Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вид на жительство в россии получение пенсии

В каком случае получают пенсию иностранные граждане, в том числе граждане СНГ?

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ (имеющие вид на жительство), имеют право на пенсию наравне с российскими гражданами (за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором). Это относится как к страховым, так и к накопительным пенсиям, а также к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению (п. 1 ст. 3 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; ч. 3 ст. 4 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; ч. 2 ст. 4 Закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).

Следовательно, для получения права на пенсию у иностранных граждан, в том числе граждан СНГ, должен быть вид на жительство. В противном случае право на пенсию у них не возникает (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

В остальном условия получения пенсии для иностранных граждан не отличаются от условий для граждан РФ. Так, например, право на страховую пенсию по старости имеют иностранные граждане со страховым стажем в 2017 г. не менее восьми лет, достигшие пенсионного возраста и имеющие индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не ниже 11,4 (ст. 8, ч. 1 — 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Продолжительность страхового стажа ежегодно увеличивается на один год до достижения стажа 15 лет. Также величина индивидуального пенсионного коэффициента ежегодно увеличивается на 2,4 до достижения величины коэффициента 30 ( ч. 1 — 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).

Заметим, что выплата пенсии по прежнему месту жительства для граждан СНГ прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством РФ. Такие принципы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в РФ из стран СНГ, предусмотрены в международных договорах, в частности в Соглашении о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, которым регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.

Как оформить страховую пенсию по старости лицам, не являющимся гражданами РФ? Узнать →

О праве на социальную пенсию иностранных граждан и лиц без гражданства

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

26 сентября 2017 09:42

В целях реализации положений Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2015 года) в части назначения социальной пенсии по старости иностранным гражданам и лицам без гражданства, сообщаем, что правоотношения, возникающие в связи с проживанием (пребыванием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, устанавливает Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, получившее вид на жительство. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ установлено, что право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие на территории Российской Федерации как граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), так и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.

Учитывая, что обязательным условием для назначения социальной пенсии является постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, периоды временного проживания (пребывания) на территории Российской Федерации указанных категорий граждан не могут включаться в требуемые для назначения 15 лет проживания на территории Российской Федерации. При этом эти 15 лет не должны быть подряд, поэтому в случае их неоднократности они могут суммироваться.

На момент обращения иностранного гражданина (лица без гражданства) за назначением социальной пенсии он должен иметь статус иностранного гражданина (лица без гражданства), постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

Пресс-служба

Отделения Пенсионного фонда РФ

по Кабардино-Балкарской республике

г. Нальчик, ул. Чернышевского 181 «а»,

Вид на жительство в россии получение пенсии

Разъяснение Пенсионного Фонда РФ о назначении пенсии иностранным гражданам, установившим в суде факт постоянного проживания на территории России.

Исполнительная дирекция
Шаболовка ул.. 4, ГСП -1, Москва. 119991 телетайп; 207050 PFR RU. факс 9598353
ОГРН 1027700220624 ИНН/КПП 7706016118/770601001

На № 361-05/1278 от 18.05.2005

Уполномоченному по правам человека в Калужской области

Ю.И. Зельникову

пл. Старый Торг, 2
г. Калуга, 248600

О пенсионном обеспечении Дитрих Т.П.

Рассмотрев поступившее обращение о возможности установления трудовой пенсии по старости гражданке Узбекистана Дитрих Т.П., не имеющей вида на жительство, но в отношении которой судом установлен факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, сообщаем следующее.

В связи с вступлением в силу 01.01.2002 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон от 15.12.2001) и Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон от 17.12.2001) основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и трудовую пенсию устанавливаются названными федеральными законами соответственно.

При этом статья 3 Закона от 15.12.2001 и статья 3 Закона от 17.12.2001 предоставляют иностранным гражданам одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения только в случае их постоянного проживания в Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Пенсионное обеспечение граждан государств – участников СНГ, к числу которых относится Россия и Узбекистан, регулируется международными соглашениями — Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 (далее — Соглашение от 13.03.1992) и соглашениями о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключаемыми между правительствами государств — участников СНГ.

Соглашение от 13.03.92 предусматривает общий порядок пенсионного обеспечения граждан государств — участников названного Соглашения, согласно которому назначение пенсий указанным лицам и членам их семей производится по месту их жительства и осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством иностранным гражданам, в том числе прибывающим на жительство в Российскую Федерацию из государств-участников СНГ, пенсии устанавливаются при подтверждении указанными гражданами постоянного проживания на территории России.

Вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с названным Федеральным законом постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство, т.е. документ, выданный в подтверждение права указанных граждан на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Находящийся в Российской Федерации на ином законном основании иностранный гражданин считается временно пребывающим (проживающим), и, следовательно, правовых оснований для назначения и выплаты ему пенсии по нормам российского законодательства не имеется. Согласно абзацу первому пункта 16 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19п и зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 31.05.2002, регистрационный № 3488 (далее — Перечень от 27.02.2002), вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации, предъявляется в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Законность возложения на иностранных граждан обязанности по предъявлению вида на жительство при установлении им пенсии (как документа, подтверждающего постоянное проживание на территории Российской Федерации) проверялась в Верховном Суде Российской Федерации. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2003 №КАСОЗ-407 признано соответствующим законодательству Российской Федерации данное требование и отмечено, что «получение вида на жительство (т.е. приобретение статуса постоянно проживающего на территории России) как условие для приобретения права на пенсию для этих лиц является обязательным в силу закона».

При этом необходимо отметить, что с учетом статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, признающей местом жительства место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, но по различным причинам не оформившие регистрацию по месту жительства на ее территории, вправе установить факт постоянного проживания на территории Российской Федерации в судебном порядке, что подтверждено Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.2004 № 146-0.

В указанном определении Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на возможность судебного установления места жительства лица на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Согласно приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации факт постоянного проживания иностранных граждан в Российской Федерации как основания назначения пенсии может быть установлен судом, исходя из непрерывности, длительности пребывания на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 № ГКПИ 2004-1491 по заявлению гражданки Узбекистана Крючковой о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца первого пункта 16 Перечня от 27.02.2002 отмечено, что «требование вида на жительство от иностранного гражданина в подтверждение факта постоянного проживания для назначения пенсии не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных к тому оснований.

Читать еще:  Продавцов нужно защищать от потребительского экстремизма

Отсутствие такого указания в оспариваемом нормативном правовом акте на возможность судебного установления факта постоянного проживания иностранного гражданина не может являться основанием к признанию этого акта недействующим, так как установление юридических фактов производится судом в соответствии с главой 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из пункта 10 части 1 статьи 264 ГПК Российской Федерации, конкретным перечнем не ограничено. Органы исполнительной власти, исходя из конституционного принципа разделения властей, не вправе в своих нормативных правовых актах указывать на возможность установления юридических фактов судом».

Пенсия Дитрих Т.П. может быть назначена на основании решения суда об установлении факта постоянного проживания на территорий Ульяновского района Калужской области в д. Жилькова.

Одновременно сообщаем, что по вопросу пенсионного обеспечения Дитрих Т.П. в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области направлены аналогичные разъяснения.

Начальник Департамента
организации назначения и выплаты пенсий
А.Н. Пудов

Как оформить иностранному гражданину пенсию в России в 2020 году

Для назначения пенсии на территории России в 2020 году необходимо зарегистрироваться на сайте Российских государственных услуг. Подтвердить регистрацию на сайте госуслуг и подать электронное заявление о назначении пенсии поможет сотрудник пенсионного фонда в момент обращения. Обращаться необходимо в районный Пенсионный фонд Российской Федерации по месту проживания.

При себе обязательно необходимо иметь следующие документы:

  • вид на жительство,
  • трудовую книжку,
  • справку с реквизитами банковской карты «МИР» (данную банковскую карту необходимо оформлять в Сбербанке. При оформлении банковской карты «МИР» при себе необходимо иметь паспорт с нотариально заверенным переводом и вид на жительство);
  • СНИЛС (оформляется в районном Пенсионном фонде России по месту проживания),
  • свидетельства о рождении детей вне зависимости от возраста, места рождения и гражданства,
  • диплом об образовании,
  • военный билет,
  • документы, подтверждающие факт смены фамилии, имени, отчества.

На основании поданного заявления территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заявителя делает запрос в страну проживания заявителя. На основании полученного ответа назначается пенсия. Общий срок рассмотрения заявления о назначении пенсии составляет 3 месяца с даты обращения с заявлением.

В случае, если пенсия уже назначена в стране проживания гражданина, для ускорения процесса назначения пенсии в России необходимо предоставить справку, в которой указана дата прекращения выплаты пенсии. Заявление о прекращении выплаты пенсии подается в пенсионной фонд по месту проживания с указанием причины прекращения выплат, например, переезд на постоянное место проживания в Россию. При предоставлении справки, пенсия назначается без наличия ответа на запрос Пенсионного фонда Российской Федерации.

Стаж для начисления трудовой пенсии, исчисление пенсии, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие пенсионное обеспечение в Российской Федерации в нашей статье «Оформить пенсию по ВНЖ» .

Важно. С 01 ноября 2019 года вступил в законную силу Федеральный Закон от 02.08.2019 года № 257-ФЗ, в котором содержится ряд существенных изменений, касающихся круга лиц, сроков оформления вида на жительство в Российской Федерации! Согласно введённым изменениям к категории иностранных граждан, которые имеют право оформить вид на жительство без оформления разрешения на временное проживание относятся:

  • граждане Республики Беларусь;
  • граждане, родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР;
  • граждане, которые не достигли возраста восемнадцати лет и родитель (усыновитель, опекун, попечитель) которых является иностранным гражданином и постоянно проживает в Российской Федерации;
  • граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет, получающие вид на жительство совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) — иностранным гражданином;
  • граждане, имеющие родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации;
  • граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанные недееспособными либо ограниченными в дееспособности, получающие вид на жительство совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) — иностранным гражданином;
  • граждане, которые достигли возраста восемнадцати лет, и в соответствии с законодательством иностранного государства признаны недееспособными либо ограниченными в дееспособности, родитель (усыновитель, опекун, попечитель) которых является иностранным гражданином и постоянно проживает в Российской Федерации;
  • граждане, которые сами либо родственники по прямой восходящей линии, усыновитель или супруг (супруга) которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также родственник по прямой нисходящей линии усыновленным детям или супругу (супруге) указанный иностранным гражданином, представившие справку о реабилитации, выданную органом внутренних дел, органом прокуратуры Российской Федерации или судом;
  • высококвалифицированные специалисты и члены их семьи;
  • граждане, осуществлявшие не менее 6 месяцев до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период осуществления трудовой деятельности в отношении таких иностранных гражданин работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • «Профессии (специальности, должности), включенные в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов»
  • граждане, успешно освоившие в Российской Федерации образовательную программу высшего образования, имеющую государственную аккредитацию, по очной форме обучения и получившие документ об образовании и о квалификации с отличием;
  • лица, которые проживают в Российской Федерации и у которых прекращено гражданство Российской Федерации;
  • лица, которые проживают в Российской Федерации и в отношении которых отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, за исключением лиц, в отношении которых указанное решение отменено на основании вступившего в силу приговора суда, установившего факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3 — 205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1 — 282.3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 277 — 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности;
  • лица, указанные в части первой или третьей статьи 41.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

И иным категориям граждан, указанным в Федеральном Законе « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115-ФЗ от 25.07.2002 г. Максимальный срок рассмотрения заявления о предоставлении вида на жительство будет составлять 4 месяца.

Максимальный срок рассмотрения заявления о предоставлении вида на жительство будет составлять 4 месяца.

Остались вопросы?
Приходите к нам в офис на консультацию:
г. Москва, ул. Новослободская, дом 26, строение 1, 5 этаж, офис 559.
Записаться на консультацию можно по телефонам: +7 (915) 409-56-39, +7 (495) 920-10-56.

Выбрав нашу компанию для консультации, вы получите профессиональную юридическую помощь в сфере миграционного законодательства.
Наши специалисты проанализируют вашу ситуацию на основании имеющихся документов, дадут правовую консультацию в области миграционного законодательства России, смоделируют возможные варианты оформления разрешительных документов в Российской Федерации, подготовят все необходимые документы.

Заключив с нами договор на предоставление услуги «Гражданство под ключ», вы получаете следующие преимущества:

  • Лучшие эксперты в области миграционного права
  • Переводчики со всех языков мира
  • лицензированное медицинское освидетельствование проводится в кратчайшие сроки
  • скорость выполнения поставленных задач — до 10 рабочих дней
  • Результативность 92,5 %
  • Политика конфиденциальности

Результат — исчерпывающий комплект документов, подготовленный в полном соответствии с требованиями МВД России.

Для вашего удобства:

  • индивидуальный график обслуживания
  • обратная связь 24/7
  • наличный/безналичный расчёт
  • возможность оплаты с рассрочкой платежа
  • шаговая доступность нашего офиса до метро 1 минута!
  • доставка документов курьером

Проверка готовности гражданства Российской Федерации

На официальном сайте МВД России, к сожалению, отсутствует сервис для проверки статуса обращения о приеме в гражданство Российской Федерации.

Результат рассмотрения обращения необходимо узнавать в территориальном подразделении УВМ ГУ МВД России по месту проживания заявителя.

Две или ни одной: как выплачивается пенсия гражданам России с видом на жительство в другой стране?

Как известно из неофициальных источников, большое количество российских политиков, чиновников, губернаторов и журналистов имеют вид на жительство в других, чуть более успешных странах. Это, в принципе, доступно многим – особенно если человек там жил и работал. В будущем это дает право на получение пенсии – причем как в России, так и в другой стране. Мы разобрались, как оформляются пенсии в таком случае и когда их можно получать сразу несколько.

Как право на пенсию зависит от гражданства

Порядок назначения и выплаты страховых пенсий в России регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, который действует с начала 2015-го.

Согласно этому закону, право на получение страховой пенсии имеют:

  • граждане России (и застрахованные в системе ОПС);
  • нетрудоспособные члены их семей (в данном случае речь идет о пенсиях по потере кормильца);
  • иностранцы и лица без гражданства , которые постоянно проживают в России (то есть, имеют вид на жительство).
Читать еще:  В чем разница увольнения по собственному желанию и соглашению сторон

Что важно, право на пенсию у иностранцев с российским ВНЖ нисколько не отличается от аналогичного права граждан России. Такие же правила действуют и согласно Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года.

Другими словами, социальную пенсию, пенсию по старости, инвалидности, потере кормильца и выслуге лет могут получать как граждане России, так и постоянно проживающие в России иностранцы.

Конечно, если иностранный гражданин не имел достаточного стажа на территории России (и тех стран, чей стаж Россия признает), страховую пенсию ему оформить не получится – но по факту проживания в РФ он не останется совсем без средств к существованию, получая как минимум социальную пенсию.

Но есть другая сторона вопроса – право российских граждан на получение пенсий от России при проживании за границей. В целом, закон допускает выплату им пенсий, оговаривая ряд условий. Так, кроме прочих случаев, выплата российской пенсии будет приостановлена, если:

  • пенсионер уехал в страну, с которой есть договор о взаимной выплате пенсий гражданам, если он не предоставил документы о том, что пенсия в той стране ему не полагается;
  • пенсионер уехал в страну, с которой нет договора и не уведомил об этом Пенсионный фонд;
  • пенсионер не получал пенсию в течение полугода;
  • пенсионер не подтвердил в консульстве факт своего проживания по указанному адресу раз в год.

Однако, как можно заметить, законы не оговаривают вопросы получения пенсии, если пенсионер имеет право проживать в другой стране (то есть, вид на жительство, статус резидента, и т.д.), но иногда такие пенсионеры все же остаются без выплат.

Иностранный вид на жительство и российское гражданство

Вид на жительство – общее название документов, которые позволяют человеку постоянно проживать в конкретном государстве (выдавшем его), не будучи его гражданином. Правда, этот документ не стоит путать с «паспортами неграждан», которые существуют в Латвии и Эстонии – это особый вид документов.

Наличие вида на жительство обычно считается первым шагом на пути к законному получению гражданства данной страны. Например, в России нужно прожить минимум 5 лет по ВНЖ, прежде чем подавать документы на оформление российского гражданства.

При этом получение ВНЖ – намного проще, чем гражданства (достаточно прожить 1 год по разрешению на временное проживание), и при этом дает право оформить российскую пенсию.

Соответственно, в других странах ВНЖ/ПМЖ тоже может давать широкие права его обладателям. В той же Эстонии наличие ВНЖ позволяет свободно выезжать из страны и въезжать в нее, пользоваться системой здравоохранения и претендовать на получение пенсий и пособий.

Российское законодательство же не ставит каких-либо ограничений на наличие у граждан РФ вида на жительство в других странах (более того, на этом достаточно часто «ловят» известных политиков и журналистов).

И если в России получить вид на жительство по общей процедуре не так просто (сначала нужно попасть в квоту по РВП или иметь право на него вне квоты, потом год прожить по РВП), то в других странах процедура может быть значительно проще. Есть несколько стран, где ВНЖ фактически «покупается»:

  • Кипр (имеется в виду «греческая» часть) – достаточно купить недвижимости на сумму больше 300 тысяч евро. Если вложить в экономику острова сразу 2,2 миллиона евро, то инвестору предоставят гражданство;
  • Португалия – покупка недвижимости от 350 тысяч евро, или вложение в экономику 1 миллиона евро и больше, или создание 10 рабочих мест в стране. При этом жить в Португалии достаточно всего 1 неделю в году;
  • Греция – нужно купить недвижимость на сумму от 250 тысяч евро, за это ВНЖ дадут не только инвестору, но и членам его семьи;
  • Испания – открыть депозит на 1 миллион евро, купить облигации на 2 миллиона евро, купить недвижимости на 500 тысяч евро или открыть бизнес на 1 миллион евро: в любом из этих вариантов власти дадут инвестору ВНЖ.

Конечно, все эти страны объединяет наличие серьезных проблем в экономике (это, например, «стрижка депозитов» на Кипре, гигантский долг Греции или безработица Испании), и таким способом власти просто привлекают в страну инвесторов.

В любой из этих стран можно получить ВНЖ в обмен на покупку недвижимости и продолжать жить в России. Через 5-10 лет можно будет подавать документы на паспорт, а пенсию обычно можно оформить уже по виду на жительство.

Правда, в основном, россияне имеют ВНЖ в более близких постсоветских странах, и тогда при назначении пенсий бывают вопросы.

От кого получать пенсию?

Как уже стало понятно, оформить вид на жительство в какой-нибудь стране не так уж и сложно (иногда это просто дорого), и в придачу к праву проживать в новой стране ее резидент получает право на оформление пенсии.

Даже если иностранец оформит в России вид на жительство, а затем будет проживать за границей, его право на пенсию не пропадает – в этом аспекте иностранцы приравниваются к гражданам России. Правда, после 6 месяцев непрерывного пребывания за границей аннулируется сам ВНЖ, что лишит его владельца права на получение российской пенсии.

Но не во всех странах законы такие суровые – некоторые страны разрешают проводить достаточно много времени за границей, не теряя при этом право на ВНЖ (даже если проживать в стране, гражданство которой имеет владелец вида на жительство).

А если такой гражданин уже достиг пенсионного возраста, появляется главный вопрос – от какой страны нужно оформлять пенсию?

Здесь нужно оговориться, что Россия заключает с разными странами соглашения о пенсионном обеспечении. Всего может быть 4 варианта:

  • есть соглашение по территориальному принципу – гражданин получает пенсию по законам той страны, где проживает;
  • есть соглашение по пропорциональному принципу – каждая страна платит часть пенсии, заработанную на ее территории;
  • есть соглашение по смешанному территориально-пропорциональному принципу;
  • соглашения вообще нет .

Соглашение, основанное на территориальном принципе, у России есть с бывшими союзными республиками (подписано в 1992 году). То есть, если человек, имеющий гражданство одной из стран Соглашения, проживает в другой стране из этого же Соглашения, пенсию ему платит страна, где он фактически проживает.

Таких стран, кроме России, 10: Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Литва Молдова, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Украина.

Второй тип Соглашений – построенные на пропорциональном принципе. Он заключается в том, что каждая страна выплачивает пенсионеру ту часть пенсии, которую он заработал на ее территории. Такие соглашения есть с Испанией, Болгарией, Эстонией, Чехией и Израилем.

Правда, есть один возможный минус – если человек поработал, например, по 10 лет в каждой из двух стран, этого может не хватить для оформления пенсии ни в одной из них (особенно это касается стран Европы, где требования к выходящим на пенсию постоянно ужесточаются).

Договор по территориально-пропорциональному принципу есть 2, с Белоруссией и Латвией. По этому принципу за стаж до 1991-1992 года пенсию выплачивает страна, где проживает пенсионер, а за последующие периоды – та страна, где он работал. При этом есть возможность и оформить пенсию по полностью территориальному принципу (то есть, по законам страны, где работал пенсионер).

Если же соглашения никакого нет (а таких стран, как несложно посчитать, большинство) у пенсионера появляются интересные возможности – шанс оформить две пенсии сразу.

Например, если гражданин России достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж, он вправе оформить пенсию по российскому законодательству.

Если у него еще есть, например, ВНЖ Германии или Франции (и компетентные органы этих стран подтверждают его право на пенсию), то гражданин вполне может оформить вторую пенсию.

Какие могут возникнуть проблемы

В России больших проблем при получении российской и зарубежной пенсий быть не должно, если все оформлено в соответствии с законодательством (то есть, если пенсия идет по пропорциональному принципу от двух стран или от страны, с которой нет соглашения).

Помнить тут нужно об одном: полученные от иностранного государства пенсии, пособия и другие аналогичные выплаты согласно ст. 208 НК РФ учитываются в доходах, подлежащих налогообложению. Облагаются они по ставке 13% (если плательщик – резидент) или по ставке 30% (если нерезидент). Нерезидентом считается тот, кто в течение года находился в России менее 183 дней.

Остальные проблемы, скорее всего, возникнут именно со страной, предоставившей вид на жительство. Это могут быть такие ситуации:

  • чтобы ВНЖ оставался в силе , нужно жить определенное количество дней в году в данном государстве;
  • ВНЖ могут попросту не предоставить , если соискатель не предоставит достаточно доказательств собственной состоятельности (тем, кто делает это лишь ради пенсии, часто отказывают);
  • скорее всего, получить аналог российской страховой пенсии будет нельзя из-за отсутствия стажа и пенсионных взносов в этой стране;
  • социальное пособие , которое выплачивается вместо пенсии, вряд ли будет выплачиваться, когда обладатель ВНЖ живет за границей (такое же действует и в отношении социальных пенсий в России).

Таким образом, получать вид на жительство в какой-нибудь европейской стране исключительно с целью получать потом 2 пенсии и жить при этом в России – слабо выполнимая задача.

Но, тем не менее, многие все же оформляют по 2 пенсии – это люди, которые долго прожили в одной стране, а потом в другой, и в обеих странах заработали определенные пенсионные права.

Читать еще:  Перечень нормативно-правовых документов по работе с иностранными гражданами

Правда, выйти на пенсию в другой стране часто оказывается сложно, а пенсия даже ниже российской (если это, например, постсоветская страна) – но другого выхода, кроме как собирать документы и пытаться оформить две выплаты, у таких людей нет.

Имеет ли право иностранец на российскую пенсию?

Могут ли иностранные граждане заработать пенсию в России? Как иностранцу оформить пенсию в России?

Правом на получение российской пенсии обладают не только российские граждане, но и иностранцы, а также лица без гражданства.

Прежде всего, иностранцы должны быть официально трудоустроены (на срок от 6 месяцев) и иметь необходимые разрешительные документы для пребывания в России.

Пенсионные выплаты иностранцам в РФ осуществляются в общем порядке, в соответствии с положениями следующих законов:

  • Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
  • Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
  • Федерального закона от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии»;
  • Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Иностранцы в России вправе рассчитывать на страховую, накопительную, социальную пенсии, а также государственное обеспечение. Пенсию могут назначить иностранцам, которые присоединились к обязательной системе пенсионного страхования и имеющим вид на жительство. Получение иностранцем разрешения на временное проживание в РФ не дает им права на получение социальных выплат, в т.ч. пенсию. Иностранец, имеющий разрешение на временное проживание, имеет право на получение медицинского обслуживания по страховому полису. А право на получение социальных выплат получает иностранец, который получил вид на жительство. Напомним, что основной критерий получения социальных гарантий (в т.ч. пенсий) содержится в Федеральном законе от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» — это наличие у иностранца вида на жительство.

При каких условиях назначается пенсия иностранцу?

Как правило, иностранцы работают по трудовым либо по гражданско-правовым договорам. В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ за иностранца работодатель перечисляет взносы в ПФР в размере 22% от начисленной зарплаты. При этом договор с иностранцем должен быть заключен на срок не менее 6 месяцев за каждый год трудовой деятельности и иностранцу должно быть оформлено пенсионное страховое свидетельство.

Исключение составляют высококвалифицированные иностранные сотрудники, за них страховые взносы работодателем не уплачиваются.

Напомним, что начиная с 1 апреля 2019 года, ПФР не выдает страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования (ОПС). При этом все выданные ранее свидетельства продолжают действовать. Вместо страхового свидетельства оформляется документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в бумажном или электронном виде.

Регистрация иностранца в системе ОПС осуществляется в общем порядке:

  • иностранцы, трудоустроенные на основании гражданско-правовых или трудовых договоров, осуществляют регистрацию через работодателя;
  • самозанятые лица, безработные, нетрудоспособные иностранцы регистрируются в системе ОПС путем самостоятельного обращения в ПФР/МФЦ.

Условия назначения выплат зависят от вида оформляемой пенсии.

Так, пенсионером сможет стать иностранец, постоянно проживший в РФ более 15 лет, при этом:

  • совокупный период формируется из различных сроков получения вида на жительство;
  • в период не включаются периоды временной регистрации;
  • должно быть участие в системе обязательного пенсионного страхования.

Так, в 2019 году страховая пенсия по возрасту назначается иностранцу при выполнении следующих условий:

  • достижение общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин — 65 лет, для женщин — 60 лет);
  • страховой стаж – не менее 10 лет;
  • ИПК не ниже 16,2.

Что представляет собой ИПК? ИПК – это индивидуальный пенсионный коэффициент представляет собой пенсионные баллы, накопленные застрахованным в системе ОПС лицом в течение трудовой деятельности. ИПК является переменным показателем, его значение расчет пропорционально росту суммы страховых взносов, перечисленных в ПФР. Граждане, достигшие пенсионного возраста 01.01.15 г. и позже, могут оформить страховую (ранее так называемую трудовую пенсию) только при наличии соответствующего показателя ИПК. При этом за ними сохраняется право на получение социальной пенсионной выплаты в установленном размере.

Сам иностранец навряд ли сможет посчитать ИПК, да и обязанность по расчету показателя ИПК для каждого гражданина возлагается на территориальные органы ПФР. По факту достижения пенсионного возраста именно ПФР определяет количество пенсионных баллов, накопленных застрахованным лицом в течение трудовой деятельности.

Иностранцы из числа инвалидов могут оформить пенсию по инвалидности при наличии выписки из акта МСЭ. Назначение пенсии по инвалидности возможно при условии, если иностранец прошел процедуру освидетельствования МСЭ в РФ. При наличии стажа от 1-го дня иностранный гражданин может оформить страховую пенсию по инвалидности, при отсутствии стажа – социальную пенсию по инвалидности.

Иностранцы, признанные нетрудоспособными по возрасту или инвалидности, могут оформить пенсию по потере кормильца в общем порядке.

Пенсию в РФ назначает территориальный орган ПФР по месту (временного пребывания) жительства пенсионера. Для этого нужно представить требуемый пакет документов в территориальный орган ПФР или районный Многофункциональный центр (МФЦ).

Как оформить иностранцу пенсию?

Если иностранцем выполнены все условия для назначения пенсии, то он может обратиться в отделение ПФР или в МФЦ с соответствующим заявлением.

Для этого иностранец должен подготовить определенный пакет документов и ожидать решения в течение 10 рабочих дней.

Стандартный пакет документов включает в себя:

— вид на жительство с отметкой о регистрации ФМС;

— трудовая книжка РФ;

— трудовой договор, соглашения о выполнении работ, предоставлении услуг;

— выписка с личного счета;

— документы, подтверждающие наличие льготы (при наличии);

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран СНГ

Пенсионное обеспечение лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина, — регламентируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенным 13.03.1992 года

Пенсионное обеспечение граждан государств — участников Соглашения от 13.03.1992 года и членов их семей осуществляется на основании законодательства государства, на территории которого они проживают.

При назначении трудовой пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерации из государств участников Соглашения, должен быть подтвержден факт постоянного проживания на территории России.

Вышеуказанные документы не подлежат легализации на территории России, при этом документы, выданные на иностранном языке подлежат переводу с нотариальным засвидетельствованием подписи переводчика.

Прайс-лист на помощь в получении ВНЖ от компании «Право и Статус»

НАЗВАНИЕ УСЛУГИПРИМЕЧАНИЕЦЕНА, РУБ.
Помощь в получении ВНЖ в РФ (под ключ)Сроки и условия работы согласуются индивидуальноот 30 000
Помощь в получении ВНЖ в РФ детей (под ключ)Сроки и условия работы согласуются индивидуальноот 20 000
Помощь в получении ВНЖ для ВКС (под ключ)Сроки и условия работы согласуются индивидуальноот 30 000
Помощь в получении ВНЖ для детей (под ключ)Сроки и условия работы согласуются индивидуально17 000
Заполнение заявления на ВНЖВ течение часа2 500
Сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации (уровень ВЖ)5-7 рабочих дней6 900
Прохождение комплексного медицинского обследования для РВП, ВНЖ (г. Москва) (медицинское заключение, заключение врача психиатра-нарколога, сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции)Результаты обследования 5-7 рабочих дней2 700
Прохождение комплексного медицинского обследования для РВП, ВНЖ (Московская область) (медицинское заключение, заключение врача психиатра-нарколога, сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции)Результаты обследования 5-7 рабочих дней4 500
Переводы документов с нотариальным заверением (переводы осуществляются со всех языков мира)не срочно/ срочно (в течении 1 часа)1200/1700
Помощь в оформлении СНИЛСдо 7 рабочих дней3 000
Помощь в оформлении свидетельства ИНН3-5 рабочих дней2 500

Рекомендуем! Для оформления пенсии обязательно оформить СНИЛС и зарегистрироваться на официальном сайте государственных услуг Российской Федерации. Это позволит вам подать заявление онлайн.

Стаж для начисления трудовой пенсии
Для установления права на трудовую пенсию Пенсионным фондом Российской Федерации учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств-участников Соглашения, в том числе, на территории бывшего СССР

ВАЖНО! Стаж учитывается независимо от того, когда (до распада СССР или после) протекали периоды работы.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж, устанавливаются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

ВАЖНО! Периоды работы по найму после 1 января 2002 года, могут быть включены в подсчет трудового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение. Уплата страховых взносов подтверждается соответствующими справками.

Между Республикой Беларусь и Российской Федерацией действует Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 года, в связи с чем положения Соглашения от 13.03.1992 года распространяются на отношения, не урегулированные указанным Договором

Как исчисляют пенсию
Полученный заработок рассматривается как заработок, полученный на территории России. Перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав.

Разъясняем: по курсу, установленному Центральным банком России на 1 января 2002 года.

Важно! Если заработную плату вы получали, например, в Долларах США, то такой заработок не будет учтен и принят для исчисления пенсии на территории России.

Срок назначения пенсии иностранному гражданину
При переселении иностранного гражданина в Россию, получавшего пенсию в странах СНГ, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до регистрации по месту жительства в России.
При обращении за пенсией впервые, пенсия назначается в сроки, установленные в соответствии с действующим пенсионным законодательством России.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector