Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дотации субсидии субвенции доходы

Тихие омуты: как распределяются субсидии и субвенции российского бюджета

Какой объем бюджетных средств в России распределяется неконкурентным образом? Как получают деньги университеты, больницы, исследовательские центры и другие бюджетные учреждения? Сколько средств и на какие цели распределяется по регионам год за годом? Это лишь малая часть вопросов о том, как устроен российский бюджет. Где искать ответы?

Открытые финансы

Надо отдать должное Минфину и Федеральному казначейству — с 2015 года большой объем информации публикуется на Едином портале бюджетной системы. Среди прочего там есть «Реестр субсидий» — раздел о трансфертах, субсидиях и субвенциях из федерального бюджета, то есть о средствах, перечисляемых другим уровням бюджетной системы и организациям на выполнение госзаданий, софинансирование целевых расходов (субсидии) или на исполнение определенных полномочий (субвенции). Раздел содержит не только общую информацию о каждой субсидии, но и сведения о проведенных по ней платежах, распределителях и получателях, тексты соглашений о предоставлении субсидий и госзадания организаций. Все это доступно в формате открытых данных через открытый API.

Благодаря этому у проекта КГИ «Госзатраты» появилась возможность в 2018 году создать специальный подпроект «Госзатраты. Субсидии». На основе открытых данных реестра были созданы профили распределителей и получателей, как, например, ОТР, что сделало данные еще более удобными для работы аналитиков и исследователей.

15 трлн руб.

Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции. Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.

Механизм субсидий и субвенций используется правительством для перераспределения части доходов в пользу регионов, Министерством науки и высшего образования — для выдачи заданий университетам по обучению на бюджетных местах; с помощью этого механизма оказывается поддержка крупнейшим государственным и негосударственным НКО, СМИ, представителям общественности и коммерческим компаниям. Главная особенность такого подхода к распределению общественного блага состоит в том, что в отличие от госзаказа (госзакупок и госконтрактов) субсидии гораздо менее жестко регулируются. А они охватывают заметную часть государственного бюджета.

Субсидии-2018

Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.

Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.

Получателями субсидий являются:

  • субъекты Федерации (региональные правительства и органы власти) — 4126 субсидий на сумму 832 млрд руб.;
  • юридические лица (федеральные государственные учреждения, НКО, компании, ИП) — 13 127 субсидий на сумму 2,05 трлн руб.

Крупнейшие субсидии были выданы Минтрансом для госкомпании «Российские автомобильные дороги» (74,8 млрд руб.), а также Минэкономразвития в адрес минэкономики Калининградской области (56 млрд руб.) и минфина Крыма (43 млрд руб.).

Особые правила

Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.

Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.

Прозрачность «Цифровой экономики»

Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».

Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.

  • Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
  • Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
  • Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?

Ответы на эти вопросы, в частности, покажут, как государство собирается достигать обещанного технологического прорыва и стоит ли нам (предпринимателям, журналистам, просто гражданам) вообще на него надеяться.

Дотации субсидии субвенции доходы

Мы рады приветствовать Вас на нашем ресурсе. Мы постарались изложить основные моменты и положения, касающиеся образования бюджета и смежных вопросов. Надеемся, что Вы найдете эту информацию полезной.

Итак, начнем наше знакомство с миром финансов вместе!

Слово руководителю!

Рекомендуем посетить

  • Бюджет для граждан СК
  • Минфин СК
  • Калькулятор
  • Портал госуслуг
  • Электронный бюджет
  • Минфин РФ

Основные сведения о бюджете

В общем смысле Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет напрямую зависит от социально-экономического развития территории
Узнать об показателях СЭР Ипатовского МР СК.

Прежде чем превратиться в официальный документ Бюджет проходит несколько стадий
Узнать об этапах формирования бюджета.

Важнейший аналитический показатель — отчеты об исполнении бюджета
Смотреть отчеты об исполнении бюджета Ипатовского МР СК.

Факторы ,влияющие на структуру расходов бюджета Ипатовского МР СК
Узнать о факторах подробнее.

Из чего формируется бюджет?

Доходы бюджета — безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет от налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Узнать о стуктуре доходов бюджета Ипатовского МР СК.

Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Узнать о стуктуре расходов бюджета Ипатовского МР СК.

Растут или падают доходы бюджета? Дефицит, профицит или баланс?
Узнать о динамике расходов и доходов.

Из каких поступлений формируются доходы бюджета муниципального района?
Узнать о источниках поступлений средств.

Бюджет формируется программно-целевым методом.
В Ипатовском муниципальном районе СК реализуется 14 муниципальных программ по основным видам социальной сферы.

Бюджет для граждан

Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету.

Виды межбюджетных трансфертовОпределениеАналогия в семейном бюджете
ДотацииПредоставляются без определения конкретной цели их использованияВы даете ребенку «карманные» деньги
СубвенцииПредоставляются на финансирование переданных полномочийВы даете своему ребенку деньги и посылаете его в магазин купить продукты по списку
СубсидииПредоставляются на условиях долевого софинансирования расходов других бюджетовВы добавляете денег для того, чтобы ваш ребенок купил себе новый телефон (остальные он накопил сам)

Межбюджетные трансферты
из бюджета Омской области

Иные межбюджетные трансферты

В целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления Омской области по вопросам местного значения

В целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Омской области, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления Омской области в установленном порядке

На выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов

На поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов

Бюджету города Омска предоставляются межбюджетные трансферты из бюджета Омской области за счет средств следующих источников:
  • федерального бюджета;
  • областного бюджета;
  • Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Динамика и структура межбюджетных трансфертов, млн. руб.
2016 год2017 год2018 год2019 год2020 год2021 год2022 год
Межбюджетные трансферты, всего, в том числе:8 863,257 472,039 605,4612 886,9611 560,958 231,057 912,20
Субвенции5 553,625 834,926 715,787 093,877 553,967 507,037 508,81
Субсидии2 801,131 043,742 197,173 405,183 716,30320,630,00
Дотации0,00103,57143,85297,890,000,000,00
Иные межбюджетные трансферты508,50489,80548,662 090,02290,69403,39403,39
Удельный вес межбюджетных трансфертов в доходах бюджета города Омска, млн. руб.

Данные за 2016 год приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 14 июня 2017 года № 536 «Об исполнении бюджета города Омска за 2016 год».

Данные за 2017 год приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 20 июня 2018 года № 58 «Об исполнении бюджета города Омска за 2017 год».

Данные за 2018 год приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 19 июня 2019 года № 154 «Об исполнении бюджета города Омска за 2018 год».

Данные за 2019 год приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 17 июня 2020 года № 231 «Об исполнении бюджета города Омска за 2019 год» «Об исполнении бюджета города Омска за 2019 год».

Данные на 2020–2022 годы приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 18 декабря 2019 года № 190 «О бюджете города Омска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (в ред. от 25.11.2020)

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Аккредитация

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Подписаться на новости Хабаровского края

Мы производим ежедневную рассылку новостей по электронной почте. Укажите ваш электронный адрес в поле ниже и нажмите «подписаться»

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено 11 часов назад

Особенности межбюджетных трансфертов

Одной из форм межбюджетных взаимоотношений являются межбюджетные трансферты — субсидии, дотации, субвенции, иные межбюджетные трансферты.

Каждая из названных форм межбюджетных трансфертов предполагает предоставление средств из одного бюджета в другой, но для разных целей.

Субсидии могут предоставляться как из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет, из бюджета субъекта РФ в местный бюджет, из местного бюджета в бюджет субъекта РФ, из местного бюджета в бюджеты муниципальных образований в целях софинансирования исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнений полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти, местного самоуправления.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 307-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена ст. 183.3, предусматривающая возможность предоставления субсидий из бюджета одного субъекта РФ в бюджет другого субъекта РФ.

Порядок предоставления такой субсидии устанавливается законом субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, из бюджета которого предоставляется субсидия.

Субсидии предоставляются на основании соглашения.

Другой формой межбюджетных трансфертов являются субвенций, которые, как и субсидии, имеют целевой характер, но предоставляются на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникших в связи с исполнением полномочий Российской Федерации, переданных в установленном порядке; расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий субъекта РФ, переданных для осуществления федеральным органам исполнительной власти, в случаях, установленных федеральными законами; расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке,

Субвенции предоставляются На основании федерального закона, закона субъекта РФ. Субвенции из местных бюджетов предоставляются в порядке, установленном ст.ст. 133, 140, 142 Бюджетного кодекса РФ.

Дотация является межбюджетным трансфертом, который предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений его использования.

Дотации бюджетам субъектов РФ предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, дотации муниципальным образованиям предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

В отличие от субсидий, предоставление которых является правом органа государственной власти или местного самоуправления и осуществляется при выполнении определенных условий, и субвенций, предоставление которых является обязанностью органа государственной власти или местного самоуправления, передавших свои полномочия, юридическая природа дотаций основана на следующих нормах.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса РФ в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия», бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно — они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Из положений ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принцип равномерного развития публично-правовых образований, следует, что недостаточность собственных доходных источников на уровне субъекта РФ или муниципального образования влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности регионального или местного бюджета, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из бюджета другого уровня.

Таким образом, несмотря на отсутствие в Бюджетном кодексе РФ императивно установленной обязанности вышестоящего бюджета предоставлять финансовую помощь нижестоящему бюджету, а также принцип самостоятельности бюджетов, означающий право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, вышестоящий: бюджет имеет обязательство перед нижестоящим бюджетом предоставить финансовую поддержку в форме дотаций в случае недостаточности собственных доходов последнего.

Еще одной формой межбюджетных трансфертов являются иные межбюджетные трансферты, которые по своей сути схожи с субсидиями, но отличаются от них тем, что могут быть предоставлены в целях софинансирования расходных обязательств соответствующего бюджета в полном объеме (субсидии же предоставляются на условиях долевого финансирования).

Кроме того, в отличие от субсидий, перечень оснований предоставления иных межбюджетных трансфертов шире: иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и законами Субъекта РФ; в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения); в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ; в иных случаях, установленных законом.

Иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ местным бюджетам предоставляются в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.

За нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

прокурор отдела по надзору за законностью нормативных правовых актов прокуратуры Хабаровского края

Порядок учета субсидий бюджетными учреждениями с 2019 года

  • Виды получаемых бюджетными учреждениями из бюджета субсидий
  • Какие коды КОСГУ и видов доходов применяются для учета субсидий
  • Проводки при учете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания
  • Проводки при учете целевых субсидий

Жизнь бухгалтера бюджетного учреждения нельзя назвать скучной. С наступлением очередного финансового года уже традиционно приходится пересматривать порядок ведения бюджетного учета. В новой статье разберемся, как с 2019 года бюджетным (автономным) учреждениям правильно организовать учет получаемых из бюджета субсидий.

Виды получаемых бюджетными учреждениями из бюджета субсидий

На основании Соглашений, заключаемых с учредителями, бюджетным (автономным) учреждениям могут предоставляться из бюджета:

  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (учитываются учреждениями по КФО 4);
  • субсидии на иные цели (КФО 5);
  • субсидии на осуществление капитальных вложений (КФО 6).

Каждый из этих видов субсидий предоставляется для достижения учреждениями определенных целей.

Так, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Целью предоставления указанного вида субсидий является финансовое обеспечение выполнения учреждениями государственного (муниципального) задания, доводимого учредителем. Отметим, что от выполнения такого задания учреждения отказаться не могут.

Субсидии на иные цели предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Они направлены на осуществление расходов, которые учреждение должно произвести для достижения целей своей деятельности. При этом расходование иных средств для данных целей (средств на выполнение госзадания, средств от приносящей доход деятельности, средств ОМС) не предусмотрено. К примеру, за счет субсидий на иные цели осуществляется капитальный ремонт, приобретение дорогостоящего оборудования.

Субсидии на осуществление капитальных вложений предоставляются учреждениям в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ. Цель предоставления указанных субсидий — осуществление учреждениями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. В результате расходования такого вида субсидии в оперативное управление учреждения должен поступить вновь построенный или приобретенный объект недвижимого имущества.

Какие коды КОСГУ и видов доходов применяются для учета субсидий

С 01.01.2019 действуют новые порядки применения бюджетной классификации*(1)

Обратите внимание, что безвозмездные поступления для целей определения КОСГУ теперь необходимо делить на поступления текущего и капитального характера.

К поступлениям капитального характера относятся те, которые приводят к формированию (увеличению) стоимости основных средств, нематериальных или непроизведенных активов учреждения. Иные поступления относятся к поступлениям текущего характера. Если же условиями предоставления средств предусматривается осуществление расходов как капитального характера, так и расходов не капитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера.

При этом применение КОСГУ и видов доходов в отношении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с 01.01.2019 не поменялось. Такая субсидия по-прежнему отражается по КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» и статье видов доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат». По всей видимости это связано с тем, что такого рода субсидию нельзя отнести к безвозмездной. Учреждение обязано достичь установленные показатели выполнения задания, в противном случае субсидию (или ее часть) нужно будет вернуть обратно.

Субсидии на иные цели могут носить как капитальный (к примеру, если субсидия предоставлена для приобретения основных средств), так и текущий характер (пример — проведение ремонта). В зависимости от характера предоставления субсидии выбирается код КОСГУ:

  • 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
    или:
  • 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».
    Код видов доходов для субсидии на иные цели предусмотрен единый (без разбивки на поступления текущего и капитального характера) — 180 «Прочие доходы».

Субсидии на осуществление капитальных вложений отражаются с 01.01.2019 по подстатье 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ и коду видов доходов 180 «Прочие доходы».

Проводки при учете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

С 01.01.2019 вступил в силу новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»*(2).

Основное новшество для учета субсидий в связи с данным Стандартом — это то, что учреждения отражают доходы будущих периодов в виде субсидии на основании заключенных с учредителем Соглашений. Признание таких доходов доходами текущего года осуществляется уже на основании отчета о выполнении условий предоставления средств.

Соответствующие правки уже внесены в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях. Они подлежат применению с 01.01.2019.

Напомним, что ранее доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признавались доходами текущего года на основании условий Соглашения (при наступлении даты предоставления субсидии).

Если обобщить вышесказанное, то учет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражается учреждениями с 01.01.2019 следующими бухгалтерскими записями:

1. Дебет 4 205 31 000 Кредит 4 401 40 131 — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
2. Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 401 10 131 — отражено признание доходов в виде субсидии на выполнение госзадания доходами текущего года в соответствии с отчетом о выполнении государственного (муниципального) задания доходов текущего финансового года;
3. Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков субсидий в связи с недостижением установленных заданием показателей на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания.

Проводки при учете целевых субсидий

Корреспонденции по учету целевых субсидий будут аналогичны корреспонденциям по учту субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Учитывая положения обновленных инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях, проводки при учете целевых субсидий будут следующими:

1. Дебет 5 (6) 205 52 (62) 000 Кредит 5 (6) 401 40 152 (162) — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в объеме целевой субсидии;
2. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 401 10 152 (162) — отражено признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года в в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива);
3. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных учреждениям целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (не выполнением условия при передаче активов), на основании отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов).

*(1) Это:
— Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»;
— Приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения».

*(2) Приказ Минфина России от 27.02.2018 N 32н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы».

Дотация

Дотация – это денежные средства, которые выделяются государственным или местным бюджетом с целью оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям и организациям.

Цель предоставления дотаций

Так как за счет дотации часть стоимости продукции, товаров, работ, услуг оплачивается из бюджетных средств, то предоставление дотаций позволяет предотвратить банкротство и не допускать превышения цен на определенные потребительские услуги и товары.

Также за счет дотаций осуществляется поддержка местных бюджетов и малообеспеченных слоев населения.

Кому предоставляется дотация

Дотация выплачивается предприятия, у которых выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг меньше осуществленных издержек на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг.

Таким образом, дотация компенсирует издержки и покрывает убытки.

Самым большим сегментом дотируемых организаций являются организации и предприятия научной сферы и сельскохозяйственной отрасли, поддержка которых является важным приоритетом для национальной экономики. Также дотация предоставляется нижестоящим бюджетам с целью покрытия разницы между их расходами и доходами и гражданам для покрытия их убытков.

Дотация для населения

Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.

Можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:

регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;

финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;

компенсации оплаты проезда определенным категориям граждан в определенных видах транспорта.

Классификация дотаций в зависимости от категории получателей

Таким образом, в зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:

межбюджетные трансферты – это трансферты, выделяемые из федерального бюджета с целью поддержки бюджетов другого уровня;

перечисление денежных средств организациям и предприятиям, в случае если доходы этих компаний существенно меньше расходов на производство и реализацию товаров, продукции, работ или услуг;

пособия, выплачиваемые малообеспеченным гражданам с целью покрытия понесенных убытков или доплата.

Основные особенности предоставления дотаций

Рассмотрим особенности предоставления дотаций в зависимости от категории получателей.

Финансовая поддержка субъектов РФ

Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.

Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.

Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;

дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов

Дотации этого вида предоставляются для выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов.

Отметим, что различия между регионами нашей стране весьма существенны по ряду причин. Таковыми являются:

масштабы налоговых отчислений, производимых субъектом в федеральный, а не в свой собственный, бюджет.

За счет дотаций регионы-реципиенты (получатели бюджетных трансфертов) решают свои социально-экономические вопросы, обеспечивают малообеспеченным гражданам страны необходимый уровень жизни и предоставляют социальные гарантии.

Отметим, что законодательством РФ предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые в течение продолжительного времени находятся в числе дотационных субъектов. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляет более чем 40% от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, то регион заставят принять особенные меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.

Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого характера и не предполагается возврат дотаций, порядок расходования этих средств контролируется со стороны Счетной Палаты РФ. Субъекты, которые нарушают установленный порядок и не исполняют свои обязательства должным образом, в будущем году уже не смогут рассчитывать на дотационную поддержку государства.

Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Дотации на поддержку сбалансированности предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а другая половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федераций, членов Правительства РФ.

Отметим, что дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на осуществление конкретных президентских программ и решение задач общегосударственного значения, которые выполняются в данном конкретном субъекте федерации.

Дотации производителям

Государственные дотации могут предоставляться отраслям хозяйства или отдельным производствам. За счет дотаций компенсируются понесенные издержки, покрываются производственные убытки.

Государственную поддержку получают предприятия, чья деятельность важна для региона или страны в целом, а так же те организации, продукция которых включается в необходимый потребительский минимум, и повышение цен на эту продукцию привело бы в дальнейшем к социальному взрыву. Как правило, к дотационным предприятиям относятся организации с низкой рентабельностью.

Таким образом, государство, предоставляя дотации, решает две задачи.

С одной стороны, дотации защищают предприятие от банкротства, а с другой осуществляется сдерживание роста потребительских цен на продукцию предприятия.

Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости.

Также дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т. п. Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.

Помощь гражданам

Рассчитывать на получение дотации могут и отдельные граждане. Но только в том случае, если граждане смогут подтвердить свою принадлежность к той или иной льготной категории.

Отметим, что для того чтобы получить дотационную поддержку, необходимо не только соблюсти ряд обязательных условий для получения дотации, но документально подтвердить факт выполнения этих условий. Например, получить дотацию на жилье могут те граждане, чья квартира не превышает нормы социального жилья, установленной в данном регионе.

В качестве мер поддержки дотации могут предоставляться и работодателем. Так, например, работодатель может предоставлять сотрудникам предприятия дотацию на проезд к месту работы, на питание, производить доплаты на содержание несовершеннолетних детей. Возможность получения таких дотаций, как правило, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом с работниками предприятия.

На практике предоставляются дотации студентам ВУЗов, которые обучаются за счет бюджета. Как правило, ВУЗ устанавливает ограниченное количество получателей дотаций, к которым могут относиться, например, сироты, учащиеся из многодетных семей, или инвалиды. Причем при ежегодном предоставлении необходимых документов дотацию можно получать за весь период обучения.

Отметим, что дотации, которые были получены гражданами из бюджета, обратному возврату не подлежат.

Дотации субсидии субвенции доходы

«Мы должны обеспечить большую прозрачность и открытость бюджетного процесса для граждан. Это одно из ключевых условий повышения эффективности госинвестиций, всей бюджетной политики».
Послание Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013 году и на плановый период 2014 и 2015 годов»

«Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса».
Дмитрий Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации

Бюджет сформирован в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме и разработан в целях ознакомления граждан с основными параметрами бюджета муниципального образования «Город Вологда».

Основные понятия, термины и определения

Слово «бюджет» происходит от старонормандского «bougette» – кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами. В настоящее время термин утратил своё первоначальное значение, поскольку «бюджет» в современном понимании уже не обозначает «копилку» — физическую или счёт в банке, в которой хранятся средства.

Сегодня бюджет — это оформленный документально план поступлений и выплат. Так, например, бюджет города Вологды, ежегодно принимаемый Вологодской городской Думой, в самом простом понимании представляет собой перечень источников поступлений (доходная часть бюджета), перечень направлений расходования поступающих средств (расходная часть бюджета) и их ожидаемые годовые значения.

Если при формировании бюджета доходы бюджета превышают расходы, это значит, что бюджет сформирован с профицитом, если же наоборот – расходы превышают доходы, значит бюджет дефицитный.

Наличие дефицита бюджета не означает, что какие-либо из запланированных расходов не будут оплачены. Все принятые в бюджете обязательства должны быть исполнены, однако оплата некоторых расходов будет осуществлена не за счёт доходов, а за счёт источников финансирования дефицита бюджета. К таковым относятся: банковские и бюджетные кредиты (кредиты, полученные от других бюджетов), остатки средств на счёте бюджета (неиспользованные средства прошлого года) и иные источники.

Размер дефицита бюджета жёстко ограничен Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Какие бывают бюджеты?

Бюджеты семьи,
Бюджеты публично-правовых образований: Бюджет Российской Федерации, Бюджеты субъектов Российской Федерации, Бюджеты муниципальных образований,
Бюджеты организаций.

Сравнительные примеры бюджета города Вологды и семейного бюджета:

Основную долю в доходах бюджета города Вологды составляют безвозмездные поступления в бюджет – межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом другому).

Межбюджетные трансферты подразделяются на субсидии, субвенции, дотации и иные межбюджетные трансферты.

Субсидии предоставляются на поддержку реализации полномочий, исполнение которых закреплено за получателем субсидий. Так, например, за муниципальным образованием «Город Вологда» закреплены полномочия по осуществлению дорожной деятельности за счёт бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области, в том числе на проектирование и строительство (реконструкцию) дорог общего пользования местного значения.

Субсидии обычно предоставляются на условиях софинансирования – это означает, что получатель субсидии должен за счёт собственных средств предусмотреть определённую долю финансирования (обычно от 5% до 50%) на те же цели.

Субвенции предоставляются на осуществление переданных полномочий, то есть полномочий, которые не закреплены за получателем субвенции. Например, полномочий переданных законом Вологодской области от 17 декабря 2007 года № 1719-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования».

Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования. Например, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Налоги, поступающие в доход бюджета города Вологды, в формировании которых участвуют граждане:

Основным показателем сбалансированности бюджета является наличие или отсутствие дефицита бюджета.

В случае наличия дефицита бюджета в качестве источников его финансирования могут выступать:

  • разница между полученными и погашенными кредитами кредитных организаций и бюджетными кредитами, предоставленными бюджету муниципального образования «Город Вологда» из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • изменение остатков средств на счетах по учёту средств бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита.

В качестве основных источников финансирования дефицита запланированы финансовые операции по привлечению и погашению кредитов кредитных организаций, бюджетных кредитов из из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Общий объем муниципального долга муниципального образования «Город Вологда» состоит из объёма основного долга по кредитам, полученным городом в кредитных организациях, по бюджетным кредитам, полученным из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и объёма обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным бюджетом муниципального образования «Город Вологда» учреждениям и организациям города Вологды

С 2019 года информация о параметрах и основных направлениях расходов бюджета размещается в новом формате в рубрике «Интерактивный бюджет для граждан».

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Что делать, если купил машину-двойника
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector