Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Изменения в 185 приказе мвд 2020 проверка документов

Как теперь ездить: вступает в силу новый регламент ГИБДД

С 20 октября вступает в силу новый регламент ДПС, который уточняет некоторые аспекты взаимоотношений водителей и сотрудников ГИБДД, а также вносит ряд технических изменений. Новый регламент устанавливается приказом МВД № 664, одновременно отменяющим прежний документ под номером 185.

В ГИБДД утверждают, что положения нового документа не содержат никаких ужесточений и приведены в соответствие с действующим законодательством и сложившейся практикой. Изменения уже разъяснены всем 55 тыс. сотрудникам дорожно-патрульной службы, которые начнут работать по новым правилам в день вступления регламента в силу.

Норма, запрещающая останавливать автомобили для проверки вне стационарных постов ДПС, теперь отменена. Сотрудникам ГИБДД вернули право тормозить автомобилистов в любом удобном месте, хотя в МВД настаивают, что нововведение коснется, прежде всего, участков повышенной аварийности. Впрочем, выбор мест и методов надзора за дорожным движением по-прежнему осуществляют не сами инспекторы, а руководители их подразделений.

Как пояснил РИА «Новости» начальник управления ДПС Александр Быков, количество постов за последние годы сократилось втрое, что не позволяет эффективно контролировать дороги. Прежние правила позволяли останавливать машины вне постов только при проведении специальных операций, например, рейдов, или при имеющихся подозрениях в совершении водителем правонарушения.

По новому регламенту патрульный автомобиль должен быть четко и отчетливо виден участникам дорожного движения, а умышленно устраивать «засады» сотрудникам ГИБДД запрещается. Однако скрытый контроль все-таки допускается.

Прятать машины в кустах и за перегибами дорог инспекторы могли и прежде, поскольку старый регламент также предусматривал возможность скрытого патрулирования. Новый уточняет, что такие «засады» допустимы лишь в исключительных случаях для обеспечения безопасности на скоростных или аварийных участках дорог. В этих случаях допускается установка патрульных автомобилей с частичным закрытием переломами рельефа или инженерными сооружениями, объяснил Александр Быков.

Новый регламент отменяет запрет на использование камер автоматической фиксации нарушений в зонах ремонтных работ. Теперь камеры можно ставить там, где введены временные ограничения скорости и выставлены желтые знаки. Более того, Александр Быков подтвердил, что эта возможность будет использоваться, поскольку статистика ДТП показывает рост аварийности в местах ремонтных работ, связанный именно с несоблюдением скоростного режима. Кроме полноценных комплексов на ремонтируемых участках будут применяться муляжи.

Общественники опасаются, что нововведение приведет к злоупотреблениям со стороны дорожников и ГИБДД, которые будут оставлять ограничения даже после завершения ремонтных работ. В МВД, в свою очередь, заявляют, что правила установки камер на ремонтируемых участках предполагают четкую фиксацию сроков проведения ремонта, по окончании которых оформление нарушений должно прекращаться.

Инспекторы больше не будут заниматься оформлением и выдачей справок об авариях, которые требуют страховые компании. Как пояснил Александр Быков, МВД не обладает полномочиями утверждать форму справки о ДТП, необходимости в ней нет, а все нужные для страховых компаний сведения содержатся в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении. Кроме того, автомобилисты сами заполняют извещение о ДТП, которое также содержит исчерпывающую информацию о происшествии. Отмена справок ускорит оформление аварий и избавит инспекторов от непрофильной деятельности, уверены в ведомстве.

При этом правила ОСАГО, утвержденные регулятором, по-прежнему содержат требование о наличии такой справки. Такие же нормы, как правило, прописаны и во всех договорах каско. Однако в ГИБДД утверждают, что и Центробанк, и Российский союз автостраховщиков в курсе изменений и должны были заранее к ним подготовиться.

Вопреки слухам, никакого запрета на съемку представителей полиции регламент не вводит. Из него действительно убрали пункт о том, что инспекторы не должны препятствовать использованию фото, видео и звукозаписывающей аппаратуры, однако это положение, по мнению Александра Быкова, носило избыточный характер. Исключение нормы, подчеркнул чиновник, никак не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом.

Таким образом, право снимать действия инспекторов автомобилистам дает конституция, а не ведомственный регламент. Запрет на съемку, как и прежде, существует лишь в ситуациях, описанных в законах «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Например, при проведении контртеррористической операции или если водитель при съемке мешает полицейскому исполнять его обязанности. Сами силовики также имеют право производить съемку как на служебный видеорегистратор, так и на собственный мобильный телефон.

Особое внимание новый регламент уделяет тому, как именно должны вести себя инспекторы при общении с водителями. Документ не рекомендует грубое или пренебрежительное поведение, а также запрещает высказывания, носящие дискриминационный характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений. Запрещаются и высказывания, провоцирующие водителей на противоправные действия.

Изначально в регламент планировалось внести еще и запрет на курение при общении с водителем, однако чиновники МВД посчитали его избыточным. Как заявил Александр Быков, существующий кодекс этики поведения государственных служащих уже содержит такую норму, и дублировать ее в другом документе нет смысла.

Новый регламент прямо запрещает водителям прятать документы в закрытые боксы и пристегивать их к салону автомобиля. Изменения в регламент были внесены после ряда случаев, когда автомобилисты упаковывали свои документы таким образом, что инспектор не мог их забрать к себе в машину или убедиться в их подлинности. Теперь пристегивание документов приравнивается к отказу выполнить законное требование по их передаче инспектору, что сулит не только штраф, но и арест.

При этом сами инспекторы не обязаны передавать свои документы в руки водителям, хотя и должны предъявить их по первому требованию.

Нововведение, которое чиновники добавили в новый регламент одним из последних, обязывает сотрудников ГИБДД доставить водителя к его автомобилю после прохождения медицинского освидетельствования. Но только в том случае, если водитель оказался трезвым. Как заявил Александр Быков, регламент дополнен нормой, обязывающей сотрудника полиции препроводить лицо к месту отстранения от управления транспортным средством, если результат теста оказался отрицательным.

Подобное требование регламент содержал и раньше, однако оно касалось только случаев, когда водителя возили на освидетельствование в медучреждение. Новый требует делать то же самое и после проверки, проводимой с помощью сертифицированного алкотестера, например, на ближайшем посту ДПС.

Все прочие нововведения носят статус технических, поскольку просто уточняют или актуализируют имевшийся ранее порядок. Например, регламент больше не содержит описания процедур изъятия водительских прав и снятия номеров, поскольку снимать регистрационные знаки законодательство запрещает, а отобрать права может только суд.

Кроме того, вместо бумажного полиса ОСАГО инспектору можно предъявлять только распечатку электронного полиса. Наконец, сотрудники ГИБДД получили право требовать удостоверения личности у всех пассажиров, находящихся в транспортном средстве, однако и это нововведение является лишь формальным. Право проверять документы у пассажиров существовало и раньше — инспекторы ДПС могли делать это так же, как и любые другие сотрудники правоохранительных органов.

Разъяснения по новому административному регламенту

Сегодня, 20 октября 2017 года, в силу вступил приказ МВД №664, которым закреплен новый административный регламент для сотрудников ДПС по надзору за дорожным движением. Прошлый регламент, утвержденный приказом №185, отменен.

Рассмотрим основные изменения.

1. Пункт 6.11 дает право сотрудникам ГИБДД останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа. При этом, в качестве оснований для остановки транспортного средства пунктом 84.13 предусмотрена проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз. В старой редакции регламента данная процедура производилась в пределах стационарных постов

Обращаю внимание, что нормативно закреплено наличие у водителя распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа.

2. Пунктом 6.14 закреплено право использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие различным субъектам для пресечения преступлений, доставление в мед.организации граждан и т.д. При этом, пунктом 90 разъяснено, что при необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную частью 1 статьи 19.3 Кодекса.

Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством.

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств .

Пунктом 68 расширено право сотрудников ГИБДД на привлечение лиц к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Так при выявлении факта управления транспортным средством с негорящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости либо недействующим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада сотрудник требует прекратить движение данного транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения.
Назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено
В случае невыполнения водителем законного требования сотрудника о прекращении движения транспортного средства до устранения неисправностей или условий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, сотрудник возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.

Пунктом 216 конкретизировано, что обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы (в том числе носители аудио- и видеоинформации установленных в транспортных средствах видеорегистраторов), имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.

Согласно п.233 нового регламента, в случае, если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем стационарном посту, в ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства.

Изменился и пакет документов, выдаваемых сотрудниками ГИБДД в случае ДТП.

Читать еще:  Имею ли я право, не сохранив чек, вернуть джинсы, которые плохо сидят

Ранее постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Пунктом 44 указанных Правил было определено, что потерпевший на момент подачи заявления о страховой выплате прилагает к заявлению справку о ДТП, выданную подразделением полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утверждаемой МВД России по согласованию с Минфином РФ.
На этом основании МВД России по согласованию с Минфином РФ ранее была утверждена соответствующая форма справки о ДТП (приказ от 01.04.2011 № 154), а сотрудниками полиции (Госавтоинспекции) на основании положений действовавшего Административного регламента осуществлялась выдача при ДТП указанной справки.
Однако вышеуказанное постановление Правительства РФ и утвержденные им Правила обязательного страхования постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1007 признаны утратившими силу. В связи с этим у МВД России в настоящее время отсутствуют полномочия по утверждению формы справки о ДТП и, соответственно, по организации выдачи сотрудниками полиции указанной справки.
На этом основании из нового Административного регламента были исключены положения, предусматривающие при оформлении ДТП выдачу сотрудниками полиции участникам происшествия справки о ДТП.
То есть, при оформлении ДТП с участием сотрудников полиции с 20 октября 2017 года сотрудниками должны оформляться исключительно процессуальные документы, предусмотренные законом. Это, в частности, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, либо протокол об административном правонарушении, либо постановление по делу об административном правонарушении, либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В указанных первичных документах, помимо прочего, кратко отражаются и те сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, сведения об участниках происшествия, о договорах ОСАГО).
Что же касается действий участников дорожного движения и фиксации ими факта ДТП в его гражданско-правовом понимании — как события, связанного с причинением ущерба, — то участники ДТП (как при оформлении ДТП с участием сотрудников полиции, так и при самостоятельном оформлении ДТП) в соответствии с действующими в настоящее время Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утверждены Банком России 19.09.2014 № 431-П) обязаны заполнить бланки извещений о ДТП, выданные страховщиками. В них содержится вся необходимая страховщикам информация о факте ДТП и о его последствиях: перечень видимых повреждений транспортных средств, сведения о договорах ОСАГО участников ДТП и т.д.
Одновременно следует иметь ввиду, что если до настоящего времени форма бланка извещения о ДТП была утверждена МВД России (приказ от 01.04.2011 № 155), то с 20 октября 2017 года соответствующий приказ признан утратившим силу, и страховщики при заключении договоров ОСАГО должны выдавать уже новые бланки извещений о ДТП — по форме, утвержденной Банком России (от 14.11.2016 № 4192-У).

Правомерна ли остановка автомобиля для проверки документов сотрудниками ППС?

В соответствии с п. 20 ст. 13 Федерального закона “О полиции” сотрудникам полиции дано право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими. При этом п. 63 Приказа МВД №185 от 2 марта 2009 г. “Об утверждении административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения” установлены следующие основания к остановке транспортного средства сотрудниками полиции:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства;
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Обязанности сотрудников ППС в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установлены Приказом МВД № 80 РФ от 29 января 2008 г. “Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции”. Согласно п. 218.2 данного документа, сотрудники ППСМ обязаны предотвращать факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения или лицами, не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством, и в установленном порядке пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан, а также, в пределах компетенции, нарушения Правил дорожного движения пешеходами.

Следовательно, если есть какие-либо основания для остановки вашего автомобиля и проверка документов необходима для выполнения сотрудниками патрульно-постовой службы (ППС) своих должностных обязанностей, их требования являются законными. А вот лишить документов (в том числе изъять водительское удостоверение) они не имеют права – это возможно лишь на основании вступившего в законную силу решения суда.

Административный регламент ГИБДД на 2020 год

20 октября 2017 года вступил в законную силу новый административный регламент, которым закреплен порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении функции надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения.

Документ пришел на смену старому регламенту, утвержденному приказом МВД РФ от 02.03.2009 № 185. Разберем основные изменения.

1. Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД

Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.

Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:

  • Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
  • Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились – для этого необходимы перечисленные основания.

2. Использование переносных камер видеофиксации нарушений

Частные камеры или государственные.
Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.

Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Установка камер в зоне действия временных знаков.
Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.

При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.

3. Видеосъемка при общении с инспектором ДПС

Сразу скажем, что снимать инспектора ГИБДД на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.

Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ – Конституцией, так и иными федеральными законами.

часть 4 статьи 29 Конституции РФ:

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

часть 2 статьи 8 Федерального закона «О полиции»:

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.

4. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Согласно нового регламента, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения, проведенного на стационарном посту или ином помещении органа внутренних дел и отсутствии оснований для направления на освидетельствование в медучреждение, водитель препровождается к месту отстранения от управления либо к месту нахождения его автомобиля (пункт 233 Регламента).

Ранее инспектор обязан был доставить водителя к автомобилю только в случае проведения освидетельствования в медучреждении.

5. Прекращение выдачи справок о ДТП

Отныне ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП. По новым правилам по результатам оформления ДТП сотрудниками ГИБДД будут оформляться только процессуальные документы:

  • решение об отказе или возбуждении дела об административном правонарушении;
  • протокол об административном правонарушении;
  • постановление по делу об административном правонарушении;

Отдельная справка о дорожно-транспортном происшествии выдаваться не будет. Пока не ясна ситуация с получением выплат по ОСАГО, так как справка о ДТП является обязательной для направления в страховую компанию в случае наступления страхового случая. Ожидаем изменений в правила страхования ОСАГО со стороны Центрального Банка РФ.

В остальном изменения носят технический характер и направлены на приведение регламента к соответствию иным нормам законодательства.

Задайте вопрос по статье

Напишите нашему юристу, и он поможет разобраться в автомобильном законодательстве. Рассмотрим спорные ситуации и подскажем, как действовать по закону.

Читать еще:  Здесь живёт детство

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

Основания для проверки документов водителя: пункт 106 приказа 664 ГИБДД в 2019 году

В 2017 году был утвержден приказом МВД РФ №664 новый административный регламент по исполнению ГИБДД своих функций взамен ранее действовавшего, утвержденного приказом МВД РФ №185 от 02.03.2009г. Специалисты по-разному оценили этот ведомственный акт. В частности, некоторые пункты подверглись критике, как противоречащие законодательству и даже провоцирующие коррупцию.

К тактовым можно отнести и 106 пункт 664 приказа ГИБДД «Основания для проверки документов сотрудниками ГИБДД». Многие посчитали, что данный пункт в совокупности с п. 84 «Основания для остановки сотрудниками ГИБДД транспортных средств» существенно расширяет права гаишников по сравнению с ранее действовавшими правилами. Так это или нет, разберемся далее в статье.

Основные положения

Приказом №664 от 23 августа 2017 года утвержден новый административный регламент по исполнению ГИБДД своих надзорных функций на дороге. То есть, пункты содержатся в регламенте, а не конкретно в приказе, но это формальная юридическая тонкость. Таким образом, далее в статье обсуждаемое положение может быть обозначено как «пункт приказа» так и «пункт регламента».

Изменения в Административный регламент уже вносились, но не конкретно в данный пункт. Пока не планируется менять данное положение, проекты нормативных актов по этому вопросу не разрабатываются.

Основания для проверки документов

Согласно 106 пункту 664 приказа ГИБДД, основания остановки автомобиля инспектором в 2019-2020 гг. для проверки документов следующие:

  • выявление сотрудником совершения нарушений утвержденных в Российской Федерации ПДД (Правил дорожного движения);
  • наличие у сотрудника данных о позволяющих обоснованного предполагать причастность водителя или управляемого им транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления, административного правонарушения;
  • наличие оснований полагать, что транспортное средство используется в противоправных целях;
  • наличие данных о том, что данное транспортное средство находится в розыске;
  • осуществления Госавтоинспекцией централизованных мероприятий по снижению числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий;
  • установление сотрудником на основании визуального наблюдения или наблюдения с использованием технических средств признаков совершения водителем нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Под данными и сведениями в указанном пункте понимаются:

  • ориентировки;
  • данные дежурного;
  • информация, поступившая от других нарядов;
  • сведения, полученные от участников дорожного движения;
  • визуально зафиксированные сотрудником обстоятельства.

Оценка пункта 106

Как уже было сказано, пункт 106 регламента ГИБДД 664 комментарии от специалистов получил различные. Он тесно связан с пунктом 84 «Остановка транспортных средств», что вполне логично. Так, в п. 84 в качестве одного из оснований остановки ТС указана проверка документов, в то же время, в самом пункте 106 ссылка на 84 пункт отсутствует.

Ранее в соответствии с регламентом, утвержденным приказом МВД РФ №185, проверка документов допускалась только на стационарном посту ДПС. Остановка в указанных целях вне постов допускалась только при наличии значительных оснований: данных о совершенных правонарушениях, при проведении специальных мероприятий. Теперь термин «стационарный пост» вообще удален из соответствующих пунктов регламента.

Таким образом, допускается остановка автомобиля и проверка документов без каких-либо существенных причини, а в качестве профилактики правонарушения или нарушения требований, обеспечивающих безопасность на дороге. Некоторые чиновники и общественные деятели выразили полную удовлетворенность пунктом в такой редакции.

Например, депутат Госдумы РФ и председатель межрегиональной общественной организации автолюбителей «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков рассказал, данная мера является оправданной и позволяет инспекторам предупреждать правонарушения, например, своевременно предпринимать действия по выявлению за рулем автомобилей водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Противоречия и нормативные коллизии

Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.

Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?

Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.

Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.

Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.

На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.

664 Приказ ГИБДД в 2019 году – читать обновленный 106 пункт

Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:

выявление признаков нарушения правил дорожного движения;

наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;

остановка транспортного средства о основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.

ГИБДД разъяснила требования нового регламента работы ДПС

Автомобилистам нужно приготовиться к ряду нововведений: 20 октября вступил в силу новый регламент ДПС по надзору за дорожным движением. Отменены справки о ДТП: инспекторы больше не выдают их, а страховые по идее не должны их больше требовать. Кроме того, автоматические камеры теперь появятся в зонах действия временных знаков желтого цвета, ограничивающих скорость во время ремонтных работ. Так же сотрудники ДПС получили право останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов.

В пятницу, 20 октября, в силу вступил приказ МВД №664, которым закреплен новый регламент для ДПС по надзору за дорожным движением. Прошлый регламент, утвержденный приказом №185, отменяется. Все положения документа уже доведены до 55 тыс. сотрудников дорожно-патрульной службы, рассказал начальник управления ДПС и спецмероприятий ГИБДД России Александр Быков.

Отменяются справки о ДТП

Самое революционное нововведение, которое потенциально может упростить жизнь автовладельцам,— отмена справок о ДТП. Ранее на их получение требовалось значительное время, в определенных случаях — несколько дней.

Напомним, что справки требуют страховые компании для урегулирования убытков и последующих выплат. В случаях с ОСАГО требование предъявлять справку содержится в положении ЦБ №431-П 2014 года, в случаях с каско — во внутренних документах каждой страховой компании.

Господин Быков пояснил: выдача справок не предусмотрена с 2014 года, у МВД нет на это полномочий. Грубо говоря, последние два года инспекторы не имели право это делать. С 20 октября эта практика полностью прекращается.

Для страховых компаний нововведение, судя по всему, стало неожиданным сюрпризом, хотя ГИБДД предупреждала о своих планах довольно давно. Российский союз автостраховщиков уже договорился с Госавтоинспекцией о том, что инспекторы будут вписывать необходимые для страховых компаний данные в протокол или постановления (оформляемые, в большинстве случаев, на месте ДТП), соответствующие указания направлены в регионы. Страховщики, в свою очередь, пообещали не требовать справок с граждан. Подробнее о сложившейся ситуации читайте в газете »Ъ» от 20 октября.

В автошколах расскажут, как быть при мелкой аварии

Камеры в зонах ремонта

Еще одно важное нововведение связано с использованием автоматических камер: теперь они будут появляться в зонах, где скорость ограничена временными знаками желтого цвета. Юридически это выглядит так: в старом приказе №185 была фраза «применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается», в новом 664-м приказе ограничение это снято.

Александр Быков из ГИБДД подтвердил: комплексы в этих зонах будут применяться. Статистика показала, что количество ДТП в зонах сужения дорог (введенных из-за ремонта) растет — требуется усиление контроля. Устанавливаться такие камеры будут владельцами дорог по особым правилам, которые разработаны ГИБДД и уже переданы в Росавтодор. Должен быть, к примеру, зафиксирован срок проведения ремонта: по его истечении ГИБДД будет прекращать оформление «писем счастья» с временной камеры, даже если она не демонтирована. Господин Быков также уточнил, что применяться будут муляжи и имитаторы комплексов, чтобы водители видели их и снижали скорость: не всегда есть финансовая возможность поставить полноценный прибор.

В Подмосковье значительно увеличилось число камер, фиксирующих нарушения

В Росавтодоре “Ъ” пояснили: инициатива по администрированию фактов нарушений ПДД на участках производства дорожных работ была предложена изначально дорожниками. «Эта мера позволит снизить количество ДТП, связанных с превышением водителями установленных временных ограничений скорости, в местах проведения работ по ремонту, реконструкции и обустройству дорожной сети,— пояснили “Ъ” в пресс-службе дорожного агентства.— Сейчас данный тип нарушений является одной из распространенных причин аварий».

Остановка водителей на постах ДПС

Для сотрудников ДПС с 20 октября вводится право останавливать машины для проверки документов в любом месте дороги, не только на постах ДПС. Как пояснил Александр Быков, количество постов за последние годы сократилось втрое, а вот количество граждан, управляющих автомобилями без прав, выросло (2 млн случаев только в 2016 году) — требуется усиление контроля именно на улично-дорожной сети. В этом плане расширение прав инспекторов довольно условное, потому что до сих пор остановить и проверить документы за пределами поста сотрудник ДПС мог под разными другими предлогами: подозрение в совершение нарушения, проведение спецмероприятия, рейда и т. д. Просто речь идет о том, что сейчас предлогов для остановки машины становится больше.

Общение с водителем: не хамить, не курить

Ряд нововведений связан с общением инспектора с водителем. Так, если в старом регламенте было требование передавать документы без обложки, то с 20 октября добавляется новое правило: документы нужно передавать без «удерживающих устройств». Речь идет о случаях, когда водители присоединяют к документам цепь и не дают тем самым инспектору унести их в патрульную машину.

Читать еще:  Выдача исполнительного листа по почте

Инспекторы ГИБДД не будут курить и грубить

Подробно расписан порядок общения с водителем. Инспектор должен будет исключать высказывания и действия «дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений». Также сотрудник не должен быть грубым, заносчивым, делать «предвзятые замечания», допускать «оскорбительные выражения или реплики», а также действия, «провоцирующие противоправное поведение».

В ГИБДД отдельно прояснили ситуацию про курение. Дело в том, что в первоначальной редакции была норма, запрещающая сотруднику ДПС курить при общении с водителем, но в финальной версии регламента она исчезла. Александр Быков пояснил: это не означает, что инспекторам разрешат курить и «дымить в лицо» водителям: «У нас есть типовой кодекс этики служебного поведения государственных служащих, там эта норма включена, поэтому мы исходили из того, что нормы не должны дублироваться».

Можно ли снимать разговор с инспектором

Активную дискуссию в соцсетях вызвала норма о видеосъемке разговора с инспектором. В 185-м приказе МВД была фраза: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, о существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись». В новом регламенте эта фраза отсутствует, и это было воспринято многими как появление фактического запрета на запись. Господин Быков пояснил: это не так,

Поэтому в большинстве рядовых ситуаций видеосъемку можно вести, как и сейчас, исключение составляют только ситуации, описанные в законе «О полиции» и «Об оперативно-разыскной деятельности». Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Другой случай: в регионе введен режим контртеррористической операции, сотрудник ДПС должен сообщить об этом водителю и также попросить выключить камеру, тот должен будет подчиниться. В ГИБДД заметили: сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.

Изменения в правилах освидетельствования

В старом регламенте была норма, которая обязывала инспекторов возвращать водителей после медицинского освидетельствования из больницы к автомобилю (в случае если опьянение не было обнаружено). В новом регламенте уточнено: возвращать автовладельца нужно и после освидетельствования, который проводит инспектор с помощью алкометра. Бывают случаи, пояснил господин Быков, что проверка эта проходит на посту ДПС, куда водителя нужно везти и потом, соответственно, возвращать.

Часть изменений носит технический характер и нововведениями как таковыми не является. К примеру, убрана возможность изъятия водительских прав и снятия номеров — эти меры ранее уже исключены из законодательства и не применяются. Теперь инспектору можно предъявлять не только традиционный бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного (соответствующий закон принят еще в 2016 году). Довольно много обсуждали нововведения, якобы связанные со скрытым патрулированием. Но в действительности ничего не поменялось: эта форма надзора за движением допускалась и раньше. Александр Быков пояснил, что патрульная машина ДПС по умолчанию должна быть видна издалека, но в исключительных случаях ее можно поставить за остановкой или за холмом. Например, когда участок дороги признан аварийно опасным, необходим дополнительный контроль, но поставить патрульную машину можно только в определенных местах, пояснил господин Быков: специально делать так, чтобы водители не видели полицейскую машину, инспекторам запрещено.

Основания для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД

Основания для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД полностью описаны в Приказе МВД от 2 марта 2009 г. N 185. Начитавшись разной сомнительной литературы в интернете юный (а иногда и не очень) неискушенный водитель частенько искренне думает, что сотрудники ГИБДД его не могут остановить иначе как на стационарном посту, поклониться и предъявить основания для остановки транспортного средства. Причем, некоторые и вовсе уверены, что останавливать могут только полосатым жезлом.

Новый закон «О полиции», который 1 марта 2011 года вступил в законную силу нам говорит что:

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы,

Итак, сотрудник ГИБДД остановить вас, конечно же, может и в чистом поле и на посту и даже за километр до поста, причем, останавливать могут разве что не ногой… шучу конечно, ногой остановить не могут — могут рукой. Все в том же Приказе МВД от 2 марта 2009 г. N 185 есть по предметный список средств для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД:

64. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

И конечно же для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД должны быть основания, все они перечислены в п. 63 (в ред. Приказа МВД РФ от 31.12.2009 N 1023)

Остановка транспортного средства

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров ().

82. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, за исключением документов на перевозимый груз, являются выявление нарушения правил дорожного движения, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС.

Обратите внимание на последний пункт 63 статьи, это как раз то основание, по которому ваше транспортное средство не может быть остановлено сотрудниками ГИБДД нигде кроме как на стационарном посту ДПС. Причем, в соответствии с п. 67 Приказа МВД N 185 сотрудник ГИБДД должен сообщить основания для остановки транспортного средства:

67. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (Статьи 25.6, 25.7 Кодекса)

Но бывает и так: Не остановился случайно (действительно не заметил, не успел. ). Или темный лес, один в машине и без видимых оснований для остановки транспортного средства вас тормозят сотрудники ГИБДД. Водитель, прочитав все выше написанное и решив, что т.к. он ничего не нарушил и останавливать ему не зачем. И вообще он уже все знает, 185 наизусть выучил. Да не все так просто. Крайне не рекомендую не останавливаться по требованию сотрудника ГИБДД. Ситуации бывают разные, и я постоянно пишу, что не надо вступать в конфликт с сотрудником полиции. Это Регламент есть внутренний документ МВД, ни права ни обязанности водителей он не регламентирует. А вот в ПДД четко сказано (п 2.1.1), какие документы водитель обязан иметь и предъявлять по требованию сотрудника милиции. Кроме того, есть закон «О полиции». В случае не остановки вас все равно «догонят» и тут уже придется очень долго объяснять, что вы ничего не нарушили.

72. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по: передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников; (Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185)

А останавливать могут и с применением специальных средств вплоть по применения оружия:

для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке; (ст. 21 «Закон о Полиции»)

Разрешение применения оружия для других целей (статья 23, часть 3 «Закон о Полиции»):

Для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

Ну а если ситуация все же кажется подозрительной и приняли решение не останавливаться, езжайте к ближайшему посту ГИБДД и говорите, что какие-то неизвестные люди вас пытались остановить и вам показалось что это не сотрудники полиции. И не забывайте, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (Ст. 18 Закон о Полиции)

На дороге каждый решает за себя, остановиться или нет, ругаться с инспектором (по сути, мелочиться) или составив протокол, потом цивилизованно обжаловать действия инспектора, в случае если основания для остановки транспортного средства у сотрудников ГИБДД не было.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector