Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как написать жалобу вск на не правильный кбм

Как бесплатно восстановить КБМ и скидку по ОСАГО?

На стоимость полиса ОСАГО для конкретного автовладельца в числе прочих факторов влияет КБМ — коэффициент «бонус-малус». Он используется при расчете страховой премии по ОСАГО и зависит от количества аварий и страховых случаев в предыдущем году страхования. Чем больше аварий и обращений за страховыми выплатами по ОСАГО, тем хуже КБМ и дороже полис ОСАГО в следующем году. Если страховых случаев в течение года у водителя не было, КБМ улучшается, и ОСАГО дешевеет.

Точнее, должно дешеветь. По ряду причин иногда водителям приходится исправлять свой класс по КБМ, чтобы получить скидку по ОСАГО. КБМ может обнулиться при замене водительских прав, смене фамилии, а также по вине страховой, которая решила продать полис подороже в надежде на то, что водитель ничего не заметит. В интернете существует несколько сервисов по платному восстановлению КБМ. Но зачем платить, если всё можно сделать самому — быстро и бесплатно?

Как бесплатно восстановить КБМ по ОСАГО?

1. Проверяем примененный КБМ на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).

Узнать свой КБМ можно по ФИО, дате рождения и реквизитам водительского удостоверения на общедоступном и бесплатном сервисе РСА.

База РСА для бесплатной проверки своего КБМ.

Если вы меняли страховые компании и точно не знаете, на каком этапе сбился ваш правильный КБМ, нужно будет последовательно проверить несколько своих недавних полисов.

2. Обращаемся в страховую компанию для восстановления КБМ.

С декабря 2015 года порядок восстановления КБМ упрощен. Для этого достаточно просто заполнить заявление в самой страховой компании. Многие страховые даже обзавелись специальными сервисами на своих сайтах для отправки заявлений по исправлению КБМ. Если у вашей страховой компании нет такого сервиса, вы можете подать заявление в письменном виде (вручить лично под отметку или направить заказным письмом с уведомлением) или уточнить порядок подачи заявлений по КБМ на горячей линии.

Сервисы крупных страховых компаний по восстановлению КБМ

Что просить у страховой в заявлении по восстановлению КБМ?

  • Восстановить класс КБМ — кратко объяснить, какой должен быть и почему. Например:
    Предыдущий полис ОСАГО был оформлен в страховой компании А. На дату начала действия полиса у меня был 2 класс КБМ с коэффициентом 1,4. В течение всего срока действия полиса не было ни одного страхового случая (справка из страховой компании А прилагается). Поэтому на основании указания Банка России от 19 сентября 2014 г. №3384-У на конец срока страхования мне должен был быть присвоен класс 3 с коэффициентом 1. Несмотря на это, при оформлении текущего полиса ОСАГО ваш страховой агент необоснованно применил коэффициент 1,4.
  • Сделать перерасчет страховой премии по полису №______ и возвратить переплату в размере _____ рублей на мой банковский счет (указать реквизиты).
    Посчитать переплату можно с помощью калькулятора ОСАГО на сайте РСА.
    Пример формулировки:
    В результате применения неправильного КБМ стоимость моего полиса ОСАГО составила ______ рублей. Если бы полис был изначально оформлен с верным КБМ, его стоимость составила бы _____ рублей. Таким образом, из-за неверного КБМ страховая премия по моему полису ОСАГО завышена на _____ рублей.
  • Внести соответствующие изменения в страховой полис — в течение 2 рабочих дней.
  • Передать новые данные в базу АИС — в течение 5 рабочих дней.

Чем доказывать необходимость исправления КБМ?

  • предыдущими полисами по ОСАГО;
  • справками из страховых компаний об отсутствии / числе страховых случаев по полису;
  • документами о смене фамилии (паспорт с данными о предыдущих выданных паспортах, свидетельство о регистрации брака или расторжении брака и т.п.);
  • документами о смене водительского удостоверения (копия старого и нового в/у).

Что делать, если страховая не исправляет КБМ добровольно?

В этом случае нужно подавать жалобу в Центральный Банк (Банк России). Именно ЦБ обладает полномочиями по контролю за правильностью расчета страховых премий по договорам ОСАГО. Подать жалобу в ЦБ РФ можно через интернет-приемную. В жалобе вам нужно будет описать обстоятельства — когда, в какой страховой компании, с каким КБМ вы оформляли полисы, какое число аварий было в период страхования. Также вам нужно будет упомянуть о том, что ваше заявление в страховую компанию было оставлено без ответа. К жалобе в ЦБ приложите сканы документов, доказывающих необходимость исправления КБМ, а также ранее поданное вами заявление в страховую и ее ответ (при наличии).

Надо ли обращаться в РСА с жалобой на неправильный КБМ?

Это не обязательно. Дело в том, что РСА не может вносить исправления в базу АИС. Исправить данные о КБМ в базе может только сама страховая компания. При желании подать жалобу в РСА можно через интернет. Также в РСА стоит обратиться, если вам необходимо для суда официальное подтверждение вашего класса по КБМ в базе АИС на ту или иную дату. В жалобе в РСА необходимо указывать ФИО, дату рождения и данные водительских удостоверений. К жалобе также нужно будет приложить скан водительского удостоверения. Бланк жалобы по КБМ в РСА можно скачать здесь. Электронная почта РСА для направления жалоб в отсканированном виде — request@autoins.ru.

Как вернуть переплату за ОСАГО из-за неправильного КБМ?

Если страховая не вернула деньги и/или сообщила о своем отказе, вы можете взыскать переплату по суду. В исковом заявлении можно требовать не только излишне уплаченные в счет страховой премии деньги, но и компенсацию морального вреда, а также «потребительский» штраф по п.6 ст.13 закона РФ «О защите прав потребителей»*. Конечно же, вы можете претендовать и на возмещение всех судебных расходов, например, на составление искового заявления и оплату услуг юриста.

* В ФЗ об ОСАГО штраф предусмотрен лишь по спорам о страховой выплате. Судебная практика по взысканию «потребительского» штрафа по делам о КБМ неоднозначна, как и практика по взысканию неустойки на основании закона «О защите прав потребителей». В любом случае, вы можете попробовать заявить в иске требования по неустойке и штрафу. Возможно, суд посчитает их обоснованными и удовлетворит.

Как определить правильный класс по КБМ?

Для этого существует таблица классов в Указании Банка России №5000-У от 04.12.2018 (до 09.01.2019 действовало Указание Банка России №3384-У от 19.09.2014). В период с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 года применяются коэффициенты по таблице из приложения 6 к указанию 5000-У. Вам нужно знать свой КБМ на дату начала действия полиса и число страховых случаев в течение срока действия этого полиса.

Таблица коэффициентов бонус-малус (КБМ), применяется на основании Указания ЦБ РФ 5000-У от 04.12.2018 с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 года

Всё предельно просто, если ваш полис выписан на одного водителя. Для других случаев в Указании №3384-У прописаны нюансы:

  • если полис ОСАГО оформлен на ограниченное число водителей, вам надо проверить класс КБМ по каждому водителю. При расчете стоимости полиса будет учитываться наибольший класс;
  • если полис ОСАГО оформлен без ограничения числа водителей, допущенных к управлению, класс по КБМ определяется по собственнику машины;
  • если вы больше года не страховались по ОСАГО, КБМ обнуляется. При оформлении нового полиса после перерыва продолжительностью больше года вам должны будут присвоить 3 класс КБМ со значением 1;
  • при наличии нескольких страховых выплат по одному и тому же страховому случаю все эти выплаты считаются одним страховым возмещением (т.е. должны учитываться в КБМ как 1 страховой случай).

Как восстановить КБМ

Случаются такие неприятные ситуации, когда при оформлении полиса ОСАГО вы понимаете, что он стоит намного дороже, чем был в прошлом году.
Причем ситуация становится неприятной именно от того, что старая страховка подходит к концу, а об изменении сообщают по факту оформления в страховой. Значит вам нужно восстановить КБМ

Почему стоимость полиса увеличилась?

Это может быть связано с тем, что ваш КБМ стал стандартного значения — 1.
О том, почему может измениться КБМ, можно подробно узнать в нашем материале:
Пропала скидка по ОСАГО или КБМ не найден.

  1. Что делать?
  2. Быстрый способ восстановить КБМ
  3. Долгий способ восстановить КБМ
  4. Что нужно делать, чтобы восстановить КБМ самому?
  5. Я восстановил КБМ. Что делать дальше?

Что делать?

Необходимо восстановить свой прежний уровень КБМ, чтобы не переплачивать за полис больше, чем необходимо.

Есть два способа: быстрый и долгий

Быстрый способ восстановить КБМ

Если страховка у вас заканчивается буквально на днях, то мы рекомендуем вам воспользоваться нашим сервисом восстановления КБМ. Вам нужно только оплатить работу сервиса в размере 450 рублей и указать свои данные:

  • ФИО
  • серия и номер паспорта
  • номер телефона
  • дата рождения
  • серия и номер в/у
  • e-mail

Через 24 часа после подачи заявки уровень вашего КБМ восстановится до предыдущего значения. А так как мы работаем через базу РСА, то все изменения будут видны при оформлении полиса ОСАГО уже на следующий день. А это поможет вам быстрее оформить страховку без лишних хлопот.

Долгий способ восстановить КБМ

Он подходит тем, у кого есть время на сбор необходимых документов и хождения в страховую.

Что нужно делать, чтобы восстановить КБМ самому?

  1. Для начала необходимо определить с какого момента, а именно с какого полиса и какой компании произошло обнуление или изменение КБМ. Для этого на странице проверки КБМ по несколькими запросами определяем изменения КБМ по месяцам в течение нескольких лет, пока не найдем нужный полис.
  2. Сохраняем запросы изменений вашего КБМ в течение нескольких лет в электронной форме для последующей отсылки жалобы на страховую компанию (определяемся с датами запросов и какая страховая компания изменила скидку: это видно из запроса — допустим у Вас был 01.06.2018 КБМ=0,6, а 02.06.2018 стал уже 1,0).
  3. Желательно найти старые страховые полисы двух-трехлетней давности, можно даже те полисы где вы фигурируете как водители других автомобилей: в них вы можете найти в особых отметках какой у Вас был КБМ или класс. Делайте копии со всего, что найдете.
  4. Далее необходимо отправить жалобу в страховую компанию, РСА и ЦБ РФ. Для полного комплекта можете также отправить жалобы в Общество защиты потребителей, Роспотребнадзор, ФАС, но это не обязательно. Если страховая разорилась, то только в РСА и ЦБ.
  1. Ждем в течение месяца ответ на Вашу электронную почту. Если не отвечают — то дальше только суд.
  2. Если с момента обнуления КБМ прошло уже несколько полисов в разных компаниях, придется все повторить для каждой последующей компании по всей цепочке после исправления КБМ предыдущей.

Я восстановил КБМ. Что делать дальше?

Внесите изменения по КБМ во все текущие полисы. Это важно! Даже если это не влияет на стоимость полиса ОСАГО. Если этого не сделать — после окончания полиса Ваш восстановленный КБМ потеряется. Для этого обратитесь в свою страховую компанию (или в несколько, если у вас несколько полисов от разных СК) и напишите «Заявление на внесение изменений в полис в связи с неверно примененным КБМ». Для уверенности, можете заранее распечатать результат запроса КБМ со страницы проверки КБМ.

Вам необходимо написать заявление о перерасчете страховой премии в связи с неверно примененным КБМ и возврате средств. Эти заявления рассматриваются также до 1 месяца

Теперь вы можете приобрести ОСАГО со скидкой у нас, либо в своей страховой компании

Восстановить КБМ можно онлайн: как вернуть скидку на ОСАГО

Промо 26.02 Обсудить

Нередки ситуации допущения ошибок в расчетах стоимости полиса ОСАГО, когда страховщик забывает или неверно определяет коэффициент водителя за безаварийную езду. Чтобы избежать завышенной оплаты, вы можете сами контролировать показатель скидки, периодически отправляя заявку на проверку КБМ по инструкции на сайте: https://roskbm.ru/kak-uznat-kbm.

Почему скидка на ОСАГО пропала

Нередки случаи, когда при проверке КБМ обнаруживается пропажа или значительное уменьшение скидки на страховой полис. Если вам вернули стандартный класс и КБМ=1, нужно разобраться в причинах и исправить ситуацию.

Как накопить КБМ на скидку
  • Год безаварийной езды дает скидку 5% и повышает класс на один.

Если с момента последнего страхования автомобиля прошло менее 12 месяцев, скидка не положена. Аналогично происходит и в случаях вписывания третьих лиц (жены, друга) в страховку в середине срока действия полиса.

  • Скидка на полис действует при непрерывном страховании автогражданской ответственности.

После прекращения действия страхового договора скидка остается только на год. Если перерыв в страховании дольше 12 месяцев, дисконт сгорает, нужно начинать копить КБМ с начала.

  • Максимальный размер скидки 50 % достигается спустя 10 лет непрерывного вождения без аварий по вине водителя – это самый последний, 13 класс.
Читать еще:  Действия после получения гражданства РФ в 2019 году

После достижения последнего класса последующие классы будут тоже под значением 13, пока вы не попадаете в аварию, и класс не снизится.

Ошибки в запросе на проверку КБМ

Часто ошибочный ответ на запрос выпадает при введении ошибочных данных владельца автомобиля. Если вы поменяли фамилию, в базе содержатся старые данные: обратите внимание на поле «Старая фамилия, если меняли» на странице заполнения формы для восстановления КБМ. Попробуйте ввести старые данные, и тогда увидите действующий КБМ и размер скидки на ОСАГО.

Аналогичная ситуация в случае с заменой водительских прав: введите номер прежнего водительского удостоверения (его можно узнать в разделе «Особые отметки» нового документа) и отправьте запрос.

Ошибка в КБМ по другим полисам

Иногда друзья и родственники вписывают друг друга в страховку на автомобиль, и если это ваш случай, стоит проверить значения КБМ в каждом из полисов, где значится ваша фамилия.

Ошибка могла произойти на стадии расчетов полиса другого человека, когда страховой агент случайно обнуляет скидки по всем полисам с одной фамилией, а владельцы машин не обращают внимания на ее отсутствие. В итоге вы попадаете в базу РСА с обнуленной скидкой, которую придется восстановить. При заполнении формы на проверку КБМ можно проверить, какой страховой полис утратил скидку.

Ошибки в КБМ в базе РСА онлайн

При возникновении проблем с расчетом скидки на ОСАГО страховщики любят ссылаться на ошибки в официальной базе РСА. Но часто это происходит именно по вине страхового агента, который вносит ваши данные в базу с ошибкой.

Дата рождения, фамилия, номер и серия водительского удостоверения – малейшая опечатка в этих сведениях приводит к нулевой скидке и начальному КБМ. Иногда в действиях страховщиков имеется прямой умысел: занесение данных с незаметной опечаткой – буква О вместо цифры 0 в дате рождения – не отображается в полисе ОСАГО и не может быть проверено вами на месте. Обнаружить ошибку можно при запросе справки о безубыточности, где указаны все данные из базы РСА.

Поддельный полис ОСАГО

Если вы страховали автомобиль на сайте непроверенного страховщика, есть риск приобрести липовую страховку. В таком случае естественно, что данные страхового полиса не отображаются в базе РСА – потому что их нет. Также сведения о страховании могут отсутствовать, если страховщик не передал их в базу. Сегодня случаи утраты договора практически исключены, потому что заключение оформляется на компьютере, а не вручную. Но если агент выписал бумажный вариант полиса и случайно утратил его по дороге в страховую, в базу РСА вы вряд ли попадете.

Намеренное сокрытие скидки ОСАГО

Страхование – доходный бизнес, и потому понятно желание страхового агента продать полис подороже. Нередки ситуации намеренного скрывания скидки от страхователя с целью получения крупной комиссии. Финансовая безграмотность клиентов страховой компании играет на руку нечистоплотным страховщикам. Вас могут обмануть сообщением об отсутствии связи с базой РСА или зависании компьютера. Поэтому следует заранее выяснить свой КБМ и положенную скидку, чтобы с этими сведениями идти страховать личный автомобиль.

Как вернуть скидку на ОСАГО

Коэффициент бонус-малус влияет на конечную сумму по оплате страхового полиса. Размер КБМ зависит от количества лет, в течение которых у водителя отсутствовали ДТП по его вине. Чем идеальнее водительская история, тем выше скидка на ОСАГО, которая может достигать 50% в зависимости от тарифа КБМ. Вы можете ознакомиться с таблицей КБМ 2020 года и узнать свой тариф по ссылке: https://roskbm.ru/kbm-tablica.

Введение коэффициента для расчета стоимости полиса стимулирует водителя на аккуратную, безаварийную езду. Если за 10 лет стажа вы не попали ни в одну аварию, полис ОСАГО будет стоить в два раза меньше обычной цены.

Но не всегда сведения о скидке содержатся в базе РСА, нередки случаи ошибок и упущений, из-за которых водитель лишается бонусов при заключении страхового договора. Это может случиться после замены водительского удостоверения, изменения фамилии, в случае перерыва в страховании больше года, но чаще всего – если страховщик просто не передал ваши данные в базу РСА онлайн.

КБМ после замены ВУ

Нередко после замены водительских прав КБМ возвращается к начальному 3 классу и значению 1, а скидка на ОСАГО обнуляется. Чтобы избежать проблем с получением скидки при продлении страхового полиса, необходимо наличие обновленных данных в базе РСА.

Обновление данных водительского удостоверения требует обращения в страховую компанию и внесения изменений в полис ОСАГО.

Страхователь обязан незамедлительно сообщить в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в договоре страхования, произошедших в период действия полиса.

Если вы поменяли права или сменили фамилию, необходимо сразу сообщить об этом своему страховому агенту, чтобы он внес изменения в страховой договор и базу РСА. Это касается и случаев изменения личных данных других водителей, вписанных в вашу страховку и допущенных к управлению автомобилем. В случае несвоевременного внесения данных ваша скидка может обнулиться, и для продления полиса придется заново восстанавливать КБМ.

Честный и опытный страховой агент легко решит проблему, если обратит внимание на графу «Особые отметки» и предложит ввести номер предыдущего водительского удостоверения или старую фамилию. Он найдет скидку, сделает новый расчет КБМ и продаст полис ОСАГО по заниженной цене.

Как восстановить КБМ

Если скидка на полис ОСАГО была утрачена, необходимо восстановить КБМ. Первый и самый простой способ восстановить коэффициент бонус-малус: отправить запрос в онлайн базу РСА через специальные сервисы, например, на сайте https://roskbm.ru/. Чтобы восстановить КБМ, зайдите на сайт и следуйте инструкции, по выполнению которой вы сможете вернуть коэффициент к исходному значению.

1. В горизонтальном меню главной страницы сайта выберите раздел «Восстановление КБМ за 24 часа» или перейдите по ссылке: https://roskbm.ru/vosstanovit-kbm.

2. Заполните поля заявки: введите ФИО, дату рождения, сведения из старого и текущего водительских удостоверений, в случае смены фамилии не забудьте указать старую фамилию в отдельной графе.

3. После заполнения данных нажмите кнопку «Далее»: через 30 секунд на экране отобразится ваш КБМ и сумма скидки, которую вы должны получить при оплате полиса ОСАГО. В случае загруженности базы РСА, заполните поле с адресом электронной почты – мы направим ответ на запрос туда.

4. Чтобы восстановить КБМ, введите электронную почту и оплатите услугу, после зачисления оплаты запрос на восстановление будет направлен в онлайн базу РСА.

В письме будет указан номер заявки, по всем вопросам оформления и восстановления КБМ можно обратиться в техподдержку по адресу: info@roskbm.ru. После успешной обработки запроса вы получите письмо с результатом восстановления коэффициента, который можно проверить в официальной базе РСА. Мы гарантируем восстановление КБМ, в противном случае вернем деньги за оплату услуги.

Как восстановить КБМ бесплатно

Кроме онлайн обращения в базу РСА, вы можете лично подать заявление на восстановление коэффициента в свою страховую компанию, либо своевременно сообщить об изменении данных водительского удостоверения или гражданского паспорта.

Нередки случаи внесения завышенной оплаты по полису ОСАГО, на которые водитель не обращает внимания. Неправильные расчеты страхового агента, ошибка в базе, спешка или халатное отношение к процедуре переоформления договора страхования становятся причинами неверного применения коэффициента бонус-малус и утраты скидки.

Вы должны выяснить, на каком этапе и когда были внесены ошибочные сведения, для этого достаточно заполнить данные в полях заявки на проверку КБМ и выбрать услугу «История изменения КБМ с 2013 года». Полученные сведения приложите к заявлению и направьте в страховую компанию с требованием произвести перерасчет КБМ и положенной скидки на основании обновленной информации. Не забудьте при наличии приложить дополнительные документы:

  • предыдущий полис ОСАГО,
  • копии старых и новых водительских прав,
  • копию документов, подтверждающих изменение фамилии,
  • справку из предыдущей страховой компании об отсутствии выплат по ущербу в ДТП.

Если спустя 10 дней страховщик не рассмотрел заявление, подавайте жалобу в РСА или ЦБ. Жалобу можно подать в простой письменной форме или в электронном виде через заполнение заявки на сайте. Не забудьте:

  • Приложить выше названные документы, копию обращения в страховую и ответ на него (при наличии).
  • Указать страховую компанию.
  • Описать, с каким КБМ ранее оформлялись полисы ОСАГО.
  • Обозначить число аварий в период страхования.

Жалоба в РСА или ЦБ рассматривается в течение 60 суток. После восстановления КБМ страховая компания пересчитает стоимость полиса и вернет излишне уплаченные суммы.

Материалы рубрики «Промо» публикуются на правах рекламы.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) 2021

Коэффициент бонус-малус (КБМ) — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период, с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

При заключении договора ОСАГО страховая компания обязана использовать сведения о предыдущих периодах страхования, содержащиеся в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).

Вопросы и ответы про КБМ

Коэффициент бонус-малус (КБМ) определяется для каждого водителя транспортного средства индивидуально и влияет на стоимость договора ОСАГО. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.

Значение КБМ сохраняется вне зависимости от смены страховой компании. Порядок определения и применения КБМ описан в разделе «Порядок определения КБМ».

Как проверить текущее значение КБМ на сайте РСА?

Проверить текущее значение КБМ самостоятельно в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА) можно на сайте: перейти на сайт РСА.

Как проверить текущее значение КБМ на нашем сайте?

Проверка осуществляется в автоматизированной информационной системе Российского Союза Автостраховщиков (АИС ОСАГО) в течение 10 календарных дней. Ответ будет направлен на указанный Вами адрес электронной почты.

1 Этап «Проверка КБМ в РСА»

  1. Зайдите в личный кабинет
  2. Внесите полис в личный кабинет
  3. Нажмите на кнопку «КБМ»
  4. Заполните форму и нажмите «Проверить»
  5. Ваш запрос на проверку КБМ будет направлен в РСА С 1 декабря 2015 года действует упрощенный порядок рассмотрения обращений граждан при их несогласии со значением КБМ, примененным по действующему или вновь заключаемому договору. При получении соответствующего заявления клиента страховая организация осуществляет проверку значения коэффициента КБМ в автоматизированной информационной системе Российского Союза Автостраховщиков (АИС ОСАГО), созданной в соответствии с требованиями Федерального закона «Об ОСАГО». Проверка осуществляется в течение 10 календарных дней. Если проверка дает значение КБМ, отличное от примененного по договору, страховщик осуществляет перерасчет страховой премии по действующему договору и применяет новое значение КБМ в договорах, которые будут заключены позднее.

2 Этап «Проверка КБМ нашими специалистами»

  1. Если в ответ Вам поступит ссылка, значит, по указанным данным РСА не смог осуществить автоматическую проверку
  2. Перейдите по ссылке в письме и прикрепите сканы документов
  3. Опишите Вашу ситуацию. Укажите в отношении каких транспортных средств Вы заключали договоры ОСАГО в компании Росгосстрах (государственный регистрационный знак, идентификационный номер), когда меняли водительское удостоверение (если у Вас нет скана, можно узнать данные в карточке водителя) или меняли фамилию
  4. В течение 30 дней мы направим ответ на указанный адрес электронной почты
  5. Если КБМ повлиял на стоимость полиса, приложите копию паспорта и реквизиты страхователя. Мы вернем Вам переплаченную часть страховой премии

Замена водительского удостоверения (ВУ) и/или фамилии, имени и/или документа, удостоверяющего личность

Если вы поменяли водительское удостоверение и/или фамилию, имя и/или документ, удостоверяющий личность, необходимо внести изменения в действующий договор ОСАГО как можно скорее. Это необходимо для внесения корректных сведений в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (АИС ОСАГО) и присвоения правильного КБМ в будущем.

В соответствии с пунктом 8 ст.15 Федерального закона 40-ФЗ П: «В период действия договора ОСАГО страхователь обязан незамедлительно сообщать Страховщику в письменной форме об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора страхования». В случае одновременного действия нескольких договоров ОСАГО, необходимо вносить изменения в каждый из этих договоров ОСАГО.

Написать заявление на внесение изменений можно в любом офисе ПАО СК «Росгосстрах». Внести изменения в электронный полис ОСАГО можно через Личный кабинет клиента.

Порядок определения КБМ

С 1 апреля 2019 года КБМ рассчитывается один раз в год — 1 апреля и применяется в течение всего периода (с 1 апреля по 31 марта) для заключения любого договора.

Читать еще:  Образец заявления в милицию (полицию)

Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства — физическим лицом, или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен водителю на период КБМ, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.

Полис с ограниченным списком водителей

Общий порядок

По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КБМ определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. КБМ присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством, указанным в договоре. При расчете страховой премии применяется наибольшее значение коэффициента КБМ. При отсутствии сведений о страховой истории водителю присваивается КБМ = 1.

  • Страхователь, который является вписанным Водителем №1 с КБМ равным 0,9, вписал в полис ОСАГО водителя №2 с КБМ равным 1,4, т. к. по его вине была выплата страхового возмещения договору, окончившемуся не более года назад. Соответственно, размер страховой премии будет определяться по водителю №2, и размер премии будет увеличен в связи с меньшим коэффициентом водителя №2.
  • Водитель №1 и водитель №2 имеют одинаковый КБМ 0,8. Страхователь вписал в полис ОСАГО водителя №2. Соответственно, факт добавления в полис второго водителя на КБМ по договору не повлияет, и страховая премия останется неизменной.

Если водитель ранее не был вписан в полис ОСАГО (например, только получил водительское удостоверение)

При отсутствии сведений в АИС РСА по указанным в договоре водителям им присваивается КБМ = 1.

  • Водитель №1 получил права и через два дня купил транспортное средство. При оформлении договора ОСАГО такому водителю присваивается КБМ = 1.

Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.

При заключении нового договора ОСАГО, КБМ будет равным КБМ, который был определен на 1 апреля текущего года.

Если произошло ДТП

Если в результате ДТП вы являлись пострадавшей стороной, то выплата по данному ДТП никак не отразится на вашем классе аварийности (КБМ). Если вы стали виновником ДТП, то КБМ будет снижен только у того водителя, который был виновником ДТП.

Перерыв в страховании 1 год и более

Согласно Указанию ЦБ №5000-у в части КБМ с 1 апреля 2019 года значение коэффициента не зависит от перерывов в страховании. Это означает, что с 1 апреля 2019 гражданин получает единый КБМ, который в дальнейшем применяется к нему во всех договорах ОСАГО и из-за перерыва не «аннулируется» (т.е. не превращается в 1).

Непраздный вопрос: кому придется платить за ОСАГО больше

Неправильное применение коэффициента бонус-малус (КБМ) стало самой популярной темой жалоб водителей в адрес страховщиков, сообщили в Центробанке. Автомобилисты считают, что им присваивают слишком высокий КБМ и потому ОСАГО обходится дороже. Страховщики объясняют: дело в новой АИС ОСАГО, которая теперь видит всю страховую историю водителя и отменяет необоснованные скидки. Есть ли шанс изменить ситуацию — выясняли «Известия».

Коэффициент раздора

Доля жалоб автомобилистов на работу полисов ОСАГО стала подавляющей в общем количестве обращений граждан в адрес страховых компаний. По данным Центробанка, с января по сентябрь в адрес страховых компаний поступило 23,2 тыс. жалоб. Это на 28% меньше, чем в январе–сентябре 2019 года. Из них на ОСАГО пришлось 79,1% всех жалоб — 18,4 тыс. обращений (-29% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года).

Чаще всего потребители жаловались на неверное применение коэффициента бонус-малус (КБМ), влияющего на стоимость полиса ОСАГО. Из-за несогласия со слишком высоким КБМ или неожиданного его повышения поступило 53,1% от общего количества поступивших жалоб. Страховщики по запросу «Известий» объяснили, с чем связана коррекция показателей КБМ в отношении ряда автомобилистов. Как оказалось, дело в новой системе АИС ОСАГО, данные которой страховые компании обязаны использовать при проведении оценки водителя. АИС 2.0 стала видеть гораздо больше информации о водителях по сравнению со старой системой.

Почему у водителей неожиданно подрожали полисы

Важно смотреть не только на количество жалоб, но и на их обоснованность, заявили «Известиям» в Российском союзе страховщиков (РСА):

— В части КБМ мы разбирали случаи обращений и выяснили, что обоснованных жалоб оказалось минимум. Летом мы запустили новую АИС ОСАГО, которая видит всю страховую историю водителя, эта база автоматически рассчитала так называемый «золотой» КБМ. В ряде случаев водители становились виновниками аварий еще в 2018 году. В старой базе эти сведения могли не обновиться, и в 2019 году вместо справедливой надбавки водитель получил необоснованную скидку. Когда в 2020 году база обновилась и страхователю насчитали справедливую стоимость, он оказался недоволен и пошел жаловаться. Таков в большинстве портрет жалобщика в части КБМ.

Заместитель генерального директора РЕСО-Гарантия Игорь Иванов в свою очередь обратил внимание на то, что за 9 месяцев 2019 года доля таких жалоб на КБМ была выше, чем в 2020 году — 54,4%.

«Следовательно, мы наблюдаем снижение жалоб на КБМ, а не рост. Нужно отметить, что нам неизвестно, учитывает ли ЦБ такой фактор, как обоснованность жалобы, то есть действительно было ли нарушение со стороны страховщика», — объяснил Иванов.

Эксперт напомнил, что на КБМ влияет количество страховых случаев, при этом учитываются только те аварии с участием водителя, в которых он был признан виновником ДТП.

Что касается причин некорректного применения КБМ, то, по его словам, чаще всего этому способствует несвоевременное информирование страховщика об изменении данных при замене водительского удостоверения, паспорта, ошибки страхователя при заполнении данных водителей в заявлении на страхование, страховые случаи, которые не были учтены при расчете предыдущего значения КБМ.

В какой класс попадают водители

Директор департамента актуарных расчетов — главный актуарий СПАО «Ингосстрах» Николай Горбачёв рассказал, по какой логике страховщики присваивают автомобилистам определенные классы по КБМ. В первый год страхователь попадает в класс 3. Если в следующий год у него не было убытков, он попадает в класс 4. Если был один убыток — в класс М в соответствии с таблицей, и так далее.

По оценке представителя сервиса автострахования «по километрам» Flexy Drive Алексея Касаткина, количество жалоб на неверный КБМ постепенно сокращается, а главная их причина — технические сбои.

«Большое количество жалоб на неверный КБМ — это в основной своей массе, процентов на 85, некорректная работа ЕАИС РСА: многочисленные технические сбои. При запуске система практически не работала, потом сбои начали сходить на нет. Система с каждым годом работает всё лучше и производительней. Но есть и еще одна причина — человеческий фактор — люди вбивают вручную данные в систему РСА», — считает Касаткин.

«Обращаются не все водители»

Касаткин также уточнил: коэффициент у водителя ухудшается, если он попадает в ДТП по своей вине. Улучшить показать можно, главным образом, не попадая в ДТП целый год. Но есть и другие факторы.

«С этого года правительство официально разрешило страховым компаниям учитывать в КБМ коэффициент манеры вождения, расширив при этом тарифный коридор. Разумеется, телематические устройства устанавливаются только на добровольной основе. Страховщик может снимать показания телематики с автовладельца и учитывать его поведение на дороге в расчете КБМ. Водителям с аккуратной манерой вождения с большой степенью вероятности страховщики предложат более выгодный тариф. Учитывается, и в какое время суток чаще эксплуатируется автомобиль», — пояснил Касаткин. Он также напомнил, что на расчеты страховых влияют пробег и возраст ТС, пол, семейное положение водителя, наличие иных видов собственности.

Если водитель не согласен со своим КБМ, эксперт советует сразу же обращаться в РСА.

«Нужно позвонить в РСА и просить их пересчитать КБМ. Например, КБМ плохой, а ДТП за год не было — то смело звоним и выясняем правду. Но обращаются не все водители, выявившие неучтенные факты, а лишь те клиенты, кому это действительно критично важно. Поток обращений довольно большой, он ограничивается лишь незнанием, что такие обращения возможны и почти всегда успешны. Сотрудники РСА практически во всех случаях идут навстречу» — отметил Касаткин.

В свою очередь в РСА советуют при несогласии с примененным страховщиком значением коэффициента КБМ сначала обращаться непосредственно в свою страховую организацию. Также там напомнили о необходимости в письменной форме сразу сообщать страховщику об изменении любых сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования. Это нужно сделать, если, например, водитель решил поменять фамилию или права.

Главное — настойчивость

Юрист Илья Афанасьев считает, что в большинстве случаев водителям начисляют справедливые коэффициенты. Однако он подчеркивает: по неочевидным для него причинам, до сих пор есть исключения.

«Если бы водителям часто начисляли повышенный КБМ, то проблема была бы постоянно на слуху, но у основной массы автомобилистов претензий нет. Либо они просто ленятся разбираться и платят столько, сколько им насчитали. Если водителей не устраивает их КБМ, не нужно лениться и ограничиваться жалобами в соцсетях или электронными письмами в страховую. Соберите все аргументы, оформите настоящую жалобу и отправьте заказное письмо. И таким настойчивым автомобилистам, если есть основания, всё пересчитают», — отметил Афанасьев.

Как получить правильный коэффициент «бонус-малус» по ОСАГО

Для расчета премии (то есть стоимости полиса ОСАГО) страховщики используют утвержденные базовые ставки страхового тарифа и восемь коэффициентов. Один из них — так называемый коэффициент «бонус-малус», или КБМ. Его значение зависит от страховой истории водителя — от наличия или отсутствия у него страховых случаев в предыдущие годы. Другими словами, от количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), за которые должен был платить страховщик. В зависимости от количества страховых случаев каждому владельцу присваивается один из 15 классов — «М» (наихудший) и далее от «0» до «13».

Чем ниже класс, тем выше значение коэффициента, а значит, и цена полиса. За каждый год безаварийной езды значение коэффициента уменьшается на 5%. Таким образом, максимальная скидка за 10 лет без ДТП составит 50%. Для самых неаккуратных автовладельцев значение КБМ может составлять 2,45 (это класс «М»). Впрочем, их очень мало — средний КБМ по рынку сегодня ниже 0,9, а это значит, что в целом система КБМ является лояльной к автовладельцам и «работает» на уменьшение цены полиса.

Алгоритм расчета КБМ зафиксирован в нормативных актах — постановлении правительства и указаниях Банка России. В 2013 году этот алгоритм был реализован в автоматизированной информационной системе РСА по ОСАГО (АИС РСА), куда все страховщики заносят сведения о застрахованных автомобилистах и информацию о страховых случаях. Теперь при обращении клиента специалист страховой компании направляет запрос в АИС РСА, которая, исходя из страховой истории конкретного водителя, автоматически определяет значение КБМ на дату начала срока страхования.

Сразу оговоримся, что чаще всего полученный результат вопросов не вызывает. Однако случаи недовольства со стороны клиентов тоже нередки. Причины могут быть разными, и далеко не всегда вина лежит на страховщиках. Например, если водитель в течение предыдущего года не страховался, то по закону вся его страховая история «обнуляется», и ему присваивается «начальный» класс — 3 (КБМ «единица», скидка — 0%). Нередко автомобилист, поменявший водительское удостоверение, скажем, при смене фамилии, забывает сообщить об этом своему страховщику, как того требуют правила страхования. Как результат — в АИС РСА отсутствует связь между его новым удостоверением и предыдущей историей страхования. Итог тот же — КБМ «единица».

Бывают и более сложные случаи. Например, когда водитель вписан сразу в несколько полисов ОСАГО. Дело в том, что класс присваивается каждому указанному в полисе водителю, а если ограничений на количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, нет — то собственнику автомобиля.

Получается, что у каждого водителя в разных компаниях может быть оформлено несколько полисов ОСАГО, по которым, естественно, возникают разные истории страхования (у одного из наших клиентов, их, к примеру, оказалось более 20). При определении КБМ на новый срок учитывается класс по последнему закончившемуся в течение года полису и убытки по всем договорам, которые закончились в течение года.

Читать еще:  Доверенность в ГИБДД от юридического лица – образец

Допустим, водитель допущен к управлению двумя автомобилями, на каждый из которых он в последние годы оформлял отдельные полисы ОСАГО. Срок действия полиса на первый автомобиль истекает в феврале, а на второй — в марте. В этом случае при заключении договора для расчета нового коэффициента берется тот, что действовал во втором — последнем договоре. При этом учитывается наличие убытков по обоим договорам: если их нет, то коэффициент уменьшается на 5%, а если есть — увеличивается.

Это важно понимать, прежде чем предъявлять претензии за неправильно посчитанный КБМ той страховой компании, в которой у вас была безубыточная история страхования.

Вместе с тем, как и в случае с любой базой данных, при работе с АИС РСА есть вероятность попадания в нее некорректных или неполных данных, опечаток. Например, предыдущий страховщик по ошибке неправильно указал отчество, дату рождения, номер паспорта или водительского удостоверения. При заключении договора в новой компании АИС РСА автоматически присвоит автовладельцу базовый КБМ («единицу»), что, разумеется, вызовет вопросы у водителя. По факту именно на такие случаи приходится большинство претензий со стороны автовладельцев.

Какой класс присвоен именно вам и, соответственно, размер вашего коэффициента КБМ, можно легко узнать, не обращаясь к своему страховщику. На сайте РСА существует специальный сервис «Сведения для страхователей, необходимые для определения КБМ», которым может воспользоваться любой автомобилист. Для этого ему достаточно ввести в специальную форму свои данные. Впрочем, следует отметить, что информация с сайта является скорее справочной, и если она не совпадает с данными, которые вам озвучили в страховой компании, само по себе это еще не будет основанием для пересмотра КБМ.

Если вы уверены, что ваш КБМ должен быть ниже, чем тот, который содержится в базе АИС РСА (не забудьте уточнить его у специалиста страховой компании, который оформляет полис), есть способ исправить ситуацию. Для этого необходимо составить заявление с просьбой пересмотреть вашу историю страхования и внести соответствующие изменения в АИС РСА. Сделать это можно прямо в офисе страховой компании как до покупки полиса, так и после. Страховщик направит его в РСА, которая в течение пяти дней проверит данные, содержащиеся в базе, и в случае обнаружения ошибки внесет исправления. Но этот способ исправления применяется только для действующих или вновь заключаемых договоров ОСАГО.

Если РСА подтвердит вашу правоту и даст положительный ответ на пересмотр КБМ, договор будет заключен уже с исправленным коэффициентом. Если полис к тому моменту уже был куплен, напишите заявление в свою страховую компанию, и она будет обязана вернуть вам излишне уплаченную часть страховой премии в течение двух недель. Но с этим лучше не затягивать — если срок действия заключенного договора истечет, вернуть по нему переплаченную премию уже нельзя.

Хотя АИС РСА действует сравнительно недолго и имеет ряд недостатков, со временем их становится все меньше. Кроме того, страховщики вместе с регулятором ведут работу по изменению системы расчета КБМ таким образом, чтобы принципы определения КБМ были более понятными и исключали возможность двойных толкований. Уверен, что количество вопросов, с которыми пока еще сталкиваются как автомобилисты, так и страховщики при определении КБМ, постепенно будет снижаться.

ОСАГО-2020: что изменилось и как с этим жить

С 1 апреля 2020 года Российский союз автостраховщиков (РСА) пересчитал для всех водителей коэффициент «бонус-малус» (КБМ), от которого напрямую зависит стоимость полиса ОСАГО. Впервые с момента введения новой системы расчета КБМ определятся за календарный год, а не за год действия полиса, как было ранее, при этом для многих водителей полисы стали дешевле.

Бонус-малус — это система тарифных коэффициентов, которые применяются для расчета страховой премии в зависимости от аварийной истории водителя. Коэффициент зависит от того, сколько ДТП совершил водитель по своей вине в течение года, и варьируется от 0,5 до 2,45. Те, кто в течение нескольких лет не попадал в аварии, имеют минимальную стоимость страховки, а самым беспечным водителям полис ОСАГО обойдется почти в пять раз дороже.

Еще два года назад Центробанк собирался кардинально поменять принцип расчета коэффициента бонус-малус, но потом было принято более мягкое решение: рассчитывать КБМ на каждый календарный год, а не на период действия полиса, и привязывать его значение к водителю, а не к автомобилю. Это позволило исправить целый ряд недостатков старой системы.

Во-первых, у одного водителя в базе данных РСА могло быть несколько КБМ, если он был вписан в разные полисы ОСАГО на несколько машин. Во-вторых, если водитель совершал аварию на автомобиле с полисом без ограничения допущенных к управлению лиц, то такое ДТП никак не влияло на его личный коэффициент. Наконец, при смене автомобиля водитель полностью терял скидку за безаварийность, если прежде ездил по полису без ограничений.

Еще одной проблемой являлся срок давности — накопленный КБМ сгорал, если водитель в течение года не заключал новый договор ОСАГО. Это, с одной стороны, давало возможность аварийным водителям обнулять свой коэффициент, а с другой — лишало законной скидки тех, кто не садился за руль больше года.

Новая система позволяет избежать задвоения КБМ и путаницы при оформлении полиса, если у водителя были какие-либо ДТП. Сейчас один и тот же коэффициент действует в течение года независимо от происходящих аварий. «Больше всего жалоб страховщики получали именно на неправильный расчет КБМ. У человека могло быть несколько коэффициентов, потому что он мог быть вписан в несколько полисов. В итоге его КБМ мог меняться в течение года», — объяснил автоэксперт и главный редактор радио «Автодор» Игорь Моржаретто.

Фактически новая система расчета коэффициентов вступила в силу еще с 1 апреля 2019 года, причем водители, у которых числилось несколько КБМ, получили своего рода амнистию — им присвоили единое наименьшее значение КБМ, то есть разом уменьшили стоимость полиса. Календарный год потребовался на накопление статистики по каждому водителю, и сейчас все они впервые получили новые актуальные коэффициенты, объясняет директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

По его словам, главная новация заключается в том, что теперь обновление значения КБМ происходит только один раз в год — 1 апреля. При расчете коэффициента учитывается информация об аварийности водителя за период с 1 апреля по 31 марта предыдущего года. То есть, например, авария, произошедшая после 1 апреля 2020 года, будет учтена в значении КБМ только в 2021 году.

Кроме того, новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем, которая не обнуляется даже в случае перерыва в вождении: все накопленные скидки или повышающие коэффициенты будут сохраняться, добавил Денис Макаров: «В результате этой новации система определения КБМ стала еще более справедливой и прозрачной для автовладельцев. Кроме того, такой подход позволяет исключить случаи задвоения КБМ, а также снизить риск возможных ошибок или злоупотреблений при его применении».

По данным РСА, после пересчета и чистки двойных коэффициентов КБМ число водителей, получивших скидку на ОСАГО, выросло на 5% — до 89%, то есть абсолютное большинство водителей сейчас платят меньше стандартной цены полиса. «Модернизация расчетов осуществлена для удобства автовладельцев. Новая система уже показала свою эффективность — количество жалоб на страховщиков в ЦБ снизилось практически наполовину», — прокомментировал президент РСА Игорь Юргенс.

Страховщики согласны с тем, что в среднем стоимость полиса снизилась довольно заметно, причем помимо перерасчетов КБМ на нее повлияло и прошлогоднее изменение тарифного коридора базовых ставок на 20% вверх и вниз, что позволило страховщикам давать больше скидок. «Вместе с расширением тарифного коридора это изменение уже привело к снижению стоимости ОСАГО в 2019 г. для подавляющего большинства автомобилистов — средняя премия по ОСАГО по итогам года упала в целом по рынку на 5%», — подсчитал Денис Макаров.

На текущий момент все технологические процессы полностью отлажены, система работает в автоматическом режиме и не требует личного участия персонала, заверили в РСА. Опрошенные Autonews.ru страховщики подтвердили, что КБМ по каждому водителю рассчитывается автоматически электронной системой, к которой подключены все агенты.

Кроме того, РСА продолжает модернизацию базы данных в расчете на увеличение числа клиентов в будущем. Как заявил Игорь Юргенс, следующий этап доработок намечен на лето, когда будут введены новые протоколы контроля актуальности данных.

Страховщики заплатят штраф за неверный расчет скидки по ОСАГО за безаварийную езду

Российский союз автостраховщиков (РСА) до конца года начнет штрафовать автостраховщиков за неверное применение коэффициента бонус-малус (КБМ) при продаже полисов ОСАГО, сообщил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

КБМ среди прочих коэффициентов (территориального, стажа водителя, мощности автомобиля и др.) учитывается при расчете стоимости полиса. Аккуратным водителям он дает право на скидку, виновники же ДТП, напротив, платят надбавку к цене.

Сейчас никаких наказаний за неверный расчет скидок не предусмотрено. Но президиум РСА решил теперь ввести штрафы за непредоставление скидки или же за неправильное внесение в базу данных РСА информации, необходимой для корректного расчета коэффициента бонус-малус, сообщил Уфимцев.

Если компания не предоставила скидку или рассчитала ее неверно, клиент может пожаловаться в РСА. Если жалоба обоснованна, страховщик получит штраф, обещает Уфимцев. «Обсуждается возможность введения штрафов в 10 000 руб. за каждый доказанный случай нарушения применения коэффициента бонус-малус по вине страховщика», – добавляет он. Для сравнения: средняя стоимость полиса ОСАГО для опытных и аккуратных водителей в Москве составляла 5200 руб., сообщал РСА.

За несвоевременную загрузку данных в систему информации по договорам ОСАГО, в том числе о случившихся убытках, за неполноту предоставления информации или внесение исправлений в систему штрафы будут варьироваться в пределах 50 000–100 000 руб., а при повторных нарушениях сумма может доходить до 200 000 руб. Градация штрафов еще уточняется, добавил он.

ЦБ изначально предлагал еще более высокие штрафы, чтобы отвадить от нарушений не только небольшие компании, но и даже самые крупные, знает один из членов президиума РСА.

РСА сдержал обещание

«Последние наши договоренности с РСА показали, что где-то к декабрю, по их обещаниям, будет качественный скачок в практике расчета коэффициента бонус-малус», – рассказывал зампред ЦБ Чистюхин в начале октября.

Неправильный расчет КБМ – одна из самых частых жалоб на страховщиков. Каждую неделю в ЦБ со всей России поступает 1400–1500 жалоб на страховщиков, половина из них – жалобы на неверное применение КБМ, уточнил руководитель службы по защите прав потребителей ЦБ Илья Кочетков. Среди основных причин возникающих проблем при определении КБМ являются операционные ошибки, из-за которых компания вовремя не внесла данные в систему. Иногда страховщики не проверяют КБМ по единой базе, перечислил Кочетков. Но иногда виноваты и сами автомобилисты, замечает он, которые не уведомляют страховщика, например, о смене документов.

С 2013 г. при продаже полиса ОСАГО автостраховщики обязаны вносить все сведения о страхователе и его автомобиле в единую информационную базу РСА и проверять коэффициент бонус-малус. Доступ к единой базе есть у всех страховщиков. Однако первоначально «база наполнялась недобросовестной информацией», признавал ранее зампред ЦБ Владимир Чистюхин, объясняя этим вал жалоб в ЦБ.

Штрафы хоть и крайняя, но логичная мера, считает вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. По его словам, ЦБ оказывает давление на рынок в виде постоянных запросов и предписаний, касающихся неправильной работы с единой базой и неверным расчетом КБМ. Пора уговоров, наверное, прошла, считает он. Однако простое введение штрафов, по его мнению, не выход из сложившейся ситуации, нужен комплекс мер, в том числе совершенствование работы информационной системы РСА. Сейчас, например, страховщики могут корректировать вносимую в систему информацию, что неправильно, полагает он. Нужно серьезно повысить дисциплину и усилить контроль страховщиков за тем, насколько корректно применяется КБМ, в том числе страховыми агентами, считает Кочетков, а «РСА нужно постараться исправить уже имеющиеся ошибке в системе и обеспечить корректность их внесения».

Сейчас РСА предпринимает дополнительные усилия для «вычитки базы данных союза от ошибочной информации, попавшей туда из-за операционных ошибок компаний при внесении информации по договору, или от ошибок, связанных с непредставлением необходимых данных, например о смене автомобиля, самим страхователем», говорит Уфимцев.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector