Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дтп без страховки виновник аварии автомобиль забрали на штрафстоянку что делать

Каждый пятый без ОСАГО: что делать, если у виновника ДТП нет страховки

На сегодняшний день каждый пятый автомобиль в России ездит без полиса ОСАГО. Такую статистику привел генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников. По его словам, из 50 млн зарегистрированных машин автогражданку имеет 40 млн транспортных средств. Однако количество тех, кто пренебрегает покупкой полиса, скоро может увеличиться. Дело в том, что 15 ноября вступили в силу поправки в КоАП, согласно которым за это нарушение больше не снимают номерами. Водителям без ОСАГО выписывают штраф в размере 800 рублей и отпускают.

Смягчение наказания – не единственная причина для отказа от покупки полиса. В октябре, напомним, автогражданка существенно подорожала из-за увеличения лимита выплат. Стоимость полисов увеличилась на 23-30 процентов в зависимости от региона. Базовая цена страховки теперь составляет 2 440 руб. вместо прежних 1980 рублей.

Пострадают от послаблений, прежде всего, добросовестные автомобилисты. В случае ДТП с водителем без ОСАГО процесс получения компенсации может затянуться на несколько месяцев. Еще придется оплатить судебные издержки и независимую экспертизу. Autonews.ru выяснил, что делать автомобилисту, если в него въехала незастрахованная машина.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского Кодекса, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, виновник ДТП обязан полностью компенсировать стоимость ремонта. Первое что нужно сделать – проследить, чтобы отсутствие полиса ОСАГО у виновника аварии было зафиксировано в справке о ДТП. Без соответствующей отметки подготовить документы для досудебной претензии будет сложнее.

Как рассчитывается стоимость ОСАГО

При расчете страховки учитывается возраст водителя, стаж, год выпуска и мощность автомобиля. Также на конечную стоимость влияет регион: как правило, чем больше город, тем выше коэффициент. Самые дорогие страховки на текущий момент в Москве – здесь повышающий коэффициент равен двум. Средняя стоимость страховки в столице на Renault Logan (водитель старше 22 лет, стаж более 3 лет) составит 6178 рублей. За полис на Mazda6 с 2,5-литровым мотором придется отдать уже 8 237 рублей. В случае если у водителя отсутствует стаж, то стоимость полиса составит и более 10 тыс. рублей. Например, чтобы застраховать новый Range Rover Sport, нужно заплатить 14 826 рублей. В мелких региональных городах повышающий коэффициент составляет от 0,6 до 0,8. Таким образом, покупка полиса там обходится почти в 2,5 раза дешевле.

Также юристы советуют уточнить адрес виновника аварии и мобильный телефон. Сделать это можно через инспектора ГИБДД, который оформлял документы на месте. Без адреса прописки невозможно отправить исковое заявление и, соответственно, это может существенно затянуть судебный процесс. Самое сложное начинается с того момента, когда потребуется собирать бумаги для оформления юридической претензии.

Первый документ (он же самый главный) – отчет о проведении независимой экспертизы. В Москве есть несколько десятков компаний, предоставляющих подобные услуги. Стоимость в среднем колеблется от 2 до 7 тыс. рублей. В большинстве случаев оценка ущерба происходит по одной и той же схеме: сначала составляется акт осмотра автомобиля, где фиксируются все повреждения, в том числе, скрытые. В эту стоимость также включена калькуляция ущерба, данные по методике расчета и копии документов, позволяющие компании заниматься оценочной деятельностью.

Если автомобиль восстановлению не подлежит, то по результатам проведения независимой экспертизы должен быть составлен отчет об утрате товарной стоимости. Цена на услугу составляет от 1,5 до 5 тыс. рублей. Эксперты советуют, чтобы при проведении экспертизы присутствовал виновник аварии. Уведомить его нужно строго по почте: в противном случае доказать, что будущего ответчика ставили в известность о проведении оценки ущерба, будет невозможно. Виновник аварии должен получить тот же пакет документов, что и потерпевшая сторона: акт осмотра, калькуляцию ущерба, а также бумаги, подтверждающие законность деятельности компании, проводившей оценку.

После того, как была произведена оценка, необходимо составить досудебную претензию. Сделать это можно и самостоятельно, без юристов – они потребуют за бумагу от 3 до 5 тыс. рублей. В какой-то мере досудебная претензия похожа на объяснение, которое просят составить сотрудники ГИБДД при оформлении аварии. В документе нужно указать маршрут следования, место и обстоятельство ДТП. Желательно подкреплять собственные утверждения выдержками из законодательных актов. В самом конце досудебной претензии следует указать общую сумму причиненного ущерба. Она может быть существенно выше той суммы, которая указана в акте независимой экспертизы. Например, в качестве ущерба можно также посчитать услуги по эвакуации, хранению автомобиля, а также стоимость услуг по проведению оценки ущерба и моральный вред.

К составленной претензии должны быть прикреплены следующие документы: копия справки о ДТП, копии постановления от ГИБДД об административном правонарушении, копии писем с вызовом на осмотр, экспертная оценка ущерба, копии документов на транспортное средство, а также чеки, подтверждающие расходы.

Как правило, после направления досудебной претензии большинство виновников ДТП соглашаются с суммой ущерба и предпочитают не доводить дело до суда. В противном случае им придется компенсировать и другие издержки. В том числе: услуги адвоката потерпевшей стороны (в среднем 20-30 тыс. рублей), госпошлина (400 руб.), а также стоимость оценки ущерба и прочие издержки, которые были указаны в досудебной претензии.

Судебный процесс в среднем занимает от одного до трех месяцев. Однако в случае, например, неявки виновника аварии на заседания, он может затянуться и на неопределенный срок. Для того чтобы ускорить процесс получения компенсации, адвокат может потребовать наложить арест на транспортное средство виновника ДТП. Однако даже отсутствие постоянной работы и другого движимого и недвижимого имущества не послужит причиной отказа от выплаты компенсации. В крайнем случае, по решению суда виновника ДТП могут обязать выплачивать по 50% от ежемесячной заработной платы. Сумма может вырасти и до 70% в случаях, если в ДТП был причинен еще и серьезный вред здоровью.

ДТП без страховки: кто заплатит за аварию

Задний ход с поддельной страховкой

26 мая 2016 года Олег Душнарев* ехал на Renault Logan, который принадлежал индивидуальному предпринимателю Афанасьевый. Водитель включил заднюю передачу и нажал на педаль газа, но в зеркало не посмотрел — и врезался в Тоуотa Саrib. Ущерб составил 172 000 руб.

На месте ДТП Душнарев предъявил поддельный полис ОСАГО — согласно результатам проведенной экспертизы, бланк для него напечатал не «Гознак». Но пострадавшая от невнимательности Душнарева «Тойота» тоже не была застрахована в установленном законом порядке. Поэтому участники аварии оказались в суде.

Страхует собственник, а не арендатор

Первая инстанция пришла к выводу, что материальный ущерб за ДТП должен возместить не Душнарев, который находился за рулем, а собственник автомобиля Афанаськина — ведь на момент аварии транспорт не был застрахован (дело № 2-7/2018). При этом обязанность по страхованию машины лежит на собственнике, отметил суд. Поэтому передача авто Душнареву в аренду не может рассматриваться как законная передача права владения в гражданско-правовом смысле, решил суд. Апелляция согласилась с этими выводами (№ 33-2468/2018). Тогда Афанаськина и ее представитель пожаловались в Верховный суд.

Нет. Страхует все же арендатор

Спор рассмотрела коллегия ВС по гражданским делам. Судьи указали: ответственность за причиненный источником повышенной опасности (автомобиль) вред несет его собственник — если не докажет, что передал кому-то другому право владения авто на законных основаниях

В этом деле судам в первую очередь следовало установить одно существенное обстоятельства: было ли у Душнарева право владения машиной, на которой он совершил ДТП, и на каком основании водитель его получил.

Верховный суд: оформить полис ОСАГО на арендованный автомобиль должен арендатор, а не собственник.

Автомобиль находился у Душнарева в аренде, но суды проигнорировали этот факт — хотя он имеет непосредственное значение для разрешения спора. ВС не согласился с выводами нижестоящих инстанций, что обязанность по страхованию авто лежит на собственнике машины. Согласно нормам Гражданского кодекса арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства и его страхование — в том числе страхование своей ответственности (ст. 646 ГК). Кроме того, арендатор несет также и расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Произошла авария, после которой виновник поехал к страховщику и оформил ОСАГО постфактум. Верховный суд разрешил выплаты по такому полису («Суд обязал страховую заплатить по выданному после ДТП полису»).

Во время аварии за рулем застрахованной по КАСКО машины был человек, не указанный в полисе. ВС указал: это не страховой случай («Не вписан в страховку – не получишь возмещение за ДТП»).

Если в результате столкновения двух машин пострадал человек, то обе страховые должны заплатить ему возмещение – при этом размер выплаты не зависит от суммы убытков («Пассажир пострадал в ДТП: как получить компенсацию»).

А еще, чтобы не растеряться в сложной ситуации после аварии, поможет простая инструкция. Сохраните ее у себя, но надеемся, она вам никогда не пригодится.

Как возместить убыток после ДТП

В среднем за год в аварии попадают более 1,6 миллиона российских водителей. Основной инструмент возмещения убытков — страховка. Альтернативный вариант — взыскивать компенсацию напрямую с виновника аварии. Рассмотрим, на какое возмещение можно рассчитывать и как правильно его получить.

Читать еще:  Процедура и детали прописки усыновленных детей
Кто получает возмещение и в каком размере

Проще всего владельцу полиса каско: он может восстанавливать автомобиль за счет страховщика независимо от того, является ли он пострадавшей стороной в ДТП или сам виноват в аварии. Страховая отремонтирует автомобиль и после стихийных бедствий или неправомерных действий третьих лиц, если соответствующие риски прописаны в договоре страхования. Каско покрывает все расходы за вычетом франшизы (об этом — чуть ниже).

При отсутствии каско виновник аварии не получает ничего, а пострадавшая сторона имеет право возместить убыток по ОСАГО. Если авария оформляется с привлечением полиции, то максимальный размер компенсации по «автогражданке» — 400 000 руб. При использовании европротокола лимит компенсации ограничен 100 000 рублей. На половину начисленного возмещения могут рассчитывать участники аварии, вина которых признана обоюдной. Единственное условие для получения компенсации по ОСАГО — на автомобиль виновника ДТП должен быть оформлен действующий полис.

Если в ДТП пострадало несколько автомобилей, то для оформления выплаты по «автогражданке» участников нужно разбить на пары «виновник — потерпевший». Причем в ситуации, когда столкнулись машины, стоявшие друг за другом, виновники и пострадавшие будут во всех парах разные. А если один водитель не справился с управлением и помял несколько машин, то только он и будет виновником, а пострадавших — несколько. Для каждой пары оформляется отдельный страховой случай, а выплата рассчитывается по общим правилам.

Как происходит возмещение

Для оформления выплаты по ОСАГО нужно в течение пяти дней после происшествия обратиться в свою страховую либо в страховую виновника. О том, какой требуется пакет документов, обычно можно узнать на сайте компании или по телефону.

Для каско, как правило, требуется подтверждение факта наступления страхового случая от ГИБДД или МВД (хотя в договоре может быть указано, что, допустим, один кузовной элемент в год можно отремонтировать без справок). Аналогичный документ потребуется и для получения возмещения по ОСАГО, если ущерб превышает 100 000 рублей или если в аварии участвовало более двух транспортных средств либо пострадало имущество третьих лиц. Если соблюдаются все условия европротокола, то достаточно заполненного участниками извещения о ДТП. Причем с 2018 года даже не обязательно согласие обоих водителей с обстоятельствами ДТП. Свои разногласия они просто указывают на бланке.

Страховая компания может предоставить возмещение как в денежной форме, так и в виде направления на бесплатный ремонт. Фактически это зависит от условий работы конкретного страховщика и мало зависит от желания клиента. Ремонт чаще всего предлагают в случае с каско. Нужно просто доставить автомобиль в указанный сервис в назначенное время и забрать после выполнения всех работ. Оплату всех расходов произведет страховая компания.

Если выплата предполагается в денежной форме, то для расчета полагающейся суммы нужно будет предоставить автомобиль на экспертизу. Ее может провести сотрудник страховщика или независимая оценочная компания, у которой есть договоренности со страховой. На выплату возмещения у страховщика есть 20 дней (или 30 дней для выдачи направления на ремонт).

Если страховщик посчитает, что повреждения столь значительны, что автомобиль не подлежит восстановлению (ущерб — «тотал»), то по каско либо будет выплачена полная страховая и машина перейдет страховщику, либо — страховая сумма за вычетом остаточной стоимости машины, и тогда владелец оставляет автомобиль себе. Часто в договоре каско предусмотрена франшиза — определенная сумма ущерба, которую страховка не покрывает. Например, расходы в пределах 20 000 руб. оплачивает сам владелец. Если ущерб больше, то застрахованный получает всю сумму ущерба за вычетом франшизы.

Если страховая отказывает в выплате

Страховщик может отказать в выплате, если автовладелец нарушил условия договора или ДТП сопровождали нарушения водителя: он был пьян, скрылся с места аварии, у него не было действующих прав и т. п. Другой частый повод в отказе — несоблюдение срока подачи документов (пять рабочих дней после ДТП), отсутствие документа, подтверждающего факт наступления страхового случая или непредоставление транспортного средства для осмотра. Все эти условия отказа должны быть прописаны в договоре страхования, и если автовладелец считает, что он ничего не нарушил, то он может попробовать получить возмещение через суд.

Если страховая недоплатила

Такие случаи стали встречаться реже, поскольку все расчеты возмещения проводятся на основе единой методики и с применением единых ценовых справочников. В них учитывается и возраст автомобиля, и его пробег. Если автовладельца не устраивает полученная сумма, он может запросить результаты осмотра и экспертизы и получить копии актов оценки ущерба. Если, по его мнению, недоплата составила 10% и более от реального ущерба, то можно требовать увеличения выплаты. Сначала следует обратиться с требованием к страховой, а затем, при получении отказа, — в суд.

Бывают сложности, если то или иное повреждение не было вписано в извещение о ДТП и документы полиции (например, истинный масштаб ущерба обнаружился только при ремонте). Важно на месте аварии проверять полноту перечисленных повреждений и при сомнениях указывать возможность «наличия скрытых повреждений». Некоторые страховщики без проблем идут навстречу клиенту, если после ремонта застрахованный обращается с просьбой оплатить незамеченные ранее поломки (предоставив подтверждение из СТО). Другие же требуют предоставлять доказательства с места аварии (фото- или видеосъемку), вносить изменение в извещение о ДТП и подписывать его у другого участника, просить сотрудников ГИБДД исправить информацию в протоколе и постановлении. Это все крайне сложно сделать, поскольку правки должны быть внесены во все экземпляры.

Еще один повод для снижения выплаты — исключение детали, по повреждению которой уже была начислена компенсация за предыдущее ДТП по этому договору страхования. Чтобы избежать подобной ситуации, нужно после восстановления автомобиля предоставить его страховщику на осмотр. Если этого не было сделано, то доказать причинение вреда в конкретном страховом случае можно, проведя независимую техническую экспертизу и предоставив ее результаты страховщику. Если он не согласится дополнить выплату, нужно обращаться в суд.

Если восстановительный ремонт сделан некачественно

Все претензии по качеству ремонта нужно обязательно указать в акте приемки. Если ремонт был произведен по каско, то претензии следует адресовать либо страховщику, либо СТО (это зависит от условий договора). Чаще всего гарантии на выполненный ремонт даются на обычных условиях, а в случае их нарушения споры разрешаются на основе Закона о защите прав потребителей.

В случае с ОСАГО за все недочеты отвечает страховая компания, которая сама разбирается с исполнителем. Срок гарантии на ремонт — шесть месяцев (на работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — год).

Если работы по восстановлению проведены некачественно и ни страховщик, ни сервис не готовы устранять недочеты, нужно обращаться в суд.

Если реальный ущерб больше, чем лимит выплаты по страховке

При возмещении по каско подобное невозможно, поскольку такая страховка предполагает, что максимальная выплата равна полной стоимости автомобиля. Исключения бывают, но они оговорены заранее с автовладельцем, и тот не имеет права претендовать на большее по условиям договора.

В случае с ОСАГО и ДСАГО лимита действительно может не хватить на восстановление машины. В таком случае получить недостающее можно только с виновника аварии — страховая уже ни при чем. Сначала нужно попробовать договориться, а потом — через суд.

Если у виновника нет ОСАГО или полис поддельный

В последние годы из-за роста цен на страховку более 10% автовладельцев не оформляют ОСАГО вовсе или покупают поддельные полисы для «отмазки» от ГИБДД. Лучше сразу на месте ДТП пробить номер страховки виновника по базе Российского союза автостраховщиков.

Если ОСАГО нет, то возмещать причиненный вред будет виновник ДТП. Бывают случаи, когда он предлагает компенсировать все на месте или в самое ближайшее время, обеспечив залог, — и это идеальный вариант. Нужно лишь быть готовым к тому, что придется написать расписку об отсутствии к нему претензий. А вот если у виновного водителя нет денег или он не признает себя виновным, то скорее всего придется решать дело как-то по-другому. Законный способ — через суд. Но чтобы быть готовым подать иск, нужно получить с виновника максимум данных: паспорт, прописку или место регистрации, водительское удостоверение, номер мобильного (лучше сразу проверить), а также оформить аварию в ГИБДД.

Обращение в суд

Вне зависимости от того, с кого вы требуете возмещение — со страховой или с виновника ДТП, нужно соблюсти досудебный порядок решения споров, то есть сначала направить письменную претензию. В ней должны быть перечислены все требования к будущему ответчику и приложены копии доказательств и основания требования, а также указан срок, отведенный для добровольного возмещения ущерба. Если в предложенное время ничего не произошло, то придется обращаться в суд.

У пострадавшего автовладельца есть три года с момента аварии (или выявления нарушения по выплатам) на то, чтобы подать иск на виновника или страховую. В случае претензий по каско — два года.

Исковое заявление подается в районный суд общей гражданской юрисдикции по месту нахождения ответчика (виновника или страховой компании). В иске описываются все обстоятельства дела, начиная с ДТП и заканчивая отказом в выплате. Иск должен быть подкреплен результатами независимой экспертизы или документально подтвержденными тратами на ремонт, актом осмотра автомобиля, заключением оценщика, а также доказательствами произошедшего страхового случая. Сумма иска должна включать не только полноценное возмещение, но и компенсации всех затрат на экспертизу, эвакуатор, представителя (автоюриста, если он был), госпошлину, проценты за просрочку выплаты, штрафные санкции и возмещение морального вреда, утерю товарной стоимости (она не учитывается при иске к автостраховщику).

Читать еще:  Договор подряда на ремонт квартиры между физическими лицами

Если дело выиграно, то по окончании всего процесса (заседаний суда может быть несколько) судья выносит решение в пользу пострадавшего автовладельца с обязанностью ответчика возместить все его убытки. На основании этого решения возникает задолженность, которую виновник ДТП или страховщик гасят в добровольном порядке или по принуждению с соблюдением норм исполнительного производства.

Дтп без страховки виновник аварии автомобиль забрали на штрафстоянку что делать

На конкретном примере разбираем схему работы с эвакуированными автомобилями

Автомобиль челябинки Екатерины эвакуировали на новую штрафстоянку, но возврат его обернулся головной болью: сначала обнаружилось отсутствие полиса ОСАГО, затем — подозрительные документы. Отказы возвращать машину водителям без страховки 74.ru уже разбирал, но эта история ставит сразу несколько новых вопросов.

Автомобиль вернут лишь владельцу, у которого в порядке основные документы

Фото: Илья Бархатов

Вопрос № 1: можно ли вернуть автомобиль без полиса ОСАГО?

Позиция сотрудников штрафстоянки однозначна — можно, но воспользовавшись эвакуатором для его перемещения за территорию. Эвакуатор может быть свой или нанятый на самой стоянке за 1000 рублей.

— В законе № 288 «О порядке перемещения задержанного транспортного средства. » чётко сказано, что автомобиль возвращается владельцу или его представителю, который имеет документы, необходимые для управления данным транспортным средством, — напоминает замдиректора ООО «Лидер-Плюс» (обслуживающей штрафстоянку компании) Кирилл Сташков. — В Правилах дорожного движения есть список таких документов, и полис ОСАГО в него входит.

В ГИБДД также подтвердили, что эксплуатация автомобиля без ОСАГО запрещена, хотя из этого правила есть исключение, о котором речь пойдёт ниже.

Понять логику сотрудников штрафстоянки несложно — в случае ДТП на территории будут повреждены автомобили, за которые они несут ответственность, а взыскать ущерб с водителя без ОСАГО проблематично. Поэтому они предлагают вывезти машину безопасным способом — на эвакуаторе.

Но справедливо ли это требование с точки зрения буквы закона?

— На мой взгляд, нет, — считает автоюрист Лев Воропаев. — Требование иметь при себе полис ОСАГО есть, но также в ПДД указано, кто имеет право проверять его наличие — только сотрудники полиции. В местном законе формулировка очень размытая: там нет перечня документов.

Точку в таких спорах может поставить суд, но пока мы бы не рекомендовали вступать в пререкания с сотрудниками штрафстоянки — в конце концов, наличие полиса ОСАГО действительно необходимо.

Вопрос № 2: а если автомобиль ещё не поставлен на учет?

В случае с Екатериной была важная подробность: автомобиль был приобретён менее 10 суток назад и не поставлен на учёт новой владелицей. Правомерно ли требование предъявить полис ОСАГО в этом случае?

— Нет, десять дней даётся владельцу для постановки на учёт и приобретения полиса, и есть решение Верховного суда, которое разрешает такой порядок действий, — объясняет Лев Воропаев. — Поэтому препятствовать выезду со стоянки из-за отсутствия ОСАГО сотрудники не могли тем более.

В ГИБДД также указали на наличие решение Верховного суда, отметив при этом, что не вполне понимают необходимость подобных послаблений.

Речь идёт о решении от 17 апреля 2012 года АКПИ12-205, в котором дословно говорится: «до истечения десятидневного срока, отведённого владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса».

— В случае аварии в этот период виновник без ОСАГО будет компенсировать ущерб за свой счёт, — говорит Лев Воропаев.

Решение, в самом деле, неоднозначное, например, оно открывает лазейку для езды совсем без полиса, если владелец выписывает каждые 10 дней договор купли-продажи новым числом и ставит поддельные подписи. Но есть минусы и у такого способа: риски попасться и вызвать обоснованные подозрения полиции.

Фото: Полина Авдошина (инфографика)

Вопрос № 3: вернут ли машину с подозрительными документами?

— Главная причина, по которой мы не выпускали данную автомобилистку, — это разные подписи в паспорте транспортного средства и договоре купли-продажи, — рассказывает Кирилл Сташков. — Мы сообщили об этом в полицию, вызвали сотрудников райотдела, они приехали на место и подтвердили разницу подписей, после чего началась проверка. Автомобиль был возвращён, когда появился предыдущий владелец и подтвердил наличие сделки.

По мнению юристов, такой шаг был оправдан.

— Если возникли подозрения в подлинности документов на автомобиль, привлечение полиции вполне обоснованно, — считает Лев Воропаев.

Вообще манипуляции с договорами купли-продажи и полисами ОСАГО нередки: по словам сотрудников штрафстоянки, этим часто грешат «перекупы», которым невыгодно ставить автомобиль на учёт и тем более оформлять ОСАГО.

Читательница 74.ru прислала фото с пометкой «незаконная эвакуация», но в этом случае белый автомобиль остановился, оставив менее 3 метров до сплошной линии

Что делать с машиной после ДТП. Инструкция

Любая авария создает стрессовую ситуацию, в которой теряются даже опытные автомобилисты. Не все знают, что именно делать и куда звонить, как оформлять документы для страховой компании и куда везти разбитый автомобиль. Хотя ошибки при оформлении могут дорого обойтись.

В первую очередь нужно понять, есть ли пострадавшие и кому из них в первую очередь требуется медицинская помощь. Даже при незначительных внешне травмах рекомендуется вместе с ГИБДД вызывать скорую помощь, поскольку именно врачи могут наиболее адекватно оценить состоянии побывавших в ДТП. Потом нужно выставить аварийные знаки и, по возможности, организовать безопасный объезд места аварии. Передвигать автомобили нельзя, как и трогать разбросанные обломки. Кроме того, нужно найти свидетелей и запросить их контактные данные.

Обязательно нужно сфотографировать разбитые машины с разных ракурсов и все повреждения по-отдельности. На фотографиях должны быть видны уличные ориентиры и, желательно, адресные таблички.

Если же пострадавших нет, а повреждения автомобилей можно оценить, как незначительные, лучше обойтись европротоколом, заполнив стандартные бланки. Сотрудников полиции в этом случае вызывать не надо, но оба участника ДТП должны уведомить о событии свои страховые компании. Также имеет смысл написать взаимные расписки об отсутствии претензий — в дальнейшем они могут подтвердить факт того, что участники не оставили место аварии без ее оформления.

С 2014 г. в России действует схема прямого возмещения убытков, когда за компенсацией нужно обращаться в «свою» компанию, где автомобилист купил полис ОСАГО. Именно ее эксперты проведут оценку машины и предложат варианты ремонта, либо денежную выплату, если ремонт невозможен. В компанию нужно будет предоставить извещение о ДТП, документы на машину и полис ОСАГО, а также заявление на выплату страхового возмещения. Если нет возможности приехать лично, документы нужно отправить по почте. В итоге выплату производит своя страховая компания, которая потом взыскивает ущерб с компании виновника.

Страховая компания должна получить все документы и произвести осмотр автомобиля в течение пяти дней, но самостоятельно отвозить машину на стоянку страховщика не обязательно. Эксперт страховой компании может сам приехать на место ДТП, либо по адресу, который пострадавший укажет в заявлении при подаче документов в страховую компанию. Оплачивать услуги эвакуатора придется из своего кармана, но потом эти деньги можно будет получить с виновника ДТП или у своего страховщика, если это предусмотрено договором.

Если же после ДТП водитель или его близкие не могут забрать разбитый автомобиль, ГИБДД отправит его на одну из своих спецстоянок, откуда машину впоследствии можно будет увезти при предъявлении комплекта документов.

Если пострадавший не согласен с выплатами или объемами ремонта, он вправе заказать независимую экспертизу. Эксперт оценит наличие видимых и скрытых повреждений, стоимости ремонта и запасных частей. Кроме того, эксперт пригодится, если страховщик некачественно отремонтирует машину. Опираясь на данные экспертизы, можно предъявить страховой компании требование о доработке или обратиться в суд. Также экспертиза пригодится в случае судебной тяжбы с виновником ДТП, если у него не было полиса, либо ущерб оказался больше установленного законом об ОСАГО лимита выплат.

До тех пор, пока не проведена оценка повреждений, начинать ремонт нельзя. Не стоит ехать в сервис и после получения калькуляции, если она кажется автовладельцу заниженной. При несогласии с оценкой страховщика могут понадобиться дополнительные экспертизы, которые на отремонтированном автомобиле провести невозможно. Не исключено, что дело в итоге может дойти до суда.

Даже если выплаченная сумма выглядит правдоподобной, все чеки и документы из сервиса и магазинов запчастей нужно сохранить на случай, если реальные затраты превысят смету, предложенную страховой компанией.

Страховая компания может отремонтировать автомобиль, либо выплатить его стоимость на момент аварии с учетом износа, если ремонт не имеет смысла. Годные остатки машины в таком случае придется отдать страховщику. В случае ремонта за свой счет все зависит от калькуляции работ. Не исключено, что выгоднее будет продать разбитый автомобиль на запчасти, чем чинить и выставлять на рынок.

Читать еще:  Как вернуть товар в Эльдорадо

Эксплуатационные характеристики машины после восстановительного ремонта напрямую зависят от качества сделанных работ. Хороший сервисный центр возьмется за починку только если сможет гарантировать качество работ и беспроблемную эксплуатацию в дальнейшем. Кроме того, сервисная станция дает гарантию на свои работы.

При ремонте за свой счет есть соблазн сделать работы максимально дешево для последующей продажи, но некачественно отремонтированный автомобиль не будет цениться на вторичном рынке, а если новый владелец впоследствии обнаружит недостатки, это может стать поводом для судебного иска.

Если машина не подлежит восстановлению и не имеет ценности на рынке запчастей, ее придется утилизировать. Для этого нужно будет обратиться в ГИБДД с заявлением на утилизацию, причем предоставлять автомобиль на осмотр не нужно. А вот документы и номерные знаки привезти в отделение ГИБДД придется. После внесения изменений продать машину будет уже невозможно. Снятый с учета автомобиль придется везти к месту утилизации на эвакуаторе даже если он все еще способен передвигаться своим ходом.

Попали в ДТП без страховки — что грозит вам?

Страховка ОСАГО – это обязательное мероприятие, которое предусмотрел законодатель и если вы не заключили соответствующий договор, вы уже заведомо умышленно нарушаете закон. И все бы ничего, а как же быть, если вы попали в ДДП? Здесь уже не отвертеться, придется платить штрафы, да и возмещать причиненные убытки, если вы станете виновником аварии. Считает, что именно на ОСАГО можно сэкономить? Как вы неправы! Зрите в корень – при совершении ДТП придется заплатить кругленькую сумму, как потерпевшему, так и государству.

А можно ли в 2015 году просрочить полис?

Вы автовладелец и помните норму закона, которая позволяет ездить даже, если полис ОСАГО закончен, но в течение 30 дней дает основания управлять транспортным средством? К сожалению, вы много пропустили в обновлении законодательной базы: такая норма давно упразднена (еще в 2009г) и просрочить полис нельзя даже на 24 часа! Любой инспектор, который вас остановить и проверить документы, имеет полное право вас штрафовать.

Попали в ДТП с просроченным полисом

Не продлили ОСАГО и попали в аварию – готовьтесь к неприятностям. И неважно, стали вы виновником или пострадавшем – придется сразу заплатить 800руб штрафа. Ну а далее у вас есть несколько вариантов:

  • Вы виновник ДТТП – весь ущерб, который вы причинили пострадавшему, придется компенсировать из своего кармана, причем в судебном порядке, и не забываем про моральный ущерб. И не думайте, что факт просроченного полиса останется незамеченным – его зафиксирует в протоколе работник ГИБДД! Пострадавший имеет полное право обратиться к независимым экспертам и провести оценку ущерба.

Кстати, вас пригласят на мероприятие официальной телеграммой, так что избежать неприятной процедуры вам не удастся. Да и в суде отправленная телеграмма не позволит вам оспаривать данную оценку, если вы не явились к экспертам.

Важно: постарайтесь мирным путем решить проблему с пострадавшим. Попробуйте договориться, не доводя дела до суда. Если оппонент согласенберем расписку об отсутствии претензий. В ней укажите, что вторая сторона получила компенсацию на ремонт авто (обязательно указывайте достоверную сумму) и не будет требовать дополнительных средств, даже если обнаружит скрытые повреждения!

  • Попали в аварию, но не признаны виновной стороной. По закону вам обязаны возместить полный ущерб. Вы имеете право также подать иск в суд на виновника ДТП. Но это не означает, что вы сможете избежать штрафа за просроченный полис – все те же 800 руб.

Полезно знать: подавляющее большинство автомобилистов предполагают, если они не прошли техосмотр и талон недействительныйпри попадании в ДТП страховщики имеют права отказать в выплате ущерба. Это огромное заблуждение, которым успешно пользуются страховые компании! Вовремя не проведенный техосмотр не может быть основание в отказе выплачивать страховое возмещение.

Ездите без страховки – готовьтесь платить штрафы при ДТП!

В 2015 году просроченная страховка обойдется автолюбителям всего в 800 руб. Многие полагают, что этот просто мизерная сумма, но вот в случае ДТП вы измените свое мнение. Ситуации бывают разные:

  • Вас остановили, но вы имеет полис просто забыли его дома – здесь главное доказать инспектору, что документ есть в наличии и постараться в кратчайшие сроки его привезти. Но вам все равно грозит штраф – 500 руб.
  • Управляете авто родственника или друга, у которого есть действующий полис, но вы небыли в него вписаны – придется платить 500 руб.
  • У вас есть при себе полис ОСАГО, но он просрочен хоть на один день – 800руб штрафа.
  • Полиса вообще нет в наличии – заплатите 800руб.

Жить нарушителям стало проще?

Хочется затронуть такую животрепещущую тему, как наказание в виде снятия номерных знаков. Многие автомобилисты опасаются именно этой санкции. Смешим вас успокоить – с 15 ноября 2014г ст. 27,13 КоАП была исключена! Так что инспектор просто не имеет права ограничить вас управлять транспортным средством, при помощи лишения вас государственных номерных знаков. Помните об этом и не позволяйте так действовать.

Нововведения вступили в законную силу и если против вас совершенны противоправные действия (после 15.11, 2014) – пишем жалобу и отстаиваем свои права.

Известны случаи, когда номера не возвращали вплоть до устранения причины их лишения и авто пребывало на штрафстояник месяцами! Интересуйтесь законами, тогда никто не сможет нарушить ваши права!

Что же касается полиса ОСАГО – не стоит тянуть время, пытаясь сэкономит деньги. Вам все равно придемся оформлять полис, так почему же не сэкономить именно на штрафах? Да и займет мероприятие совсем немного времени.

Отметим, что существует статистика: все больше автолюбителей не продляют полис, поэтому рассматривается возможность существенного повышения суммы штрафов

Хозяин машины — ни при чем

Надо сказать, что довольно часто пострадавшие в ДТП пытаются взыскать причиненный ущерб не с виновника аварии, а с собственника транспортного средства. Однако, как поясняет Верховный суд, это незаконно. Водитель может совершить аварию и скрыться с места происшествия на автомобиле или без него.

Однако это не означает, что отвечать за его поступки должен собственник автомобиля, который передал машину по доверенности.

Собственник машины несет ответственность только за нарушения, которые выявлены камерами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме, если не сможет доказать, что не он управлял автомобилем. Но это единственное исключение из правил.

Итак, некий Борисов В.М. сбил пешехода, переходившего дорогу, некоего Пилюгина А.Н. От полученных в результате наезда травм Пилюгин позднее скончался в больнице. Страховая компания по ОСАГО выплатила родственникам погибшего расходы на погребение в размере 25 тысяч рублей.

Родственники погибшего обратились в суд, чтобы возместить полностью расходы на погребение, а также моральный ущерб — всего почти 120 тысяч рублей. Но подали иск не против Борисова, который управлял автомобилем, а против собственницы этого автомобиля некоей Клепиковой М.С. В качестве третьего лица была привлечена страховая компания, которая выплатила родственникам лишь 25 тысяч.

Советский райсуд Орла отклонил этот иск на том справедливом основании, что возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. Однако истцы оказались упорными. Они, по непонятной причине, отказались изменить ответчика по иску и подали апелляцию в орловский областной суд. Там их требования удовлетворили и потребовали от собственницы автомобиля частично компенсировать причиненный ущерб.

Однако собственница — Клепикова — не согласилась с таким решением и обжаловала его уже в Верховном суде России.

Проверив материалы дела, коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что водитель — Борисов — управлял автомобилем на законных основаниях. Ключи и документы Клепикова передала ему добровольно. Кроме того, он был вписан в полис ОСАГО.

Согласно правилам дорожного движения водитель не обязан при себе иметь доверенность от собственника. Право владения подтверждает полис ОСАГО, в который этот водитель вписан.

Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса обязанность возмещения вреда возлагается на гражданское лицо, владеющее источником повышенной опасности, на праве собственности, праве оперативного управления или иных законных основаниях. То есть отвечать за ДТП должен тот, кто находился за рулем в момент совершения аварии.

Поэтому Верховный суд отменил решение апелляционной инстанции и посчитал законным и справедливым решение суда первой инстанции.

Примечательно, что в истории, которую сейчас рассматривал Верховный суд, родственники погибшего по закону об ОСАГО могут рассчитывать на компенсацию в размере 475 тысяч рублей от страховщика виновника ДТП. Плюс 25 тысяч — это действительно установленные законом расходы на погребение.

Если бы родственники погибшего привлекли страховую компанию не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика, то они могли бы рассчитывать на получение всей этой суммы, которая почти в три раза превышает заявленный ими ущерб. В итоге они получили только затраты на судебные издержки.

Теперь, чтобы получить всю необходимую компенсацию, родственникам погибшего вновь необходимо подать в суд. Но уже на непосредственного виновника аварии — причинителя вреда. А страховую компанию привлечь к делу в качестве соответчика. Также необходимо попросить суд установить, кто должен выплачивать компенсацию.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector