Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как защитить права и интиресы ребенка в школе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 С углублённым изучение английского языка

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Информация
  • Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Светлана Юрьевна АГАПИТОВА

Задачи Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

В работе Уполномоченного по правам ребенка можно выделить несколько направлений:

Защита частных прав детей Санкт-Петербурга:

— Защита каждого ребенка, права и законные интересы которого нарушены. Приоритетной задачей Уполномоченного является защита детей, оставшихся без попечения — родителей, несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц из числа сирот до 23 лет.
— Содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав и законных интересов конкретного ребенка.

Решение системных проблем

— Подготовка предложений по совершенствованию законодательства Санкт-Петербурга об обеспечении основных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка.
— Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организациями Санкт-Петербурга в области обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка.

Просветительская деятельность

— Информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка.
— Правовое просвещение граждан в сфере реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге и сотрудников аппарата

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге:

Рассматривает обращения, касающиеся нарушения прав и законных интересов ребенка.

Принимает жалобы на решения или действия/бездействие органов власти и организаций Санкт-Петербурга.

Оказывает несовершеннолетним, их законным представителям, а также лицам из числа детей сирот в возрасте до 23 лет, бесплатную юридическую помощь по вопросам защиты прав и законных интересов.

Осуществляет судебную защиту прав и законных интересов ребенка в установленном действующим законодательством порядке.

Проверяет сообщения о фактах нарушения прав и законных интересов ребенка.

Информирует правоохранительные органы о фактах нарушения прав и законных интересов ребенка.

Направляет органам власти и руководителям организаций свое заключение, содержащее рекомендации о необходимых мерах по восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка.

Вносит в органы власти предложения о совершенствовании деятельности по осуществлению защиты прав и законных интересов ребенка.

Осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге и сотрудники аппарата принимают участие в:

Комиссиях по делам несовершеннолетних.

Городской антинаркотической комиссии.

Межведомственной комиссии по проверке готовности детских оздоровительных лагерей.

Межведомственной комиссии по приемке образовательных учреждений (готовность к новому учебному году) и т.д.

ПОРЯДОК РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН.

Поступившее Уполномоченному письменное обращение (жалоба) рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Обращение должно быть направлено Уполномоченному не позднее года со дня нарушения прав и законных интересов ребенка или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Уполномоченный рассматривает обращения в том случае, если заявитель ранее обращался по вопросам нарушения прав и законных интересов ребенка к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга, но либо не получил ответа, либо не согласен с решениями, принятыми по его обращению.

К заявлению должны быть приложены копии обращений заявителя к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга и/или решений указанных должностных лиц, принятых по жалобе заявителя.

Уполномоченный не может передавать обращение или поручать проверку жалобы органам государственной власти или местного самоуправления, решения или действия которых обжалуются.

При рассмотрении обращения Уполномоченный руководствуется требованиями законодательства об обращениях граждан.

КТО МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ К УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

К Уполномоченному может обратиться любой гражданин, или организация, которому стало известно о нарушении прав несовершеннолетних жителей Санкт-Петербурга, а также лиц из числа детей сирот в возрасте до 23 лет.

Обращение должно содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий, нарушивших, по мнению заявителя, права и законные интересы несовершеннолетнего. Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге принимает к рассмотрению анонимные обращения, если речь в них идет об угрозе жизни и здоровью детей.

КАК ОБРАТИТЬСЯ К УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В зависимости от серьезности и срочности проблемы, к Уполномоченному по правам ребенка и специалистам аппарата можно обратиться несколькими способами:

Прийти на личный прием к Уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой (по средам с 14.00 до 18.00). Запись на личный прием к Уполномоченному производится по телефону 576-70-00.

Прийти на приём к специалистам аппарата. Записаться на прием можно по телефону 576-70-00 или через соответствующую форму на сайте. Часы приема: пн., ср: с 09.00 до 18.00, вт, чт.: с 15.00 до 21.00.

Направить обращение (жалобу). Сделать это можно несколькими способами:

• почтой России по адресу: 190 000, Санкт-Петербург, BOX 1163

• по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

• принести лично в приемную Уполномоченного по адресу: СПб, пер. Гривцова, 11.

Задать вопрос посредством онлайн-консультации . Ежедневно по будням с 15.00 до 18.00 в режиме интернет-чата можно задать вопросы дежурному специалисту аппарата Уполномоченного. Это первичная консультация, которая помогает обратившимся сориентироваться в тонкостях законодательства и наметить путь решения возникшей проблемы.

Оставить комментарий на форуме . Здесь можно высказать мнение по заявленным темам или предложить свою.

муниципальное общеобразовательное учреждение Некоузская средняя общеобразовательная школа

Права ребенка и их защита

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать «. Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

• Федеральный закон «Об образовании»;

• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

• Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства – законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

• право жить и воспитываться в семье;

• право на общение с родителями и родственниками;

• право на защиту;

• право на имя, отчество и фамилию;

• право выражать свое мнение;

• право на имя, отчество и фамилию;

• имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

Читать еще:  Информация для родителей по дистанционному обучению

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права уполномоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: «Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий».

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Документы, регламентирующие защиту прав ребёнка:

1. Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 4425 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

2. Конституция РФ

3. Семейный кодекс РФ

4. Гражданский кодекс РФ

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

6. Закон РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

7. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

8. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N2. Ст. 170.

9. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»

Поиск

Учебные заведения

Рекомендуем

Новости

«Мой выбор – библиотекарь!»

Министерство культуры Российской Федерации в рамках Всероссийского конкурса «Библиотекарь 2017 года» объявило номинацию для студентов среднего профессионального образовательного учреждения, обучающихся по специальности «Библиотековедение».

В рамках Года экологии объявлен конкурс детского и юношеского творчества «Животные Красной книги России»

Минобрнауки России совместно с Минприроды России поддержали проведение Конкурса детского и юношеского творчества «Животные Красной книги России», организованного информационно-выставочным агентством «Артконтракт» при содействии Государственного Дарвиновского музея.

Лишение действия государственной аккредитации в образовательных организациях

РОСПОТРЕБНАДЗОР, в целях информирования обучающихся, сообщает об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к которым в период с 25 апреля по 06 мая 2016 года применены следующие меры по результатам проведенных проверок.

Интересное

Скачать рефераты бесплатно

Добро пожаловать на сайт Учебные Заведения! На сайте собрана актуальная информация по учебным заведениям всех форм и направлений: университеты, академии, институты, колледжи, техникумы, профессиональные училища. У нас вы найдете справочные данные различных учебных заведений, включающие их адреса и телефоны.

Права родителей школьников или как защитить интересы ребенка в школе

Каждый родитель желает своему ребенку добра. Но как добиться этого добра, если руководство школы, в которую ходит ваш ребенок, не идет на контакт? Надо признать, что в современных школах множество проблем и некоторые нечистоплотные руководители пытаются переложить их на плечи родителей, собирая деньги на нужды школы в добровольно-принудительном порядке. Да и это еще полбеды, для детей не жалко, но что делать, когда деньги взимаются регулярно, а ремонт так и не делается, дети вынуждены, учится в неподобающих условиях. В нашей статье мы постараемся помочь родителям учеников найти законную управу на недобросовестное школьное руководство.

Закон «Об образовании», в свою очередь (статья 32) возлагает на школу ответственность за жизнь и здоровье детей и педагогов во время учебы.
Это означает, что в школах должны быть созданы такие условия обучения, при которых ребенку не приходилось бы терять своё здоровье. Эти условия описаны в Гигиенических требованиях к условиям обучения (СанПиН 2.4.2. 1178-02). В этом документе всё расписано до мелочей.

Что же делать ученикам и родителям, если условия обучения в школе наносят вред здоровью детей? В первую очередь, настойчиво требовать от администрации школы исправлять эту ситуацию и приводить её в соответствие с санитарными правилами. Если администрация школы не решает проблему, обращайтесь в вышестоящее управление образования и органы санэпиднадзора. Не успокаивайтесь, если в ответ на ваши требования только разводят руками. Делайте следующие шаги, привлекайте к проблеме всё более широкое внимание, и в итоге она наверняка будет решена.

Часто родители сдают деньги в школьный фонд. При этом судьба этих денег остаётся для них неизвестной. Родители имеют полное право требовать, чтобы школа расходовала эти средства под их контролем. Родители могут воспользоваться своим правом на участие в управлении школой (Закон «Об образовании»), в том числе — создать выборный орган, принимающий решения о том, на какие нужды расходовать родительские средства. Пусть сами родители решают, что нужнее их детям — свежевыкрашенная стена или отремонтированный санузел.

И еще. Проблема школьных туалетов — это не только проблема здоровья, но и проблема уважения человеческого достоинства. Ежедневно испытывать чувство неловкости и унижения — ненормально, и с этим нельзя мириться. Неслучайно правозащитники оценивают подобные ситуации как нарушение права на защиту от жестокого обращения и права на неприкосновенность частной жизни.
Родители, помните, что школа занимает большую часть жизни ребенка. Не допускайте халатного отношения к своим детям.

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Фальковская Лариса Павловна

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей

Телефон приемной директора Департамента:
+7 (495) 587-01-10 доб. 3450

Дни и часы приема граждан директором Департамента:
первый четверг месяца
с 14:00 до 16:00

Местонахождение Департамента:
ул. Каретный Ряд, д. 2

Основные направления деятельности:

  • выработка и реализация государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • организация предоставления ранней коррекционной помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и риском их возникновения и их семьям
  • организация получения общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего) и профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
  • организационно-методическое сопровождение деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий, а также общего и профессионального образования детей с общественно опасным поведением, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, профилактика асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • осуществление полномочий и функций федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
  • организационно-методическое обеспечение и координация реализации концепции развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года, а также плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства
  • организационно-техническое обеспечение деятельности Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Совета Министерства по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также Совета Министерства по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Читать еще:  Куда жаловаться на автосервис, если ремонт авто сделали некачественно

Ключевые проекты:

  • безопасное поведение детей и подростков на дорогах
  • защита прав детей в международных семейных конфликтах
  • организация и проведение Всероссийских конкурсов «Лучшая инклюзивная школа», «Учитель дефектолог России» (в рамках конкурса профессионального мастерства «Учитель года России»), «Школа – территория здоровья»

Как защитить права и интиресы ребенка в школе

Все дети должны знать свои права и обязанности. Какие же права есть у детей? «Дети имеют право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание, дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов, дети имеют право на приемлемый уровень жизни. Все дети обязаны знать свои права!

Правовой статус школьника и проблемы, связанные с его реализацией

Общая теория права под правовым статусом личности подразумевает комплекс его прав, обязанностей, ответственности, а также условий и гарантий, сопутствующих реализации данного права (например, наличие российского гражданства как предпосылка осуществления права на образование, или институт судебной защиты прав человека как гарантия реализация данного права).

Применительно к правовому статусу школьника, обучающегося в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении (средней школе), можно выделить следующие элементы.

Права обучающихся

Права и обязанности школьника определяются Законом РФ «Об образовании» (ст. 33-45), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, иными нормативно-правовыми актами, а также Уставом общеобразовательного учреждения и иными локальными актами данного учреждения. Так например обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право:

  • на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами,
  • на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам,
  • на ускоренный курс обучения,
  • на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек,
  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг,
  • на участие в управлении образовательным учреждением,
  • на уважение своего человеческого достоинства,
  • на свободу совести, информации,
  • на свободное выражение собственных мнений и убеждений и другие.

Обязанности обучающихся

В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны:

  • соблюдать устав общеобразовательного учреждения,
  • добросовестно учиться
  • бережно относиться к имуществу учреждения
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения,
  • выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Гарантии права граждан на образование определены в ст. 3 Закона РФ «Об образовании». Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, а также гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего общего образования. Государство гарантирует защиту от дискриминации в области образования, социальную поддержку граждан, нуждающихся в таковой, создание специальных условий для граждан с ограниченными способностями и поддержка наиболее одаренных.

Защита права на образование

В силу возраста школьники, не достигшие совершеннолетия, не могут самостоятельно воспользоваться доступными средствами защиты своих прав. Их права и законные интересы представляют и защищают их родители (законные представители). Так, например, родители школьника при поступлении ребенка на обучение в общеобразовательное учреждение, знакомятся с документами, регламентирующими образовательный процесс в данном учреждении, дают согласие на привлечение детей к труду, не предусмотренному учебным процессом, на перевод ребенка в группу компенсирующего обучения в случае неуспеваемости, оставлении на второй год, решают иные вопросы, связанные с обучением ребенка в школе. Родители обладают правом защищать законные права и интересы своих детей. В случае нарушения прав и законных интересов ребенка, родители (законные представители) вправе воспользоваться всеми имеющимися средствами защиты: обращение в органы управления образованием и надзорные органы, в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, с иском в суд.

Проблемы, связанные с правовым статусом обучающегося, касаются, как правило, нарушения его прав, допускаемых администрацией образовательного учреждения (например, неправомерное отчисление обучающегося, невыдача документа об образовании, нарушение порядка взимания платы за дополнительные образовательные услуги и др.) а также возложения на него обязанностей, не предусмотренных законодательством или Уставом образовательного учреждения, или несоблюдение порядка наложения дополнительных обязанностей (например, привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой без его согласия и без согласия его родителей).

Права ребенка и школьные проблемы

Право ребенка на образование теснейшим образом связано с реализацией большинства других его основных прав (право на охрану здоровья, право на развитие, право на отдых). Развитие личности немыслимо без образования, как и развитие самого общества, невозможно без предоставления каждому гражданину возможности учиться. Право на образование включает в себя широкий круг взаимных прав и обязанностей человека, общества и государства. Право ребенка на образование может быть им реализовано, только при исполнении обязанности получать его. Важная роль в процессе получения ребенком образования, безусловно, принадлежит его родителям или иным законным представителям, ст. 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». В процессе образования особенно велика роль Учителя, воспитателя и педагога. В современных условиях, когда определенная часть родителей не способны или не имеют объективной возможности стать для своего ребенка первыми педагогами, роль учителя значительно возрастает. К сожалению, в современных условиях, когда сама система модернизации образования находится среди факторов, негативно влияющих на здоровье и развитие школьников, актуальны проблемы защиты прав детей в процессе образования. Дефекты организации процесса обучения создают условия, в которых нарушается право ребенка на здоровое развитие, что приводит к формированию патологии различных органов и систем, к ограничению в дальнейшем годности к ряду профессий и снижению возможностей социализации ребенка, а в последующем и взрослого человека, в обществе. По экспертным оценкам, рост заболеваний среди школьников на треть вызывается неблагоприятными факторами школьной среды (перегруженность занятиями, большая наполняемость классов, недостаточное освещение, плохой психологический климат, проблемы обеспечения полноценным питанием и другие). Еще Гете в свое время сказал: «В нашей школе учащиеся приобретают много бесполезных сведений и утрачивают умственную и физическую энергию». В век научно-технического прогресса ситуация изменилась к худшему. По данным Минздравсоцразвития РФ лишь 10% школьников можно назвать здоровыми, за последние 10 лет число детей с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. В школах зачастую не соблюдаются физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса. Перегрузка умственная, физическая и психическая — лишь часть того айсберга, который называется нарушением права ребенка на хорошее образование. В школах периодически пренебрегают и узаконенными «Конвенцией о правах ребенка» правами ребенка на личную жизнь, отдых и досуг. Право на полноценный отдых гарантировано Конституцией РФ и законами об образовании. Речь идет об обеспечении возможности полноценного отдыха на каникулах, и в выходные дни. Но объем заданий на выходные дни по всем предметам порой перекрывает все разумные номы. Нередко все то, что учитель не успевает дать в классе, задается на дом, хотя существуют «Санитарные правила и нормы» и у домашних заданий есть строгие временные рамки. В 1-м классе в первые полгода домашних заданий быть не должно, а со второго полугодия приготовление всех уроков должно занимать не больше 1 часа. Во 2-м классе — до полутора часов. В 3-4-м — до 2 часов. Максимальное время в 9-11-м классах — до 4 часов. Санитарные правила и нормы (СанПИН) подробно регулируют и «переменную» проблему. Перерыв между уроками должен длиться не меньше 10 минут. Должно быть не меньше двух больших перемен по 20 минут. Если учитель, заканчивая объяснять материал, задерживает класс на несколько минут – это нарушение прав детей. Ведь в такой ситуации ребенок, покидав впопыхах в портфель книжки, едва добегает до следующего кабинета, порой, не успев даже зайти в туалет, отсюда последующие проблемы со здоровьем. Наиболее распространенной причиной психоэмоционального стресса среди подростков, как считают специалисты, являются неблагополучные взаимоотношения с учителями: грубость учителей отмечают 19,9% учеников, чрезмерную строгость – 20,5%, разделение на «любимчиков» и «не любимчиков» — 25,3%, а полное безразличие учителей – 15,75%. О наказаниях, используемых учителями. Закон охраняет учащихся от постановки в угол, не говоря уже о битье указкой или наделении обидными прозвищами — «тупицы» и прочее. Соответствующая статья «Конвенции о правах ребенка» гласит о том, что «школьная дисциплина должна поддерживаться методами, гарантирующими уважение и достоинство ученика». Даже, будучи выведенным из себя нерадивыми учениками, учитель не имеет права обзывать их, заставлять стоять перед классом или в углу. Недопустимо выгонять с урока — это нарушение права ребенка на получение образования (это в интересах и самого учителя — изгнанный в это время может пострадать от несчастного случая, и педагог будет виноват). Нельзя, как это часто бывает, не пускать в школу без формы и сменной обуви — это грубое нарушение упомянутого права. Особенно «любимое» учителями нарушение прав школьника — двойки за забытый дома дневник или болтовню на уроке. В законе особенно подчеркивается: оценки должны выставляться за знания, а не за поведение. Знают ли об этом педагоги, выставляющие двойки в дневник и журнал, — вопрос. Конечно в межличностных конфликтах «учитель-ученик», далеко н е всегда, бывают правы сами дети. Многие школьные проблемы можно было бы решать в семье, с помощью родителей. Однако и среди педагогов, и среди родителей отмечается некомпетентность, как в правовых вопросах, так и в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. Нередко возникают ситуации, когда необходимо защищать детей от родителей, учителей, руководителей учреждений, которые допускают различного рода конфликты и перегрузки детей. «При перегрузке ученик или не выполняет поставленных перед ним задач, или делает это с ущербом для здоровья. Переутомление — явление, порождаемое принуждением к работе, истощающее умственные и физические силы», — считает директор Института гигиены и охраны детей и подростков РФ профессор Владислав Кучма. К сожалению, культура здорового образа жизни и школьное образование на практике порой несовместимы. Школа, а нередко и семья, не всегда являются местом, где уважают ребенка, его личную жизнь и его мнение. Низкий уровень правовой культуры, гражданской ответственности и правового самосознания родителей, детей и педагогов создает предпосылки для нарушения или неполной реализации личных прав ребенка в процессе образования. Существует немало причин, обусловливающих разрыв между декларируемыми правами ребенка-школьника и их практической реализацией. С одной стороны, это социальные проблемы (недостаточное финансирование школьной образовательной сферы; несоответствие условий обучения требованиям обеспечения безопасности детей; возрастающая коммерциализация образования, прежде всего, в сфере дополнительных образовательных услуг; отсутствие должного контроля со стороны государства и общества за пропагандой насилия и жестокости в средствах массовой информации, отсутствие партнерских отношений между школой и семьей, как социальными институтами), с другой стороны, — завышенные нормы предельной учебной нагрузки школьников, несовершенство системы аттестации учащихся, авторитаризм взрослых по отношению к детям.

Читать еще:  Правила возврата денежных средств покупателю на платежную карту

Для решения этих и многих других школьных проблем, кроме соблюдения санитарно — эпидемиологических правил и нормативов образовательного процесса, улучшения качества питания детей, крайне необходимо обеспечение соблюдения физиолого-гигиенических требований к учебному процессу, а также правовых и психо-гигиенических требований во взаимоотношениях “учитель — ученик”. Именно эти подходы предусмотрены в федеральной программе в области образования на период до 2010 года. Нужно только, чтобы абсолютно все участники образовательного процесса (семья — ученик – школа) захотели изменить сложившуюся ситуацию и стремились каждую школу сделать «школой здоровья и взаимоуважения».

Важным условием создания в школе устойчивой доброжелательной педагогической среды и атмосферы взаимного доверия и уважения должны стать правовые отношения между взрослыми и детьми, учителем и учеником, семьей и школой, закрепленные в специальном разделе Устава образовательного учреждения о правах и обязанностях участников образовательного процесса в соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об образовании». Устав школы должен быть «живым» документом, доступным и известным для всех учеников, родителей и учителей. В нем должны быть закреплены, как формальные процедуры работы школы (особенности приема в школу, в профильные классы и исключение из них, порядок предоставления платных образовательных услуг, формы учета и контроля спонсорских средств учителями и родителями и т.д.), так и нормы взаимоотношений между участниками образовательного процесса. В качестве положительного примера, следует сказать о том, что в некоторых современных образовательных учреждениях уже появились школьные конституции, билли о правах и даже сборники законов школы, возрождаются эффективные формы школьного самоуправления, направленные на демократизацию процесса школьного обучения и защиту интересов всех участников образовательного процесса и, в первую очередь, — учащихся. Очень важно, чтобы в День знаний – 1 сентября учитель начал свое общение с учениками с правовых аспектов, с разговора о правах и свободах человека и гражданина, с комментария основных положений «Конституции РФ» и «Конвенции о правах ребенка», с обоснования необходимости трудиться для обеспечения возможности реализовать свои права, с объяснения важности построения правового общества, в том числе, формирования правовых отношений в своем коллективе. Формирование у школьников правовой культуры и построение правовой школы необходимо учащимся для обеспечения возможности самореализации, воспитания самоуважения и уважения прав и свобод других людей.

Гарантом реализации организационных подходов правовой школы , создающих в образовательном учреждении обстановку доброжелательную к ребенку, безусловно, должен стать руководитель – директор – высокопрофессиональный учитель, талантливый руководитель, одновременно строгий и добрый, требовательный и понимающий, любящий свою профессию и своих учеников. Ведь все права участников образовательного процесса, практически, в его руках. От него исходит или диктат, или демократия. Только пример директора может повести за собой всех, и создать настоящую демократическую школьную республику. Для этого, считают специалисты, директор должен сделать всего несколько важных шагов: 1. Увидеть каждого, понять каждого. (Уважение к себе как к личности, к педагогу самого высокого класса, отсюда самосовершенствование, любовь к детям). 2. Дать права учителям и детям. (Оживить делом «Конвенцию о правах ребенка», узаконить права уставом, конституцией школы и никогда не переступать своим диктатом школьные и человеческие законы). 3. Создать атмосферу гласности. (Открытость и честность должны торжествовать в школе). 4. Учиться самому и учить всех работать над собой. 5. Коллегиальность всегда и во всем. (Работает весь коллектив: совет школы, педсовет, профком, методический совет, школьное самоуправление).

Только при этих условиях можно говорить о создании правовой школы, где деятельность педагогического коллектива, построение взаимоотношений между учителями, учащимися и родителями действительно основаны на Конституции РФ и «Конвенции о правах ребенка», где права ребенка, права учителя не на бумаге, а в реальности действуют, живут, вдохновляют, создают атмосферу уважения, ответственности и радости творчества – это школа будущего, но начинается она уже сегодня.

Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Т.В.Козлова.

Информация о правах ребенка

Московский государственный психолого-педагогический университет центр экстренной психологической помощи (активная ссылка)

Практически во всех странах мира дети находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и Российская Федерация, поскольку забота о несовершеннолетних, охрана их прав и законных интересов является важнейшей задачей нашего государства.

Трудовой кодекс Российской Федерации

Ребенок имеет право:

  • жить и воспитываться в семье;
  • знать своих родителей;
  • право на их заботу и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;
  • на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства;
  • на общение с родителями и другими родственниками;
  • на защиту своих прав и законных интересов;
  • выражать свое мнение;
  • на имя, отчество и фамилию;
  • на изменение имени и фамилии;
  • на имущественные права.

Защита прав и законных интересов осуществляется:

  • родителями (лицами, их заменяющими);
  • органом пеки и попечительства;
  • прокурором и судом.

Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Целями данного закона, основанного на международных документах, Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе и других правовых актах является:

  • физическое, интеллектуальное, духовное развитие ребенка;
  • защита прав и интересов;
  • защита в области образования, воспитания;
  • охрана здоровья;
  • защита прав и интересов в сфере профессиональной подготовки и занятости;
  • право на отдых, оздоровление;
  • защита от информации, наносящей вред его здоровью;
  • защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Конвенция ООН провозглашает:

«. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 -летнего возраста. (ст. 1. Конвенции о правах ребенка 1989 г.)

. ребенок нуждается в специальной охране и заботе, включая надежную правовую защиту, как до, так и после рождения.

. ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. (из Преамбулы Конвенции о правах ребенка 1989 г.)

Каждый ребенок имеет право:

  • на обеспечение своих прав государством независимо от расы, пола, религии и других дискриминационных оснований
  • на сохранение своей индивидуальности
  • на проживание и воспитание в семье, не разлучаться со своими родителями
  • на свободу мысли, слова, вероисповедания, на беспрепятственное выражение своих мыслей и убеждений
  • на свободу мирных собраний и участие в организациях
  • на доступ к информации из различных источников, способствующих развитию
  • на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения
  • на образование, основанное на обеспечении равных возможностей, доступности, развития различных форм образования

В статье 38 п.1 Конституции Российской Федерации закреплено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства», и данное правовое положение закрепляется основными законами нашего государства.

Если твои права нарушают, ты можешь обратиться за помощью:

  • к родителям – именно они являются твоими представителями по закону;
  • к администрации школы;
  • к школьному социальному педагогу, который помогает детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • в территориальные отделы образования;
  • в милицию;
  • в прокуратуру;
  • в органы опеки и попечительства;
  • в суд.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector