Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заяление в полиции о возбуждении уголовного дела срок расмотрения

Заяление в полиции о возбуждении уголовного дела срок расмотрения

Порядок рассмотрения органами внутренних дел

сообщений о преступлениях и иных происшествиях

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст.140-148 УПК РФ) должностные лица органов внутренних дел (полиции), обязаны рассматривать заявления граждан и представителей юридических лиц, а также иные сообщения о готовящихся либо совершенных преступлениях.

Кроме того, в соответствии с приказом Министра внутренних дел России №140 от 01.03.2013 «Об утверждении административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», сотрудники полиции обязаны также принять сообщение о любом административном правонарушении либо происшествии и рассмотреть их в пределах своей компетенции.

Сообщения от граждан и юридических лиц могут быть приняты по телефону, телеграфу, факсимильной связью, электронной почтой, а также при личном обращении заявителя в дежурную часть отдела полиции – в этом случае срок ожидания в очереди не может превышать 30 минут.

В соответствии со ст.144 УПК РФ срок проверки сообщения о преступлении составляет 3 суток, при необходимости проведения комплекса проверочных мероприятий он может быть продлен до 10 суток, а при проведения экспертных исследований до 30 суток (с согласия прокурора либо руководителя следственного органа).

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении должностные лица указанных органов в соответствии со ст.145 УПК РФ и в пределах своей компетенции обязаны принять одно из следующих решений:

— о возбуждении уголовного дела;

— об отказе в возбуждении уголовного дела;

— о передаче сообщения по подследственности (территориальной либо ведомственной) либо в суд – по делам частного обвинения (ст.115 ч.1, ст.116 ч.1, ст.128.1 ч.1 УК РФ).

Заявителю направляется соответствующее уведомление.

Сообщения об административных правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном Кодексом об административном правонарушении РФ.

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц на досудебной стадии уголовного судопроизводства установлен главой 16 УПК РФ.

Граждане и представители юридических лиц, не согласные с действиями (бездействием) и решениями должностных лиц органов внутренних дел органов вправе обжаловать их как непосредственным и вышестоящим руководителям должностного лица, чьи действия и решения обжалуются, так и надзирающему прокурору либо в суд по месту совершения деяния, явившегося предметом процессуальной проверки.

Применительно к Октябрьскому району г.Ижевска такие жалобы могут быть поданы:

— руководству отдела полиции №2 Управления МВД России по г.Ижевску по адресу: г.Ижевск, ул.В.Сивкова, 265«б», тел.:646-920, 613-033;

— руководству Управления МВД России по г.Ижевску по адресу: г.Ижевск, ул.В.Шоссе, 9, тел.:425-800, 948-226;

— руководству МВД по Удмуртской Республике по адресу: г.Ижевск, ул.Советская, 17, тел.доверия: 934-373, 934-474, 934-575;

— прокурору Октябрьского района г.Ижевска по адресу: г.Ижевск, ул.К.Маркса, 393, тел.:725-540;

— прокурору Удмуртской Республики по адресу: г.Ижевск, ул.В.Сивкова, 194, тел. дежурного:784-578;

— в Октябрьский районный суд г.Ижевска по адресу: г.Ижевск, ул.Родниковая, 60, тел.:721-428.

В какой срок рассмотрят в полиции Ваше заявление

Определенный срок рассмотрения заявления в полиции установлен в связи с тем, что сотрудники правоохранительных структур загружены работой, поэтому не могут принять решение по вашему заявлению сиюминутно, тем более в большинстве случаев необходима дополнительная проверка изложенной в нем информации. Согласно требованию закона и, в частности, Уголовно-процессуального кодекса РФ следователь или иное лицо, уполномоченное принимать и рассматривать заявления граждан, обязано принять, зарегистрировать заявление, проверить изложенные в нем доводы, после чего вынести решение. На все это первоначально отведено трое суток с момента принятия самого обращения. Как только ваше заявление о совершенном преступлении было зарегистрировано, и вы получили талон-уведомление о регистрации, оперативный дежурный дежурной части полиции, куда вы обратились, должен принять незамедлительные меры оперативного реагирования, т.е. направить на место происшествия следственно-оперативную группу, принять меры к установлению лиц, причастных к преступлению, установить обстоятельства произошедшего. По каждому заявлению в органы внутренних дел должно быть принято соответствующее решение. Срок ответа на заявление в полицию – трое суток с момента регистрации. При необходимости, в случае, когда требуется дополнительная проверка, рассмотрение обращения может быть продлено до десяти суток. По окончании проверки и установления всех обстоятельств должно быть вынесено одно из следующих постановлений:

  • о возбуждении уголовного дела (ст.146 УПК);
  • об отказе в возбуждении;
  • о передаче материалов проверки в компетентный орган в соответствии со ст.151 УПК. Например, в следственный комитет, в прокуратуру и т.д.

Сроки рассмотрения заявления о преступлении в полиции могут продлеваться до 10, а то и до 30 суток. По окончании этого времени выносится решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Чтобы тщательно контролировать сроки рассмотрения вашего заявления, при его подаче потратьте несколько минут свободного времени и получите талон-уведомление у оперативного дежурного в дежурной части территориального органа внутренних дел. Подавайте заявление только согласно территориальности, то есть по месту его совершения – это увеличит скорость рассмотрения обращения, а также оперативность принятого решения. В случае если заявление или сообщение было подано не в соответствии с компетенцией либо же не по территориальности, то оно подлежит передаче в соответствующее подразделение либо орган, а о принятом решении уведомляется заявитель, которому также должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.

Прокуратура Кировской области разъясняет вопросы защиты прав граждан посредством обращения в органы внутренних дел

Одной из форм защиты своих нарушенных прав граждан, является обращение в органы внутренних дел с соответствующим заявлением либо иным сообщением о готовящемся или совершенном преступлении.

В соответствии с положениями уголовно-процессуального закона к сообщениям о преступлениях относятся: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся криминальном посягательстве, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Данные сообщения, вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, должны круглосуточно приниматься в любом органе внутренних дел, независимо от территории оперативного обслуживания.

Сообщение может поступать лично от заявителя (как устно, так и письменно), телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видам связи. Вне места дислокации подразделений органов внутренних дел сообщения о преступлениях (происшествиях) обязаны принимать любые сотрудники полиции, фиксируя сведения об обратившемся лице. Полученные таким образом сообщения, передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел (отдела полиции) для незамедлительной регистрации.

Оперативный дежурный правоохранительного органа после регистрации сообщения в специальной книге их учета, принимает меры реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации сообщение о преступлении рассматривается и по нему принимается решение в срок не позднее 3 суток со дня его поступления.

В установленном законом порядке срок проверки сообщения может быть продлен до 10 суток, при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов срок проверки сообщения составляет не более 30 суток.

Процессуальная проверка сообщения заканчивается принятием по нему решения, установленного ст. 145 УПК РФ: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности или подсудности. О принятом решении уведомляется заявитель. При этом последнему разъясняются его право обжаловать данное решение прокурору или в суд. Заявитель также вправе обжаловать действия сотрудников полиции на стадии принятия, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях.

Анонимное заявление (сообщение) не может служить поводом для возбуждения уголовного дела, однако оно в определенных случаях является сигналом для проведения оперативно-розыскных мероприятий. По их результатам при наличии оснований возбуждается уголовное дело.

Неукоснительное исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях обеспечивает защиту прав граждан от преступных посягательств и своевременное их раскрытие.

Прокурорский надзор в данной сфере нацелен на своевременное предупреждение и устранение выявленных нарушений и осуществляется на каждом этапе работы с сообщениями о преступлениях: при их приеме и регистрации, проведении проверки и принятии процессуального решения.

Читать еще:  Рекомендации по подаче иска в суд

К наиболее часто выявляемым прокурорами нарушениям учетно-регистрационной дисциплины можно отнести нерегистрацию сообщений о преступлениях, несоблюдение сроков и порядка их рассмотрения, принятие незаконных процессуальных решений по результатам их проверки, неуведомление или несвоевременное уведомление заявителей о принятых решениях.

​Как добиться возбуждения уголовного дела о подделке протокола общего собрания с помощью жалоб в прокуратуру.

06 Февраль 2019

Ранее мы писали о том, как написать заявление о подделке протокола общего собрания. На практике одного заявления мало. Чтобы уголовное дело возбудили, надо держать под контролем доследственную проверку сообщения о преступления и периодически направлять действия правоохранителей в нужное вам русло. В этой статье мы расскажем, как правильно обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела в прокуратуру.

В силу ст.144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) сообщение о преступлении в правоохранительном органе — полиции, территориальном отделе Следственного комитета и др. – рассматривается в течение 3 суток. При необходимости срок проверки продлевается до 10 суток, а в исключительных случаях – до 30 суток. После этого по материалу принимается решение:

1. о возбуждении уголовного дела;

2. об отказе в возбуждении уголовного дела;

3. о передаче сообщения в иной орган по подследственности. Например, поступившее в межрайонный отдел Следственного комитета заявление о подделке протокола общего собрания будет направлено в полицию.

Если итогом рассмотрения заявления стало постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, надо разобраться в причинах такого решения. Например, должностные лица толком не разобрались в обстоятельствах: нужные свидетели не опрошены, необходимые документы не истребованы, таким образом, получается, что срок проволокитили, и пришлось принять не соответствующее требованиям УПК РФ процессуальное решение.

В таких случаях необоснованное и незаконное постановление обычно отменяется прокурором (его заместителем), на которого такие обязанности возложены требованиями пп.1 и 3 ч. 2 ст.37 УПК РФ и приказами Генпрокуратуры РФ.

Однако бывают случаи, когда прокурор (а на деле – кто-то из его помощников) «не увидел» незаконного решения следователя или органа дознания. Тогда прокурору необходимо помочь. Порядок «неотложного оказания помощи» прокурору предусмотрен статей 124 УПК РФ.

О чём эта норма?

Заявитель (автор сообщения о преступлении) является участником уголовного судопроизводства, который может обжаловать прокурору постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (как и любое действие/бездействие либо решение правоохранительных органов при проверке).

Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, срок проверки продлевается до 10 суток (об этом обязательно должен быть извещен заявитель).

По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

О принятом по жалобе решении и порядке его обжалования заявитель также незамедлительно уведомляется прокурором.

Как написать результативную жалобу?

Основная задача – определиться, с чем конкретно Вы не согласны.

Если с действиями следователя или дознавателя (обычно сотрудника БЭПиПК) – то с какими именно: вместо относимых к предмету проверки документов изъяты материалы бухгалтерии за другой период, сотрудники органа действовали некорректно.

Если с бездействием – то опять же, в чём оно заключается: не истребованы документы из ГЖИ, не проведена экспертиза подлинности подписей в протоколе собрания собственников, не опрошены знающие тему Иванова, Петрова, а вместо реального опроса Смирнова сотрудник поговорил с ним только по телефону, да ещё и не по делу.

Когда обжалуете процессуальное решение (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела) надо исходить из того, что в силу части 4 ст.7 УПК РФ оно должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Что это значит?

Законность предполагает вынесение постановления надлежащим лицом (в МВД это — участковым, оперуполномоченным, дознавателем, и утверждено начальником органа либо его заместителем), и с указанием нормы закона (как правило, это — п.1 части 1 ст.24 УПК РФ — отсутствие события преступления; и п.2 части 1 ст.24 УПК РФ — отсутствие состава преступления в действиях конкретного лица).

Обоснованность и мотивированность решения означает, что в постановлении логично и последовательно должностное лицо описывает, к каким выводам оно пришло и на основании чего эти умозаключения сделаны.

Часто в самом постановлении выясненные обстоятельства описываются кратко и общими словами (чтобы меньше было поводов жаловаться, ухватившись за слова). Поэтому понять, что конкретно проверялось, а что нет, довольно трудно.

Копию постановления должны направить заявителю, однако на практике это делается не всегда: если заявитель не знает об отказе в возбуждении уголовного дела, то не побежит его сразу же обжаловать.

Поэтому следует:

— контролировать сроки и результат рассмотрения своего сообщения о преступлении,

— ознакомиться с материалами проверки. Это вправе делать заявитель и его представитель.

Все материалы почти сразу после вынесения постановления об отказе полиция посылает в прокуратуру на проверку.

В прокуратуре узнайте, кто именно из работников надзирает за «отказными материалами». После этого надо обратиться к нему, представиться, объяснить, что Вы меньше всего хотите создавать неудобства прокуратуре и пришли не жаловаться, а ознакомиться с материалом. Обычно такой просьбы достаточно, чтобы посмотреть материал (даже если предложат написать на имя прокурора заявление об ознакомлении).

Если же прокурорский работник начинает выдумывать отговорки (напишите заявление, приходите завтра, сейчас нет возможности – неотложное поручение и др.), то рекомендуем поступить следующим образом.

На любой из ответов необходимо очень спокойно и твердо сказать, что полицией нарушены ваши права и законные интересы, для качественной защиты которых вам надо ознакомиться с материалом.

Далее работнику нужно дать понять, что вопрос для вас принципиальный, и если он не окажет содействие, как это обязан сделать, вы придётся обратиться в Генеральную прокуратуру с жалобой через депутата Государственной Думы, где в числе прочего поставить вопрос о нарушении присяги (в ней есть клятва непримиримо бороться с любыми нарушениями закона и активно защищать интересы личности) лично этим сотрудником.

Обычно таких слов, сказанных без вызова, и даже с сожалением о том, что так придётся поступить, бывает достаточно. Вменяемый работник не обрадуется перспективе служебной проверки. Если и это не сработает, то необходимо в тот же день обратиться к заместителю либо к прокурору.

В случае сомнений в искренности работников прокуратуры (материал ушел обратно в полицию и т.п.), надо в порядке статьи 125 УПК РФ обратиться с жалобой в суд, указав, что органом Вам не направлена копия постановления и уведомление о результатах проверки. Это отдельная история, которой будет посвящена новая статья, но суть в том, чтобы суд истребовал материал из прокуратуры либо полиции, и Вы с ним ознакомились под видом подготовки к судебному заседанию.

Но, повторимся, это крайность и отдельная тема.

Есть вероятность, что материал действительно отпраивли обратно в полицию вместе с отменой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если в прокуратуре говорят, что материала у них уже нет, узнайте, «ушёл ли он с отменой» или без неё.

Если материал проверки уже вернулся из прокуратуры в полицию, а отказ в возбуждении уголовного дела никто не отменил, то можно ознакомиться с материалами в самой полиции.

Обычно в таком случае материал находится на архивном хранении. Необходимо обратиться в дежурную часть, оттуда в секретариат, написать на имя начальника заявление об ознакомлении с материалом проверки и разрешении делать копии (снимки фотоаппаратом, гаджетом). При этом желательно указать дату регистрации заявления и номер регистрации (т.н. КУСП, он указан в постановлении), кратко суть заявления (о подлоге протокола общего собрания и др.). В зависимости от масштабов органа полиции, может объективно потребоваться время на поиск в архиве материала. Обычно сотрудник канцелярии извещает заявителя по телефону о дате и времени, когда можно ознакомиться с материалом проверки.

Если Вы ознакомились с материалом проверки, поняли, почему полиция отказала в возбуждении уголовного дела, однако не согласны с постановлением, то необходимо написать на имя прокурора «жалобу в порядке статьи 124 УПК РФ», в которой изложить причины своего несогласия с этим постановлением (неполнота проверки, неверная оценка обстоятельств и тд.). Чем доводов больше – тем лучше, т.к. больше вероятность тщательной проверки постановления и его отмены.

Читать еще:  Захист прав споживачив повернення аванса за товар

Например: полицией не проверены обстоятельства оформления протокола, не выяснено реальное место нахождения Иванова, Петрова и ***, якобы голосовавших за *** (суть вопроса), не истребованы документы из ***, не назначена и не проведена почерковедческая экспертиза *** документов, принадлежность подписей от имени ФИО не установлена, эти лица по обстоятельствам проверки не опрошены… и др.

Не пугайтесь, если прокуратура вынесет постановление об отказе в удовлетворении жалобы.

Важно понимать, что на практике прокуратура стремится отказать в удовлетворении жалобы, потому что удовлетворенная жалоба предполагает меры реагирования со стороны прокурора, а эти меры он должен был применять, не дожидаясь жалоб. Для этого постановление об отказе в возбуждении уголовного дела зачастую отменяется «задним числом», якобы до поступления жалобы, в связи с чем прокурор (его заместитель) выносят постановление об отказе в удовлетворении жалобы ввиду «инициативного устранения нарушений закона».

Такой вариант приемлем. Главное, что обжалованное постановление отменено, материал направлен на дополнительную проверку.

Чем чаще направлять в прокуратуру жалобы (каждую с чуть измененными доводами, новыми претензиями к доследственной проверке), тем ближе и вероятнее положительное разрешение вашего вопроса – возбуждение уголовного дела.

Однако надо помнить, что не количество, а качество доводов жалобы имеют приоритетное значение.

Заяление в полиции о возбуждении уголовного дела срок расмотрения

  • Главная
  • Обращения
  • Вопрос-ответ

Кто и куда может обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а также иные действия и решения органа уголовного преследования

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, иные действия и решения органа, ведущего уголовный процесс, могут быть обжалованы в установленном Уголовно-процессуальным кодексом порядке участниками уголовного процесса, а также иными физическими и юридическими лицами, если проводимые процессуальные действия и решения затрагивают их интересы (ст. 138 УПК).
Жалобы на решения органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования по уголовному делу, подаются соответствующему прокурору или в суд по месту расследования уголовного дела либо рассмотрения заявления или сообщения о преступлении.
Жалобы на действия и решения органа дознания, дознавателя и следователя подаются прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия. Жалобы на действия и решения прокурора подаются вышестоящему прокурору, а на действия и решения суда — в вышестоящий суд (ст. 139 УПК).
Жалобы на действия и решения органа, ведущего уголовный процесс, могут быть поданы в течение всего срока производства дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства. Жалобы на решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования по уголовному делу либо уголовного преследования подаются в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности, а в случае, если такие решения приняты по основанию, указанному в п.3 ч.1 ст.29 УПК (истечение сроков давности), — в месячный срок со дня принятия органом, ведущим уголовный процесс, соответствующего решения (ст. 140 УПК).

Правила и порядок подачи в полицию заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях

Основное право гражданина в рассматриваемой сфере — право обратиться с заявлением о совершённом или подготавливаемом преступлении в любой орган внутренних дел. При этом не играет роли тот факт, кто является потерпевшим от преступления, также не имеет значения, где совершено или подготавливается преступление. Сотрудники органов внутренних дел обязаны принять сообщение о преступлении вне органов внутренних дел и передать его в дежурную часть ОМВД для незамедлительной регистрации.
Сообщение о преступлении заявитель вправе не только доставить в орган внутренних дел лично, но и направить нарочным, по почте, по телефону, информационным системам общего пользования (интернет и др.), факсимильным или иным видом связи. Все указанные способы сообщения о преступлении имеют одинаковую юридическую силу.
Если сообщение о преступлении поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя в дежурную часть ОМВД, то одновременно с регистрацией сообщения оперативный дежурный органа внутренних дел оформляет талон-уведомление и выдаёт его заявителю. В талоне-уведомлении должны быть указаны: сведения о сотруднике, принявшем сообщение, регистрационный номер, подпись сотрудника, принявшего сообщение, дата приёма. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
По результатам проведения проверки по сообщению, письменному заявлению, либо иной информации о преступлении, может быть принято одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности (территориальности).
В соответствии с действующим законодательством, срок проверки сообщения о преступлении, по истечении которого должно быть принято одно из указанных решений, составляет трое суток. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе продлить этот срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
О принятом решении в письменной форме сообщается заявителю, ему разъясняется право обжаловать решение и порядок обжалования. В случае вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела копия постановления в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю.
По сообщениям о происшествии (к ним относятся, например: «Соседи шумят, мешают отдыхать», «Водитель автомобиля возможно в состоянии алкогольного опьянения за рулем», «В районе леса пожар» и т.п.), принимается одно из следующих решений: о возбуждении дела об административном правонарушении; о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; о передаче сообщения по подведомственности; о списании в специальное номенклатурное дело в случае, если информация не подтвердилась. Срок рассмотрения по таким сообщениям не должен превышать 3 суток. О принятом решении уведомляется заявитель, которому разъясняется право обжаловать данное решение прокурору, либо в суд.
Следующим правом гражданина является право на обжалование решения, принятого по его сообщению о преступлении или происшествии. По своему выбору заявитель вправе обжаловать решение прокурору либо в суд.
Следует иметь в виду, что недопустимо злоупотребление правом на обращение в правоохранительные органы с заявлением о преступлении. Так, в случае если гражданин подал в органы внутренних дел заявление о том, что таким-то лицом совершено такое-то преступление и при этом заявителю известно, что сведения, которые он сообщает правоохранительным органам, являются ложными, заявитель сам подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ (заведомо ложный донос).
Оперативность реагирования правоохранительных органов на сообщения граждан напрямую зависит от взаимодействия населения с сотрудниками полиции, поэтому, чем быстрее вы сообщите в полицию о преступлении или происшествии, тем быстрее будут предприняты необходимые меры.
О готовящемся, либо совершенном преступлении жители Белгородского района могут сообщить по телефонам «02» или «51-77-16», «51-61-11». Если у Вас не приняли заявление, либо Вы не согласны с принятым решением, действия сотрудников можно обжаловать вышестоящему руководству полиции.

Новости

В Белгородском районе дети-сироты получили квартиры

28 декабря в поселке Разумное Вячеслав Гладков и Владимир Перцев вручили ключи от квартир и поздравили .

В Белгородском районе детский сад распахнул свои двери после капитального ремонта

28 декабря в поселке Северный состоялось торжественное открытие детского сада общеразвивающего вида № 9. Учреждению больше 30 .

Глава администрации Белгородского района поздравил медиков и волонтеров

26 декабря Владимир Перцев поблагодарил врачей и добровольцев за их труд и вручил новогодние подарки. Этот год .

Глава администрации Белгородского района провел «прямую линию» с жителями

25 декабря Владимир Перцев ответил на вопросы граждан в телефонном режиме. За время общения на прямую линию .

24 декабря 2020 года на заседании земского собрания Стрелецкого сельского поселения глава поселения Игорь Черников вручил гармонь А.А. Рогозину

Староста Стрелецкого сельского поселения Александр Алексеевич Рогозин стал одним из победителей ежегодного областного конкурса проектов, реализуемых .

Способы нарушения сроков

Адвокат АК «Судебный адвокат»

С существованием в российском уголовном судопроизводстве стадии доследственной проверки связано наличие целого ряда проблем, с которыми сталкиваются простые граждане и представляющие их интересы адвокаты при обращении с заявлениями о совершении преступлений.

В 90-е годы основной трудностью являлась сама подача заявления в органы внутренних дел – сотрудники дежурных частей территориальных отделов зачастую отказывали в принятии заявлений по надуманным предлогам. Принятые государством меры по борьбе с сокрытием информации о преступлениях помогли исправить эту ситуацию. В настоящее время, особенно в крупных городах, областных центрах и районах, такой проблемы нет. Однако возникли иные препятствия в реализации потерпевшими своего права на получение защиты от преступлений путем обращения в правоохранительные органы, особенно при проведении проверок территориальными органами полиции.

Читать еще:  Где сдавать экзамен по правилам

Напомню, что основными нормативными актами, регламентирующими порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлении в органах внутренних дел, являются Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Административный регламент, утвержденный Приказом МВД РФ от 1 марта 2012 г. № 140.

При адекватном толковании указанных нормативных актов существующий порядок рассмотрения сообщений о преступлении представляется весьма понятным и логичным. Однако на практике заявители и практикующие адвокаты сталкиваются с весьма вольной их трактовкой сотрудниками правоохранительных органов, что создает серьезные и подчас неразрешимые препятствия в реализации одного из основных назначений уголовного судопроизводства, закрепленных в ст. 6 УПК РФ, – осуществления защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ установлен общий 3-дневный срок для проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Согласно ч. 3 указанной статьи, по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя этот срок может быть продлен до 10 суток соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания, а при необходимости производства проверок, ревизий, экспертиз, исследований, проведения оперативно-розыскных мероприятий – до 30 суток соответственно руководителем следственного органа или прокурором. Таким образом, максимальный срок, установленный действующим законодательством для проведения проверки сообщения о преступлении, составляет 30 суток.

Данный срок исчисляется со дня получения сообщения о преступлении, а именно с даты регистрации рапорта или заявления о преступлении в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях (КУСП) сотрудником дежурной части территориального органа полиции.

Между тем на практике органами полиции данный срок соблюдается далеко не всегда. Так, сотрудники органов внутренних дел для формального соблюдения сроков и получения дополнительного сверх 30 суток времени для проведения проверки прибегают к различным способам толкования действующих норм в своих интересах, не соответствующих как букве, так и духу закона. Рассмотрим основные из них.

1. Повторная регистрация в КУСП. При необходимости в получении дополнительного времени для проведения проверки органами внутренних дел, в особенности по делам в сфере экономики, используется способ повторной регистрации материала по КУСП. В этом случае сроки исчисляют с даты новой регистрации. Данная практика используется достаточно давно и дает сотрудникам ОВД возможность фактически растянуть проверку на 2-3 месяца.

К сожалению, прокуратура не реагирует достаточно жестко на данный творческий и не соответствующий закону подход органов внутренних дел при толковании действующих процессуальных норм. Может быть, поэтому в последние два года сотрудники таких органов пошли еще дальше в этом направлении. Так, при рассмотрении заявлений о преступлении сотрудниками ОЭБиПК окружных управлений внутренних дел г. Москвы все чаще 30-дневный срок проведения проверки сообщения о преступлении исчисляется не с регистрации заявления в КУСП, а с даты поступления материала проверки в соответствующее подразделение УВД.

К примеру, 12 марта 2017 г. в ОЭБиПК УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве было подано заявление о совершении преступления в сфере экономики, подписанное генеральным директором ЗАО «С». После истечения продленного прокурором максимального 30-дневного срока для проведения проверки материал проверки в последний день срока был отправлен в следственное управление того же окружного управления. В следственном управлении материал находился в производстве в течение еще 30 дней, а в последний день проверки материал был отправлен обратно в ОЭБиПК УВД для проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий. Впоследствии он перенаправлялся между следственным и оперативным подразделениями УВД подобным образом еще несколько раз. При этом каждый раз 30-дневный срок проверки исчислялся с даты регистрации материала в секретариате следственного или оперативного подразделения без изменения номера и повторной регистрации в КУСП, а решение о возбуждении уголовного дела было принято лишь в декабре 2017 г., то есть по истечении 7 месяцев с даты регистрации заявления о преступлении в КУСП.

Таким образом, фактически проверка сообщения о преступлении была проведена с превышением установленного законом максимального 30-суточного срока проверки в несколько раз.

2. Незаконный и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела. Весьма распространенным способом, используемым в целях получения дополнительного, не предусмотренного законом времени для проведения проверки, применяемым как сотрудниками органов внутренних дел, так и подразделений Следственного комитета РФ, является вынесение по истечении 30-дневного срока проверки необоснованного решения об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. В этом случае постановление об отказе отменяется как незаконное и необоснованное прокурором или руководителем следственного органа, а исполнитель получает дополнительный 30-дневный срок для проведения проверки. Данная процедура незаконного отказа в возбуждении уголовного дела может применяться по одному и тому же заявлению несколько раз, что позволяет при внешнем соблюдении закона значительно продлить сроки проверки свыше фактических 30 суток.

Так, 14 марта 2017 г. в УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве поступило заявление от г-на А. После того, как прошел 30-дневный срок, 14 апреля 2017 г. сотрудником ОВД, проводившим проверку, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, при этом в постановлении было указано, что доводы заявителя подтвердились, но для принятия решения необходимо проведение дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, для чего требуется время. 23 апреля 2017 г. постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено прокуратурой ЦАО г. Москвы как незаконное и необоснованное, а сотрудник полиции, проводивший проверку, получил таким образом дополнительные 30 суток для проведения проверки.

3. Необоснованное направление материала по подследственности. Еще один способ, нередко используемый органами внутренних дел для получения дополнительного времени для проведения проверки, – необоснованное направление материала проверки по подследственности в другой территориальный орган внутренних дел или в подразделения Следственного комитета РФ. В подобных случаях материал гарантированно возвращается обратно, при этом срок на практике исчисляется с даты возвращения материала.

Так, по уже упоминавшемуся выше заявлению о совершении преступления, поданному А. в УВД по ЦАО г. Москвы, материал проверки после истечения дополнительных 30 суток был необоснованно направлен якобы по подследственности в ОМВД по городскому округу Химки, откуда был возвращен через полтора месяца. В результате этой манипуляции оперативный сотрудник вновь получил дополнительные 30 суток для проведения проверки, которые начали исчислять со дня возвращения материала в УВД по ЦАО г. Москвы.

Я перечислил три основных способа. На практике при проведении проверки по одному и тому же материалу все указанные способы зачастую комбинируются, в результате чего по отдельным заявлениям, особенно по преступлениям в сфере экономики, проверка фактически затягивается на год и более. Между тем нарушение процессуальных сроков при проведении проверки сообщения о преступлении не только нарушает права и законные интересы потерпевших от преступлений лиц и подрывает доверие к государству и его правоохранительным органам, но также препятствует в дальнейшем производству по уголовному делу. Дело в том, что зачастую за упущенное время уничтожаются или скрываются доказательства; лица, совершившие преступление, принимают меры к сокрытию имущества, добытого преступным путем, могут оказать давление на участников процесса или скрыться.

Следует также отметить, что действующее уголовно-процессуальное законодательство, устанавливающее срок проведения проверок сообщений о преступлении, является понятным и логичным, в существенном изменении в этой части не нуждается. Нарушение сроков при рассмотрении заявлений о преступлениях является проблемой именно правоприменительной практики, а для того, чтобы заставить сотрудников органов внутренних дел соблюдать закон в этой части, необходима жесткая позиция надзорного органа в лице прокуратуры, а также руководителей органов внутренних дел, особенно со стороны руководителей следственных подразделений. Однако при сложившемся лояльном отношении указанных должностных лиц к применению их подчиненными этих незаконных методов ждать изменения ситуации в ближайшее время не приходится.

При таких обстоятельствах заявителям и адвокатам необходимо при каждом случае нарушения сроков проверки незамедлительно обращаться с жалобами к прокурору и руководителю следственного органа, органа дознания, а также активно использовать процедуру судебного обжалования нарушений закона в порядке ст. 125 УПК РФ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector