с привлечением актуальной документации по управлению качеством, соглашений, планов проверки и планов гарантии и т.д. Цель: создание среды, отвечающей качеству, определение целесообразности проверок и потенциала органов проверок, расчет возможностей для улучшения качества продукта, заполнение свидетельств на продукт, приобретение знака СЕ.

Аудит процесса как инструмент контроля среднего уровня руководства. Задача аудита процесса – проверка метода и процесса изготовления, как, например, в специальных процессах. Здесь важно установить потенциал качества метода путем определения прямых и косвенных параметров процесса, что позволит управлять процессом (методические указания, инструкции по проверке, рабочие инструкции, планы проверок и т.д.), а также проверка организационных принципов. Таким образом, улучшения качества можно достичь с учетом двух факторов: совершенствование поведения сотрудников (человеческий фактор), повышение потенциала метода и процесса (технический фактор). Цель: гарантия безопасности процесса и его потенциала, а также улучшение процесса.

Системный аудит качества как инструмент контроля высшего руководящего уровня. Данный вид нацелен, главным образом, на организацию предприятия посредством проверки целесообразности, соответствия и достаточной эффективности вех мероприятий по контролю качества, проверки ведения документации, касающейся мероприятий по его управлению, подтверждения выполнения требований стандарта EN ISO 9001 и определения слабых мест организации и отклонений от нормы. Это позволяет выдвигать предложения по: проведению корректировочных мероприятий, касающихся организации и техники, улучшению качества продуктов и процессов.

Порядок выполнения процедуры сертификации

Шаг 1: Заявка в орган сертификации. РОССТАНДАРТ РФ в настоящее время является национальным органом по сертификации и представляет национальную систему сертификации на международном уровне. Российская система сертификации, объединяющая в себе обязательную и добровольную сертификацию всех видов продукции, услуг, производств, систем менеджмента качества, определяется стандартом «Система сертификации ГОСТ Р».

Шаг 2: Предварительный аудит. Орган сертификации должен, прежде всего, составить себе картину предприятия, необходимых действий и временных затрат. Как правило, процедура длится для предприятия год — два. В результате формируется профильное сравнение. Обычно назначается срок выполнения сертификационного аудита, составляется календарный план.

Шаг 3: Руководство по управлению качеством, организационные и технические мероприятия. Настоящая работа для предприятия начинается с этого шага. С одной стороны, должны быть созданы все организационные и технические предпосылки, с другой стороны, должно быть готово руководство по управлению со всеми приложениями. Как минимум, должны быть приняты следующие меры:

  • назначение лиц, ответственных за качество,
  • назначение и обучение внутренних аудиторов,
  • подготовка организационных планов и должностных инструкций,
  • анализ квалификационных потребностей и проведение мероприятий по обучению,
  • составление технологических и рабочих инструкций для каждого процесса.

При необходимости обсуждаются и проводятся и другие мероприятия, например: организация кружков качества, групп по решению проблем, организация работы в группах.

Шаг 4: Сертификат. При выполнении всех условий по заявке выдается сертификат. Однако срок его действия ограничен, как правило, до трех лет. Каждый год выполняется контрольный качественный аудит. Выданные сертификаты соответствия подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре объектов Системы сертификации ГОСТ Р. Государственный реестр (Госреестр) – совокупность информации в электронном виде и фонд документов о системах, объектах, участниках сертификации и выданных сертификатах соответствия, зарегистрированных с целью придания им юридической силы.

Шаг 5: Повторная сертификация. Максимум через три года снова проводится сертификация. Возможно, что за этот период времени изменились требования. Снова проводится предварительный аудит. Теперь уже само предприятие определяет потребность в выполнении определенных действий.

Методика проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества на предприятии

Аудит — это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной оценки с тем, чтобы определить степень, с которой выполняются критерии аудита (МС ИСО 9000:2000).

В теории отмечают разные типы аудитов:

  • аудиты первой, второй, третьей сторон,
  • аудит адекватности,
  • аудит соответствия (внедрения),
  • аудит продукта (процесса, проекта),
  • горизонтальный аудит и т. д.

В данной же статье речь пойдет о внутреннем аудите, который проводится для анализа руководством своей собственной системы на основании собранной информации, ее результативности и эффективности, степени действительного выполнения политики в области качества.

По результатам внутреннего аудита принимаются решения об изменениях в управлении, корректирующих действиях, а также о возможности усовершенствовать систему управления предприятием.

Таким образом, внутренний аудит необходим для того, чтобы:

  • руководитель мог быть уверен в бездефектном производстве продукции (или мог получить полную картину производственного процесса);
  • можно было своевременно обнаруживать и контролировать производственные проблемы;
  • обеспечивать обратную связь для корректирующих действий и совершенствования системы управления на предприятии.

Говоря о качественном проведении аудита, особое внимание необходимо уделить составлению и использованию контрольных листов.

Под контрольным листом будем понимать инструмент (своеобразную памятку), позволяющий аудитору помнить об информации, которую он должен получить, и о том, что фактически должно быть проверено в ходе аудита.

Сразу определимся, что контрольный лист нельзя использовать как список вопросов, которые задаются аудируемому (проверяемому) персоналу, и в нем не делаются отметки о полученных ответах.

Для демонстрации полезности контрольного листа рассмотрим пример.

На производственном предприятии «Молоток», имеющем систему менеджмента качества, соответствующую международному стандарту ISO 9001:2000, необходимо проверить процесс закупок. Данный процесс описывается одной процедурой ПР.М.07/03 (см. CD-приложение).

Для подготовки аудита следует заполнить контрольный лист. Существует много разных вариантов контрольного листа. Мы приводим образец этой формы.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

Отдел/подразделение/процесс_____________________________________________________________
Дата «____»_________________2003 г. Отчет №_____________

№ п/пПункт ISO 9001:2000ПроцедураВопросЗамечания аудитораВремя

Аудитор _____________________________ (Ф.И.О.)
(подпись)

Контрольный лист используется для каждой конкретной, отдельно взятой, ситуации.

Контрольные листы должны готовиться с использованием процедур и других специфических документов системы качества, чтобы аудитор мог с их помощью получить необходимую информацию и обратить внимание на контрольные точки.

В контрольных листах аудитором могут фиксироваться:

  • подробные данные интервьюируемого лица;
  • наименование и характеристика оборудования;
  • пункты стандарта;
  • документы, которые проверяются, и т.д.

Таким образом, грамотно составленные и заполненные контрольные листы могут стать документальным дополнением к отчету об аудите.

Еще одно важное преимущество контрольного листа — возможность правильно организовать время проведения аудита. При подготовке контрольного листа аудитор может предположить, сколько времени потребуется на то, чтобы проанализировать различные проблемы. Это позволяет достаточно точно планировать аудит. Потом, при проведении самого аудита, можно управлять темпом проверки и вносить необходимые корректировки.

Теперь мы подошли вплотную к этапу проведения аудита и рассмотрим, с чем может столкнуться аудитор.

Во время аудита возможны случаи обнаружения несоответствий (невыполнения требований (ISO 9000:2000)). Под несущественными несоответствиями понимается единичное небольшое отклонение от установленных требований, под существенными несоответствиями — невыполнение любого из пунктов стандарта ISO серии 9000 или других критериев аудита. Классификация несоответствий зависит от того, насколько систематическим было несоблюдение требований и как это несоблюдение влияет на качество. Например, несколько небольших отклонений от требований, выявленных на предприятии, могут рассматриваться как существенное несоответствие, и в этом случае будет оформлен один отчет о несоответствии, в частности — когда определена их общая причина.

Часто несоответствия рассматриваются как что-то отрицательное, однако важно довести до аудируемых, что найденные проблемы является уже половиной решения и потенциалом для улучшения системы с помощью применения корректирующих и предупреждающих действий.

Информация о несоответствиях, занесенных в Отчет о несоответствии (другие названия — Запрос на корректирующие действия, Запрос на совершенствование качества), а также об отмеченных аудитором положительных моментах сообщается руководителю проверяемого подразделения. Но прежде чем аудитор составит отчет о несоответствиях, он должен быть абсолютно уверен, что несоблюдение действительно имело место.

Обычно предприятия используют определенную форму Отчета о несоответствии, приводимую в процедуре о внутреннем аудите. Есть случаи, когда не используют никаких определенных форм, и несоответствия просто регистрируются в рамках полного отчета об аудите вместе с записями всех других наблюдений аудита.

И хотя нет четких правил создания формы Отчета о несоответствии, можно выделить элементы, которые стоит предусмотреть при ее составлении:

  • отличительный номер;
  • поле для записей аудитором деталей обнаруженного несоответствия;
  • поле для записей корректирующих действий (желательно, когда это поле заполняется самим аудируемым или руководителем проверяемого подразделения);
  • поле для подтверждения аудитором того, что действие выполнено вовремя.
Читать еще:  Беременность и ЭКО по ОМС

Предположим, что в процессе аудита было обнаружено несоответствие. Наша задача — написать отчет. Образец формы Отчета о несоответствии помещен на CD приложении.

При заполнении поля для несоответствия нужно опираться на четкое и точное описание того, в чем состоит нарушение. Отчет должен быть основан на объективном доказательстве за счет соответствующих ссылок (номер работы, номер продукта, номер чертежа, номер бирки, номер заказа, ссылка на отгрузку и т.д.).

Объективным доказательством может быть, например:

  • основанная на фактах демонстрация различий между Руководством по качеству и связанными процедурами;
  • основанная на фактах демонстрация различий между процедурами и реальным выполнением процесса и т.п.

В зависимости от конкретного случая необходимо будет указывать или объяснять требование стандарта или приводить критерии аудита, которые были нарушены.

Опытные аудиторы советуют готовить отчет о несоответствии на местах. Это позволяет:

  • своевременно сообщить аудируемому о результатах проверки, избежать расхождения во мнениях относительно обнаруженных несоответствий, согласовать факты;
  • проанализировать для аудируемого отчет и обозначить корректирующие действия.

Обязанность аудитора во время проведения аудита — удостовериться в том, что полное объективное доказательство соответствия или несоблюдения было установлено.

После выявления несоответствий и назначения корректирующих действий важно проконтролировать выполнение корректирующих действий (действий для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации; корректирующее действие выполняется, чтобы предотвратить повторение, тогда как предупреждающее действие выполняется для того, чтобы предотвратить возникновение (ISO 9000:2000)).

Аудитор не должен помогать разрабатывать конкретные корректирующие действия. Однако он должен помочь в определении выявления причины возникшего несоответствия.

Согласованные и внедренные корректирующие действия анализируются аудитором, который должен определить их эффективность и сделать соответствующую запись об их внедрении и эффективности в Отчете о несоответствии.

Итак, мы выяснили, что в процессе аудита могут быть обнаружены случаи невыполнения запланированных мероприятий. И аудитору нужно следить за тем, чтобы в Отчете о несоответствиях правильно излагалась суть несоответствий с выявлением их коренных причин и обеспечивалось внедрение соответствующих корректирующих действий

ISO 9001

Международный стандарт, устанавливающий требования
к системам менеджмента качества для организаций.
Вместе к устойчивому росту!

ISO 14001

Международный стандарт, устанавливающий требования
к системам экологического менеджмента.
Вместе к устойчивому росту!

OHSAS 18001 (ISO 45001)

Стандарт устанавливающий требованияк системам
менеджмента профессиональной безопасности и здоровья.
Вместе к устойчивому росту!

ISO 27001

Международный стандарт устанавливающий требования
к системам менеджмента информационной безопасности.
Вместе к устойчивому росту!

ISO 50001

Международный стандарт, устанавливающий требования
к системам энергетического менеджмента.
Вместе к устойчивому росту!

  • Заявка на сертификацию
  • Заявка на обучение
  • Скачать вопросник
  • Обратная связь

Новости стандартизации

  • ISO стандарты. Пересмотр, проекты и публикации. Ноябрь 2020 года
  • ISO стандарты. Пересмотр, проекты и публикации. Сентябрь-октябрь 2020 года
  • ISO стандарты. Пересмотр, проекты и публикации. Июль 2020 года
  • ISO стандарты. Пересмотр, проекты и публикации. Май-июнь 2020 года
  • ISO стандарты. Пересмотр, проекты и публикации. Январь-февраль 2020 года
  • ISO стандарты. Пересмотр, проекты и публикации. Август 2019 года
  • Технический пересмотр IEC 31010
  • Новая версия FSSC 22000 V5 начнет действовать с 01.01.2020 г.

Популярное о сертификации

  • Серия стандартов ISO 9000
  • ISO/IEC 27000. Серия стандартов
  • Серия стандартов ISO 22000
  • Международная стандартизация и сертификация
  • Серия стандартов ISO 31000. Менеджмент рисков
  • Серия стандартов ISО 14000
  • ISO 50000. Серия стандартов энергоменеджмента
  • Серия стандартов OHSAS 18000
  • Серия ISO 20000. Управление IT-услугами
  • Критерии для оценки и выбора органа сертификации

Популярные статьи

  • Верификация и валидация. Основные отличия
  • ISO 22000, НАССР. Системы менеджмента безопасности пищевой продукции в Украине
  • Определение области действия системы экологического менеджмента (СЭМ) на предприятиях
  • Аудит поставщика потребителем. О методике и показателях оценки
  • Стандарт ISO 9004 версии 2009 года. Давайте знакомиться ближе. Часть 1
  • Стандарт ISO/IEC 27001:2013
  • Внутренние аудиты и аудиторы
  • Субподряд или аутсорсинг
  • О наиболее популярных сериях международных стандартов ISO
  • Аудит системы менеджмента качества (СМК) потребителем
  • О нас
  • Информация
  • Статьи
  • Аудит системы менеджмента качества (СМК) потребителем

Аудит системы менеджмента качества (СМК) потребителем

Иногда потребители предлагают поставщикам провести аудит функционирования СМК их предприятий.

В связи с этим у поставщиков возникает вопрос о правомочности проведения таких аудитов и о том, нужно ли проводить потребителю аудит, если поставщик сообщил ему о том, что его система менеджмента качества сертифицирована и в качестве подтверждения предоставил сертификат соответствия, выданный уполномоченным на это органом.

Отвечая на эти вопросы можно сказать, что такой аудит правомочен, если он предусмотрен договором на поставку. Но, как правило, в договорах на поставку нет требования проведения аудита потребителями. Однако «неправомочность» аудита, а также наличие сертификата соответствия не могут служить основанием для отказа потребителю в проведении аудита, если поставщик заинтересован в долгосрочном сотрудничестве и улучшении своих производственных показателей.

Поставщики входят в число сторон, заинтересованных в успешном бизнесе потребителей их продукции, поэтому должны предпринимать со своей стороны действия, способствующие развитию бизнеса потребителей. Например, осуществлять поставки точно в срок, улучшать качество продукции, снижать себестоимость и цену, чтобы обеспечить конкурентоспособность потребителей. Аудит потребителя должен способствовать этому, т.к. может вскрыть дополнительные потенциалы улучшения деятельности и продукции поставщика.

Реализация этих потенциалов, в свою очередь, улучшает положение поставщика на рынке, т.к. его продукция по своим показателям будет лучше продукции его конкурентов и, следовательно, будет пользоваться большим спросом на рынке.

Наличие сертификата на СМК не освобождает поставщика от ответственности удовлетворять требования потребителей. Он должен демонстрировать потребителю результативность функционирующей СМК и свои достижения в улучшении технологии и качества продукции.

Нельзя сказать, что аудит, проводимый представителями второй стороны – это что-то новое во взаимоотношениях поставщика и потребителя. Известно, например, что эта процедура применялась при строительстве АЭС, когда заказчик (АЭС) или его генеральный подрядчик требовали от потенциальных поставщиков и субподрядчиков предоставления «Программ качества» и, с выездом на место, осуществляли проверку состояния оборудования, технологии и системы контроля. И только после положительных результатов анализа «Программ качества» и проверки на месте предприятие включалось в число поставщиков.

Аналогичная процедура применяется в отношении поставщиков для авиастроения. Справедливости ради следует отметить, что предприятия других отраслей промышленности также проводят аудиты своих поставщиков. Например, металлургические компании аудитируют поставщиков огнеупоров и металлургического оборудования. Можно ожидать, что аудит, проводимый представителями второй стороны, со временем будет получать все большее развитие. Но важно «ребенка не утопить в купели». Как-то пришлось познакомиться с программой аудита, проведенного представителями второй стороны. Она представляла точную копию плана аудита органа по сертификации.

На вопрос: «Дали ли предприятию что-либо полезное результаты аудита?» — последовало молчание. Очевидно, что такая же реакция на вопрос была бы и у поставщика.

Программа аудита, проводимого представителями второй стороны, должна быть в большей степени ориентирована на технологический процесс производства продукции, систему технического обслуживания и ремонта оборудования, систему контроля технологии, сырья, материалов, продукции и документирования результатов контроля. Если ориентироваться на положения стандарта ISO 9001, то это, прежде всего, проверка выполнения требований пунктов 6.3, 7.4.3, 7.5, 7.6, 8.2.3, 8.2.4, 8.3, 8.5.2. применительно к производству конкретной продукции. Поставщику полезно, готовясь к аудиту, разработать план качества (в понимании п.3.7.5 ISO 9000:2005) производства этой продукции. Уже на стадии его разработки поставщик может обнаружить ряд «белых пятен», неуправляемых зон, устранение которых приведет к улучшениям.

Аудит СМК со стороны потребителя – это не зло, а благо для поставщика, бесплатный способ получения рекомендаций по улучшению и грех им не воспользоваться.

Автор: Д.А. Турсунов – сеньор-аудитор ISO 9001

Аудит СМК на предприятии. Внешний и внутренний аудит системы менеджмента качества.

Все аудиторские проверки можно условно разделить на внешние и внутренние. Чтобы организовать внешний аудит системы менеджмента качества, компания приглашает независимых специалистов, не работающих в ее штате. Внутренний аудит СМК проводится средствами и силами компании. По сути, это лучший способ контроля СМК со стороны руководства фирмы. Аудит СМК позволяет выявить плюсы и минусы в деятельности предприятия, определить способы усовершенствовать систему менеджмента. Внутренняя аудиторская проверка может стать поводом для серьезных изменений в работе управленцев.

Внутренний аудит СМК решает следующие задачи

  • оценить состояние системы менеджмента качества, проверить эффективность ее работы, определить способы улучшить ее функционирование;
  • обнаружить неточности, несоответствия и ошибки в различных сферах деятельности СМК (начиная с документации и заканчивая продукцией);
  • выявить причины, по которым возникли эти проблемы;
  • если внутренний или внешний аудит СМК уже проводился, — проанализировать корректирующие действия, рекомендованные прошлой проверкой.

Сущность и процесс аудитов для коммерческих предприятий и предприятий, обслуживающих выполнение оборонного заказа, имеют свои особенности. Аудит СМК по системе ISO 9001:2015 и ГОСТ РВ 0015-002 называется аудитом первой стороны (в отличие от аудита второй стороны, инициированного клиентами или потребителями, и аудита третьей стороны, который проводят приглашенные независимые аудиторы). Главным техническим руководством по организации проверки становятся стандарты ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ РВ 0015-002, описывающие процедуру аудита. При проведении аудита СМК специалисты руководствуются принципами независимости, беспристрастности, целостности, профессиональной осмотрительности и полной конфиденциальности. Основным документом, описывающим проведенный аудит системы менеджмента качества и подводящим его итоги, становится отчет.

Аудит системы менеджмента качества согласно ГОСТ РВ 0015-002 выявляет:

  • насколько предприятием выполняются требования заказчика и условия заключенных с ним соглашений;
  • как соблюдаются требования технической документации;
  • какие профилактические меры принимает СМК, чтобы не допустить выпуска предприятием продукции, не соответствующей стандартам;
  • как поддерживается уровень качества производимой продукции;
  • насколько эффективны мероприятия, направленные на снижение расходов, не связанных с прямым производством;
  • как защищается государственная тайна.

Проверка на любом промышленном объекте – и гражданском, и стратегическом — обычно начинается с совещания между руководящим составом и специалистам подразделения, на котором будет проводиться аудит СМК. До специалистов доводится информация о будущей проверке, после чего персоналу представляют аудиторов. Во время этой же встречи определяются схемы взаимодействия персонала и аудиторов, оговаривается, какую информацию и нормативные документы должны представить работники. На совещании также обозначаются сроки проведения аудита СМК и дата итогового мероприятия, завершающего аудит системы менеджмента качества.

Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы времени в целях установления того, что система менеджмента качества:

  • соответствует запланированным мероприятиям, требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ГОСТ РВ 0015-002-2012 и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией;
  • внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.

Отчеты с результатами внутренних аудитов (проверок) представляют руководству организации и своевременно доводят до сведения персонала, ответственного за проверяемые процессы, процедуры и виды деятельности в порядке, установленном в организации, а также ВП по согласованию с ним.

Читать еще:  Вольский дом малютки усыновление

Во внутренних аудитах СМК может принимать участие ВП по согласованию с ним.

Результаты внутренних аудитов СМК являются основанием для разработки и реализации мероприятий по совершенствованию СМК, по совершенствованию процессов СМК, по разработке новых методов и средств управления качеством военной продукции, по совершенствованию состава и содержания документации СМК, по подготовке СМК к сертификации (при необходимости).

Перед проведением сертификационного аудита в организации необходимо провести внутренний аудит СМК, после чего разработать план корректирующих действий по устранению нарушений, выявленных в ходе его проведения, и устранить выявленные нарушения.

При этом желательно, чтобы не менее трех сотрудников организации, назначенные внутренними аудиторами, прошли специальное обучение по программам «Аудитор СМК», «Внутренние аудиты», «Менеджер СМК» и пр. в специальных учебных центрах, хотя это и не относится напрямую к сертификационным требованиям.

Тем не менее, если Вы в последующем собираетесь помимо сертификации СМК проходить процедуру лицензирования в области ВВТ, мы настоятельно рекомендуем, чтобы Ваши внутренние аудиторы (не менее трех человек) прошли такое специальное обучение при учебных центрах органов по сертификации.

Дело в том, что в сертификате СМК у Вас должны быть четко прописаны виды деятельности, на которые Вы собираетесь лицензироваться (разработка, производство, ремонт и пр. ВВТ), а также Ваши лицензируемые классы ЕКПС.

И если Вы сейчас, после получения сертификата СМК на нужные Вам виды работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности и классы ЕКПС, получите лицензию в области ВВТ на указанные в данном сертификате работы (услуги) и классы ЕКПС, а потом решите эту лицензию переоформлять с включением в нее каких-то дополнительных работ (услуг) и (или) классов ЕКПС, то в общем случае (без наличия у Вас специалистов, прошедших обучение в учебных центрах при органах по сертификации), Вам необходимо будет переоформлять свой сертификат СМК (проходить плановую или внеплановую ресертификацию), чтобы включить туда то, что Вам нужно для переоформления лицензии. А это стоит немалых денег.

В случае, если у Вас будет не менее 3-х своих внутренних аудиторов, которые прошли специальное обучение при каком-либо учебном центре органов по сертификации по программе «Внутренний аудитор СМК», «Менеджер СМК» и пр., этого делать не обязательно. В этом случае, Ваша группа внутренних аудиторов может провести внутренний аудит СМК организации с составлением акта (отчета) с положительными выводами о расширении области сертификации. При этом, для переоформления лицензии в области ВВТ с включением в нее новых работ (услуг) и новых классов ЕКПС, не указанных в сертификате СМК, необходимо в комплект документов, подаваемых в лицензирующий орган, приложить Заявление руководителя организации о наличии и функционировании системы менеджмента качества по этим новым работам (услугам) и классам ЕКПС, не указанным в сертификате, с приложением к этому заявлению копии акта (отчета) о проведении внутреннего аудита с положительными выводами Ваших внутренних аудиторов, а также с приложениями заверенных копий документов, подтверждающих квалификацию Ваших аудиторов, к числу которых и относятся свидетельства о прохождении специального обучения в органах по сертификации.

  • стоимость похождения плановой или внеплановой ресертификации с целью включения в сертификат новых работ (услуг) и (или) классов ЕКПС составляет от 100 000 и более рублей.
  • стоимость обучения на учебных курсах органов по сертификации с выдачей сертификата (свидетельства) о прохождении обучения по программе «Внутренний аудитор СМК», «Менеджер СМК» и пр. (3-4 рабочих дня) составляет 20 000-25 000 рублей за человека.

В случае необходимости, мы можем порекомендовать Вам услуги наших партнеров — органы по сертификации различных СДС, которые готовы провести такое обучение Ваших сотрудников с выдачей соответствующих документов, подтверждающих квалификацию Ваших сотрудников, а в дальнейшем и провести сертификационный аудит СМК Вашей организации.

Если проверка охватывает крупное предприятие, аудит СМК проводит персонал службы качестваВ такой ситуации нет ничего зазорного в том, что качество само себя проверяет на качество, так как процедура обычно проводится специальным подразделением – к примеру, отделом внутренних проверок. Небольшие компании привлекают для аудита группы, созданные из своих же сотрудников. Но знаний и опыта этих специалистов бывает недостаточно, чтобы провести качественный аудит системы менеджмента качества. И тогда для оказания помощи и контроля над процессом компания привлекает внешних специалистов – работников аудиторских фирм.

Консалтинговая компания «Регул Сервис» станет вашим надежным партнером, если вы захотите провести аудит СМК. Мы аккредитованы для организации любых проверок: внешних и внутренних, плановых и срочных. Наши аудиторы уполномочены проводить проверки на различных предприятиях: от частных коммерческих фирм до производств, работающих на нужды оборонной промышленности. Мы поможем вашим специалистам:

  • составить последовательный план будущей проверки;
  • провести все мероприятия, которые будет предполагать внешний аудит системы менеджмента качества;
  • составить подробный отчет о результатах.

А также дадим профессиональные советы по организации дальнейших аудитов.

Если Вам нужны услуги по проведению внутреннего или внешнего аудита СМК, обращайтесь к нам – настоящим профессионалам своего дела!

Аудит системы менеджмента качества на предприятии

Для поддержания эффективного функционирования системы менеджмента качества на предприятии необходима организация аудита.

Под аудитом понимается систематический, независимый документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).

В рамках СМК аудит связан с решением трех основных задач:

  • o деятельность, касающаяся качества, должна соответствовать спланированным требованиям (основой является стандарт);
  • o требования должны соответствовать достижению целей;
  • o требования должны фактически выполняться. Выделяют следующие виды аудита в рамках СМК:
    • 1) системный аудит;
    • 2) методический аудит;
    • 3) аудит продукции.

Системный аудит может выступать в следующих формах:

  • o внутренний аудит (организация сама проверяет собственную СМК на соответствие MC ИСО серий 9000,14000);
  • o внешний аудит клиентом (клиент проводит аудит СМК у поставщика);
  • o внешний сертификационный аудит (независимая организация осуществляет аудит с целью сертификации СМК).

Значение системного аудита состоит в том, что путем внутренних аудитов через регулярные отрезки времени проверяются все звенья предприятия на их соответствие мероприятиям по управлению качеством. Это делается для того, чтобы определить оптимальный уровень целенаправленной и активной деятельности по предупреждению несоответствий.

Внутренний системный аудит — инструмент мониторинга СМК; он проводится по следующим направлениям:

  • o проверяется целенаправленность, соответствие и действенность всех мероприятий по управлению качеством всей системы целиком;
  • o проверяется полпота документирования мероприятий по управлению качеством;
  • o исследуется выполнение требований стандартов ИСО 9000, 14000.

При этом выдвигаются предложения по мерам корректирования и улучшения качества продукции, процессов и системы.

Методический аудит (аудит процессов) проводится для проверки процессов, в том числе производственных или их методов. В особенности это касается таких методов, при которых качество изделия во время самих процессов определить невозможно, например, при сварке, пайке, отливке, закаливании, гальванизации.

Методический аудит проводится:

  • o для подтверждения прямых или косвенных параметров процесса по управлению качеством и для выявления возможностей улучшения качества данного метода;
  • o обеспечения необходимой регистрации признаков качества процесса;
  • o систематического улучшения контроля процесса во время производства.

Методический аудит относится к касающимся этого методическим рекомендациям, рабочим указаниям, а также документации по его контролю.

Аудит продукции служит проверке соответствия исполнения изделия определенным требованиям (на определенных этапах производства). Для этого проводятся проверка качества составных элементов групп конечного результата во взаимосвязи с испытаниями, например документов по изготовлению, процесса изготовления, включая и применяемое оборудование и средства контроля. Аудит продукции проводится:

  • o для дополнительной независимой проверки уровня качества;
  • o дополнительного обеспечения выполнения определенных требований качества, определения возможностей по улучшению качества изделия, определения уровня качества предоставленных на испытания единиц;
  • o определения способности испытательной лаборатории;
  • o определения целесообразности испытаний.

Для предприятий особую роль играет проведение внутреннего аудита, цель которого — оценка СМК предприятия на соответствие требованиям МС ИСО 9000. В связи с этим необходимо определить: отвечают ли элементы управления качеством определенным требованиям; достигаются ли цели качества; выполняются ли законодательно-правовые нормы. При этом одинаково важно получить подтверждение как соответствия, так и несоответствия СМК требованиям стандарта.

Внутренний аудит на предприятии носит постоянный и систематический характер. Для его проведения на предприятии создается группа внутреннего аудита СМК. Руководитель внутреннего аудита несет ответственность: за формирование и выполнение плана проведения аудита; предоставление отчета по его результатам руководству предприятия.

  • o иметь документы об окончании общей и специальной программы обучения;
  • o иметь не менее чем четырехлетний опыт работы, и из них не менее двух лет должны заниматься вопросами управления качеством;
  • o обладать опытом проведения аудитов;
  • o проработать не менее 20 дней в группе аудиторов;
  • o принимать участие в проверках документов системы менеджмента качества;
  • o принимать участие в проведении аудитов и составлении отчетов по их результатам.

Кроме того, аудиторы должны обладать и определенными личностными качествами (уметь реально оценивать факты; быть объективными; уметь общаться с людьми; уметь делать выводы и т.п.).

Руководитель группы аудиторов должен быть опытным аудитором, он должен иметь опыт проведения не менее четырех аудитов и обладать организаторскими способностями.

План аудита (план по проведению аудита) должен составляться руководителем группы аудита и утверждаться руководством предприятия.

Для всех участвующих в аудите отделов определяется потребность времени для прохождения аудита. На рис. 9.3 представлен процесс проведения аудита качества на предприятии.

Рис. 93. Процесс проведения аудита качества на предприятии

При проведении аудита рекомендуется разрабатывать вопросники, на основе которых необходимо осуществлять опрос и оценку результатов. Вопросник но аудиту должен быть составлен на основании требований или рекомендаций применяемого международного стандарта (ИСО 9000,14000). Для оценки системы управления качеством достаточно примерно 200 вопросов по аудиту. При разработке вопросника можно использовать схему, представленную на рис. 9.4.

Рис. 9.4. Схема формирования вопросов по аудиту

Нарочно не придумаешь

При проведении аудита системы менеджмента качества предприятия аудитором был задан вопрос, который вызвал оригинальный ответ:

  • — А где у вас руководство но качеству?
  • — Есть.
  • — Можно ли его увидеть?
  • — Нет, он приходит только к 10:00.

При планировании аудита необходимо составлять и другие рабочие документы или формуляры, например: протоколы аудита по документации итогов аудита и отклонений, которые в основном касаются листа вопросов; материалы отклонений по документации и их значение; отчеты по аудиту, в которых дается информация об итогах и формулируются мероприятия по улучшению.

Отчет по аудиту должен содержать:

  • o подробный план аудита, точные данные сотрудников, проводивших аудит, и уполномоченного по качеству проверявшейся организации, сроки аудита и точное название проверявшейся организации;
  • o точное наименование документов, на основании которых проводился аудит;
  • o обнаруженные несоответствия и отклонения;
  • o мнение группы аудиторов о том, насколько подвергавшаяся аудиту организация выполняет требования применяемого стандарта по управлению качеством и соответствующих документов;
  • o мнение группы аудиторов о том, способна ли СМК выполнять поставленные цели в области качества.
Читать еще:  ПАМЯТКА ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ

Отчет по аудиту является конфиденциальным документом и передается руководителю предприятия, а также ответственным лицам проверенных подразделений, поэтому должен быть составлен список лиц, допущенных к работе с отчетом по аудиту. Хранение отчета по аудиту осуществляется, как правило, в соответствии с порядком хранения документов на предприятии.

По результатам аудита проводятся корректирующие мероприятия по улучшению функционирования СМК.

Полезнее, чем кажется

Как сделать внутренний аудит эффективным

Многие руководители считают, что внутренний аудит необходим только для получения заветного сертификата соответствия ИСО 9001. Однако при правильном подходе этот инструмент может помочь компании стать эффективнее. Главное — смотреть шире вопроса сертификации СМК.

Внутренний контроль в различных формах существует на любом предприятии:

контроль готовой продукции;

контроль операционных процессов;

контроль реализации управленческих решений;

контроль соответствия деятельности требованиям;

контроль за энергетической, экологической, экономической, трудовой, репутационной, информационной безопасностью.

Особую роль занимает внутренний аудит — форма контроля, отличительными свойствами которой являются системность, независимость и документированность процедур проверки. В каком направлении, кем, как и зачем реализуется внутренний контроль на предприятии — определяет роль и потенциал этого процесса.

Например, аудиты необходимы для прохождения процедуры сертификации системы менеджмента качества. Соответственно, чаще всего на предприятиях инициатором внутренних аудитов является подразделение, отвечающее за сертификацию СМК .

Если система менеджмента качества выполняет только минимальный набор требований стандарта ИСО 9001 , необходимый для сертификации очень лояльными внешними аудиторами, то такую систему можно считать формальной. Это тот случай, когда внутренний аудит как чемодан без ручки: и нужен, и толку от него особого нет.

Однако внутренний аудит может быть очень полезен руководителю для развития системы управления . При правильном подходе его цель — построение согласованной системы менеджмента, выявление и своевременное устранение внутренних системных несоответствий, тормозящих эффективную работу организации.

В этом и заключается основное отличие от внешнего периодического аудита, нацеленного только на оценку СМК через призму стандартных требований ИСО 9001, которые часто вызывают споры по виду и форме реализации в организации.

Проверка есть, пользы ноль

На практике проведение внутреннего аудита часто не приносит никакого ощутимого результата. Например, популярная ситуация: руководители подразделений считают, что отдел СМК и непосредственно внутренние аудиторы занимаются сугубо своими делами, связанными с очередной сертификационной проверкой. Вопросы же проверки технологии, достоверности отчетов, корректности разработки и моделирования процессов и других направлений деятельности выходят за рамки компетенций службы внутреннего аудита.

Это происходит в случае, если в целях аудита прописана только «оценка соответствия требованиям ИСО 9001», в критериях аудита стоят исключительно пункты ИСО 9001, годами тиражируются одни и те же чек-листы, реализуются стандартные мероприятия без поиска новых решений и путей интенсивного развития.

Кроме того, формальный аудит проходит в компаниях, где проверяются только процессы, задокументированные службой СМК в стандартах организации , а остальные процессы, описанные другими подразделениями в виде регламентов, положений и инструкций, не рассматриваются.

Другое дело, когда внутренний аудит проходит при заинтересованности высшего руководства в его результатах, обеспечивается его независимость и не ограничиваются возможности поиска полезных улучшений. Рассмотрим, как грамотно использовать внутренние проверки на реальном предприятии.

Показательный пример

Генеральный директор, не зная о требованиях и структуре ИСО 9001, внедрил в организации все принципы стандарта , называя это построением производственной системы. Продолжая искать возможности для развития компании, он решил оценить систему менеджмента на соответствие требованиям ИСО 9001. Для этого нанял профильного специалиста. Результаты анализа показали не только соответствие ИСО 9001, но и высокий уровень зрелости инструментов СМК. Отсутствовал только внутренний аудит, и реализация данной функции была поддержана руководством компании.

Уже первые результаты заинтересовали генерального директора, так как были выявленные несоответствия, на которые раньше никто не обращал внимание. Проверка проводилась в филиале с численностью более 10 000 сотрудников и экстерриториальным расположением своих подразделений. При внутреннем аудите, проведенном новой службой, были выявлены узкие места:

при организации деятельности;

в регламентации нормативных требований;

при реализации процессного подхода;

в достоверности текущей отчетности.

Например, некоторые элементы процессов не были описаны, и поэтому в сети предприятий их выполняли разными способами и с разной степенью эффективности. Выявились противоречия в регламентирующих документах, несбалансированность ресурсов, размытие зон ответственности, низкое качество исполнительской дисциплины.

Развивая проект, по инициативе центральной службы внутреннего аудита, при помощи грамотно подобранных сотрудников региональных подразделений, в организационную систему филиала был внедрен перекрестный вид внутреннего аудита, при котором специально обученные сотрудники одного подразделения проводили аудит другого подразделения с использованием информационных систем. Он позволил вовлечь в процессы совершенствования деятельности высококвалифицированных и добросовестных сотрудников без значительных затрат.

Мероприятия, направленные на развитие компании и улучшение ее результатов, приобрели динамику и получили новых сторонников, которые раньше не хотели нагружать себя лишней работой и конфликтовать с руководителями подразделений. В филиале укрепилась практика еженедельных экстерриториальных видеоконференций по вопросам качества и проведения соответствующих корректирующих и улучшающих мероприятий.

Этот пример подтверждает, что внутренний аудит может быть эффективным инструментом для совершенствования деятельности организации. Для достижения успеха необходима заинтересованность высшего руководства, а также грамотно и правильно организованный процесс внутренних проверок.

К сожалению, в большинстве организаций руководители среднего уровня не хотят выносить проблемы на вышестоящий уровень и пытаются корректировать свою отчетность. В результате искажается общая картина и становится невозможно принимать своевременные взвешенные управленческие решения.

Закон в помощь

Хорошим примером поддержки внутреннего аудита как инструмента управления может служить законодательная инициатива в финансовой сфере. Вопрос независимости и необходимости аудита решен в Федеральном законе от 19 июля 2018 года № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах». Он вносит в корпоративное законодательство ряд важных новшеств, как для управления в целом, так и для контроля над финансово-хозяйственной деятельностью в частности.

Например, с 1 июля 2020 года становится обязательным проведение внутреннего аудита для публичных акционерных обществ. Кроме того, законом предусмотрено, что совет директоров утверждает документы, определяющие политику ПАО в области организации и осуществления внутреннего аудита, принимает решение о назначении или прекращении полномочий руководителя подразделения внутреннего аудита и утверждает условия трудового договора с ним. Эти факторы должны повысить независимость внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности от менеджмента компаний.

Если такие требования на законодательном уровне прописать к аудиту СМК, то рост качества российской экономики будет неизбежен. Ведь финансы — верхушка айсберга производственной деятельности, по которой можно судить только о положении реальных дел. По экономическому эффекту сложно определить состояние внутренних производственных процессов, качество которых и определяет качество компании.

Вопрос отношения заинтересованных сторон к службе внутреннего аудита СМК является более значимым, чем кажется на первый взгляд. Поэтому задача высшего руководства и службы внутреннего аудита — сделать периодические проверки не негативным, а позитивным инструментом. Поощрять и мотивировать сотрудников работать качественно, а не выявлять несоответствия ради того, чтобы кого-то за что-то наказать. Необходимо определять методологические, технологические или организационные причины возникновения этих несоответствий и устранять их.

Пока топ-менеджмент не оценит возможности регулярной независимой оценки производственных и управленческий процессов, система менеджмента качества не будет приносить большой пользы. И начинать движение к качеству следует с организации эффективного внутреннего аудита, который обладает огромным потенциалом развития систем управления и повышения эффективности деятельности всей организации.

График обучения

Внутренний аудит систем менеджмента качества (на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001) (1 неделя – 40 часов)

Программа предназначена для подготовки внутренних аудиторов по качеству, а также для повышения квалификации в области организации внутренних проверок систем менеджмента руководителей и специалистов предприятий, занимающихся разработкой, внедрением и подготовкой к сертификации продукции и систем менеджмента качества

Программа обучения
1 Принципы менеджмента качества. Документация, регламентирующая требования к системам менеджмента. Предпосылки разработки стандартов ИСО серии 9000
2 Задачи, реализуемые при разработке, внедрении и сертификации систем менеджмента качества
3 Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
3.1 Область применения. Нормативные ссылки. Термины и определения. Структура стандарта
3.2 Среда организации: понимание организации и ее среды, понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, определение области применения системы менеджмента качества
3.3 Система менеджмента качества и ее процессы
3.4 Лидерство: лидерство и приверженность, ориентация на потребителей, политика в области качества (разработка и доведение), функции, ответственность и полномочия в организации
3.5 Планирование: действия в отношении рисков и возможностей, цели в области качества и планирование их достижения, планирование изменений
3.6 Средства обеспечения. Ресурсы: общие положения, человеческие ресурсы, инфраструктура, среда для функционирования процессов, ресурсы для мониторинга и измерения, знания организации
3.7 Средства обеспечения: компетентность, осведомленность, обмен информацией, документированная информация (создание, актуализация, управление документированной информацией)
3.8 Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг: планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг
3.9 Требования к продукции и услугам: связь с потребителями, определение требований, относящихся к продукции и услугам, анализ требований, относящихся к продукции и услугам, изменения требований к продукции и услугам
3.10 Проектирование и разработка продукции и услуг: планирование, входные данные, средства управления, выходные данные, изменения проектирования и разработки
3.11 Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками: тип и степень управления, информация, предоставляемая внешним поставщикам
3.12 Производство продукции и предоставление услуг: управление производством продукции и предоставлением услуг, идентификация и прослеживаемость, собственность потребителей или внешних поставщиков, сохранение, деятельность после поставки, управление изменениями
3.13 Выпуск продукции и услуг. Управление несоответствующими результатами процессов
3.14 Оценка результатов деятельности: мониторинг, измерение, анализ и оценка (удовлетворенность потребителей, анализ и оценка), внутренний аудит, анализ со стороны руководства
3.15 Улучшение: несоответствия и корректирующие действия, постоянное улучшение
4 Внутренние аудиты системы менеджмента. Порядок проведения аудитов согласно ГОСТ Р ИСО 19011-2012. Принципы и методы проведения аудитов
5 Этические стороны проведения аудитов
6 Управление возражениями
Экзамен

Сроки обучения
1 неделя – 40 академических часов

Документ об окончании
Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации установленного образца

В результате обучения
Специалист овладевает навыками документирования систем менеджмента качества, проведения внутренних аудитов систем менеджмента, анализа системы менеджмента предприятия на соответствие требованиям стандартов ISO серии 9000

Для кого это обучение
Руководящие работники и специалисты производств и организаций, осуществляющих работы по разработке, внедрению и подготовке систем качества к сертификации

Стоимость обучения
16 000 руб.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector