Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Запрос котировки по 44 фз алгоритм со стороны заказчика

Запрос котировки по 44 фз алгоритм со стороны заказчика

Запрос котировок является одной из наиболее простых закупочных процедур, которая имеет ряд безусловных достоинств, такие как короткие сроки, простота проведения, а также отсутствие большого количества требований к участникам закупки. Вместе с тем, запрос котировок имеет ряд нюансов, которые безусловно должны быть учтены как участником закупки, так и самим заказчиком. Особенно это касается наиболее формализованной стадии запроса котировок — заключения контракта. На данной стадии происходит оформление гражданско-правовых отношений сторон закупочной деятельности, поэтому от правильности и своевременности выполнения процедур на этом этапе будет зависеть и надлежащее исполнение контракта.

В данной справочной информации изложен порядок заключения контракта по запросу котировок с описанием алгоритма действий заказчиков, сроков совершения необходимых действий, а также даны рекомендации по разрешению спорных вопросов, не урегулированных на законодательном уровне. Изучение представленной информации позволит заказчикам и их должностным лицам избежать административной ответственности за несвоевременные или некорректные действия при заключении контрактов, а также позволит подобрать решения ряда практических вопросов, ответы на которые Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) не содержит.

Законодательство о контрактной системе определяет срок для заключения контракта по результатам запроса котировок: согласно ч. 13 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола. Подписание контракта обязательно для победителя запроса котировок или участника закупки, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя от заключения контракта (ч. 12 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).

Условно можно выделить ряд стадий заключения контракта по результатам запроса котировок, каждая из которых имеет свои особенности.

1. Направление заказчиком проекта контракта победителю запроса котировок.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

  • Заказать демонстрацию

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена, обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru

Идет завершение процесса оплаты

В настоящее время мы ожидаем подтверждения оплаты от платежной системы.
Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
Обычно подтверждение платежа занимает не более нескольких минут. Попробуйте обновить страницу для повторной проверки.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на spp@cntd.ru, мы разберемся.

Метод оплаты:

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Запрос котировки по 44 фз алгоритм со стороны заказчика

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части установления требований к участникам запроса котировок, в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться в том числе требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Департамент обращает внимание, что частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых в составе заявки участником запроса котировок.

При этом в указанном перечне предоставление участником запроса котировок декларации о соответствии требованиям, установленным пунктами 3 — 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не предусмотрено.

Вместе с тем согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Таким образом, отклонение котировочной комиссией заявки участника за отсутствие декларации о соответствии требованиям, установленным пунктами 3 — 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что вопрос о наличии либо об отсутствии признаков нарушения Закона о контрактной системе рассматривается органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела.

Письмо Минфина России от 29.09.2017 № 24-06-01/63702 «О представлении выписки из ЕГРЮЛ победителем запроса котировок»

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение о представлении при проведении запроса котировок выписки из единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), сообщает следующее.

В соответствии с частью 11 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) победитель запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, обязан представить заказчику подписанный контракт и выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) извещения о проведении запроса котировок. В случае непредставления указанных документов в срок согласно извещению о проведении запроса котировок такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Законом N 44-ФЗ не определен порядок передачи победителем запроса котировок подписанного контракта и выписки из ЕГРЮЛ.

Вместе с тем исходя из системного толкования указанной нормы Департамент полагает, что выписка из ЕГРЮЛ должна передаваться победителем запроса котировок одновременно с подписанным контрактом в срок, установленный извещением о проведении запроса котировок.

Согласно части 1 статьи 5 Закона N 44-ФЗ в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием ЕИС.

Читать еще:  Норма часов при сменном графике

Таким образом, в силу части 1 статьи 5 Закона N 44-ФЗ независимо от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) представление участником закупки электронных документов, в том числе выписки из ЕГРЮЛ, допускается исключительно с использованием ЕИС.

В настоящее время функционалом ЕИС не предусмотрена возможность обмена электронными документами при проведении запроса котировок.

Следовательно, при заключении контракта по результатам проведения запроса котировок победителем запроса котировок представляется оригинал выписки из ЕГРЮЛ в бумажной форме или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица).

Заявка на участие в запросе котировок по 44-ФЗ

Правила организации закупки через запрос котировок установлены положениями параграфа 3 главы 3 закона 44-ФЗ. Согласно статье 72, процедура включает поиск поставщика, исполнителя или подрядчика, готового предложить наиболее низкую цену. Заказчик рассылает информацию о намерении приобрести те или иные материальные блага неограниченному кругу лиц.

Извещение с подробной характеристикой сделки размещают в ЕИС. Далее просто принимают и оценивают предложения потенциальных контрагентов.

Правовые аспекты запроса котировок по 44-ФЗ

Механизм привлекает участников прозрачностью и сжатыми сроками. Однако за внешней простотой скрывается ряд важных юридических моментов. В числе основных особенностей запроса котировок является отказ от торговой формы.

Состязания между претендентами не проводят. Победителя определяют по предложенной стоимости контракта. Заявки, поданные участниками, не корректируются и не отзываются. Обеспечения на этом этапе не требуется (часть 3 статьи 72).

Недостатком алгоритма стало отсутствие правила о единовременном вскрытии конвертов. Такое упущение сделало угрозу подтасовки реальной.

Как оценить эффективность участия?

Принимая решение о направлении предложения, предпринимателю необходимо определиться с целесообразностью. Возможная прибыль от заключения сделки должна превышать процессуальные издержки. Затраты включают следующие статьи:

  • услуги по составлению заявки;
  • консультации специалистов;
  • обеспечение контракта.

Возмещение убытков лицам, проигравшим в гонке за заказом, законом 44-ФЗ не предусмотрено.

Порядок подачи заявок

Статьей 77 установлено жесткое ограничение. Участники направляют только одно предложение по запросу. Сделать это необходимо до истечения указанного в извещении срока. Дата публикуется в ЕИС. Составление заявки включает:

  • расчет цены;
  • оценку условий, озвученных заказчиком;
  • формирование пакета приложений;
  • отправку документов через сервис электронной площадки или классическим способом.

Законодательно содержание и форма заявки четко определена. Нарушение правил заполнения приводит к выбытию из конкурсной гонки.

Образец котировочной заявки

Для того чтобы подготовить заявку правильно, рекомендуем ознакомиться с образцом:

Участник закупки должен представить полные сведения о себе. Предприниматели указывают регистрационные и идентификационные номера, перечисляют виды экономической деятельности, заполняют графу «Место жительства». Компании обязаны включить в заявку информацию об учредителях, руководителях. В приложении должна присутствовать декларация о принадлежности к категории малого бизнеса.

Неотъемлемой составляющей комплекта является письменное согласие на исполнение условий договора с подробным описанием товаров, сроков и способов.

Важно! Запрос котировок разрешается проводить в традиционной или электронной форме. В первом случае документацию направляют в конвертах. Заказчик составляет протокол о вскрытии и детально описывает содержание предложений. В ходе процедуры осуществляют видеосъемку или аудиозапись. Второй вариант более современный. Открытие доступа к предложениям фиксирует сервис торговой площадки.

Участники вправе подавать запросы о разъяснении результатов. Жестких сроков для направления таких документов закон не устанавливает. Юристы рекомендуют обращаться в течение 10 дней с момента публикации протокола в ЕИС. В этом случае сокращается вероятность пропуска срока на обжалование в административном порядке.

Правила заключения контракта

Участник, предложивший самую низкую цену, становится победителем закупки. С ним подписывают договор. При этом сделку можно заключить лишь через 7 суток после внесения данных в ЕИС. Всего на оформление закон отводит 20 календарных дней.

Уклонение бизнесмена от заключения контракта является основанием для включения соответствующей записи в реестр недобросовестных поставщиков. К виновнику предъявляют иск о возмещении убытков, а право на подписание соглашения передают претенденту, занявшему второе место в гонке.

Только при возникновении особых обстоятельств стороны могут отложить оформление документов. Период такой отсрочки едва превышает 4 недели.

Если запрос котировок не дал результатов?

Закупку признают не состоявшейся при отсутствии заявок, либо наличии всего одного предложения. В первом случае избирают иной метод поиска контрагента и меняют график, во втором – заключают соглашение с единственным поставщиком. Отклонение комиссией всех заявок становится основанием для продления периода запроса на 4 дня. Сообщение о принятии решения публикуют в ЕИС.

В завершение напомним, что рассмотренный метод выступает в качестве альтернативы традиционным формам. Использовать его заказчик может далеко не всегда. Правительством РФ установлен перечень товаров и услуг, приобретение которых осуществляется только в порядке открытого аукциона.

Запрос котировок в электронной форме

С 1 июля 2019 года заказчики проводят закупочные процедуры на ЭТП только в электронной форме.

Требования к электронной процедуре запроса котировок такие же, как и к бумажной: цена контракта не должна превышать 500 тыс руб., а годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, должен составлять менее 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не превышать 100 млн руб.

Извещение запроса котировок в электронной форме

Заказчик размещает извещение о проведении запроса котировок в электронной форме по 44-ФЗ не менее, чем за 5 рабочих дней до конца срока подачи заявок на участие.

Оно должно находиться в бесплатном доступе для ознакомления в течение всего срока подачи заявок.

Одновременно с размещением в ЕИС извещения запроса котировок, заказчик вправе направить не менее, чем 3-м лицам, запрос на предоставление котировок.

Например, это удобно, если заказчик знает поставщиков, работающих в этой отрасли и предоставляющие требуемые товары (работы или услуги).

В случае, когда заказчик захочет внести изменения в извещение, то сделать он это может, если до конца срока подачи заявок осталось не менее 2-х дней.

Заявка на запрос котировок в электронной форме

Чтобы подать заявку, участник должен быть зарегистрирован в ЕИС и соответственно аккредитован на ЭТП, на которой проходит закупка.

Срок приема заявок на запрос котировок в электронной форме – с момента размещения извещения и до указанных в нем даты и времени окончания срока подачи заявок на участие.

Каждый участник запроса котировок может подать только одну заявку на участие. При этом, если заказчик внесет изменения в извещение, участник вправе изменить или вовсе отозвать свою заявку в регламентированные законом сроки, т.е. до конца срока подачи заявок.

Подготовка электронной котировочной заявки

со 100% допуском к участию

В течение 1 часа, с момента получения заявки на участие в электронном запросе котировок, оператор ЭТП присваивает ей идентификационный номер и направляет поставщику уведомление, подтверждающий, что заявка принята.

Если были допущены ошибки, то оператор возвращает заявку отправителю.

Случаи, в которых заявка будет возвращена участнику:

подача котировки с нарушением требований;

подача одним участником 2-х и более заявок;

подача после даты или времени окончания срока подачи;

получение заявки от участника с нарушением положений ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ;

котировка не содержащая предложение о цене контракта или предложение о цене, превышающей НМЦК или равной нулю;

участник находится в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.

Участие в запросе котировок в электронной форме: сроки и этапы

В течение одного часа, после окончания срока подачи, оператор электронной площадки направляет заказчику все поданные заявки и документы, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ.

На следующий день котировочная комиссия начинает рассматривать заявки. Этот процесс занимает 1 рабочий день. В результате определяются соответствующие и несоответствующие котировки, а результаты фиксируются в протоколе рассмотрения заявок.

Затем, не позднее окончания срока рассмотрения заявок, заказчик направляет протокол проведения запроса котировок в электронной форме оператору ЭТП. Оператор, в свою очередь, присваивает всем допущенным заявкам порядковый номер – по мере увеличения предложенной в них цены контракта, т.е. от большего к меньшему.

Несостоявшийся запрос котировок в электронной форме 44-ФЗ

Электронный запрос котировок признается несостоявшимся в тех же случаях, что и запрос котировок в печатной форме: если отклонены все заявки участников или допущена только 1 заявка.

Если такая процедура признана несостоявшейся по основаниям, предусмотренным частью 14 статьи 82.3, частью 9 статьи 82.4 ФЗ-44, то заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 рабочих дня,

Заключение контракта по результатам электронного запроса котировок

Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней и не позднее, чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

В течение 5 дней, с даты размещения протоколов, заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке проект контракта, в котором указана цена, предложенная победителем.

Затем, в течение 5 дней после размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта, победитель подписывает его усиленной квалифицированной подписью, а также предоставляет обеспечение исполнения контракта (если это предусмотрено тендерной документацией).

Если у победителя есть замечания по проекту контракта, то он размещает протокол разногласий и в течение 3-х рабочих дней заказчик рассматривает его и без своей подписи добавляет доработанный проект контракта, либо повторно размещает изначальный проект, с указанием причин отказа.

Важно: Протокол разногласий может быть размещен на электронной площадке для каждой процедуры не более, чем 1 раз!

В течение 3-х дней победитель должен подписать проект контракта. После этого заказчику также дается 3 рабочих дня на подписание со своей стороны и размещение его в ЕИС.

Также победителю необходимо предоставить вместе с подписанным контрактом обеспечение его исполнения. Обычно для этого используется банковская гарантия, требования к которой заказчик прописывает в тендерной документации. Если обеспечение не будет предоставлено заказчику, то победитель будет считаться уклонившимся !

Для расчета гарантии Вы можете воспользоваться нашим онлайн калькулятором, узнать стоимость и отправить заявку всего за 2 минуты.

★ Расчет гарантии для обеспечения контракта

Заранее подобрав банк, в котором Вы будете получать банковскую гарантию, Вы сэкономите свое время и деньги, когда будете участвовать в закупке.

С момента размещения в ЕИС подписанного проекта контракта победителем и заказчиком – контракт считается заключенным.

Уклонение победителя от подписания контракта по результатам электронного запроса котировок

Если победитель не предоставит заказчику подписанный контракт, а также выписку из ЕГРЮЛ (или засвидетельствованную в нотариальном порядке ее копию), в срок, указанный в извещении, то такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Заказчик может направить требование о включении данного победителя в Реестр недобросовестных поставщиков, а контракт заключить с участником электронного запроса котировок, чьей заявке был присвоен следующий за победителем порядковый номер.

Обратите внимание: участник запроса котировок в электронной форме, занявший второе место, вправе отказаться от заключения контракта с заказчиком.

Читать еще:  Как оформить ВНЖ гражданам Украины

При проведении закупки в печатном формате – он был обязан заключить контракт, если победитель признан уклонившимся.

Жалоба в ФАС в электронном запросе котировок

Обжалование действий заказчика и котировочной комиссии допускается в любое время проведения процедуры, но не позднее 10-ти дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

Статьи

Запрос котировок в электронной форме

Запрос котировок в электронной форме с 1 октября 2020 года претерпевает значительные изменения. Статья 82.1 Закона № 44-ФЗ излагается полностью в новой редакции. Цель законодателя — систематизировать электронные процедуры закупок и сделать запрос котировок в электронной форме процедурой, максимально схожей с процедурами конкурса и аукциона. Это, с одной стороны, позволило решить часть проблем, которые издавна были присущи процедуре запроса котировок (например, устранить невозможность затребования от участников закупки копии лицензии в составе подаваемых ими заявок), но, с другой стороны, распространило сложности, с которыми заказчики сталкивались при проведении конкурса и аукциона, на запрос котировок.

Закон № 44-ФЗ дает следующее определение понятию “запрос котировок в электронной форме”.

Запрос котировок в электронной форме — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме (ч. 1 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ).

Как видно из указанного определения запрос котировок — это открытая процедура закупки. Закон № 44-ФЗ не допускает ее проведения в закрытой форме, как это, например, предусмотрено для электронного аукциона и электронного конкурса. При этом, как и процедура электронного аукциона, запрос котировок предусматривает выбора победителя исключительно по одному критерию — цене. Все остальное значение для заказчика не имеет: повышенное качество предлагаемой поставщиком продукции, квалификация исполнителя и его опыт работы на рынке и другое. Чем ниже цена, тем лучше. При этом, в отличие от процедуры конкурса и аукциона, в запросе котировок не применяются антидемпинговые меры, предусмотренные ст. 37 Закона № 44-ФЗ. Поэтому участники закупки не ограничены в снижении цены даже такими формальными мерами. Единственное отличие от аукциона, что участники не смогут снизится до нуля и меньше. Цена контракта в запросе котировок — всегда положительная величина.

В связи с этим запрос котировок в электронной форме становится все менее востребованной процедурой для заказчиков. Заказчики, выбирают данную процедуру к проведению, пожалуй, по двум основным причинам:

  1. Централизованные закупки . В отдельных субъектах РФ и муниципальных образовании система централизованных закупок построена таким образом, что уполномоченным органом, уполномоченным учреждением централизованы только процедуры конкурсов и аукционов. Право на проведение запросов котировок сохранено за заказчиками. В связи с этим, чтобы исключить в качестве посредника уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, в том числе самостоятельно определить условия технического задания, заказчики выбирают такой способ к осуществлению.
  2. Отсутствие документации о закупке. В запросе котировок отсутствует документация о закупке. Ее роль выполняет извещение о проведении запроса котировок. Однако, для отдельных заказчиков, особенно для тех, у которых работают “молодые” контрактные управляющие, этот фактор приобретает решающее значение. Им кажется, что отсутствие документации о закупке упрощает проведение процедуры. На самом деле это не так! Отсутствие документации о закупке усложняет процедуру, в том числе в части подготовка проекта контракта. Например, если заказчик, проводя процедуру запроса котировок в электронной форме, предусмотрит в проекте контракта право сторон на изменение его условий по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (например, изменение объема закупаемой продукции при исполнении контракта в пределах 10%), то такой заказчик может быть подвергнут штрафу, т.к. положения ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не применяются при проведении запроса котировок именно ввиду отсутствия документации о закупке.

Таким образом, процедура запроса котировок все меньше и меньше применяется заказчиками и фактически постепенно выходит из употребления.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Неторговые способы закупки: достоинства и особенности

Неторговые способы закупки: достоинства и особенности

Российское законодательство не содержит ни дефиниции неторговых способов закупки, ни даже примерного их перечня. В то же время положениями закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закреплена возможность для заказчика предусмотреть в положении о закупке «иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки»*(1). Следовательно, любой предусмотренный заказчиком помимо аукциона и конкурса способ осуществления закупки считается неторговым.

При этом на практике сложились три основных способа проведения таких закупок. Это:

— запрос предложений;
— запрос цен (некоторые заказчики именуют этот способ в своих документах запросом котировок или котировочной сессией);
— конкурентные переговоры.

Запрос котировок фигурировал среди разрешенных для госзаказчиков способов закупки в законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»*(2). Действующий закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»*(3) разрешил госзаказчику проводить наряду с запросом котировок и запрос предложений.

Согласно требованиям Закона N 223-ФЗ при реализации права на включение в положение иных способов закупки, о которых говорилось выше, заказчик обязан определить порядок закупки такими способами. Логично предположить, что большинство заказчиков включило в свое положение о закупочной деятельности неторговые способы — ведь это возможность самостоятельно определить алгоритм выбора победителя, сроки и в целом специфику проведения процедуры применительно к внутренней организации предприятия.

Выделение неторговых способов закупки связано с тем, что статьей 447 Гражданского кодекса к торгам отнесены исключительно конкурсы и аукционы. Запрос предложений, по сути, является упрощенным вариантом конкурса, а запрос цен — неторговым аналогом аукциона. Проведение неторговых процедур не ограничивает заказчика требованиями статей 447-449 Гражданского кодекса, положения которых регулируют порядок организации и проведения торгов, а также заключение договора по их итогам. Кроме того, специальной нормой Закона N 223-ФЗ*(4) именно для торгов установлены сроки размещения извещения, а при проведении закупки неторговым способом организатор руководствуется собственным положением о закупке либо положениями регламента оператора электронной торговой площадки при проведении процедуры в электронной форме.

Стоит отметить и некоторые другие преимущества неторговых способов закупок. Например, в отличие от торгов, проведение таких процедур не порождает для заказчика обязанности заключить договор по итогам: пока не акцептована оферта одного из участников, организатор имеет право отклонить предложения всех поставщиков на любой стадии и завершить закупку без выбора победителя. Кроме того, привлекательной кажется гораздо меньшая формализованность неторговых способов закупки по сравнению с торговыми способами закупки.

При этом не стоит забывать, что победитель неторговых процедур не выбирается заказчиком произвольно: победителем запроса цен может стать лишь участник, предложивший лучшую цену, а победителем запроса предложений — лучшие условия исполнения договора. Да и в целом нельзя сказать, что неторговые способы закупок полностью исключены из сферы регулирования действующего законодательства. На неторговые способы распространяется правило главы 28 Гражданского кодекса о том, что акцепт организатором закупки оферты поставщика (т.е. объявление победителя закупки) является заключением договора. Антимонопольные требования, установленные в законе «О защите конкуренции», являются общими для торгов и неторговых закупок*(5).

Запрос предложений

Исходя из смысла процедуры запроса предложений, при оценке заявок участников заказчиком рассматривается коммерческое предложение поставщика, в котором фигурируют как цена, так и условия исполнения договора в целом.

Для соблюдения конкуренции все предложения должны рассматриваться и оцениваться заказчиком на основании четко определенных критериев, сформулированных при объявлении запроса предложений в закупочной документации.

При проведении запроса предложений заказчик заранее информирует поставщиков о потребности в товарах, работах, услугах и приглашает их подавать свои коммерческие предложения. Самым важным моментом организации и проведения запроса предложений является установление заказчиком критериев оценки и сопоставления заявок участников, причем заказчику следует закрепить в том числе значимость того или иного критерия, количество баллов, присваиваемых заявочным материалам участников по каждому критерию, алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Запрещено предъявлять к участникам, в том числе и неторговых закупок, требования, не опубликованные заранее в закупочной документации.

Анализ административной практики Федеральной антимонопольной службы России и ее территориальных управлений по рассмотрению жалоб на действия заказчиков при проведении закупочных процедур в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ показывает, что большое количество заказчиков предпочитает проводить закупки именно неторговыми способами, причем запросов предложений среди таких процедур подавляющее большинство. Значительный объем решений о признании заказчиков нарушившими положения закона касается именно несоблюдения требований о публикации порядка оценки заявок участников запроса предложений.

Запрос цен

Порядок проведения запроса цен с организационной точки зрения в целом схож с запросом предложений.
Наиболее важное отличие — это наличие единственного критерия оценки заявок участников, в качестве которого выступает цена. Все остальные условия поставки в этом случае формулируются самим заказчиком в той же закупочной документации.

В случае же, когда параметры закупаемого товара необходимо уточнить, заказчик может прибегнуть к проведению двухэтапного запроса цен. В таком случае на первом этапе привлекаются предложения поставщиков, содержащие технические, качественные и иные характеристики предмета процедуры, а на втором этапе заказчик (повысив свою осведомленность относительно предмета закупки) приглашает участников делать ценовые предложения. Аналогичный механизм может быть использован и при проведении запроса предложений. Если же заказчик уделяет особое внимание квалификации поставщика, то перед сбором заявок поставщиков заказчиком может быть проведен предквалификационный отбор, аналогичный предквалификационному отбору в рамках конкурса.

Конкурентные переговоры

Данный способ проведения неторговых закупок является куда менее распространенной процедурой, чем запросы цен и запросы предложений. Тем не менее некоторые специфические закупки, по мнению заказчиков, следует проводить именно этим неторговым конкурентным способом. Заказчик информирует неопределенный круг поставщиков о намерении провести конкурентные переговоры, после чего принимает от потенциальных участников заявки. Впоследствии заказчиком проводятся процедуры переговоров с каждым из участников отдельно. Переговоры могут вестись в отношении любых требований заказчика и любых предложений участника, касаться свойств и характеристик продукции, стоимости, условий поставки и оплаты, договорных условий.

Важнейшее условие проведения такой процедуры, подлежащее закреплению в положении, документации и надлежащему исполнению, — ведение протоколов переговоров, на которых обсуждаются условия осуществления закупки. Заказчик может заключить договор с участником закупки, предложившим лучшие условия.

Стоит отметить, что уже сегодня все перечисленные выше неторговые способы могут быть реализованы в электронной форме.

Читать еще:  Добавочный капитал проводки вклад в имущество

Некоторые эксперты указывают на необходимость нормативного закрепления порядка проведения неторговых способов закупок. Отдельные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так, например, в конце декабря 2013 года закончилось публичное обсуждение законопроекта о внесении изменений в Закон N 223-ФЗ в части закрепления закрытого перечня способов закупки. В этом перечне содержится лишь два конкурентных неторговых способа закупки — запрос котировок и запрос предложений, причем ни в одном из них не предусмотрены ни двухэтапные варианты, ни проведение предквалификации. В проекте приводятся дефиниции этих способов закупки, при этом за заказчиком остается право предусмотреть в положении о закупках порядок их организации и проведения.

Стоит отметить, что жесткое определение порядка проведения неторговых способов закупки на законодательном уровне в некотором роде противоречило бы самой сути осуществления закупочной деятельности в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Возможность для заказчика самостоятельно определить порядок проведения закупки отличными от аукциона и конкурса способами является своеобразной базой для специфического саморегулирования отношений в рассматриваемой отрасли — таким образом отмечается особый статус субъектов Закона N 223-ФЗ.

Перспективы нормативного регулирования

Нормативное регулирование базовых положений о неторговых способах закупки имеет смысл прежде всего на уровне Гражданского кодекса, то есть на том же уровне, на котором закреплены базовые требования к торгам. В главе 28 указанного кодекса можно было бы упомянуть о том, что договор может быть заключен посредством реализации неторговых способов выбора поставщика. При этом указать, что к таким неторговым способам применяются правила статей 433, 435, 438 Гражданского кодекса об обмене офертой и акцептом в том смысле, что объявление заказчика о закупке имеет статус приглашения поставщикам делать оферты, предложение поставщика имеет статус оферты, а объявление заказчиком победителя закупки имеет статус акцепта оферты.

Собственно, соблюдение этих правил в коммерческой практике уже сейчас является базовым условием легитимности неторговых способов размещения заказа.

Закрепление же соответствующих норм в гражданском законодательстве отразило бы развитие современной закупочной практики и позволило бы говорить о запросе цен и запросе предложений не просто как о «миниаукционе» и «миниконкурсе», а как об отдельных способах выбора поставщика. Кроме того, базовые требования Гражданского кодекса минимизировали бы риск недопустимых произвольных толкований содержания неторговых процедур и злоупотреблений со стороны заказчиков и поставщиков.

А. Подъяблонская,
юрист компании B2B-Center

*(1) ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее — Закон N 223-ФЗ)
*(2) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (утратил силу с 01.01.2014)
*(3) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
*(4) ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ
*(5) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Бесплатный доступ к системе Гарант на 3 дня

Получите бесплатный доступ, чтобы оценить все преимущества системы Гарант

Что представляет собой запрос котировок по нормам 223-ФЗ, и какова максимальная сумма закупки?

Запрос котировок представляет собой конкурентный вид закупки, предусмотренный 223-ФЗ. В нем побеждает поставщик, который смог предложить наиболее низкую цену.

  • Законодательное регулирование по 223-ФЗ
  • Перечень шагов при закупках через запрос котировок
  • Документация по запросу котировок
  • Сроки проведения запроса котировок
  • Основания для отмены запроса котировок

Участник закупки должен соответствовать законодательным условиям, выдвинутым заказчиком. Данный вид закупки является быстрым и простым способом выбора поставщика, поэтому он весьма привлекателен для заказчика.

Законодательное регулирование по 223-ФЗ

Последние правки в 223-ФЗ усилили законодательный контроль за проведением запроса котировок с июля 2018 года. Ранее этот конкурентный вид закупок регулировался полностью заказчиком в его Положении.

Запрос котировок может проводиться в открытой или закрытой форме. Специальные условия предусмотрены при проведении закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства. При открытом запросе котировок участником закупки может стать любое физическое и юридическое лицо.

Запрос котировок проводится в электронной и бумажной форме. В Положении о закупке заказчику следует прописать, когда им будет применяться электронный формат, а когда – стандартный.

Максимальная сумма закупки при запросе котировок законом №223 не регулируется. Последние правки в законодательство также не установили лимитов для применения данной процедуры. Но обычно они применяются для небольших по стоимости закупок.

В Положении о закупке заказчик может предусмотреть дополнительные этапы проведения процедуры и требования к поставщикам (согласно ч. 24 ст. 3.2 223-ФЗ). В частности, это может быть предквалификационный отбор, внесение обеспечения. В Положении также указываются данные о порядке, сроках ответа на запросы от поставщиков.

Размер обеспечения по котировочной заявке обычно привязывается к цене контракта. Обеспечение может устанавливаться при закупке на сумму более 5 млн. р. (согласно ч. 25-27 ст. 3.2 223-ФЗ).

Порядок представления обеспечения прописывается в Положении.

Заказчик делает выбор в пользу закупки через запрос котировок по своим собственным критериям. Так, он может применить открытый запрос котировок, если для него единственным важным условием для исполнения договора является цена договора. А также при соблюдении таких условий:

  1. На проведение закупки от размещения извещения до подписания договора у заказчика есть не менее 20 дней.
  2. Начальная цена договора не превышает 10 млн. р.
  3. Заказчику нужна возможность отказа от закупки и заключения договора на любом этапе.

Закрытый запрос котировок применяется редко. Он целесообразен и законодательно оправдан, если сведения составляют государственную тайну, закупка не подлежит размещению на официальном сайте закупок, решение о закрытой закупке принято Правительством.

Перечень шагов при закупках через запрос котировок

Перечень шагов при закупках через запрос котировок в стандартном случае включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Размещение извещения и документации о запросе предложений в ЕИС.

Перед тем как подготовить закупочную документацию и разместить ее в ЕИС, заказчик должен определить свои потребности в товарно-материальных ценностях и прописать ее в плане закупок.

Участники могут направлять дополнительные запросы по закупочной документации, а заказчик обязан в установленные сроки предоставить официальный ответ и разместить его в ЕИС.

Этап 2. Приглашение участников к закупке.

Заказчик направляет приглашения поставщикам принять участие в закупке (не является обязательным требованием).

Этап 3. Получение заявок от участников.

Этап 4. Вскрытие конвертов с предложениями.

После того как прием заявок завершен, заказчик в назначенный день вскрывает конверты с предложениями, или ему открывается доступ к поступившим заявкам оператором электронной площадки.

Этап 5. Рассмотрение заявок на закупку.

В некоторых случаях заказчик вправе отклонить поступившие заявки на участие в запросе котировок и не допустить их к дальнейшей процедуре оценки. Например, такая ситуация возникает:

  • при непредставлении оригиналов документов и прочих сведений, требования о которых есть в закупочной документации;
  • при несоответствии участника требованиям закупки, установленным в документах;
  • при несоответствии заявки на участие в запросе котировок требованиям;
  • при непредставлении копии документа, подтверждающего внесение обеспечения;
  • в случае несоответствия предлагаемых товаров требованиям документации;
  • при предоставлении в составе заявки заведомо недостоверных данных и при искажении сведений и пр.

Условия отклонения заявок должны быть прописаны в Приложении заказчика.

Этап 6. Оценка поступивших заявок на запрос котировок.

Чтобы у заказчика была возможность нормальной оценки заявок от участников закупок, претенденты должны:

  • соответствовать требованиям, которые предъявляются к участникам закупки;
  • подать заявки на участие в закупке в установленные сроки.

Если несколько участников получили одинаковое количество баллов, то победителем становится участник, который предложил наилучшие условия договора первым.

Этап 7. Переторжка.

Если положение заказчика предполагает данный этап, то участники закупки приглашаются к переторжке. В рамках данной процедуры предполагается снижение цены, предложенной поставщиками.

Этап 8. Публикация финального протокола.

После подведения итогов закупки заказчик должен опубликовать на сайте госзакупок официальный итоговый протокол.

Этап 9. Подписание договора с победителем.

Договор подписывается на основании проекта, который был опубликован в составе закупочной документации.

Документация по запросу котировок

Согласно требованиям 223-ФЗ, заказчику необходимо подготовить следующую документацию:

  1. Извещение о запросе котировок.
  2. Проект договора.
  3. Закупочная документация.

Согласно ч. 10 ст. 3.2, ч. 9 ст. 4 223-ФЗ в извещении необходимо прописать такие сведения:

  1. Информация о заказчике.
  2. Данные о предмете договора и его условиях.
  3. Сведения о закупке.
  4. Рекомендованная форма заявки на участие и алгоритм ее заполнения.
  5. Требования к участникам. Например, отсутствие сведений о поставщиках в реестре недобросовестных поставщиков, внесение обеспечения и пр.

К котировочной заявке, которую предоставит поставщик заказчику, необходимо приложить такие сведения:

  1. Анкета участника закупки, заполненную по установленной форме. Она должна содержать полное и сокращенное наименование компании, ИНН, КПП и ОКПО, реквизиты банка и дату постановки на учет и пр.
  2. Документы, которые подтверждают право на закупку и поставку нужного товара, производителем которого не является поставщик.
  3. Документация относительно функциональных и качественных характеристик товаров и услуг.
  4. Согласие участников закупки на исполнение условий договора, которые указаны в извещении на закупку.
  5. Цена договора с указанием сведений о расходах, которые включены в указанную цену (например, на перевозку, таможенные и налоговые платежи, страхование и пр.).
  6. Декларация об отсутствии сведений об участнике в РНП.

Сроки проведения запроса котировок

Стандартные сроки проведения запроса котировок прописаны в ч. 21 ст. 3.2 ФЗ-223. Они составляют не менее 5 рабочих дней с момента публикации извещения до окончания приема заявок.

При закрытом запросе котировок сроки предусмотрены аналогичные тем, которые действуют для открытой процедуры.

Основания для отмены запроса котировок

Согласно последним изменениям 223-ФЗ, заказчик может отменить конкурентную закупку по одному или нескольким пунктам до окончания срока приема предложений. С июля 2018 года начал действовать п. 23 ст. 3.2 223-ФЗ, в котором указано, что оператор ЭТП не вправе направлять заказчику заявки от участников, если заказчик отказался проводить закупку среди субъектов малого предпринимательства.

В ст. 3.2 ч. 6 указано, что намерение об отмене конкурентной процедуры подлежит публикации в ЕИС в день его принятия. В той ситуации, когда процедуру не удалось отменить до окончания приема предложений, за заказчиком также может быть закреплено право на отказ от подписания договора, но только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.

Помимо решения об отмене закупки, заказчик вправе разместить в ЕИС и иные документы (протоколы, изменения в закупочную документацию и пр.).

Таким образом, запрос котировок – это конкурентная закупочная процедура по 223-ФЗ. Обычно она применяется при небольшой цене контракта, когда стоимость товаров и услуг является первоочередным фактором выбора поставщика, а также в тех случаях, когда заказчик точно знает, какой товар он хотел бы получить. Благодаря запросу котировок заказчик может быстро и с минимальными издержками закупить нужные ему товары.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector