Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Документы для трудоустройство граждан украины

Что важно знать тем, кто планирует работать в ЕС

Что важно знать тем, кто планирует работать в ЕС

Устроиться на оплачиваемую работу в странах Европейского союза граждане Украины могут только при получении национальной рабочей визы либо вида на жительство.

Краткосрочные визы, в том числе мультивизы, а также безвизовый режим не дают такого права.

Вы можете легально «волонтерить», к примеру, в молодежных организациях – в ЕС есть немало таких возможностей, когда приезжим предоставляется еда и жилье. Но оплачиваемая работа превратит вас в нарушителя миграционного законодательства. А это означает угрозу депортации и запрета на повторный въезд в страны ЕС на несколько лет.

Данное правило касается любой оплачиваемой деятельности, включая краткосрочную сезонную работу, которая формально укладывается в разрешенные 90 дней пребывания в Шенгенской зоне.

Важный момент: бизнес-поездки и командировки, за которые платит украинский работодатель, не считаются «работой в ЕС» и являются законным поводом для безвизовых поездок.

Кроме того, безвиз дает возможность подготовиться к легальному трудоустройству в странах Евросоюза. У вас есть право поехать в ЕС на условиях безвизового режима, чтобы:

  • найти подходящую работу в странах ЕС
  • провести переговоры о трудоустройстве
  • согласовать будущий контракт и рабочее приглашение
  • ознакомиться с условиями возможной работы

Во время поиска работы можно участвовать в краткосрочных обучающих программах и тренингах, предоставляемых потенциальными работодателями. Главное, чтобы соискателю не выплачивалась заработная плата за время обучения.

А затем, получив приглашение к официальному трудоустройству, – возвращаетесь в Украину, оформляете рабочую визу и едете в Евросоюз, чтобы работать легально.

В конце концов, это в ваших интересах: легальные работники не рискуют попасть под депортацию и запрет въезда, к тому же они получают легальное и справедливое вознаграждение за свою работу.

Как найти работу за границей и какие документы оформить для трудоустройства за границей, вы найдете в брошюре, подготовленной ОО «Европа без барьеров».

Могу ли я легально работать в Польше по безвизу?

Безвизовый режим не дает права на легальную работу в Польше, но существенно упрощает трудоустройство в этой европейской стране. Рабочая виза теперь не является необходимым условием, но нужен ее «заменитель», дающий разрешение на работу. Для легального трудоустройства вы должны получить так называемое «oświadczenie» (декларацию о намерении трудоустройства иностранца) или же традиционное разрешение на работу.

Получить первый документ значительно проще. Он оформляется для граждан лишь нескольких государств, включая Украину, и дает право работать в Польше не более шести месяцев в году. Этого достаточно для большинства из тех, кто ищет сезонную работу в Польше.

Для того чтобы гражданин Украины получил «oświadczenie», польский работодатель должен заполнить декларацию с его и своими данными и зарегистрировать этот документ в местном управлении труда. Эта декларация сейчас оформляется бесплатно и может быть предоставлена как на месте, когда работник уже прибыл в Польшу, так и до его выезда из Украины.

Таким образом, Варшава официально разрешила трудоустройство для тех граждан Украины, которые путешествуют:

— либо в рамках безвизового режима,

— либо с шенгенской визой, выданной другим государством (то есть не Польшей)

Невзирая на европейское правило о запрете устраиваться на работу по безвизу, окончательное решение остается за правительством каждой из стран-членов Евросоюза. Некоторые государства делают исключения для украинцев или для всех путешественников. По сути, в Польше действует именно такое исключение.

Тем, кто хочет остаться работать в Польше надолго, не избежать оформления разрешения на работу – этот документ выдают на срок до трех лет в воеводском (то есть региональном) отделе по делам иностранцев. Разрешение оформляется для работы у конкретного работодателя и на определенной должности; смена работы предполагает оформление нового разрешения. Разрешение на работу делается значительно дольше, иногда процедура отнимает полгода и даже год.

С 2018 года процедура и сроки оформления документов (а также максимальный разрешенный срок работы в Польше по ним) должны несколько измениться.

ВАЖНО! «Oświadczenie» на сезонную работу не отменяет стандартного шенгенского требования: по безвизовому режиму разрешается находиться в ЕС не более 90 дней на каждый 180-дневный период. «Oświadczenie» оформляется на вдвое больший срок, поскольку оно действует также для рабочих виз, однако если вы нарушите правило 90/180, при выезде из Польши вас ждет депортация и запрет на въезд на несколько лет.

Чтобы избежать этого, вы должны до окончания 90-дневного срока подать заявление о легализации своего пребывания в воеводский (региональный) отдел по делам иностранцев.

ВАЖНО! Устное заявление о том, что вы планируете работать по безвизу, не гарантирует того, что вас пропустят через границу. Окончательное решение принимает пограничник. При этом остаются действительными все требования к путешественникам – вы должны быть готовы доказать цель поездки и обосновать ее продолжительность.

Мы рекомендуем сначала ехать за границу не для трудоустройства, а для переговоров с потенциальным работодателем. Это вполне законная цель. Позаботьтесь о том, чтобы у вас были на руках контакты тех, с кем вы будете встречаться, обратный билет, денежное обеспечение и бронь гостиницы – в случае, если вы останетесь в Польше на ночь. Так вы сможете выяснить условия труда, и если они окажутся неприемлемыми – вернуться в Украину. Если же вам понравится работа, вы можете оформлять документы и оставаться, это не будет нарушением безвизового режима.

ВАЖНО! Стоит еще раз отметить, что эти правила действуют исключительно в Польше, они не касаются работы ни в одной другой стране, даже если по дороге туда вы пересекаете польскую границу шенгенской зоны. Правила трудоустройства каждая страна принимает самостоятельно. Некоторые государства могут давать разрешение на работу для определенных безвизовых категорий – например, мужу/жене граждан ЕС. Однако такой либерализации, как в Польше, сейчас не предоставляет ни одно другое европейское государство.

Трудоустройство граждан Украины

  • О правовом положении иностранных граждан в РФ
  • Правила приема на работу иностранца
  • Порядок приема на работу иностранцев
  • Работа по патенту
  • Трудоустройство граждан Украины
  • НДФЛ с иностранцев
  • Трудовой договор с иностранцем
  • Какие инстанции надо уведомить при приеме иностранцев
  • Уведомление о расторжении трудового договора с иностранцем

Прием на работу на работу граждан Украины: перечень документов

Многие организации столкнулись с тем, что претендентами на вакантные места являются граждане Украины. В связи с этим возникает много вопросов: как правильно оформить на работу украинского гражданина, какие документы запросить от претендента на вакансию, нужно ли получать разрешение на работу. Проанализируем ситуацию вместе.
Статус гражданина Украины

При приеме на работу следует определить статус гражданина. Напомним, миграционное законодательство выделяет несколько категорий.

Иностранец, временно пребывающий на территории РФ. Этот статус характеризуется двумя особенностями. Во-первых, лицо прибывает в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы. Во-вторых, гражданин имеет миграционную карту, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»; далее – Закон 115-ФЗ).

Иностранец, временно проживающий на территории РФ, получил разрешение на временное проживание на территории РФ (ст.2 Закона 115-ФЗ).

Иностранец, постоянно проживающий на территории РФ, получил вид на жительство (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Беженец. Не является гражданином РФ (подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах»).

Именно статус во многом определяет, как будет происходить прием на работу граждан Украины. В частности, граждане, временно проживающие на территории РФ:

должны иметь разрешение на временное проживание;
не вправе осуществлять деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого разрешено временное проживание. То есть принять на работу гражданина, которому выдано разрешение на временное проживание в городе Москве, может только организация, которая трудоустроит указанного гражданина именно в этом городе (п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Если же граждане относятся к категории временно пребывающих на территории РФ, то при заключении трудового договора они:

должны иметь патент. С бланком этого документа рекомендуется ознакомиться очень внимательно. Если в графе, предназначенной для указания профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), ничего не указано, то такого гражданина Украины можно принять на любую должность. В противном случае иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории определенного субъекта РФ трудовую деятельность по иной, чем указана в патенте, профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности);
могут быть трудоустроены, если вместо патента имеют разрешение на работу, которое выдано до 1 января 2015 года, но продолжает действовать на момент трудоустройства в 2015 году;
обязаны предъявить работодателю договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации. Исключение составляют случаи, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о платном медицинском обслуживании работника-иностранца;
не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдан патент.

Читать еще:  Как узнать, готов ли патент на работу ФМС

Гражданам Украины не требуется визы для въезда на территорию РФ. Поэтому прием на работу граждан Украины не предусматривает получения разрешения на привлечение и использование этих работников (п. 4.5 ст. 15 Закона 115-ФЗ).
Разрешение на работу (патент)

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность, если ему исполнилось восемнадцать лет и есть разрешение на работу (патент). Эти условия не распространяются на граждан, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации (п. 4 ст.13 Закона 115-ФЗ). От граждан Украины, имеющих статус постоянно и временно проживающих в РФ, разрешение на работу (патент) не требуется. Не надо получать разрешение на работу и гражданам Украины, получившим статус беженцев.

Что же касается временно проживающих на территории РФ граждан Украины, то здесь ситуация иная. С 1 января 2015 года такие граждане для осуществления трудовой деятельности в РФ должны получать патент вместо разрешения на работу.
Уведомление миграционной службы

У работодателя, который нанял иностранного гражданина, есть определенные обязанности. В частности, работодателю предписано уведомлять территориальный орган миграционной службы в субъекте Федерации, где иностранец будет осуществлять деятельность, о заключении и прекращении с иностранным гражданином трудового договора. На это закон отводит не более трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) договора.

Уведомление можно отправить на бумажном носителе или в виде электронного документа (подп 2 п. 8 ст. 13 Закона 115-ФЗ), с соблюдением установленной формы (утв. приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147).
Документальное оформление приема на работу

Независимо от статуса украинца, надо оформить с ним трудовой договор. После этого выпускают приказ о приеме на работу. Если работник уже приступил к работе, но договора нет, то оформить его следует в течение трех рабочих дней.

Для граждан Украины в целом действуют те же правила приема на работу, что и для российских граждан (ст. 11 ТК РФ). До подписания трудового договора иностранного гражданина следует ознакомить под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и иными локальными нормативными актами организации (п. 3 ст. 68 ТК РФ). Перечень документов, которые гражданин Украины должен предъявить работодателю, приведем в таблице ниже (ст. 65 ТК РФ).
Документы, которые требуется запросить у нового работника

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

Если гражданин является беженцем, то документом, удостоверяющим личность, будет удостоверение беженца (ст. 7 Закона от 19.02.1993 г. № 4528-1). То же касается и свидетельства о временном убежище

Не требуется, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу по совместительству

Если трудовая книжка иностранца не соответствует форме, установленной в РФ, то работодатель оформляет новую трудовую книжку. На сегодня продолжают действовать трудовые книжки образца 1974 года, выданные в странах СССР. Поэтому если гражданин Украины предъявит трудовую книжку образца 1974 года, ее следует принять и внести записи

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования

Если гражданин Украины впервые оформляется на работу в РФ, то, скорее всего, СНИЛСа у него нет. Работодателю следует оформить свидетельство самостоятельно

Документы воинского учета

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу) (п. 1 ст. 15 Закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ). Поэтому документы воинского учета не являются обязательными при приеме на работу граждан Украины

Документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки

Без специальной процедуры в Российской Федерации признаются документы об образовании и (или) квалификации, выданные на территории Украины, которые подпадают под действие международных соглашений между Украиной и РФ (см. письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2014 г. № 01-52-574/06-1295)

Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитации

В отдельных случаях с учетом специфики работы могут потребоваться дополнительные документы

При приеме на работу временно пребывающие в РФ граждане Украины должны иметь патент; временно проживающие — разрешение на временное проживание, а постоянно проживающие – вид на жительство.

Юлия Бусыгина,
эксперт Контур.Школы, учебного центра компании СКБ Контур

Особенности приема на работу граждан ДНР/ЛНР

Вопрос:

Как правильно принять на работу гражданина Донецкой народной республики (с паспортом ДНР)? Есть ли у них право трудиться? Как происходит налогообложение? Есть какие-то отличия приема на работу граждан Украины и граждан ДНР? Или и те и другие должны оформлять патент?

Ответ:

Вне всякого сомнения, что трудиться данные соискатели вправе и в Российской Федерации, но при соблюдении действующего законодательства в области миграционного учета, получении патента и соответствующего налогообложения.

В действующем законодательстве РФ нет каких-либо особенностей приема на работу соискателей из ДНР (ЛНР), отличий от приема работников из Украины и из ДНР нет.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане (ИГ) и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами нашей страны, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

При рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание на тот факт, что трудоустройство потенциального работника из ДНР (ЛНР) не имеет для работодателя никаких правовых последствий, так как самопровозглашенные новообразования на территории Республики Украина не признаны РФ (в отличие, например, от Абхазии (Указ Президента РФ от 26.08.2008 № 1260) и Южной Осетии (Указ Президента РФ от 26.08.2008 № 1261).

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 18.02.2017 № 74 документы, в том числе и паспорта, выданные в ДНР и ЛНР, именуемых в указе отдельными районами Украины Донецкой и Луганской областей, признаются в России в качестве документов, удостоверяющих личность.

Из этого следует, что граждане Украины, проживающие на территории самопровозглашенных республик, вправе предъявлять указанные документы при трудоустройстве, согласно положениям ст. 65 ТК РФ.

Однако указ применяется временно, то есть до политического урегулирования ситуации в регионе. Следовательно, в случае завершения вооруженного конфликта на Украине данная мера может быть отменена, паспорта граждан самопровозглашенных республик перестанут быть документами, удостоверяющими личность их владельцев, а сами они могут оказаться в России с неурегулированным правовым статусом, что может быть рискованно для работодателя.

Безопасным для работодателя остается, таким образом, вариант истребования при трудоустройстве у таких соискателей паспорта граждан Украины.

Кроме того, данным указом (пп. б п. 1) установлен безвизовый порядок въезда в РФ граждан, имеющих регистрацию по месту жительства на территории самопровозглашенных республик, что позволяет им для осуществления трудовой деятельности в РФ оформлять патенты в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Если у соискателя из ДНР (ЛНР) нет в РФ вида на жительство, разрешения на временное проживание, временного убежища или статуса беженца, то граждане из ДНР должны, как и все другие ИГ, приобрести патент на трудоустройство в РФ в общеустановленном порядке (что подтверждается и сложившейся практикой, то есть какого-либо специального регламента для данных граждан нет).

Перечень документов, необходимых при приеме на работу ИГ, приведен в ст. 65, 327.3 ТК РФ.

Граждане ДНР (ЛНР) после пересечения границы должны обратиться в территориальные органы МВД, где их регистрируют по месту прибытия и выдают документы для легального нахождения и получения соответствующего статуса (временного проживающего, вида на жительство, гражданства).

Иностранному гражданину, прибывшему в РФ с целью временной работы на территории субъекта РФ, необходимо обратиться за оформлением патента в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ в уполномоченный орган в сфере миграции (МВД РФ) (п. 2 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ, п. 1, пп. 49 п. 11 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699).

То есть Закон № 115-ФЗ жителям Донбасса необходимо соблюдать и оплату патента на работу осуществлять так же, как и всем остальным ИГ.

Патент — это документ, подтверждающий право ИГ, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы (за исключением отдельных категорий ИГ), на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности (ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Патент выдается ИГ в течение 10 рабочих дней со дня принятия от него заявления (абз. 2 п. 4 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ, п. 22 Административного регламента (утвержденного Приказом МВД РФ от 20.10.2017 № 800).

Иностранный гражданин, получивший патент на территории одного субъекта РФ, для осуществления трудовой деятельности на территории другого субъекта РФ обязан обратиться за получением патента в уполномоченный орган в субъекте РФ, на территории которого данный ИГ намеревается осуществлять трудовую деятельность. При этом срок 30 дней в данном случае не учитывается. Срок действия патента, выданного в другом регионе, не может превышать срока действия первоначально выданного документа (абз. 3 п. 16, п. 21 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Читать еще:  Директору пермской гимназии грозит увольнение за гендерную дискриминацию поступающих в первый класс

Патент выдается на срок от одного до 12 месяцев. Этот срок может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более 12 месяцев со дня его выдачи (п. 5 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

ИГ, получающие доход от источников в РФ, признаются плательщиками НДФЛ (п. 1 ст. 207 НК РФ).

Если иное не предусмотрено ст. 207 НК РФ, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

И неважно, работал он эти 12 месяцев на основании разрешения или патента. Началом срока фактического пребывания на территории РФ считается следующий день после календарной даты прибытия в РФ, а окончанием — дата отъезда (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Если за 12 месяцев суммарно набирается 183 дня, то гражданин — резидент.

Доходы ИГ, работающих на основании патента в организациях, у ИП, облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов независимо от статуса (резидент, нерезидент). Соответствующие изменения были внесены в ст. 226, 227.1 НК РФ. В отношении работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешения на работу, порядок налогообложения по НДФЛ не изменился.

Несмотря на то что временно пребывающие ИГ, работающие на основании патента, уплачивают НДФЛ по ставке 13 процентов, вычеты им не предоставляются. Для получения, например, стандартного вычета на детей необходимо приобрести статус резидента. Временно пребывающие иностранные работники, работающие на основании разрешения на работу, уплачивают НДФЛ по-прежнему, в зависимости от того, являются они резидентами или нерезидентами.

Таким образом, ИГ, работающий на основании патента, НДФЛ должен был уплатить по ставке 13 процентов (абз. 3 п. 3 ст. 224 НК РФ), иностранец, работающий на основании разрешения на работу, — в зависимости от статуса.

Гражданину Украины, временно проживающему на территории РФ, для трудоустройства не требуется оформлять патент или разрешение на работу. Организация-работодатель обязана уведомить территориальный орган МВД России в трехдневный срок о заключении трудового договора с таким работником.

Указанный порядок в равной степени относится и к принимаемым на работу гражданам ДНР (ЛНР).

О трудоустройстве граждан Украины

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, данным Законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Согласно Положению о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учета, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.11.2006 № 1549, иностранные граждане, имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, и которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, могут быть зарегистрированы в качестве безработных.
Для регистрации в качестве безработных представляются документы, указанные в пункте 2.30 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».
Иностранные граждане, которые в установленном законодательством порядке не могут быть зарегистрированы безработными, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь, и которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, учитываются в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.

Для содействия в оперативном поиске подходящей работы Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь формирует Общереспубликанский банк вакансий, который содержит информацию о наличии свободных рабочих мест в организациях республики и размещен на Информационном портале государственной службы занятости (адрес в сети Интернет: www.gsz.gov.by).

Информационный портал государственной службы занятости позволяет создавать для каждого пользователя «личный кабинет», получать сведения о наличии вакансий, как в целом по республике, так и по каждому региону либо населенному пункту в отдельности, осуществлять подписку на рассылку, как анкет-резюме, так и информации о вакансиях, а также получать уведомления на e-mail о появлении на портале подходящего варианта для трудоустройства, направлять отклик на найденную анкету-резюме либо вакансию посредством отправки информации в «личный кабинет» соискателя или нанимателя соответственно. Для уточнения условий труда, проживания и размера заработной платы, а также другой интересующей информации следует обращаться непосредственно в организации по указанным телефонам.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» и Соглашением о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь и Украины, работающих за пределами своих государств (далее – Соглашение), заключенным между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины 17.07.1995, для трудоустройства на территории Республики Беларусь, в случае отсутствия разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, гражданам Украины необходимо иметь специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, которое выдается по ходатайству нанимателя Республики Беларусь подразделением по гражданству и миграции управления внутренних дел областного либо Минского городского исполнительного комитета по месту регистрации нанимателя.

За более подробной информацией по вопросу привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь, временного проживания (пребывания) иностранных граждан в Республике Беларусь, получения вида на жительство следует обращаться в управление по гражданству и миграции УВД Гродненского облисполкома по адресу: г. Гродно, ул. Карбышева 3, 2 этаж..
В соответствии со статьей 6 Соглашения трудовая деятельность граждан осуществляется в соответствии с национальным законодательством Государства трудоустройства.
Статья 3 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) устанавливает, что Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь.
Таким образом, Трудовой кодекс распространяется на иностранных граждан, как временно пребывающих, временно проживающих, так и постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 26 Трудового кодекса при трудоустройстве гражданин должен предъявить нанимателю следующие документы:

По возникающим вопросам можно обращаться в комитет по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома по адресу: г. Гродно, ул. Ожешко, 3.

Телефоны для консультаций: 8-0152-72-29-33 или 8-0152-74-47-83.

Оформление на работу гражданина Украины

Вопрос:

Как правильно оформить гражданина Украины? Какие документы должны быть у сотрудника? Достаточно ли наличие у него патента для трудоустройства к ИП? Какой налог уплачивает работодатель в случае найма гражданина Украины на патенте или с РВП (разрешение на временное пребывание). Какой налог удерживается из заработной платы сотрудника — гражданина Украины?

Ответ:

Подробная инструкция по приему на работу иностранных граждан, в том числе и граждан Украины, подробный перечень требуемых документов, которые должен предъявить иностранный гражданин, порядок уведомления ведомств о приеме/увольнении иностранца, а также порядок уплаты налогов и взносов с выплат таким работникам, размещена в справке сервиса.

С выплат иностранного сотрудника, имеющего патент, работодатель обязан исчислять НДФЛ по ставке 13%. А также уплачивать страховые взносы в ПФР -22%, в ФОМС — 0%, в ФСС на нетрудоспособность — 1,8%, в ФСС по травматизму, как минимум 0,2% (ставка может быть и больше до 8,5 -её устанавливает ФСС самостоятельно в целом по организации).

С выплат иностранного гражданина, имеющего разрешение на временное проживание, все налоги и взносы уплачиваются как за российских граждан. Оформление на работу таких иностранцев такое, как при приеме граждан России.

С 1 января 2015 г. при приеме на работу любого иностранного сотрудника нужно уведомить только ФМС. Это необходимо сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения договора с работником.
Службу занятости и налоговую уведомлять не нужно.

В сервисе нужно отразить сотрудника во вкладке Сотрудники. Здесь отразите всю информацию по нему. Обязательно укажите, что сотрудник является «иностранным», укажите его налоговый и правовой (миграционный) статус. Далее в сервисе все налоги и взносы за данного сотрудника будут начисляться исходя из информации, которую Вы отразите по нему в сервисе.

Введены временные правила трудоустройства иностранцев

До 15 июня разрешено привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, даже если у них нет разрешения на работу или патента и если истек срок действия документов, позволяющих им легально находиться в России

Какие разрешительные документы дают право иностранным гражданам работать в России?

Иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента. Эти документы не понадобятся тем, кто получил в России разрешение на временное проживание или вид на жительство. 1

Читать еще:  Замена водительских прав при смене фамилии 2020 какие документы

В чем разница между разрешением на работу и патентом?

Разрешение на работу выдается иностранным гражданам, которым для въезда в Россию нужна виза (например, иностранцам из Китая, Вьетнама, Таиланда и др.). Работодателем в данном случае могут стать организации, получившие разрешение на привлечение иностранных работников.

Патенты выдаются иностранным гражданам, которым для пребывания в России виза не нужна (например, гражданам Украины, Таджикистана и др.). Для продления действия патента необходима ежемесячная уплата фиксированного авансового платежа. Работодателям для привлечения к трудовой деятельности таких граждан разрешение не требуется.

Как оформляются трудовые отношения?

С иностранным гражданином, имеющим разрешение на работу или патент, заключается трудовой или гражданско-правовой договор. О заключении и расторжении договоров работодатели и заказчики обязаны уведомлять орган МВД в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Сделать это нужно в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора. Порядок и форма уведомления утверждены Приказом МВД России от 4 июня 2019 г. № 363.

Какое наказание предусмотрено за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности?

Ответственность за такое правонарушение установлена ст. 18.15 КоАП РФ. В Москве и Московской области может быть наложен штраф: на должностных лиц – от 35 тыс. руб. до 70 тыс. руб.; на юрлиц – от 400 тыс. до 1 млн руб., или возможно административное приостановление деятельности организации на срок от 14 до 90 суток.

При этом наказание назначается как за привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешительных документов, так и за неуведомление или несвоевременное уведомление органа исполнительной власти о заключении трудового или гражданско-правового договора.

Какие правила трудоустройства иностранцев ввели на время действия режима повышенной готовности?

18 апреля президент подписал указ о временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан в связи с угрозой дальнейшего распространения коронавирусной инфекции. Введенные указом правила трудоустройства иностранцев будут считаться действующими с 15 марта по 15 июня 2020 г. 2

В этот период работодатели вправе привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, у которых нет разрешения на работу или патента. При этом цель въезда, указанная в их миграционных картах, не имеет значения.

Имейте в виду: не отменено требование о наличии разрешения на привлечение иностранных работников, которым нужна виза. Однако если срок действия разрешения истечет до того, как указ утратит силу, оно будет продлено автоматически.

Можно ли принять на работу иностранного гражданина, если сроки действия его разрешительных документов истекли?

Да, сейчас работодатель вправе трудоустроить иностранца, даже если истек срок действия его визы, патента, разрешения на работу или на временное проживание, вида на жительство или иных документов, позволяющих легально находиться на территории России.

Кроме того, если этот срок истек в период с 15 марта по 15 июня 2020 г., то действие разрешительных документов автоматически продлевается.

Нужно ли при приеме на работу иностранца запрашивать у него медицинские документы, подтверждающие состояние здоровья?

Нет, но в указе президента обращается внимание на то, что работодатель вправе привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности при условии соблюдения ограничений и мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Например, согласно Указу мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ работодатель обязан обеспечить измерение температуры работников на рабочих местах.

Сохраняется ли обязанность работодателя направить уведомление о заключении трудового или гражданско-правового договора с иностранцем в территориальный орган МВД?

Указом эта обязанность не отменена, поэтому во избежание привлечения к административной ответственности лучше направить такое уведомление в течение трех рабочих дней с момента заключения договора.

Обращаю внимание: согласно практике рассмотрения дел об административных правонарушениях днем допуска иностранного гражданина к исполнению трудовых обязанностей считается день, когда с ним был заключен договор.

Если у иностранного гражданина есть действующий патент, нужно ли сейчас вносить авансовые платежи?

Такой необходимости нет.

Что будет, если иностранец был незаконно привлечен к труду в период с 15 марта по 18 апреля и уже возбуждено дело об административном правонарушении?

Указ президент подписал 18 апреля, но временные правила привлечения к трудовой деятельности иностранцев объявлены действующими с 15 марта. В случае если после этой даты в отношении организации или должностного лица было возбуждено дело об административном правонарушении, орган, рассматривающий его, должен вынести постановление о прекращении производства по делу.

Что важно сделать после того, как указ президента перестанет действовать?

Временные правила, установленные указом, будут действовать до 15 июня 2020 г. Если иностранный работник захочет продолжить трудовую деятельность после этой даты, ему придется получить разрешительный документ.

В случае если трудовые или гражданско-правовые отношения прекратятся, работодателю необходимо будет направить уведомление об этом в территориальный орган МВД.

1 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2 Указ Президента РФ от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Українська Гельсінська спілка з прав людини

Как гражданам Украины трудоустроиться на территории РФ

При трудоустройстве граждан Украины и Республики Узбекистан необходимо соблюдать требования Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 115-ФЗ).

Граждане Украины прибывают в РФ в порядке, не требующим получения визы (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16.01.1997 http://base.garant.ru/1155442/ ).

По общему правилу иностранные граждане, кроме относящихся к категориям, указанным в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, имеют право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу, а работодатель, в свою очередь, вправе привлекать к работе иностранных граждан при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Однако для приема на работу граждан, въехавших на территорию России в безвизовом режиме, работодателю не необходимо получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Для трудоустройства таких работников достаточно наличия разрешения на работу в иностранного гражданина. Получить такое разрешение иностранец может самостоятельно либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в РФ, либо через своего представителя (п. 2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).
В зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на : временно пребывающих в РФ; временно проживающих в РФ; постоянно проживающих в РФ (ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Согласно пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ иностранному гражданину, постоянно проживающему в РФ (имеющему вид на жительство), получать разрешение на работу не требуется.

Граждане Украины, за исключением постоянно проживающих в РФ или относящихся к категориям, указанным в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, наряду с этим Должны предоставить разрешение на работу.

При приеме документов также необходимо учитывать следующее.

В настоящее время на территории России действительный две формы трудовых книжек: образца 1974 г. и 2004 г. Украина входила в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин предоставляет трудовую книжку образца 1974 г., заводит новую имеется необходимости. В случае отсутствия в иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном Пенсионного страховании в Российской Федерации” застрахованнымы лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства. Следовательно, страховое свидетельство государственного Пенсионного страхования предъявляют только иностранцы, постоянно или временно проживающие на территории России. Если такой иностранец впервые заключает трудовой договор на территории России, то свидетельство ему оформляет работодатель (ст. 65 ТК РФ).

Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994, сторонами которого являются в том числе Россия, Белоруссия, Украина и Республика Узбекистан, установлено, что каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, Соответствующие документы в присвоение звания, разряда, квалификации и другие нужные для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык.

Документы воинских учета указанной категорией граждан при приеме на работу не предоставляются, поскольку по законодательству РФ они НЕ являются военнообязаннымы лицами (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector