Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каких случаях не ставят на миграционный учет иностранных граждан

Памятка иностранным студентам о правилах пребывания на территории РФ

После зачисления на основную образовательную программу в ФГБОУ ВО «ОмГПУ» каждый иностранный гражданин (студент) с 1 курса обязан в 3-дневный срок с момента прибытия на территорию РФ явиться в отдел международного сотрудничества ОмГПУ для ознакомления с правилами пребывания на территории РФ.

При себе необходимо иметь следующие документы:

  • паспорт или удостоверение личности,
  • миграционную карту,
  • договор на обучение.

Иностранные граждане обязаны соблюдать нормы действующего миграционного законодательства РФ, а также своевременно предоставлять необходимую информацию и документы, требуемые для соблюдения правил миграционного учета.

Каждый раз, когда иностранный гражданин пересекает границу РФ, ему необходимо лично предоставить или прислать на электронную почту отдела международного сотрудничества копию миграционной карты с указанием ФИО студента, факультета и курса.

По прибытии в РФ иностранный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания.

Разрешенный срок пребывания на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет составляет для граждан:

  • Казахстана – 30 суток;
  • Белоруссии – 30 суток;
  • Кыргызстана – 30 суток;
  • Армении – 30 суток;
  • Украины – 90 суток;
  • Таджикистана – 15 суток;
  • Узбекистана – 7 суток;
  • Молдовы – 7 суток.

Граждане других государств обязаны встать на миграционный учет в течение 7 дней с момента пересечения границы.

В течение 3 дней с момента постановки на миграционный учет иностранные студенты, проживающие как в общежитии ОмГПУ, так и по другим адресам, должны предоставить в отдел международного сотрудничества отрывную часть уведомления о прибытии иностранного гражданина или прислать скан-копию на электронную почту с указанием ФИО студента, факультета и курса.

В случае изменения иностранным гражданином места фактического проживания, фамилии, имени (имен), даты рождения, получения им нового национального паспорта, разрешения на временное проживание (РВП), вида на жительство в РФ или российского гражданства иностранный гражданин обязан в течение 1 рабочего дня уведомить об этом отдел международного сотрудничества ОмГПУ и представить соответствующие документы.

Для продления срока временного пребывания на территории РФ иностранным студентам очного отделения, проживающим не в общежитии, необходимо получить ходатайство в отделе международного сотрудничества как минимум за 1 месяц до истечения срока постановки на миграционный учет. Для получения ходатайства необходимо обратиться в отдел международного сотрудничества. При себе необходимо иметь:

  • копию документа, удостоверяющего личность,
  • копию договора на обучение,
  • копию отрывной части уведомления о прибытии иностранного гражданина,
  • копию миграционной карты,
  • справку об обучении из деканата.

Иностранные граждане, прибывшие в РФ с нарушением установленного порядка пересечения государственной границы РФ, своевременно не вставшие на учет по месту пребывания, уклонившиеся от выезда из РФ по окончании разрешенного срока пребывания в РФ, осуществляющие незаконную трудовую деятельность, равно как и сообщившие о себе неточные или ложные сведения при осуществлении миграционного учета, согласно статье 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 г. №114-ФЗ, являются незаконно находящимися на территории РФ и несут ПЕРСОНАЛЬНУЮ ответственность в соответствии с законодательством РФ. Ответственность таких иностранных граждан и лиц без гражданства, а также принимающей стороны, не исполнившей наложенных законом обязанностей по приему иностранных граждан, установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Статья 18.8.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ: нарушение иностранным гражданином режима пребывания на территории РФ, выразившееся в нарушении правил въезда в РФ, правил миграционного учета, отсутствии документов на право пребывания (проживания) в РФ, уклонении от выезда в РФ по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа на иностранного гражданина в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ либо без такового.

Статья 18.8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ: нарушение иностранным гражданином правил въезда в РФ либо режима пребывания на территории РФ, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в РФ, фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа на иностранного гражданина в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ либо без такового.

Статья18.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ: незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ влечет наложение административного штрафа на иностранного гражданина в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ либо без такового.

Статья 19.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ: предоставление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ либо без такового.

Миграционный учет иностранных сотрудников: что изменилось

Что произошло?

Что изменилось?

Зачем поправки?

Поправками устранена правовая неопределенность в вопросе о том, кто несёт ответственность за неисполнение обязанности по постановке иностранного гражданина на учёт по месту пребывания. Согласно новой формулировке, иностранный гражданин не «обязан встать», а «подлежит постановке» на миграционный учёт.

Что понимать под местом пребывания

В каких случаях работодатель теперь обязан ставить иностранца на миграционный учёт?

Напомним, ранее организация признавалась принимающей стороной, если иностранец или лицо без гражданства в ней фактически проживал или работал (находился).

Где иностранец подлежит постановке на учёт?

  • адрес жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
  • адрес гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых иностранец фактически проживает, либо адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой данное лицо находится в связи с получением услуг этой организации, либо адрес учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором оно содержится.

Какова ответственность за нарушение правил миграционного учёта?

В связи с вступлением в силу данного закона, работодатели иностранных граждан будут меньше опасаться этих санкций, но при этом больше не смогут ставить мигрантов на миграционный учёт по месту пребывания по адресу своей организации, если подобный работник фактически не проживает по этому адресу. Сделать это должен арендодатель, сдающий иностранцу жильё.

Иностранные граждане, поставленные на миграционный учёт по адресу работодателя, но фактически там не проживающие, могут быть на основании ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ оштрафованы или даже депортированы за отсутствие регистрации в случае, если это обнаружится. Например, если проверка застанет иностранца в месте проживания мигрантов, проверит его регистрацию и обнаружит, что она оформлена на адрес работодателя, хотя там он фактически не проживает.

Стоит отметить и налоговый аспект нововведения. Дело в том, что перекладывание ответственности за выполнение «миграционных» процедур в отношении иностранцев на плечи арендодателей жилья позволит налоговым органам эффективнее бороться с теневым рынком аренды жилых помещений.

Какие проблемы создают бизнесу новые правила учета иностранных работников

8 июля вступили в силу поправки в законы, существенно меняющие систему постановки на миграционный учет иностранных граждан (федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ). Эти изменения касаются всех иностранцев, временно пребывающих в России, включая высококвалифицированных специалистов (ВКС) и въезжающих в безвизовом порядке.

n Иностранных работников надо будет ставить на миграционной учет только по адресу их фактического проживания – раньше работодатель мог регистрировать их по адресу компании-нанимателя. Регистрация по адресу организации-работодателя теперь возможна, только если работник фактически проживает в помещении работодателя. В остальных случаях иностранные граждане должны быть поставлены на учет по адресу квартиры или гостиницы, где они фактически живут в России. Санкции за нарушение правил миграционного учета весьма серьезные: помимо штрафа до 5000 руб. (до 7000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге) выдворение за пределы России.

Это уже вторая попытка законодателей изменить систему миграционного учета. В 2011 г. были приняты поправки, которые также запрещали регистрацию иностранцев по адресу компании. Это вызвало многочисленные жалобы работодателей. Тогда государство прислушалось к мнению бизнеса и менее чем через два месяца вернулось к прежним принципам постановки на учет.

В этот раз поправки связаны с исполнением постановления Конституционного суда от 19.07.2017 № 22-П. Суд указывал, что необходимо устранить имеющиеся противоречия в законах: требования регистрировать иностранных граждан по адресу организации или по адресу фактического проживания. Однако вместо того, чтобы изменить противоречивые формулировки законов, законодатели кардинально изменили правила миграционного учета, создав для бизнеса сложности, без которых можно было обойтись.

n Новая редакция закона фактически лишает работодателей возможности регистрировать по своему адресу иностранных работников. Постановка на миграционный учет осуществляется принимающей стороной – собственником квартиры, сдающим ее в аренду, или гостиницей. Иностранные граждане, которые владеют квартирами в России, смогут ставить на учет иных иностранных граждан, только если сами постоянно проживают в России (имеют вид на жительство). В качестве принимающей стороны также могут выступать высококвалифицированные иностранные специалисты (ВКС), но только в отношении членов своей семьи.

n Компаниям необходимо проинформировать арендодателей о новых правилах постановки иностранных граждан на миграционный учет и оказать им содействие. Процедура такова: принимающая сторона (арендодатель) должна получить от иностранца документы, заполнить уведомление о постановке на учет, своевременно подать его и затем передать иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о постановке на учет. Проблема в том, что большинство арендодателей – физических лиц никогда не занимались этим и в ближайшее время вряд ли будут готовы взять на себя эти хлопоты. Не исключено, что некоторые арендодатели откажутся сдавать квартиры иностранным гражданам.

Читать еще:  Евросеть» продает б/у телефоны под видом новых

Но, поскольку невыполнение обязанностей по миграционному учету создает риски для самих иностранных работников, компаниям-работодателям все так же придется заниматься подготовкой документов для миграционного учета и контролировать, как арендодатели регистрируют иностранцев-арендаторов.

n Согласно давно действующим положениям закона о миграционном учете (ч. 2 ст. 24) ответственность за невыполнение обязанностей по миграционному учету несет принимающая сторона, а не иностранные работники. Однако российские суды активно применяли санкции за нарушения, связанные с миграционным учетом, к самим иностранцам. Эти риски сохраняются и после вступления в силу поправок.

Привлечение к административной ответственности может создать проблемы при получении российской визы или разрешения на работу, что в свою очередь может помешать производственным планам работодателя.

n Поправки повлияют и на порядок получения виз. По действующим правилам за продлением и восстановлением виз в органы МВД могут обращаться как сами иностранные работники, так и принимающая сторона – работодатель. Раз по новым правилам компании в большинстве случаев утратили статус принимающей стороны, их участие в продлении и восстановлении виз становится спорным.

Закон введен в силу в крайне неудачное время: до 25 июля 2018 г. в городах – участниках чемпионата мира по футболу все иностранные граждане должны вставать на миграционный учет в течение трех суток с момента въезда в Россию. Перестроиться на новые правила будет крайне сложно и госорганам, и работодателям, и арендодателям.

Поправки в закон ничего не говорят о том, что нужно предпринять, если иностранный работник уже встал на учет до 8 июля. Придется ли ему переоформлять регистрацию? Можно предположить, что новые правила применимы только при новой постановке на учет (например, при следующем въезде в Россию, изменении места пребывания и т. п.). Однако, как показывает практика, мнение проверяющих может быть другим. Официальных разъяснений Управления по вопросам миграции МВД России пока не было.

Миграционный форум Санкт-Петербурга

Записаться на платную консультацию
в адвокатское бюро

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, подлежат учету по месту пребывания, а лица, проживающие на основании РВП или вида на жительство, вправе зарегистрироваться по месту жительства. Учету по месту пребывания также подлежат мигранты, оформившие РВП и вид на жительство, в следующих двух случаях:

  1. При отсутствии у них места жительства.
  2. В случае нахождения в помещении, не являющимся местом жительства.

Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и регистрации по месту жительства регламентирован Федеральным законом от 18.06.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете».

Определение термину «место пребывания иностранного гражданина» дано во 2 статье вышеупомянутого закона. В соответствии с указанной статьей, местом пребывания иностранного гражданина признается то место, которое не является местом его жительства, но в котором гражданин находится, временно проживает либо осуществляет трудовую деятельность.

Постановка на учет осуществляется миграционным органом на основании поступившего уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (ст.20 Закона о миграционном учете). Обязанность подать такое уведомление возложена на принимающую сторону иностранного гражданина (ч.3 ст.20 Закона о миграционном учете), то есть на гражданина, предоставившего иностранцу помещение для проживания, или организацию, в которой он осуществляет трудовую деятельность.

Вместе с тем закон предусматривает случаи, когда уведомление может быть подано иностранным гражданином лично. Так иностранец, имеющий в собственности жилое помещение, вправе самостоятельно заявить его в качестве места своего пребывания. Кроме того, если в силу уважительных причин, принимающая сторона не может направить в орган ГУВМ уведомление, мигрант подает его самостоятельно. Уведомление может быть подано непосредственно в Управления по вопросам миграции по месту пребывания гражданина, либо направляет через отделение почтовой связи. В Санкт-Петербурге подать уведомление о прибытии можно также через многофункциональный центр. Согласно п.47 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29.08.2013 года № 364, в приеме уведомления может быть отказано в двух случаях:

  • если бланк уведомления заполнен с нарушением установленных требований к его форме и содержанию, или не поддается прочтению,
  • а также в случае отсутствия документов, предоставление которых является обязательным.

Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. Согласно примечанию, уведомление о прибытии заполняется на русском языке, разборчиво, ручкой с черными или темно-синими чернилами, заглавными печатными буквами и цифрами. В уведомлении о прибытии указываются установочные данные гражданина, ФИО принимающей его стороны, адрес пребывания и сроки, до которых гражданин планирует находиться по указанному адресу. В соответствии с п.32 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9, срок постановки на учет по месту пребывания не может быть более, чем на срок, в течение которого гражданин может законно находиться на территории РФ. Как правило, срок пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных законом. В связи с этим, граждане, имеющие патент, могут продлить учет на срок действия патента, то есть на тот срок, на который он оплачен. То же самое касается и граждан, которым срок пребывания продлен в соответствии с законом по иным основаниям.

В случае успешной подачи уведомления на руках у заявителя остается отрывная часть бланка с отметкой о его принятии. Именно она подтверждает факт постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Следует различать постановку на учет по месту пребывания и продление учета. Закон рассматривает их, как две абсолютно разных процедуры. Так, в соответствии с п. 42 Правил осуществления миграционного учета, при изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ, принимающая сторона обязана в течение 3-х рабочих дней с момента возникновения указанных обстоятельств, обратиться в миграционный орган с заявлением, составленным в произвольной форме, дополнительно предоставив заполненный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и «необходимые документы». В Правилах не указано, какие именно необходимые документы принимающая сторона обязана предоставить для продления срока учета по месту пребывания, логично предположить, что они должны подтверждать обстоятельства его продления.

По общему правилу, срок постановки на учет по месту пребывания не может превышать 7 суток с момента прибытия иностранного гражданина в место пребывания[1]. Стоит учитывать, что для отдельных категорий иностранных граждан международными соглашениями и федеральными законами установлены специальные сроки постановки на учет. В отличие от общего правила, международные соглашения предлагают исчислять срок постановки на учет не с момента прибытия иностранца в место пребывания, а с момента его въезда в РФ.

Например, в связи со вступлением в действие Договора о Евразийском экономическом союзе, граждане государств – членов союза (Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении), прибывавшие в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, освобождаются от необходимости постановки на учет (направления уведомления), в случае, если срок их пребывания с момента въезда в РФ[2] не превышает 30 суток.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от исполнения обязанности по направлению уведомления, если срок их пребывания с момента въезда в РФ не превышает 90 суток.

Граждане Казахстана освобождены от обязанности иметь на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 30 дней со дня въезда в РФ (п.1 ст.1 Соглашения от 7.06.2012 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации).

Граждане Украины освобождены от обязанности вставать на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 90 дней со дня въезда в РФ (Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года (подписан в г. Киеве 30.10.2004).

Граждане Таджикистана также освобождены от обязанности вставать на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 15 дней со дня въезда в РФ (Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 08.02.2013).

Так же федеральный закон устанавливает категории граждан, неподлежащих постановке на учет по месту пребывания. Все они перечислены в ч.6 ст.20 Закона о миграционном учете. К ним относятся:

  • Иностранные граждане, прибывшие в РФ на срок, не превышающий 7 дней, за исключением граждан, находящихся в гостинице, пансионате, санатории, доме отдыха, туристической базе, а также граждан, проходящих лечение и обследование в условиях стационара. В этом случае за постановку на учет отвечает администрация соответствующего учреждения, принявшего иностранного гражданина.
  • Главы иностранных государств, председатели правительств, члены правительственных и парламентских делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в РФ на основании приглашения органа власти.
  • Моряки, при условии их нахождения на территории порта (портового города) не более 24 часов, а также в случае выезда указанных лиц за пределы порта (портового города) в экскурсионных целях.
  • Иностранные граждане, являющиеся членами экипажей самолетов, бригад поездов, иных транспортных средств, участвующих в международном сообщении, при условии нахождения указанных лиц на территории аэропорта или вокзала (станции).
  • Моряки, пилоты, являющиеся членами экипажей военных кораблей и самолетов (иных летательных аппаратов), за исключением случаев вынужденной остановки указанных лиц вне основного состава своих экипажей на срок более 3 дней.

Иностранный гражданин подлежит регистрации по месту пребывания каждый раз при въезде на территорию России, поскольку в соответствии со ст.27 Закона о миграционном учете, при выезде за пределы Российской Федерации он снимается с учета. Аналогичные положения содержатся и в п.37 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. В соответствии с указанными правилами, основанием для снятия с миграционного учета является поступление от пограничных органов сведений о выезде иностранного гражданина за пределы РФ.

Читать еще:  Программа накопительного страхования жизни «АльфаРезерв»

Гражданин (его принимающая сторона) обязан сообщать подлинную информацию о месте своего нахождения в РФ. Предоставление в миграционный орган ложных сведений о месте пребывания также влечет административную ответственность в виде штрафа и выдворения с последующим запретом на въезд[3].

Ребенок может быть поставлен на учет по месту пребывания по адресу пребывания его родителей. Постановка ребенка на учет по месту пребывания осуществляется на основании уведомления, поданного принимающей стороной, а регистрация по месту жительства по заявлению родителей. Если родители пребывают (проживают) по разным адресам, место пребывания (проживания) ребенка определяется по их соглашению. Аналогичные правила действуют и в отношении регистрации несовершеннолетних иностранных граждан по месту жительства. В Санкт-Петербурге миграционные органы нередко отказывают в регистрации детей в нежилых помещениях, однако подобная практика была признана незаконной[4].

[1] Вопреки ошибочному мнению, согласно общему правилу, срок постановки на учет начинается исчисляться не со дня въезда иностранного гражданина в РФ, а со дня его прибытия в место пребывания, то есть помещение, не являющееся местом жительства гражданина, по адресу которого он подлежит постановке на учет в соответствии с федеральным законом.

[2] Важно обратить внимание, что срок постановки на учет указанным гражданам нужно исчислять не со дня прибытия в место пребывания, а со дня их въезда в РФ.

[3] При решении вопроса о наличии в действиях иностранного гражданина состава правонарушения, необходимо учитывать позицию Конституционного Суда, изложенную в Постановлении от 19 июля 2017 г. N 22-П. По мнению Суда, мигрант обязан состоять на миграционном учете по адресу нахождения принимающей стороны – физического лица или организации, с которым у него есть законная правовая связь. В данном случае адрес постановки на учет и место фактического проживания мигранта могут не совпадать. Во всех иных случаях мигрант обязан состоять на учете по месту своего фактического проживания.

[4] Решение Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 года (дело № 78-КГ17-9). В указанном решении Суд пришел к выводу, что у миграционного органа есть обязанность зарегистрировать ребенка по месту жительства в помещении, в котором зарегистрированы и проживают его родители, в том числе и нежилом.

Важные изменения в миграционном учете иностранных граждан в РФ

27 июня 2018 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [1] (далее – Закон). Изменения касаются всех иностранных граждан в РФ, включая высококвалифицированных специалистов и членов их семей, затронут не только вновь приезжающих иностранных граждан, но и всех находящихся в РФ иностранцев, подпадающих под миграционный учет.

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Ключевые изменения

Существенно меняется система миграционного учета всех иностранных граждан, находящихся в РФ. Если в настоящее время работодатели в качестве принимающей стороны имеют право ставить иностранных работников на миграционный учет по адресу компании, то после вступления изменений в силу постановка иностранных граждан на учет будет возможна только по адресу их фактического проживания в РФ. Соответственно, Закон вносит изменения в определения «место пребывания» и «принимающая сторона», под которыми соответственно понимаются только место фактического проживания иностранного гражданина и лицо (гражданин или организация), в чьих помещениях он будет проживать.

Поскольку на практике существуют разные мнения относительно того, что следует считать местом проживания иностранного гражданина, Закон уточняет: это место, которое он регулярно использует для сна и отдыха.

В соответствии с принятыми изменениями возможность для работодателей ставить на миграционный учет иностранных работников и сопровождающих их членов семьи по адресу компании сохранится только в ситуации, когда иностранные граждане будут фактически проживать по адресу компании в специально оборудованных для сна и отдыха помещениях (в том числе временных).

Последствия для компаний

Хотя обязанности по миграционному учету в основном переносятся с работодателей на лиц, в чьих помещениях будут проживать иностранные граждане, вывод миграционного учета из ведения работодателей, несомненно, создаст практические сложности. Особенно остро вопрос миграционного учета стоит в период проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ с 25 мая по 15 июля 2018 г., во время которого срок постановки иностранных граждан на миграционный учет сокращен до 3-х дней. [2]

Новые правила миграционного учета потенциально могут создать негативные последствия для компаний и их иностранных работников, среди которых:

  • нарушение установленных законом сроков постановки иностранных граждан на миграционный учет с последующими административными санкциями;
  • отказ арендодателей предоставить помещения для проживания иностранным гражданам в связи с неготовностью брать на себя ответственность за проведение процедур миграционного учета;
  • необходимость для работодателей каким-либо образом контролировать выполнение принимающей стороной обязанностей по своевременной постановке на миграционных учет иностранных работников и сопровождающих членов семьи в целях минимизации рисков для указанных иностранных граждан;
  • увеличение случаев нарушений процедуры регистрации иностранных граждан с сопутствующими рисками их депортации из РФ;
  • неопределенность положения иностранных работников, которые уже поставлены на миграционный учет работодателями по месту нахождения офиса.

Помощь консультантов

Юристы «Пепеляев Групп» готовы более детально проконсультировать по содержанию изменений правил миграционного учета.

Мы взаимодействуем с государственными органами и готовы оперативно проинформировать вас о появлении каких-либо сформированных подходов или разъяснений компетентных органов по данному вопросу.

Новые правила работы с иностранными гражданами

Ведущий юрист-консультант компании «Что делать Консалт»

Работодатели всегда очень аккуратны при приёме иностранных граждан на работу, ведь законодательные требования довольно строги, а при нарушении установленного порядка предусмотрены большие штрафы. Да и нормы законодательства часто меняются, за всем не уследить. Вот и летом 2018 года законодатель внёс несколько изменений в работу с иностранными гражданами. Некоторые новеллы уже вступили в силу, но на практике возникает множество вопросов. В статье мы рассмотрим основные изменения и попробуем разобраться, как работают новые правила.

Изменения миграционного учёта иностранных граждан

Первые нововведения внесены Федеральным законом от 27.06.2018 № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»». Уже с 8 июля 2018 года действуют новые правила миграционного учёта иностранных сотрудников. В частности:

— определён перечень мест пребывания, по адресу которых иностранный гражданин подлежит учёту по месту пребывания. Теперь местом пребывания может быть жилое помещение, в котором иностранец постоянно проживает, либо гостиница или иная организация, оказывающая гостиничные услуги, санаторий, дома отдыха, пансионаты, детские оздоровительные лагеря, туристские базы, кемпинги или иные помещения, в которых он фактически проживает, либо иностранец может зарегистрироваться по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определённого места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится;

— устанавливается, что иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещённую законодательством РФ деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном;

— уточняется, что под местом пребывания понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в которых иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания.

Таким образом, работодатель будет принимающей стороной при соблюдении двух условий:

— у него трудится иностранец или лицо без гражданства;

— этот сотрудник живет по адресу компании или в её помещении без адреса.

Ранее организацию признавали принимающей стороной, если иностранец или лицо без гражданства в ней фактически проживал или работал (находился).

Но у принимающей стороны возникает множество практических вопросов. Например, можно ли зарегистрировать иностранного гражданина по адресу арендованного помещения? Исходя из буквального толкования принятых изменений, запрета на это не установлено. Сказано лишь, что регистрация возможна в любом помещении организации. А таких требований, как наличие права собственности на помещение, не предусмотрено.

Кроме этого, работодатели задаются вопросом: какие нормы установлены к помещениям, в которых можно регистрировать мигрантов? Такие нормы не утверждены (к примеру, по аналогии с требованиями по количеству квадратных метров на человека в жилом помещении). Как видим, вопросов больше, чем ответов, содержащихся в законодательстве.

Итак, в связи с вступлением в силу данного закона, работодатели иностранных граждан больше не смогут ставить мигрантов на миграционный учёт по месту пребывания по адресу своей организации, если иностранный гражданин фактически не проживает по этому адресу.

Иностранные граждане, поставленные на миграционный учёт по адресу работодателя, но фактически там не проживающие, будут оштрафованы за отсутствие регистрации в случае, если это обнаружится. Например, если проверка застанет иностранца в месте проживания мигрантов, проверит его регистрацию, а она будет оформлена на адрес работодателя, что не будет соответствовать месту фактического проживания.

Правовое положение иностранцев в 2019 году

С 16 января 2019 года вступают в силу изменения в статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 216-ФЗ.

Читать еще:  Условия изготовления госномеров для физических и юридических лиц

Установлено, что приглашающая сторона принимает меры по обеспечению соблюдения приглашённым иностранным гражданином порядка пребывания в РФ в части соответствия заявленной им цели въезда фактически осуществляемой в период пребывания в РФ деятельности или роду занятий, а также по обеспечению своевременного выезда приглашённого иностранного гражданина за пределы России по истечении определённого срока его пребывания в РФ. Перечень и порядок применения указанных мер устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Если приглашённый иностранец ведёт в РФ деятельность, отличную от той, которую он заявил при въезде как цель визита в страну, либо задержался в стране дольше установленного срока, отвечать за его поведение будет пригласившая организация.

Так, неподобающее поведение иностранного гостя (например, работа вместо учёбы) может иметь последствия: пригласившего его российского гражданина могут оштрафовать на сумму от 2 000 до 4 000 рублей, а организацию – на сумму от 400 000 до 500 000 рублей. Должностным лицам компаний в подобной ситуации грозит штраф в размере от 45 000 до 50 000 рублей.

Изменения в процедуре снятия иностранца с учёта по месту пребывания

Федеральный закон от 29.07.2018 № 257-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 23 Федерального закона «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в части снятия иностранного гражданина или лица без гражданства с учёта по месту пребывания в Российской Федерации» вносит изменения в процедуру снятия иностранца с учёта. Такие изменения вступили в силу 10 августа 2018 года.

По факту вводится такой документ, как «Уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания». Согласно содержанию закона представление уведомления об убытии становится обязанностью принимающей стороны.

Уведомление может быть подано принимающей стороной одним из следующих способов:

  • непосредственно в соответствующий орган миграционного учёта, в котором иностранный гражданин был поставлен на миграционный учёт;
  • направлено почтовым отправлением;
  • передано через многофункциональный центр.

При этом форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, порядок его заполнения и передачи (в том числе и сроки) в органы миграционного учёта находятся на стадии утверждения МВД России.

Вместе с тем закон не даёт ответа на вопрос, что следует понимать под убытием иностранного гражданина из места пребывания (каковым является помещение, которое он регулярно использует для отдыха и сна).

Несмотря на то что закон уже вступил в силу 10 августа, точные сроки обязательного снятия с миграционного учёта иностранных граждан пока не установлены. Кроме того, на сегодняшний день также нет ни регламента, ни бланков уведомления о снятии иностранцев с миграционного учёта.

Возможно, ответ будет дан в соответствующем Приказе МВД России, иначе уведомления придётся подавать при каждом случае фактического отсутствия иностранца в предоставляемом ему для проживания помещении.

Итак, ознакомившись с основными изменениями в отношении иностранной рабочей силы, кадровики подкованы в своей дальнейшей работе. В разъяснения того, что приняли, как показывает практика, появятся вскоре после вступления в силу новых норм.

Проверьте себя

  • При приёме на работу иностранный сотрудник предъявляет те же документы, что и гражданин РФ:

а) верно, при приёме на работу иностранцы должны предоставить перечень того, что поименовано в статье 65 ТК РФ;

б) кроме документов, которые представляет гражданин РФ, иностранец обязан представить документы, поименованные в статье 327.3 ТК РФ.

2) Всегда ли с иностранными гражданами заключается срочный трудовой договор?

а) да, всегда – на срок оплаченного патента;

б) срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных статьёй 59 ТК РФ. В остальных случаях договор должен быть бессрочным.

  • О приёме всех иностранных граждан необходимо уведомить территориальный орган в сфере миграции в течение трёх рабочих дней:

а) да, исключений не установлено;

б) согласно позиции ВС РФ (Постановление ВС РФ от 30.05.2017 № 78-АД17-19) работодателям при заключении трудового договора с гражданином Беларуси не нужно уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

  • Нужно ли уведомлять службу занятости об увольнении иностранного работника?

а) не нужно, данная норма отменена;

в) нужно только при увольнении иностранца, обучающегося в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по имеющей госаккредитацию основной профессиональной образовательной программе.

Ответы

  • б
  • б
  • б
  • в

Миграционные уведомления

В отделениях Почты России можно отправить уведомления в органы управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел России:

  • о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания на территории Российской Федерации
  • о подтверждении иностранным гражданином или лицом без гражданства своего проживания на территории Российской Федерации
  • о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве
  • о трудовой деятельности на территории Российской Федерации
  • об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания

Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания на территории Российской Федерации может быть подано принимающей стороной (гражданином Российской Федерации, лицом, имеющим вид на жительство в Российской Федерации, или юридическим лицом). Уведомление может быть подано и самим иностранным гражданином, при условии наличия у него вида на жительство в Российской Федерации.

Уведомление заполняется в двух экземплярах и подается для проверки вместе с документом, удостоверяющим личность уведомителя и документом, подтверждающим право пользоваться жилым помещением.
В комплект прилагаемых к уведомлению документов входит копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, копия документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину, и копия визы или миграционной карты (кроме граждан Республики Беларусь). Сотрудник Почты России проверяет правильность заполнения документов и отправляет их в территориальный орган Министерства внутренних дел РФ регистрируемым почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.

Для граждан стран Евразийского экономического союза дополнительно прикладываются копия трудового или гражданско-правового договора с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории РФ и копия документов, подтверждающих родство (для членов семьи трудящегося государства ЕАЭС).

Уведомление о подтверждении иностранным гражданином или лицом без гражданства своего проживания на территории Российской Федерации может быть подано самим гражданином, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и имеющим вид на жительство, или его законным представителем (для несовершеннолетних или недееспособных граждан).

Уведомление заполняется в одном экземпляре и подается для проверки вместе с документом, удостоверяющим личность уведомителя и видом на жительство (или разрешением на временное проживание). Сотрудник Почты России проверяет правильность заполнения документов и отправляет их в территориальный орган Министерства внутренних дел РФ регистрируемым почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения или письмом/бандеролью 1-го класса с объявленной ценностью и описью вложения.

Уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве может быть подано самим гражданином или его законным представителем, а также уполномоченным представителем гражданина или его законного представителя.

Уведомление заполняется в двух экземплярах и подается для проверки вместе с документом, удостоверяющим личность уведомителя. В комплект документов входят оригинал и копия документа, удостоверяющего личность, а также копия паспорта или вида на жительство иностранного государства, а также оригинал и копия документа, удостоверяющего личность представителя уведомителя и оригинал и копия документа, подтверждающего полномочия представителя уведомителя (в случае подачи Уведомления законным представителем несовершеннолетнего/недееспособного гражданина или уполномоченным представителем родителя несовершеннолетнего/недееспособного гражданина). Сотрудник Почты России проверяет правильность заполнения документов и отправляет их в территориальный орган Министерства внутренних дел РФ регистрируемым почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения или письмом/бандеролью 1-го класса с объявленной ценностью и описью вложения.

Уведомление об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания может быть подано принимающей стороной (гражданином Российской Федерации, лицом, имеющим вид на жительство в Российской Федерации, или юридическим лицом).

Уведомление заполняется в двух экземплярах, и передается для проверки вместе со всеми документами, необходимыми для сверки данных, указанных в бланке. В комплект документов входит также копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства и копия документа, удостоверяющего личность физического лица, выступающего в роли принимающей стороны. Для представителя организации дополнительно прикладывается копия документа, подтверждающая полномочия представителя организации, предоставившей уведомление об убытии. Сотрудник Почты России проверяет правильность заполнения документов и отправляет их в территориальный орган Министерства внутренних дел РФ регистрируемым почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.

Уведомление о трудовой деятельности на территории Российской Федерации может быть подано работодателем либо организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, либо заказчиком работ (услуг).

Уведомление заполняется в одном экземпляре и передается для проверки вместе с документом, удостоверяющим личность уведомителя, и его копией, а также документами, необходимыми для проведения сверки данных в указанных в бланке. Представитель уведомителя также предоставляет доверенность, подтверждающую его полномочия. Сотрудник Почты России проверяет правильность заполнения документов и отправляет их в территориальный орган Министерства внутренних дел РФ регистрируемым почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.

Уважаемые клиенты!

Просим обратить внимание, что услуга по проверке заполнения уведомления о трудовой деятельности оказывается на ограниченной территории. В регионах, где услуга по проверке не оказывается, Вы все равно можете отправить уведомление о трудовой деятельности регистрируемым почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения в территориальный орган Министерства внутренних дел РФ.

Перечень регионов, где услуга действует/не действует приведен в приложении.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector