Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон о работодателе регстрация иностранного гражданина

Основные требования к трудовой деятельности мигрантов в РФ.

Трудовая деятельность иностранного гражданина, лица без гражданства (далее — иностранного гражданина) — это его работа в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование этого гражданина.

Предметом посягательства по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ является правило о том, что иностранный гражданин, лицо без гражданства могут осуществлять трудовую деятельность только при наличии у них специального документа (разрешения на работу) либо патента, а работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного работника, обязаны обеспечить получение этим работником такого разрешения.

Разрешение на работу — это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории России трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Статьей 13 Закона N 115-ФЗ установлено, что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

В свою очередь, согласно пункту 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

В соответствии со ст.16 Трудового кодекса Российской Федерации основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен (Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.09.07г. №А52-4391/2006).

В соответствии с ч.3 ст.70 Трудового кодекса РФ, в период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (статья включена в упомянутый Закон Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ) гражданин РФ вправе привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у иностранного гражданина патента.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения, таким образом, составляют действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина.

На нарушения в указанной отрасли возможно привлечение к административной ответственности по ст.18.15 КоАП РФ к штрафу в отношении должностных лиц от 25 тыс.руб до 50 тыс. руб, в отношении юридических лиц – от 250 тыс. руб до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности.

Так, по Балахнинской городской прокуратурой в августе 2013 года в отношении заместителя директора ООО «Масисо» возбуждено 2 дела об административном правонарушении по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ и внесено представление об устранении нарушений.

По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования ОУФМС России по Нижегородской области в Балахнинском районе заместитель директора ООО «Масисо» привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Помощник прокурора
юрист 3 класса Е.Т. Рязапова

Прием на работу иностранных граждан: документы и трудовой договор

эксперт Контур.Школы по бухгалтерскому учету, зарплате, кадрам, трудовому праву

Разберем, какие документы работодатель должен запросить с иностранца, прежде чем принять его на работу. В чем особенности заключения трудового договора с такими работниками?

Иностранные работники: оформляем правильно – рекомендуем видеолекцию в Школе бухгалтера о том, как правильно принимать на работу иностранных граждан (документы, ответственность за нарушение миграционного законодательства и пр.).

Документы на прием иностранного гражданина на работу

Перечень документов, которые должен предъявить при приеме на работу иностранный гражданин поименован в ст. 327.3 ТК РФ. При этом надо помнить о главном перечне документов – приведен в ст. 65 ТК РФ — эти документы предъявляют работодателю все граждане, как иностранцы, так и граждане РФ.

Иностранцу при приеме на работу следует предъявить документы:

  1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
  2. Трудовую книжку (исключение — трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства). Обратите внимание, трудовые книжки, выданные в других государствах, не принимаются.
  3. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Если иностранец поступает на работу впервые, то СНИЛС оформляет работодатель, который осуществляет прием на работу.
  4. Документы воинского учета. В общем случае иностранные граждане не являются военнообязанными, соответственно, не должны предъявлять документы воинского учета. Их предъявляют только в исключительных случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
  5. Документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Например, при приеме на работу работника сферы образования требуются профессиональные знания. Обратите внимание, образование, которое иностранец получил в другом государстве должно быть признанным в РФ. Это значит, что оно должно подпадать под действие международных договоров о взаимном признании (полный перечень договоров представлен в письме МИД России от 19.06.2012 № 9333/дп), а также должно быть поименовано в перечне, который устанавливается Правительством РФ. Здесь следует обращаться к Перечню иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2015 № 2777-р), а также к Перечню иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 05.04.2016 № 582-р). Не следует забывать и про ч. 13 ст. 107 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Согласно указанной норме, документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  6. Справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям – требуется только в случае поступления на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Например, если на работу планируется принять иностранца на должность учителя школы, то ему следует иметь справку об отсутствии судимости.
  7. Договор (полис) добровольного медицинского страхования (исключение — случаи, когда работодатель самостоятельно заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг иностранцу).
  8. Разрешение на работу или патент – если заключается трудовой договор с временно пребывающими иностранцем или лицом без гражданства. Обратите внимание, согласно ст. 327.3 ТК РФ, разрешение на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства может предъявить работодателю после заключения ими трудового договора, если заключенный и оформленный трудовой договор необходим для получения разрешения на работу.
  9. Разрешение на временное проживание — при заключении трудового договора с временно проживающими иностранцем или лицом без гражданства (исключение — случаи, установленные федеральными законами или международными договорами Российской Федерации).
  10. Вид на жительство — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства (исключение — случаи, установленные федеральными законами или международными договорами Российской Федерации).

Запрещено требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. То есть, в общем случае указанный выше перечень документов является исчерпывающим.

Но ст. 65 ТК РФ разрешает в отдельных случаях, с учетом специфики работы, потребовать от иностранного гражданина при заключении трудового договора дополнительные документы. Например, некоторые виды деятельности (машинисты, крановщики и т.д.) связаны с повышенной опасностью для здоровья человека. И здесь работодатель имеет право потребовать медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний к осуществлению данной деятельности.

Оформляем трудовой договор с иностранным гражданином

Трудовой договор с иностранцем может быть оформлен как бессрочно, так и на определенный срок.

Порядок заключения трудового договора с иностранным гражданином аналогичен порядку оформления договора с гражданином РФ.

При заключении трудового договора следует помнить, что он должен содержать сведения и обязательные условия, поименованные в ст. 57 ТК РФ. Например, к обязательным условиям трудового договора можно отнести указание в договоре места работы, трудовой функции, условий оплаты труда и т.д.

Согласно ч. 3 ст. 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных ст. 57 ТК РФ, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. НО! В указанном случае работодателю следует дополнить трудовой договор недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору или отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

В трудовом договоре разрешается предусматривать и дополнительные условия (например, условие об испытательном сроке). Самое главное, чтобы они не ухудшали положения иностранного гражданина.

При заключении трудового договора с иностранцем, есть ряд особенностей. А именно, заключая трудовой договор, следует включить в него условия, предусмотренные ч.1 и 2 ст. 327.2 ТК РФ. К таким условиям относят:

  • сведения о разрешении на работу или патенте — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);
  • сведения о разрешении на временное проживание в Российской Федерации — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);
  • сведения о виде на жительство — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);
  • сведения о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования или договора между работодателем и медицинской организацией на предоставление работнику платных медицинских услуг — при заключении трудового договора с временно пребывающими на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ).
Читать еще:  Вернем вам деньги за страховки и комиссии

Иностранные граждане имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет (ч. 3 ст. 327.1 ТК РФ). То есть, заключить трудовой договор можно только с иностранцем, возраст которого достиг 18 лет, если иное не установлено федеральными законами.

И в заключении следует добавить, что независимо от статуса иностранного гражданина, работодатель при заключении с ним трудового договора обязан уведомить об этом миграционную службу в том субъекте, в котором фактически будет трудиться иностранец. Для этого работодателю предоставляется три рабочих дня. Какие штрафы предусмотрены за невыполнение этого правила, читайте в статье Ответственность за нарушение миграционного законодательства.

Заработная плата. Средний заработок – онлайн-курс в Школе бухгалтера про расчет зарплаты; все виды компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе сверхурочные, работа в выходной день, ночные. Разберем также премии, государственные гарантии: командировки, больничные, иные пособия — все случаи расчета среднего заработка.

Что изменилось в трудовых отношениях с иностранными сотрудниками

В 2018 г. Министерство внутренних дел поставило на миграционный учет более 17 млн иностранных граждан, что почти на 2 млн больше, чем годом ранее. Во многом это было связано с чемпионатом мира по футболу FIFA 2018 в России. Но за прошлый год также оформлено около 1,6 млн патентов и свыше 120 000 разрешений на работу.

Россия сейчас снижает количество иностранных работников. Несколько лет назад ежегодная квота на зарубежных специалистов, приглашенных по рабочей визе, превышала 200 000 человек, в 2018 г. это число уменьшилось до 178 500. На 2019 г., согласно постановлению правительства № 1494 от 6 июня 2018 г., квота составляет 144 583 человека. Однако если посмотреть на приложение к документу, Россия нуждается в 52 000 иностранцев для горных и строительных работ, 20 500 – для промышленности, 7400 иностранных руководителях и всего 3000 сотрудников низкой квалификации.

По оценке МВД, около 2 млн иностранных мигрантов находится в России нелегально. Очевидно, они где-то трудятся, какие-то компании принимают их на работу незаконно, а значит, не платят взносы и налоги. В этом, видимо, и причина недавних изменений.

За последнее время введено сразу несколько поправок, которые серьезно изменили взаимоотношения с иностранными сотрудниками. Кроме общих миграционных норм, правил регистрации и т. д. работодателям добавили еще специфических обязательств. А забывчивость в этом вопросе грозит серьезными рисками: штрафами и даже приостановкой деятельности.

8 июля 2018 г. вступил в действие федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Главное его новшество – компания может зарегистрировать иностранца по месту работы, только если он фактически там проживает. И тут возникает несколько вопросов: можно ли регистрировать работника, если офис/здание в аренде? Прямого запрета нет, но заниматься этим вопросом должен собственник, который вряд ли в этом заинтересован. Или какие нормы надо соблюдать, какими должны быть условия в помещении (его площадь, бытовые условия)? Когда МВД придет с проверкой по адресу общего проживания мигрантов и найдет там человека, который зарегистрирован у работодателя, накажут именно компанию.

Еще один спорный момент – подлинность документов, предоставленных иностранцем. Согласно законодательству, работодатель не обязан их проверять, и Минтруд напоминал об этом в своих рекомендациях. Но если компания трудоустроит иностранца с поддельным разрешением на работу, ей грозит штраф от 250 000 до 800 000 руб. или приостановка деятельности на срок до трех месяцев.

Еще одно новшество связано с новыми правилами государственной инспекции труда. С 11 марта 2019 г. МВД использует чек-листы при проверке работодателей, привлекающих зарубежных сотрудников. Таких чек-листов всего два, но в них перечислены все вопросы, которые инспектор должен задать работодателю.

Самое же серьезное в другом. 16 января 2019 г. вступили в силу изменения в ст. 16 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в редакции федерального закона от 19.07.2018 № 216-ФЗ. Согласно поправкам, работодатели обязаны принимать иностранцев в штат только по специальности, которая указана в разрешении или патенте; отказывать в трудоустройстве, если разрешения нет; самостоятельно сообщать о въезде работника в Россию, следить за сроками его пребывания, убедиться, что он своевременно покинул страну, и сообщить об этом в МВД. В дополнение ввели лимит на зарубежных работников в некоторых отраслях: строительстве, сельском хозяйстве и транспортной сфере. Например, в строительстве доля иностранцев не должна превышать 80%, за исключением Москвы и еще двух регионов.

Проблема не в самих новшествах, а в ответственности работодателя. Нарушение обязанностей грозит серьезными санкциями, о чем напоминает ч. 2 ст. 18.9 Кодекса об административных правонарушениях. Так, несоответствие цели или необеспечение своевременного выезда иностранца приведет к штрафу до 50 000 руб. для должностного лица и до 500 000 руб. для организации. И нарушение может фиксироваться в отношении каждого сотрудника. Если у вас в штате больше двух иностранцев, риск уже более 1 млн руб. Еще более серьезная ответственность за нарушение лимитов: руководителю грозит штраф до 50 000 руб., а юридическому лицу – до 1 млн и даже приостановка деятельности до трех месяцев. Но здесь законодатели дали отсрочку: привести численность к норме надо до конца текущего года.

Борьба государства с нелегальным рынком труда понятна. Но у работодателя в итоге остается два варианта. Первый – в условиях снижения квот на иностранцев не привлекать их к работе. Но часто компании нужны высококвалифицированные специалисты из-за рубежа, она заинтересована в производительности труда сотрудников и их взаимозаменяемости. Для многих это стратегические вопросы бизнеса. Второй вариант – досконально изучить и соблюдать все требования, чтобы не подвергать рискам ни сотрудника, ни компанию.

Адрес в трудовом договоре для иностранного гражданина

Адрес места жительства иностранного работника стороны вносят в трудовой договор по взаимному согласию, так как внесение этих сведений в трудовой до-
говор законодательством не регулируется.

При приеме на работу иностранного гражданина полагаем целесообразным указать в трудовом договоре как адрес по прописке в его стране, указанный в паспорте иностранного гражданина, так и адрес его временной регистрации в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают только на основании заключенного между ними трудового договора.

В соответствии с положениями ст. 56 ТК РФ трудовой договор − это соглашение сторон, по которому работодатель обязуется предоставить работу по обусловленной трудовой функции, а работник обязуется эту функцию выполнять.

Таким образом, трудовой договор является основным документом, который подтверждает трудовые отношения между работодателем и работником.

В ст. 65 ТК РФ установлен перечень документов, которые работодатель вправе требовать от работника при приеме на работу.

Согласно ч. 1 ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими особенности трудовой деятельности и приема на работу иностранных граждан на территории России, являются Трудовой кодекс РФ, в частности гл. 50.1 ТК РФ, и Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее − Закон № 115-ФЗ).

В ст. 327.3 ТК РФ определены документы, которые иностранный гражданин или лицо без гражданства обязан предъявить при приеме на работу.

В п. 1 ст. 327.3 ТК РФ указано, что наряду с документами, предусмотренными ст. 65 настоящего Кодекса, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю документы, которые явились основанием внесения сведений в трудовой договор (договор (полис) добровольного медицинского страхования, разрешение на работу или патент, либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, либо вид на жительство − в зависимости от статуса иностранца).

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Таким образом, при заключении трудового договора иностранный гражданин или лицо без гражданства обязан предъявить потенциальному работодателю паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

В ст. 57 ТК РФ установлен перечень сведений и условий, которые составляют содержание трудового договора.

В ч. 1 ст. 57 ТК РФ изложен перечень сведений, которые обязательно должны быть отражены в трудовом договоре.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Кодекса в трудовом договоре указываются:

  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя − физического лица), заключивших трудовой договор;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя − физического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей − физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
  • место и дата заключения трудового договора.

Таким образом, требование об обязательном указании в трудовом договоре адреса места жительства работника в ч. 1 ст. 57 ТК РФ отсутствует.

Читать еще:  Жалобы на почту россии ставропльский край

Однако на практике в трудовом договоре указываются адреса сторон трудового договора.

Сведения об адресе работника могут быть включены в трудовой договор по соглашению сторон. Отсутствие адреса места жительства работника в трудовом договоре не будет являться нарушением.

Сведения об адресе места жительства работника как по паспорту, так и фактического должны быть указаны в личной карточке работника.

Форма личной карточки работника утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» адрес места жительства − адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Таким образом, адрес места жительства иностранного работника стороны вносят в трудовой договор по взаимному согласию, так как внесение этих сведений в трудовой договор законодательством не регулируется.

При приеме на работу иностранного гражданина полагаем целесообразным указать в трудовом договоре как адрес по прописке в его стране, указанный в паспорте иностранного гражданина, так и адрес его временной регистрации в Российской Федерации.

Л.Б. Чернышева,
эксперт по вопросам бухгалтерского
учета и налогообложения
ООО «ИК Ю-Софт»

Есть ли риск привлечения к ответственности работодателя при приеме иностранного гражданина без регистрации по месту пребывания. Возможно ли отказать в приеме на работу по данному основанию?

Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Принимаем на работу гражданина Беларуси без временной регистрации.

  1. Есть ли для нашей организации риски штрафных санкций за прием сотрудника, нарушающего миграционное законодательство?
  2. Имеем ли мы право отказать в приеме на работу по данному основанию (по адресу нашей организации сотрудник не проживает)?

ОТВЕТ

  1. Работодатель в рассматриваемом случае (не выступает принимающей стороной для иностранного работника) за прием сотрудника, нарушающего миграционное законодательство, ответственность не несет. За несоблюдение правил миграционного учета к административной ответственности может быть привлечен сам иностранный гражданин по ч. 1, 2 ст. 18.8 КоАП РФ и его принимающая сторона по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
  2. В соответствии с трудовым законодательством отсутствие регистрации по месту пребывания (жительства) не является основанием для отказа в приеме на работу, поэтому, считаем, что по данному основанию отказать в приеме на работу гражданину Беларуси работодатель не вправе.

ОБОСНОВАНИЕ

1. Действующим законодательством не установлена обязанность работодателя осуществлять контроль за соблюдением иностранным работником требований миграционного учета, т.е. проверять наличие или отсутствие регистрации иностранного гражданина по месту пребывания (месту жительства), если работодатель не выступает принимающей стороной для данного иностранного работника.

По нашему мнению, работодатель имеет право удостовериться, что иностранец состоит на миграционном учете по месту пребывания – попросить предъявить отрывную часть уведомления о прибытии. В случае отсутствия регистрации работодатель может предупредить об ответственности за несоблюдение миграционного учета самим иностранным работником и его принимающей стороны.

В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ или без такового предусмотрена за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, которое выразилось, в частности, в следующем (ч. 1, 2 ст. 18.8 КоАП РФ):

  • нарушены правила миграционного учета;
  • нарушены правила передвижения, порядок выбора места пребывания или жительства;
  • не исполнены обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных законом;
  • заявленная цель въезда иностранца или лица без гражданства в РФ не соответствует деятельности или роду занятий, которые он ведет во время пребывания (проживания) в РФ.

Кроме того, административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином в том числе режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в следующем (ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ):

  • отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ;
  • не подано заявление об утрате документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, если такие документы утрачены;
  • иностранный гражданин уклоняется от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

За указанные правонарушения, совершенные иностранными гражданами в г. г. Москве,Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, предусмотрена повышенная ответственность, а именно штраф в размере от 5 000 до 7 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ч. 3, 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ

2. Согласно ст. 327.1 ТК РФ, на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.

Следовательно, отказать иностранцу в приеме на работу можно только по тем же основаниям, что и российскому гражданину.

Частью 2 ст. 3 ТК РФ установлен запрет на ограничение в трудовых правах и свободах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Кроме того, установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ).

Перечень документов, которые должен представить работник, содержится в ст. 65 ТК РФ. Документ, подтверждающий регистрацию иностранного работника по месту жительства или месту пребывания, в ст. 65 ТК РФ не указан. Такого требования не содержится и в других законах, регулирующих отношения с иностранными гражданами. Требовать же от лица, поступающего на работу, иные документы, помимо предусмотренных законодательством, работодатель не вправе (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, отказ работодателя иностранному гражданину в приеме на работу в связи с отсутствием регистрации по месту пребывания (жительства) неправомерен.

Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Перечень нормативно-правовых документов по работе с иностранными гражданами

Приглашение иностранного гражданина

Если для пересечения границы РФ требуется виза, то с целью оформления приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина университет должен получить от иностранного гражданина и представить в отдел оформления виз, приглашений и регистрации иностранных граждан УФМС России по Алтайскому краю (г. Барнаул, ул. Горького, 39) следующие документы:

  1. Копию паспорта приглашаемого иностранного гражданина
  2. Оплатить государственную пошлину за выдачу приглашения (500 рублей* за каждого приглашаемого иностранного гражданина). За выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении государственная пошлина не взимается.
  3. В случае оформления приглашения в целях осуществления трудовой деятельности представляется проект трудового договора для каждого иностранного работника. Приглашение оформляется в срок, не превышающий 30 дней со дня обращения и представления всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания

По прибытию иностранца университет или сам гражданин через любое почтовое отделение обязан обратиться в УФМС России по Алтайскому краю для постановки его на миграционный учет в течение 7-ми суток со дня приезда иностранца в Россию. Иностранный гражданин должен предоставить принимающей стороне:

  1. Оригинал национального паспорта
  2. Оригинал миграционной карты
  3. Оригинал визы (при её наличии)

Срок постановки на миграционный учет не может превышать 90 суток с даты пересечения границы.

Срок пребывания в РФ может быть продлен на основании договора на обучения / трудового договора на срок действия договора, но не более 1 года с даты пересечения границы.

При постановке на учет иностранца по новому месту пребывания университет должен указать адрес предыдущего места пребывания иностранного гражданина в России (если это имело место) или предъявить отрывную часть уведомления об убытии иностранного гражданина с предыдущего места пребывания.

Основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания является не убытие иностранца из места пребывания, а постановка его на учет по новому месту пребывания.

Отрывная часть уведомления об убытии иностранного гражданина с места пребывания остается у мигранта. При выезде иностранного гражданина за пределы Российской Федерации все действия по снятию его с учета по месту пребывания осуществляют органы пограничного контроля.

Эти документы являются основанием законного пребывания иностранного гражданина на территории РФ:

  1. национальный паспорт
  2. миграционная карта (с отметкой о пребывании)
  3. отрывной талон уведомления
  4. виза (при её наличии)

Продление визы

Перечень необходимых документов для продления визы:

  1. Анкета установленного образца
  2. Действительный заграничный паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый в этом качестве Российской Федерацией, и копии страниц паспорта, которые содержат сведения об иностранном гражданине и сроке действия паспорта.
  3. Копия визы.
  4. Отрывная часть уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и её копия.
  5. Оплата государственной пошлины в размере 1000 рублей*
  6. Четыре фотографии 3×4 см (черно-белые либо цветные на матовой бумаге)
  7. Ходатайство учебного заведения по приглашению которого иностранный гражданин пребывает на территории Российской Федерации (готовит АлтГТУ)
  8. Копия договора на обучение
  9. Миграционная карта и её копия

Документы для продления срока действия визы должны быть представлены не позднее, чем за 20 дней до истечения срока её действия.

Разрешение на временное проживание

Перечень документов для оформления разрешения на временное проживание (РВП)

  1. Заявление, установленного образца — в 2-х экз.
  2. Четыре фото (35×45мм)
  3. Документ, удостоверяющий личность (оригинал и копия паспорта)
  4. Миграционная карта и её копия
  5. Квитанция госпошлины «За выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства РВП» (1000 руб.*)
  6. Медицинский сертификат (5-я Западная 62)
  7. Копия талона уведомления о постановке на миграционный учет
  8. Паспорт (с нотариально заверенным переводом)

РВП оформляется в срок, не превышающий 60 дней со дня обращения и представления всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Вид на жительство

Перечень документов для получения вида на жительство

  1. Заявление установленного образца в 2 экз.
  2. Четыре фото 35×45 мм
  3. Паспорт (с нотариально заверенным переводом) и его копия
  4. Разрешение на временное проживание и его копия
  5. Документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в РФ прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица; декларация о доходах с отметкой налогового органа; справка с места работы; трудовая книжка; пенсионное удостоверение; справка органа соц.защиты о получении пособий; подтверждение о получении алиментов; справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета; свидетельство о праве на наследство; справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель; иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность). Указанные документы должны подтверждать наличие у заявителя средств на период, не превышающий одного года со дня получения вида на жительство.
  6. Документ, подтверждающий наличие у заявителя жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ (договор и его копия)
  7. Медицинский сертификат (5-я Западная 62)
  8. ИНН (Межрайонная ИФНС № 15: пр.Социалистический 47, ИФНС по Октябрьскому району ул.Профинтерна 48а)
  9. Квитанция об оплате госпошлины «за выдачу или продление срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства» — 2000 руб.*
Читать еще:  Что делать если обвиняют в краже

Вид на жительство оформляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня обращения и представления всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Гражданство РФ

Гражданство Российской Федерации определяется принятым 31 мая 2002 года Федеральным законом «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ и с 01.07.2002 года вступившим в законную силу, и внесенными в него изменениями и дополнениями (ФЗ-№ 151 от 11.11.2003 г.).

Иностранные граждане, достигшие возраста восемнадцати лет вправе ходатайствовать в территориальные подразделения миграционной службы по месту жительства о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ, представив:

  • Заявление в двух экземплярах;
  • Копию вида на жительство, заверенную подписью должностного лица и печатью полномочного органа (УФМС);
  • Копию паспорта для иностранных граждан (с нотариально заверенным переводом);
  • Документ, подтверждающий наличие законного источника средств существования;
  • Копию свидетельства о рождении заявителя (нотариально удостоверенная);
  • Квитанцию об оплате госпошлины на сумму 2000 рублей*;
  • Документ об отказе от имеющегося иного гражданства (это может быть копия обращения заявителя в дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя и квитанции о заказном почтовом отправлении). Примечание: Отказ не нужен гражданам Туркменистана и Таджикистана.
  • Документ, подтверждающий владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Это подтверждается одним из следующих документов:
    1. Документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией):
      • до 1 сентября 1991 года — на территории государства, входившего в состав СССР;
      • после 1 сентября 1991 года — на территории Российской Федерации.
    2. Сертификатом о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня владения русским языком), выданным образовательной организацией (учреждением) на территории Российской Федерации или за рубежом (пройти тестирование и получить сертификат возможно в РЦМС — АлтГТУ);
    3. Документом об образовании, выданным на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании.

* Размер госпошлины указан в ценах на январь 2013 года.

Регистрация сотрудника организации – гражданина РБ

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

В нашей компании работает гражданин Белоруссии. У него скоро заканчивается срок временной регистрации.
Подскажите, пожалуйста, каковы наши действия? Должен ли работодатель заниматься вопросом продления регистрации? Или это обязанность самого сотрудника?
Какие риски несет работодатель, если сотрудник во время не продлит регистрацию? Обязаны ли мы расторгнуть с ним трудовой договор, если он во время не предоставит документ?

В соответствии со статьей 7 Закона № 109-ФЗ [1] временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

Пунктом 6 статьи 2 Закона № 109-ФЗ установлено, что учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее — учет по месту пребывания) — фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), юридическое лицо, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона (пункт 7 статьи 2 Закона № 109-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает.

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета (пункт 3 статьи 21 Закона № 109-ФЗ).

Таким образом, иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность в российской организации, может быть поставлен на учету по её адресу только в том случае, если фактически проживает по указанному адресу. В таком случае работодатель считается принимающей стороной.

В противном случае, иностранный гражданин подлежит постановке на учет по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором он фактически проживает. При этом постановка на учет осуществляется сотрудником самостоятельно.

Отметим, что статья 21 Закона № 109-ФЗ приведена в редакции Закона № 163-ФЗ [2] и действует с 8 июля 2018 года. Закон № 163-ФЗ не содержит каких-либо переходных положений.

Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу [3] .

В рассматриваемом случае, срок пребывания иностранного работника подходит к концу, в связи с чем возникает необходимость в продлении указанного срока.

По нашему мнению, отношения по продлению срока пребывания являются вновь возникшими, в связи с чем к ним применяются нормы Закона № 109-ФЗ в редакции, действующей на момент такого продления.

Таким образом, обязанность по продлению срока пребывания на территории РФ возлагается на самого сотрудника. При этом регистрация должна быть осуществлена по местонахождению жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором он фактически проживает.

Приказом МВД России от 18.12.17 № 933 утвержден Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – Порядок № 933).

Согласно пункту 4 Порядка основаниями для продления либо сокращения срока временного пребывания являются обстоятельства, установленные пунктами 2, 3, 5 и 7 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе.

В соответствии со статьей 97 Договора о ЕАЭС [4] трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора (пункт 4).

Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг) (пункт 5).

Пунктом 6 Порядка № 933 продление срока временного пребывания трудящегося государства – члена ЕАЭС осуществляется посредством фиксации сотрудником факта получения от работодателя или заказчика работ (услуг) в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Срок временного пребывания трудящегося государства — члена Евразийского экономического союза продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания.

Таким образом, поскольку сотрудник Организации является гражданином Республики Беларусь, то срок его пребывания на территории РФ продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания на основании уведомления, поданного Организацией в территориальный орган МВД РФ о заключении либо продлении срока действия трудового договора [5] .

Общие основания прекращения трудового договора перечислены в статье 77 ТК РФ.

Случаи расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлены в статье 81 ТК РФ.

Ни одна из названных норм не содержит такого основания для расторжения трудового договора, как несвоевременное оформление продления времени пребывания на территории РФ.

Более того, как было изложено нами выше, в случае, если Организацией подавалось уведомление о заключении бессрочного трудового договора с гражданином Беларуси, то срок его пребывания на территории РФ продлевается без подачи заявления, автоматически.

С учетом изложенного, считаем, что основания для расторжения трудового договора с указанным сотрудником у Организации отсутствуют.

Коллегия Налоговых Консультантов, 24 июня 2019 года

[1] Федеральный закон от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

[2] Федеральный закон от 27.06.2018 N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

[3] Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.05 № 7-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».

[4] Договор о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.14

[5] Данное уведомление должно было быть представлено Организацией на основании пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector