Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грожданские права проживающего в россии по статусу вида на жительство

Медицинская помощь в системе ОМС

  • Полис ОМС при смене паспорта
  • Полис ОМС для ребёнка
  • Электронный полис ОМС
  • Не забудь забрать полис ОМС

Перечень документов для получения полиса обязательного медицинского страхования

Сведения, указанные в заявлении о выборе (замене) страховой медицинской организации, подаваемом в письменной форме, подтверждаются предъявлением следующих документов, необходимых для регистрации в качестве застрахованного лица, или их заверенных копий:

1) для детей после государственной регистрации рождения и до четырнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации:

· свидетельство о рождении;

· СНИЛС 1 (при наличии).

2) для граждан Российской Федерации в возрасте четырнадцати лет и старше 2 :

· документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта);

3) для лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. №4528-1 «О беженцах» 3 :

· или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу;

· или копия жалобы на решение о лишении статуса беженца в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел;

· или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

4) для иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации:

· паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

· вид на жительство;

· СНИЛС (при наличии).

5) для лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации:

· документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

· вид на жительство;

· СНИЛС (при наличии).

6) для иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации:

· паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации;

· СНИЛС (при наличии).

7) для лиц без гражданства, временно проживающих в Российской Федерации:

· документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, либо документ установленной формы, выдаваемый в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

· СНИЛС (при наличии).

8) для временно пребывающих в Российской Федерации трудящихся государств — членов ЕАЭС:

· паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

· трудовой договор трудящегося государства — члена ЕАЭС;

· отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания или ее копия с указанием места и срока пребывания.

9) для членов коллегии Комиссии, должностных лиц и сотрудников органов ЕАЭС, находящихся на территории Российской Федерации:

· паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

· документ, подтверждающий отношение лица к категории должностных лиц, сотрудников органов ЕАЭС.

10) для представителя застрахованного лица:

· документ, удостоверяющий личность;

· доверенность на регистрацию в качестве застрахованного лица в выбранной страховой медицинской организации, оформленная в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.

11) для законного представителя застрахованного лица:

· документ, удостоверяющий личность;

·документ, подтверждающий полномочия законного представителя.

1 Страховой номер индивидуального лицевого счета, принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

2 Для несовершеннолетних застрахованных лиц в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326–ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» выбор или замена страховой медицинской организации осуществляется застрахованным лицом, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме (для ребенка до достижения совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме – его родителями или другими законными представителями). Статьей 21 Гражданского кодекса РФ установлено: способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Таким образом, страховой медицинский полис для несовершеннолетних застрахованных лиц может быть получен родителями или другими законными представителями, в том числе и для лиц с 14 до 18 лет, имеющих паспорт гражданина РФ.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 26, ст. 2956; 1998, № 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 1, ст. 29; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 1, ст. 29; № 27, ст. 3880; 2012, №10, ст. 1166; №47, ст. 6397; №53, ст. 7647; 2013, №27, ст. 3477; 2014, №52, ст. 7557; 2018, №1, ст. 82; №53, ст. 8454.

Права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ

26 августа 2020

1. Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина дает такому лицу, в частности, следующие права (абз. 8 п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 4, п. п. 4.2, 5 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ; ст. 24 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. 1 ст. 3, пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; ч. 2 ст. 1, п. п. 1 — 3 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ):

1) на свободный въезд на территорию РФ и выезд из РФ;

2) медицинскую помощь в рамках ОМС;

3) пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);

4) получение социальных услуг в случае признания в установленном порядке иностранного гражданина нуждающимся в социальном обслуживании;

5) осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.

Вместе с тем иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, ограничены, в частности, в следующих правах (п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; п. 1 ст. 11, ст. 12, п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона N 115-ФЗ; ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; п. 1 ст. 11 Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ; п. 2 ст. 23 Закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ; п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754):

1) не вправе избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы госвласти, участвовать в выборной кампании при проведении выборов Президента РФ, в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);

2) не вправе быть членами политической партии на территории РФ;

3) не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на отдельных территориях в РФ. Земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения могут обладать только на праве аренды (за исключением предоставления земельных участков, расположенных на территории Дальневосточного административного округа, в безвозмездное пользование иностранным гражданам и членам их семей, являющимся участниками Государственной программы по переселению соотечественников). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату;

4) не вправе находиться на государственной гражданской службе, если иное не предусмотрено международными договорами;

5) не вправе находиться на муниципальной службе;

6) не вправе замещать определенные должности и осуществлять деятельность, допуск к которым для иностранных граждан ограничен;

7) не вправе проходить военную службу (альтернативную гражданскую службу) по призыву. Однако допускается военная служба по контракту;

8) обязаны иметь специальное разрешение для посещения отдельных территорий, организаций и объектов на территории РФ (это касается, в частности, пограничной зоны, территорий ЗАТО и закрытых военных городков).

Отдельные ограничения не распространяются на иностранных граждан, имеющих одновременно гражданство РФ, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России (п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).

2. Обязанности постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Иностранные граждане несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Помимо этого, статус постоянно проживающих в РФ иностранных граждан предполагает наличие у них дополнительных обязанностей, к которым, в частности, относится регистрация по месту жительства и уведомление территориального органа МВД о подтверждении проживания в РФ.

2.1. Обязанность зарегистрироваться по месту жительства в РФ

В течение семи рабочих дней с даты получения вида на жительство иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ.

Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией работа подразделений системы МВД России осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации. Порядок работы рекомендуется предварительно уточнить (п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316).

При подаче заявления иностранный гражданин предъявляет следующие документы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 109-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ; п. 12 Правил):

· документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве;

· вид на жительство;

· документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (их предъявление требуется, если сведения, в них содержащиеся, не находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления);

· квитанцию об уплате госпошлины.

Справка. Размер госпошлины

Размер госпошлины за регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ составляет 350 руб. (пп. 19 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

МВД России регистрирует иностранного гражданина по месту жительства в РФ, а также проставляет отметку о его регистрации в виде на жительство (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 16 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией в период с 15.03.2020 по 15.09.2020 приостановлено течение сроков постоянного проживания иностранцев в РФ, а также сроков их регистрации по месту жительства, если такие сроки истекают в данный период. Срок действия вида на жительство, истекающий в указанный период, автоматически продлевается (пп. «а», «г» п. 1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 274).

2.2. Обязанность ежегодно уведомлять о проживании в РФ

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан в течение двух месяцев по истечении очередного года со дня получения им вида на жительство подать уведомление о подтверждении своего проживания в РФ в территориальный орган МВД России по месту своего жительства (при его отсутствии — по месту пребывания). При наличии уважительных причин уведомление может быть подано в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев по истечении очередного года со дня получения вида на жительство. В данном случае необходимо приложить документы, подтверждающие невозможность подачи уведомления в установленный срок. Документы могут быть представлены также в форме электронных документов (п. 11 ст. 8 Закона N 115-ФЗ; п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

В уведомление вносятся следующие сведения об иностранном гражданине (п. 12 ст. 8 Закона N 115-ФЗ):

1) имя, включающее фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);

2) адрес места жительства (места пребывания);

3) место (места) работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения вида на жительство;

4) период нахождения за пределами РФ в течение очередного года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);

Читать еще:  Компенсация за увольнение по соглашению сторон — 2020 - 2021

5) размер и источники дохода за очередной год со дня получения вида на жительство.

Уведомление может быть подано иностранным гражданином лично (при предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого в этом качестве в РФ, а также вида на жительство), либо по почте, либо в форме электронного документа через Интернет, в том числе Единый портал госуслуг. Однако по истечении каждого пятого года постоянного проживания в РФ уведомление должно быть подано иностранным гражданином только лично (п. п. 13, 14 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Обратите внимание! Неисполнение иностранным гражданином обязанности по уведомлению территориального органа МВД России о том, что он продолжает проживать в РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового. При этом в период с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно решения об административном выдворении за пределы РФ не принимаются (ч. 1, 3 ст. 18.8 КоАП РФ; пп. «б» п. 2 Указа Президента РФ N 274).

начальник отдела по вопросам миграции МО МВД России «Ирбитский» Г.Н. Аршинова

Поступление граждан иностранных государств в бакалавриат в рамках общего конкурса

Отдельные категории иностранных граждан имеют право претендовать на поступление в бакалавриат на бюджетные и платные места наравне с российскими абитуриентами. К таким категориям относятся:

1. Граждане Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана имеют право поступать на бюджетные места на общих основаниях (через собственные вступительные испытания вуза или по ЕГЭ в рамках общего конкурса) в соответствии со Статьей 1 межправительственного Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. № 662.

Для того, чтобы воспользоваться этим правом, необходимо подтвердить соответствующее гражданство и пройти стандартную процедуру поступления на общих основаниях.

2. Граждане Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право поступать на бюджетные места на общих основаниях (через собственные вступительные испытания вуза или по ЕГЭ в рамках общего конкурса) в соответствии с межправительственным Соглашением о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г., г. Ташкент. Согласно данному соглашению, «лица, постоянно проживающие на территории одного из Государств-участников и имеющие гражданство другого Государства-участника, получают образование на всех уровнях, а также ученые степени и звания, на условиях, установленных для граждан Государства-участника, на территории которого они постоянно проживают».

Необходимое условие в данном случае – наличие у иностранного гражданина действительного вида на жительство (не путать с разрешением на временное проживание!) в Российской Федерации и его предоставление вместе с заявлением на обучение. Необходимо пройти стандартную процедуру поступления на общих основаниях.

3. Граждане Грузии, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право поступать на бюджетные места на общих основаниях (через собственные вступительные испытания вуза или по ЕГЭ в рамках общего конкурса) в соответствии с Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1994 г. № 43). Необходимое условие – наличие у иностранного гражданина действительного вида на жительство (не путать с разрешением на временное проживание!) в Российской Федерации и его предоставление вместе с заявлением на обучение. Необходимо пройти стандартную процедуру поступления на общих основаниях.

4. Соотечественники, проживающие за рубежом

Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации и поступление на общих конкурсных условиях при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

  • граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
  • лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации;
  • лица, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией и чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ).

При поступлении на общих основаниях соотечественник указывает в заявлении о приеме на обучение сведения о поступлении на обучение в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 99-ФЗ и представляет копии документов, подтверждающих:

  • гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления — для лиц, состоявших в гражданстве СССР;
  • проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления – для выходцев (эмигрантов);
  • родство по прямой восходящей линии с указанными лицами – для потомков соотечественников;
  • проживание за рубежом – для всех указанных лиц.

Перечень документов, представляемых соотечественниками для подтверждения своего статуса:

  • свидетельство о рождении родителей абитуриента, подтверждающих их рождение в территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации (оригинал либо нотариально заверенная копия);
  • свидетельство о рождении абитуриента (оригинал либо нотариально заверенная копия);
    документы, подтверждающие постоянное проживание абитуриента и его родителей за рубежом (оригинал либо нотариально заверенная копия).

Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ

Положение иностранных граждан на территории суверенных государств регламентируется многими международными договорами, к большинству из которых присоединилась Российская Федерация.

С целью адаптации положений международных договоров к внутреннему законодательству РФ был разработан и принят Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Это означает, что статус иностранцев в России регламентируется внутренним законом.

Однако в той части, которая либо не регламентирована законом либо противоречит Международным договорам, приоритет будут иметь те международные конвенции и договоры, к которым присоединилась РФ. О том, каковы права и обязанности иностранцев, постоянно проживающих в РФ, мы поговорим ниже.

Получение статуса

Получение статуса постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина является производным от факта получения иностранцем вида на жительство. То есть именно с момента получения вида на жительство иностранец будет считаться постоянно проживающим в РФ и, соответственно, будет наделен комплексом прав и обязанностей.

Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Итак, статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина предоставляет ему следующие права:

  • право свободного въезда на территорию РФ и выезда с этой территории;
  • право на получение медицинской помощи в рамках ОМС;
  • право на назначение и на получение пенсии на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
  • право на осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.

Ограничения в правах

Статус постоянно проживающего на территории РФ не является эквивалентом наличия гражданства. В силу этих причин иностранец на территории РФ ограничен не в общечеловеческих, а исключительно гражданских правах. Так, постоянно проживающие в РФ иностранцы не вправе:

  1. избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы власти;
  2. участвовать в выборной кампании при проведении выборов Президента РФ, в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);
  3. быть членами политической партии на территории РФ;
  4. обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на отдельных территориях в РФ. Земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения могут обладать только на праве аренды. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату;
  5. находиться на государственной гражданской службе, если иное не предусмотрено международными договорами;
  6. находиться на муниципальной службе;
  7. замещать определенные должности и осуществлять деятельность, допуск к которым для иностранных граждан ограничен;
  8. проходить военную службу (альтернативную гражданскую службу) по призыву. Однако допускается военная служба по контракту;
  9. посещать без специального разрешения отдельные территории, организации и объекты на территории РФ, в частности, пограничные зоны, территории ЗАТО и закрытых военных городков.

В отдельных случаях установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, имеющих одновременно гражданство РФ, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России ( п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Иностранные граждане несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Помимо этого, статус постоянно проживающих в РФ иностранных граждан предполагает наличие у них дополнительных обязанностей, к которым, в частности, относится регистрация по месту жительства и уведомление территориального органа МВД о подтверждении проживания в РФ.

Обязанность зарегистрироваться по месту жительства в РФ

В течение семи рабочих дней с даты получения вида на жительство иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ.

МВД России регистрирует иностранного гражданина по месту жительства в РФ, а также проставляет отметку о его регистрации в виде на жительство (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 16 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

При подаче заявления иностранный гражданин предъявляет следующие документы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 109-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ; п. 12 Правил):

  • документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве;
  • вид на жительство;
  • документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (их предъявление требуется, если сведения, в них содержащиеся, не находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления);
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Размер госпошлины за регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ составляет 350 руб. ( пп. 19 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Обязанность ежегодно уведомлять о проживании в РФ

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган МВД России по месту получения вида на жительство о том, что он продолжает проживать в РФ. Подать уведомление иностранный гражданин может лично или по почте при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, а также вида на жительство. Также уведомление можно направить в форме электронного документа через Интернет, в том числе через Портал государственных услуг (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

В указанное уведомление вносятся следующие сведения о постоянно проживающем в РФ иностранном гражданине:

  • имя, включающее фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);
  • место проживания;
  • место (места) работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения вида на жительство;
  • период нахождения за пределами РФ в течение очередного года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);
  • размер и источники дохода за очередной год со дня получения вида на жительство.

Неисполнение иностранным гражданином обязанности по уведомлению территориального органа МВД России о том, что он продолжает проживать в РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 5 000 до 7 000 руб.) с административным выдворением за пределы РФ или без такового ( ч. 1 , 3 ст. 18.8 КоАП РФ).

Как получить вид на жительство в РФ? Узнать →

Каковы основания отказа в выдаче вида на жительство в РФ? Узнать →

Миграционный форум Санкт-Петербурга

Записаться на платную консультацию
в адвокатское бюро

Упрощенный порядок получения российского гражданства позволяет определенным категориям иностранных граждан получить гражданство без соблюдения условия о 5-летнем сроке проживания и обязательном получении вида на жительство. Рассмотрим основания упрощенного получения гражданства более подробно, все они отражены в ст.14 ФЗ «О гражданстве РФ».

Читать еще:  Процедуру выдачи РВП для мигрантов в Томске сделали более упрощенной

Статья 14 Закона о гражданстве условно делит иностранных граждан на три группы, устанавливая различные условия приобретения ими российского гражданства.

Упрощенный порядок получения гражданства для лиц, имеющих в РФ хотя бы одного родителя, а также лиц без гражданства, родившихся на территории СССР и имевшим гражданство СССР в прошлом (ч.1 ст.14 ФЗ «О гражданстве РФ»).

Ч.1 ст. 14 ФЗ «О гражданстве» предусматривает возможность получения гражданства без соблюдения универсальных условий о пятилетнем постоянном проживании в РФ по виду на жительство. В буквальном истолковании данная норма позволяет приобрести российское гражданство, минуя стадию оформления РВП и вида на жительство, следующим категориям лиц:

  1. Иностранным гражданам, у которых в РФ проживает хотя бы один родитель (гражданин РФ).
  2. Лицам без гражданства, родившимся на территории СССР, и имевшим в прошлом гражданство СССР.

Согласитесь, возможность оформить статус гражданина без вида на жительство, весьма привлекательна. Не нужно проходить через долгие бюрократические процедуры, оформляя миграционные разрешения. Но, такая возможность предоставлена не каждому мигранту. Несмотря на то, что сама норма закона закрепляет право оформления гражданства по указанным основаниям за любым гражданином, вне зависимости от места его проживания, подзаконные акты вносят в данный вопрос одно «НО». Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325, наделяет такой возможностью лишь лиц, постоянно проживающих за пределами РФ. То есть иностранные граждане, проживающие в РФ, для получения гражданства по данному основанию обязаны иметь вид на жительство. К такому выводу пришел и Верховный Суд Российской Федерации при проверке законности положений Указа Президента в решении от 10 апреля 2007 г. по делу № ГКПИ07-97. Суд посчитал, что ч. 1 ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ» не требует от мигранта непрерывного проживания на территории РФ в течение 5 лет после оформления вида на жительство, при этом, наличие самого вида является обязательным условием приема в гражданство. Кратко мысль сводится к тому, что мигрант сможет оформить российское гражданство только после получения вида на жительство, что не противоречит нормам закона. Вместе с тем, для лиц, проживающих за пределами России, предоставлять вид на жительство не нужно, поскольку этого не требуют нормативные акты. В дальнейшем решение суда не обжаловалось и вступило в силу, тем не менее, с мотивировкой судебного решения согласиться нельзя. Признавая положения Указа Президента законными, Суд так не ответил на главный вопрос, почему мигранты, проживающие в РФ, должны оформлять вид на жительство, а, проживающие за пределами РФ, нет. Поиск ответа привел бы Суд к той мотивировке, которая исключила бы в дальнейшем по сути неверное истолкование положений ст.14 ФЗ «О гражданстве».

Итак, п. 1 ст. 14 Закона о гражданстве не обязывает мигрантов соблюдать, как условие о непрерывном проживании на основании вида на жительство, так и условие его получения впринципе. П.2 этой же статьи освобождает их лишь от соблюдения условия о сроке проживания, при этом, закрепляет за ними обязанность получить вид на жительство. Очевидно, что законодатель четко разделяет группы граждан, указанные в п.1 и в п.2 ст.14 закона, предоставляя первой возможность получить гражданство без оформления вида ни жительство, другой – без соблюдения условия о 5-летнем сроке проживания, но при наличии вида. Думаем, здесь все предельно понятно. Что касается требования предоставления вида на жительство для лиц, обращающихся с заявлением о приеме в гражданство на территории РФ, оно связано лишь с подтверждение их права законного проживания на российской территории. Данное требование, действительно, соответствует закону, поскольку заявления по вопросам гражданства могут быть поданы не территории России лицом, проживающим в РФ (ст.32 ФЗ «О гражданстве»). Остальные лица могут подать заявление о приеме в гражданство в консульском учреждении РФ на территории своей страны. Таким образом, Суду достаточно было указать, что для лиц, проживающих в РФ, и за ее пределами, установлен различный порядок обращения с заявлением о приеме в гражданство. Однако суть спора, повлекшая вынесение Верховным Судом упомянутого нами решения, заключалась в невозможности получения российского гражданства апатридом, то есть лицом, не имеющим никакого гражданства вообще. Формально статус лица без гражданства не позволяет подать заявление о приеме в гражданство ни на территории РФ, ни за ее пределами. Получается, что закон ставит апатридов в неравное положение с другими гражданами, чем не соответствует нормам российской Конституции. Но рассмотрение данного вопроса отнесено к компетенции Конституционного Суда, а не Верховного. В данном деле заявитель избрал не верный способ защиты своих прав, что и привело к отрицательному результату.

Подведем итог. Мигранты, у которых в РФ проживает хотя бы один родитель, а также лица, не имеющие гражданства никакого государства, вправе приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке, как минимум, без соблюдения условия о 5-летнем проживании в РФ. Те, кто намеревается подать заявлением о приеме в гражданство на территории РФ, не смогут миновать стадию оформления вида на жительство, поскольку вид на жительство будет необходим им для подтверждения законного права на обращение с заявлением о приеме в гражданство на территории РФ. Те граждане, которые намерены оформить российское гражданство на территории своей страны, смогут это сделать без вида на жительство. Собственно говоря, об этом прямо указано в соответствующих пунктах Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Исходя из всего этого, чтобы получить российское гражданство по основаниям, указанным в ч.1 ст.14 ФЗ «О гражданстве» в более сжатые сроки, необходимо обращаться с заявлением о приеме в гражданство за пределами РФ.

Упрощенный порядок получения гражданства для некоторых категорий иностранных граждан (ч.2 ст.14 ФЗ «О гражданстве»).

Ч. 2 ст.14 ФЗ «О гражданстве» включает группу иностранных граждан, которые могут приобрести российское гражданство при условии наличия у них вида на жительство. Данная норма освобождает их от обязанности соблюдать условие о непрерывном проживании в РФ в течение 5 лет. Поэтому граждане, названные в ч.2 ст.14 федерального закона, могут обратиться с заявлением о приеме в гражданство сразу после получения вида на жительство. Обстоятельства, упрощающие получение российского гражданства, условно можно разделить на несколько групп. На возможность получения гражданства РФ в упрощенном порядке влияет:

Место рождения и гражданская принадлежность мигранта.

Бывшие граждане СССР, рожденные на территории РСФСР, не должны соблюдать условие о 5-летнем проживании в РФ, и смогут оформить гражданство в упрощенном порядке.

Семейные обстоятельства.

Получить российское гражданство в упрощенном порядке смогут:

  • граждане, состоящие в браке с гражданином РФ не менее 3 лет;
  • нетрудоспособные и недееспособные граждане, у которых в России проживают совершеннолетние дети, состоящие в российском гражданстве;
  • граждане, имеющие несовершеннолетнего ребенка (гражданина РФ), при условии, что другой родитель этого ребенка умер или в силу оправданных обстоятельств не может заботиться о ребенке (например, лишен родительских прав, признан недееспособным, тяжело болен и пр.);
  • гражданин, имеющий недееспособного сына или дочь, состоящих в российском гражданстве, при условии, что другой родитель умер или в силу оправданных обстоятельств не может осуществлять за ним должный уход;
Получение образования и осуществление инвестиций.

Правом на упрощенное оформление гражданства обладают:

  • гражданин, который после 1.06.2002 года получил профессиональное образование в РФ, и не менее 3 лет осуществляет в России трудовую деятельность по полученной специальности;
  • граждане, осуществившие инвестиции в уставный капитал российских коммерческих компаний, осуществляющих деятельность в установленных Правительством РФ видах экономической деятельности. Размер уставного капитала таких компаний не должен быть менее 100 000 000 (ста миллионов) рублей, а доля иностранного гражданина в нем — не меньше 10 процентов непрерывно в течение 3 лет. Еще одним условием получения гражданства по данному основанию является уплата компанией налогов и взносов в размере не менее 6 000 000 (шести миллионов) рублей ежегодно не менее, чем в течение 3 лет;
  • граждане, которые не менее 3 лет осуществляют в России трудовую деятельность по специальности, включенной в специальный перечень. Перечень таких профессий впервые был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 446н;

Не так давно законодатель также упростил прием в гражданство иностранцев, получивших специальный статус носителя русского языка. Носители русского языка не обязаны соблюдать условия о непрерывном 5-летнем проживании в РФ и могут оформить гражданство сразу после оформления вида на жительство.

По всем указанным выше основаниям упрощенного порядка приобретения гражданства, непременным условием является наличие вида на жительство, то есть права постоянного проживания на территории России за исключением следующих двух случаев.

Упрощенный порядок получения гражданства отдельными категориями граждан (ч.2.1, 3, 4, 5 и 7 ст.14 ФЗ «О гражданстве РФ»). Данный порядок не предполагает оформление вида на жительство.

Далее статья 14 Закона о гражданстве предусматривает специальные основания получения гражданства отдельными категориями граждан. Так, гражданство РФ вправе получить без предоставления вида на жительство:

  1. нетрудоспособные мигранты, прибывшие в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР, вставшие на регистрационный учет по месту жительства до 1 июля 2002 года.
  2. ветераны ВОВ, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ, вправе получить российское гражданство без предоставления вида на жительство.
  3. участники государственной программы переселения соотечественников. Участникам госпрограммы для получения гражданства РФ вид на жительство не потребуется. Лица, получившие свидетельство участника программы, могут быть приняты в российское гражданство при наличии разрешения на временное проживание.

Получение гражданства на основании международных соглашений.

Граждане ряда стран, таких как, Казахстан, Киргизия, Белоруссия, могут получить российское гражданство в специальном порядке на основании международных договоров, подписанных с Россией указанными странами. Например, казахские граждане вправе получить гражданство РФ, не заявляя отказа от гражданства Казахстана, но после оформления вида на жительство. Гражданам Беларуси предоставлено право оформления вида на жительство, минуя РВП, и приобретения гражданства в упрощенном порядке при наличии близких родственников в РФ.

Какие документы должен представить сотрудник (иностранец с видом на жительство) при оформлении на работу в РФ?

Боитесь совершить ошибку?

Консультация предоставлена 20.04.2017 года

Какие документы должен представить сотрудник (иностранец с видом на жительство) при оформлении на работу в РФ? Нужно ли организации, принимающей на работу такого сотрудника, уведомлять об этом МВД (ФМС)?

Прежде всего отметим, что вид на жительство представляет собой документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ)). Соответственно, иностранный гражданин, получивший вид на жительство, признается постоянно проживающим в РФ.

Процедура трудоустройства постоянно проживающих в РФ иностранных граждан является менее формализованной, чем предусмотренная по общему правилу для иных категорий иностранцев: при устройстве на работу им не требуется оформлять патент, а их работодателям — разрешение на привлечение и использование рабочей силы (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Ограничений на осуществление трудовой деятельности вне пределов субъекта, в котором такие иностранные граждане получили вид на жительство (и соответственно, встали на регистрационный учет по месту жительства), законодательством не установлено.

Как предусмотрено частью пятой ст. 11 ТК РФ, на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Поэтому при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ главой 11 ТК РФ, с учетом особенностей регулирования труда иностранных работников, установленных главой 50.1 ТК РФ. В рассматриваемом случае иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории России, должен представить работодателю документы, указанные в ст. 65 и ст. 327.3 ТК РФ:

1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, — паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);

2) вид на жительство, оформленный в виде документа по форме, утвержденной приказом Федеральной миграционной службы от 22.04.2013 N 215 (Приложение N 14 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденному указанным приказом);

3) трудовую книжку. В настоящее время на территории России действительны формы трудовых книжек образца 1974 г. и 2004 г. При представлении иностранным гражданином трудовой книжки одного из указанных образцов заводить новую не требуется. В том случае, если трудовая книжка установленного образца отсутствует, работодатель должен завести работнику новую трудовую книжку (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1);

Читать еще:  Политика возврата

4) на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 67-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» постоянно проживающие иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию. Поэтому при приеме на работу такие категории иностранцев также должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они поступают на работу впервые, то получают страховое свидетельство через работодателя (ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Порядок действий работодателя, равно как и представляемые документы в случае оформления страхового свидетельства работнику-иностранцу, тот же, что и при трудоустройстве граждан России;

5) документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

6) при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, работнику также необходимо представить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (Порядок выдачи справки, а также ее форма утверждены приказом МВД РФ от 07.11.2011 N 1121).

Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, иностранец должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

Иностранцу, постоянно проживающему в Российской Федерации, по общему правилу не нужно представлять следующие документы:

1) документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу);

2) договор (полис) добровольного медицинского страхования (абзац второй части первой ст. 327.3 ТК РФ).

Также отметим, что в соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения).

Из буквального толкования данной нормы следует, что такое уведомление должно направляться работодателем независимо от того, какой статус имеет принимаемый на работу или увольняемый иностранный гражданин. Никаких исключений в отношении постоянно или временно проживающих в РФ иностранных граждан законом не предусмотрено.

Обращаем внимание на то, что указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. При этом сотрудники и должностные лица ФМС России продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения оргштатных мероприятий, связанных с упразднением, то есть до 1 июня 2016 года. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России. Следовательно, здесь и далее по тексту под территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ следует понимать территориальный орган МВД России.

Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров в соответствии с положениями абзаца третьего п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ утверждены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 (смотрите, соответственно, приложения NN 19, 20 и 21 к Приказу N 147). Уведомление может быть направлено работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ (МВД России) на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) (абзац второй п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 6 Приложения N 21 к Приказу N 147).

В заключение отметим, что на работодателя при принятии на работу иностранцев налагаются обязанности в сфере миграционного учета. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранцы подлежат постановке на учет по месту пребывания по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон N 109-ФЗ). По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона (ч. 3.1 ст. 20, пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признаются в отношении иностранца принимающей стороной.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации Ваша организация, как сторона, принимающая иностранного гражданина, должна поставить его на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ (МВД России) в сроки, установленные ч. 1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ (пп. 3 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 2, ст.ст. 21, 22 Закона N 109-ФЗ, раздел III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть подано работодателем в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением (пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ)*(1). Отрывную часть бланка отправленного уведомления работодатель передает иностранцу (пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Работодатель может быть освобожден от указанной обязанности в том случае, если у иностранного гражданина имеется право собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, которое он заявил в качестве места своего пребывания, либо если иностранный гражданин получил письменное согласие работодателя на самостоятельное уведомление уполномоченного органа о своем прибытии в место пребывания, либо имеются документально подтвержденные уважительные причины, препятствующие работодателю самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина (ч.ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Во всех вышеуказанных случаях уведомление о прибытии в место пребывания направляет сам иностранный гражданин.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Как попасть в программу по содействию добровольному переселению в РФ?

Елена Сутормина рассказала, как получить российское гражданство, разрешение на пребывание в стране и вид на жительство

В России с 2007 года существует программа по содействию добровольному переселению в РФ.

О том, как попасть в эту программу, какие документы позволяют легально проживать иностранцам на территории РФ и можно ли получить гражданство, минуя получение вида на жительство, рассказала председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных Елена Сутормина в материале проекта РИА «Новости» «Социальный навигатор».

Так, основными документами, которые позволяют проживать иностранцам на территории РФ, являются разрешение на временное пребывание (РВП), вид на жительство (ВНЖ), а также гражданство России. Причем в большинстве случаев все эти документы гражданину предстоит получить поэтапно: сначала РВП, потом ВНЖ и затем появляется возможность стать гражданином Российской Федерации.

«Получить гражданство, пропустив этапы получения РВП и ВНЖ, на сегодняшний день могут иностранцы старше 18 лет, имеющие хотя бы одного родителя с гражданством РФ и постоянно проживающего на территории нашей страны; люди, которые имели гражданство СССР, проживали или проживают в государствах, входивших в состав Советского Союза, но не получивших гражданство этих государств, то есть те, кто находится в статусе так называемых неграждан, а также лица, имеющее особые заслуги перед Россией», — рассказала Елена Сутормина, отметив, что во всех случаях, позволяющих в упрощенном порядке получить гражданство РФ, документ оформляется через российские консульства в других странах.

В том случае, если человек, который подпадает под эти категории, уже проживает на территории России, то он вправе рассчитывать на оформление гражданства по упрощенной системе, которая предполагает либо сокращение требований к получению вида на жительство, либо оформление гражданства без ВНЖ.

Программа переселения соотечественников

Для тех, кто проживает за рубежом и хочет получить российское гражданство, создана специальная государственная программа по содействию добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию. Согласно документу, соотечественниками признаются люди и их потомки, относящиеся к народам, исторически проживающим на территории России, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией и те, чьи родственники ранее проживали в РФ, в том числе имевшие гражданство СССР.

Участниками программы могут стать соотечественники, проживающие за рубежом, либо постоянно или временно находящиеся на территории России, либо прибывшие сюда в экстренном массовом порядке, признанные беженцами или получившие временное убежище. Для того чтобы попасть в эту программу, человек должен быть не моложе 18 лет, владеть русским языком на уровне, достаточном для быстрой адаптации, а также соответствовать требованиям на получение разрешения на временное проживание.

Официальными органами, куда следует обратиться для участия в программе, за рубежом являются дипломатические представительства РФ, в России — территориальные отделения Министерства внутренних дел.

Для регистрации в программе необходимо написать соответствующее заявление, предоставить оригиналы документов, удостоверяющих личность, и заявление на временное проживание.

«На сегодняшний день в данной программе участвуют 62 субъекта РФ, в каждом действуют собственные льготные условия. Поэтому советую вначале подробно изучить информацию по каждому региону, которую можно найти на официальном сайте МВД России», — уточнила Елена Сутормина.

Языковой экзамен

Еще один важный нюанс, о котором следует помнить соотечественникам, которые подают документы на гражданство РФ и ВНЖ, — это экзамен по русскому языку. Как рассказала член ОП РФ, на данный момент есть ряд организаций, которые открывают русские школы в разных странах мира, в которых есть бесплатное обучение.

«Так, например, наш Российский фонд мира в рамках проекта “Русский уголок” создал такую школу в Бишкеке (Киргизия). Мы понимаем, что подобных центров нужно открывать больше на постсоветском пространстве, и у нас есть это в планах, но, конечно, каждый такой проект связан с большим количеством нюансов. И речь идет не только о финансах, но и о подготовке кадров, выстраивании сотрудничества с местными органами власти и многом другом», — рассказала Сутормина.

Она отметила, что, если человек получил среднее образование в СССР до 1991 года или общее среднее образование в России после 1991 года либо в стране, где русский язык считается одним из государственных, например в Белоруссии, ему не надо проходить экзамен.

Гражданство для жителей ДНР и ЛНР

Отдельная процедура существует для получения гражданства РФ жителями ДНР и ЛНР. С 17 июля вступил в силу указ Президента России Владимира Путина, согласно которому гражданство в упрощенном порядке могут получить украинцы, проживающие на всей территории Донецкой и Луганской областей, а не только в отдельных районах.

Чтобы получить российский паспорт, человеку необходимо собрать пакет документов (полный перечень, а также адреса местных органов, их принимающих, можно посмотреть на сайтах министерств внутренних дел республик), а затем обратиться в миграционные службы ДНР и ЛНР.

«Согласно данным на конец июля, уже свыше пяти с половиной тысяч жителей ДНР и ЛНР получили российские паспорта, а количество людей, которые встали в очередь, насчитывается свыше 60 тысяч», — сообщила Елена Сутормина.

Если остались вопросы

Даже прочитав все законы и изучив инструкции, зачастую очень сложно самостоятельно разобраться во всех хитросплетениях получения гражданства, ВНЖ и РВП. Для того чтобы получить подробные консультации по данным вопросам на территории РФ, можно обратиться в государственные центры помощи мигрантам, которые со своей стороны оказывают консультации и помогают в подготовке необходимых документов. Кроме того, всю официальную информацию можно получить на сайтах различных ведомств МВД.

В свою очередь, специалисты предостерегают от обращения к различным коммерческим организациям, которые оказывают консультации по различным миграционным вопросам за деньги.

«Они возьмут немалую плату за базовую консультацию — по сути, за то, в чем в принципе человек может и сам разобраться», — сказала Сутормина.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector