Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В казахстане за ущерб дтп перелом сколько платят

Полезные советы пешеходу – участнику ДТП

Что нужно и нельзя делать, чтобы добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу? Как противостоять подставным свидетелям со стороны виновника ДТП? И в каком случае страховщик сможет взыскать с пострадавшего пешехода сумму, выплаченную водителю?

Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов довольно распространены. За январь – апрель 2019 г. только в Москве произошло 1016 ДТП, в которых 57 человек погибли, 1005 человек получили вред здоровью разной степени.

Если пешеход стал участником ДТП, ему следует руководствоваться правилами, которые в последующем помогут добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу, взыскать компенсацию морального вреда. Знание своих прав и обязанностей позволит защитить свои интересы в ходе проведения следственных действий и в суде.

Что делать пешеходу, если он стал участником ДТП?

Если вы пострадавший пешеход, но можете двигаться, до приезда сотрудников ГИБДД на место происшествия запишите государственный номер машины, водитель которого наехал на вас (если он попытается скрыться с места ДТП), Ф.И.О. и телефоны свидетелей (если они на машине, то ее государственный номер). Сделайте фото- и видеосъемку места ДТП.

Если вашему здоровью был причинен вред, даже легкий, вызывайте скорую помощь и не отказывайтесь от госпитализации. При отказе протокол о ДТП с наездом на пешехода не оформляется (если не зафиксировано иное нарушение водителем ПДД), так как в этом случае считается, что пострадавшего нет, вред здоровью и материальный ущерб не причинялись. Часто через два-три дня выясняется, что у пешехода перелом или ушиб внутренних органов, но доказать их причину не удается.

Принимайте активное участие при опросе свидетелей и составлении сотрудником ГИБДД протокола осмотра и схемы места ДТП, протокола осмотра транспортного средства. Вы вправе ознакомиться с протоколами на месте ДТП. Если возможно, сфотографируйте их, поскольку КоАП РФ не предусматривает выдачу потерпевшим копии протокола осмотра места ДТП. Если у вас есть замечания, их необходимо указать в протоколе.

Нужно иметь в виду, что в случае несогласия участников дорожно-транспортного происшествия со схемой места ДТП, отказа от ее подписания либо их отсутствия при ее составлении она удостоверяется понятыми либо с применением видеозаписи.

На месте ДТП вы можете не давать показания, сославшись на шоковое состояние.

После аварии как можно быстрее (в Москве – в течение 5 дней с момента ДТП) позвоните на горячую линию городской системы видеонаблюдения и оставьте заявку на сохранение видеоархива с камер по месту происшествия. Оператору горячей линии нужно будет сообщить дату, время и адрес места ДТП. После этого вам сообщат номер заявки. Его необходимо передать сотрудникам ГИБДД или адвокату. Только они смогут получить видеозапись.

Если ДТП произошло в Москве, следует звонить на номер горячей линии: 8 (495) 587-00-02.

Как действовать пешеходу при проведении расследования по факту ДТП?

Чтобы ваши права как пострадавшего пешехода в ходе расследований не нарушались, лучше обратиться за юридической помощью к адвокату, который будет представлять ваши интересы. В этом случае все необходимые процессуальные действия от вашего имени совершит он. Если же вы решили справиться своими силами, то следует знать следующее:

1. Необходимо проведение медицинской экспертизы для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью. Ее назначает сотрудник полиции.

2. Сохраняйте все рецепты, выписанные врачом, и чеки, выданные при покупке медикаментов. Они могут пригодиться в будущем, когда нужно будет доказать расходы на восстановление здоровья, если выплата страховой компании не покроет затраты на лечение.

3. Если возбуждено дело об административном правонарушении, следует ознакомиться с его материалами. Случается, пострадавший пешеход не всегда получает постановление ГИБДД или решение суда, рассмотревших дело. Позже он узнает, что дело было закрыто, он признан виновным, при этом сроки для обжалования пропущены.

С уголовным делом ознакомиться не получится из-за тайны следствия. Но выход есть. Часто дело возбуждают сотрудники ГИБДД. Потом, если здоровью участника ДТП причинен тяжкий вред или он погиб, передают в ОВД. Нужно успеть ознакомиться с материалами, пока они находятся в ГИБДД.

4. В случае отказа предоставить материалы дела для ознакомления необходимо написать жалобу начальнику сотрудника ГИБДД.

5. После ознакомления с материалами дела необходимо проверить, все ли указанные вами свидетели опрошены. Если нет, попросите допросить остальных свидетелей.

Данные о свидетелях ДТП, которые имеются у пострадавшего или его родственников, необходимо сообщить дознавателю для их вызова на допрос. Также родственникам лучше самостоятельно связаться со свидетелями, сообщить, что им придется явиться на допрос, попросить их прийти.

6. Если вас не допросили на месте происшествия или в больнице, следует дать свои пояснения о произошедшем ДТП.

С какими проблемами может столкнуться пешеход?

Особая проблема – подставные свидетели со стороны виновника происшествия, которые вдруг «находятся» после того, как произошла авария. В этом случае помогут запись момента ДТП камерой видеофиксации и фотографии места происшествия, сделанные очевидцами. Можно попросить адвоката к суду запросить у операторов мобильной связи данные биллинга телефонов таких «свидетелей». Это позволит доказать, что они не были в районе ДТП в момент аварии.

На какие выплаты может рассчитывать пешеход, если он не виновен в ДТП?

Если пешеход невиновен, он вправе обратиться в страховую компанию виновника ДТП для получения страховой суммы за вред здоровью. Размер выплаты определяется в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1164) и может составлять не более 500 тыс. руб.

В случае если виновник скрылся с места ДТП, не имел полиса ОСАГО или у страховой компании отозвали лицензию, то необходимо обратиться в Российский союз автостраховщиков. На сайте РСА размещена информация о получении компенсационных выплат.

Если страховая сумма не покрыла расходы на лечение, то можно получить дополнительную выплату. Но нужно иметь в виду: выплаты страховой организации не могут превышать 500 тыс. руб. Если расходы на восстановление здоровья оказались больше, компенсация взыскивается с виновника происшествия.

Если пешеход виноват в ДТП, он может получить компенсацию за причиненный ему вред?

Если пешеход виновен, то взыскивать компенсацию за причинение вреда здоровью нужно не со страховой компании, а с водителя.

Пострадавший пешеход независимо от его вины может рассчитывать также на возмещение морального вреда. Компенсация взыскивается с причинителя вреда.

В качестве доказательств физических и нравственных страданий суду нужно будет предоставить фотографии травмы, описать болезненные процедуры, которым пешеход подвергался в больнице, рассказать, как изменилась его жизнь и чего он лишился из-за произошедшего ДТП.

Если виновным в происшествии будет признан пешеход, то размер расходов судьей может быть снижен, а имущественный ущерб не будет возмещен.

Может ли страховщик взыскать с пешехода сумму, выплаченную водителю?

Ранее с пешеходов – виновников ДТП страховые организации в рамках ОСАГО взыскивали суммы, выплаченные водителям на восстановительный ремонт машины. В настоящее время действуют поправки в Закон об ОСАГО, которые внесены Минфином по предложению МОД «Союз пешеходов». Страховым компаниям запрещено предъявлять требования к пострадавшим пешеходам об оплате затрат на ремонт сбивших их автомобилей. Но это правило не распространяется на КАСКО.

ДТП с жертвами: когда можно помириться без уголовного дела

Осужденный выполнил все условия

Водитель Дмитрий Комаров* во время обгона выехал на встречку, после чего отвлекся от управления и столкнулся с машиной Игоря Киселева*. В результате ДТП Киселев получила множественные переломы, что квалифицируется как тяжкий вред здоровью.

В отношении Комарова возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 264 УК – за нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, то есть совершение преступления небольшой тяжести. Он признал свою вину и раскаялся, принес потерпевшему извинения и добровольно заплатил ему 480 000 руб.

В суде Комаров ходатайствовал о постановлении приговора в особом порядке, гособвинитель и потерпевший его поддержали (гл. 40 УПК). Кроме того, потерпевший попросил об освобождении Комарова от уголовной ответственности в связи с примирением с ним, ведь обвиняемый загладил причиненный преступлением материальный и моральный вред. Киселев сообщил, что простил Комарова и просит для него о снисхождении.

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред (ст. 25 УПК).

Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры учел раскаяние Комарова в качестве смягчающего обстоятельства (п. «к» ч. 1 ст. 61 УК). Отягчающих обстоятельств суд не обнаружил. Он отметил: Комаров совершил по неосторожности преступление небольшой тяжести с двойным объектом посягательства (против здоровья граждан и против безопасности дорожного движения), тем самым создав повышенную общественную опасность для окружающих. Как указал суд, Комаров ранее неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД, а выплата потерпевшему 480 000 руб. не является полным возмещением вреда от преступления. Поэтому суд первой инстанции признал Комарова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК, и назначил наказание в виде ограничения свободы на срок 1 год 4 месяца с установлением ряда ограничений и возложением обязанностей по ч. 3 ст. 47 УК и ч. 1 ст. 53 УК (№ 1-21/2018).

Адвокат осужденного настаивал: суд должен освободить Комарова от уголовной ответственности в связи с примирением сторон, поскольку он выполнил для этого все условия (ст. 76 УК). Комаров ранее не совершал преступлений, характеризуется положительно, считается не привлекавшимся к административной ответственности в связи с истечением сроков (ст. 4.6 КоАП). Размер денежной компенсации – 480 000 руб. – определил сам потерпевший, и она была выплачена. Однако Суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и его президиум только подтвердили законность вынесенного приговора.

Читать еще:  Тайны профессии мастера наращивания ресниц: «Здесь легко заработать 100 тысяч и астму»

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред (ст. 76 УК).

Верховный суд изучил материалы уголовного дела, из которых видно: следователь с согласия заместителя руководителя следственного органа прекратил уголовное преследование Комарова в связи с примирением сторон. Однако и.о. прокурора отменил постановление о прекращении в связи с необходимости проверки обстоятельств, которые могли свидетельствовать о невиновности Комарова. По мнению ВС, все условия, необходимые для освобождения от уголовной ответственности, осужденный выполнил. Но нижестоящие суды не приняли во внимание указанные обстоятельства и не дали им какой-либо оценки. ВС считает: даже если потерпевшему в будущем потребуются дополнительные деньги на лечение, это не значит, что ущерб возмещен не в полном размере, поскольку он определялся на момент принятия решения о прекращении уголовного дела. Поэтому ВС отменил ранее принятые акты и прекратил производство по делу за примирением сторон (№ 69-УД19-3).

Решение принимает потерпевший

«ВС ориентирует судебную практику, что мнение потерпевшего при применении ст. 76 УК является определяющим. Если потерпевший считает, что причинённый ему вред возмещён в полном объёме, при соблюдении иных условий (при совершении преступления небольшой или средней тяжести впервые) суд не должен переоценивать мнение потерпевшего», – считает советник АБ Адвокатское бюро «ЗКС» Адвокатское бюро «ЗКС» Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 14 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 48 место По выручке Профайл компании × Геннадий Есаков.

«ВС справедливо подчеркнул: закон содержит только те условия освобождения от уголовной ответственности, которые указаны в ст. 76 УК и ст. 25 УПК. Способ заглаживания вреда и его размер определяются потерпевшим, и суд не вправе их пересматривать. В этой части решение ВС носит прецедентный характер»

Геннадий Есаков, советник АБ Адвокатское бюро «ЗКС» Адвокатское бюро «ЗКС» Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 14 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 48 место По выручке Профайл компании ×

Адвокат уголовно-правовой практики Art de Lex Art de Lex Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Уголовное право группа Финансовое/Банковское право группа Интеллектуальная собственность (включая споры) × Алексей Ануфриенко рассказал: суды часто прекращают уголовные дела, связанные с причинением тяжкого вреда здоровью при ДТП, в связи с примирением сторон, если соблюдены два обязательных условия (виновник помирился с потерпевшим и загладил причиненный вред). «В этом деле мы сталкиваемся с общей болезнью нашей судебной системы – немотивированностью судебных актов. Зачастую, принимая решение об отказе в прекращении уголовного дела в связи с примирением, суды не анализируют конкретные обстоятельства и не приводят убедительных аргументов в поддержку своей позиции. Встречаются случаи, когда суды шаблонно воспроизводят положения УПК, не объясняя особенность их применения в конкретном деле», – рассказал руководитель Практики уголовного права и процесса Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Семейное и наследственное право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Уголовное право Профайл компании × Артём Каракасиян. «Определение ВС безусловно обратит внимание судов на то, что право на освобождение от уголовной ответственности лица в связи с примирением с потерпевшим – это и есть реализация государством принципов справедливости и гуманизма», – говорит Ануфриенко.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Финмаркет, 28 декабря 2010 г.

РСА заявил о наличии разногласий в отношении поправок Минфина РФ по ОСАГО

Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин сообщил о наличии определенных разногласий в отношении поправок к закону об ОСАГО, разработанных Минфином РФ и официально опубликованных на сайте ведомства в виде проекта.

Российская газета-Юг России, Ростов-на-Дону , 26 марта 2009 г.

Компенсация с ущербом

С ростом числа автомобилей и непрофессионалов за рулем в Ростовской области растет количество наездов на пешеходов. В прошлом году 2094 человека получили травмы и увечья.

За 2 месяца этого года уже 232 человека оказались на больничной койке, 47 погибло. Самое интересное, что, оказывается, виновные водители никакой особой ответственности не несут. Если, конечно, наезд не повлек за собой смерть пешехода. Или вина их неоспоримо не связана с грубым нарушением правил дорожного движения.
В остальных случаях сбитому пешеходу самому придется бороться за свои права.

Опасная «зебра»
Ростовчанка Инга Короткова дисциплинированно переходила проспект Ворошиловский по пешеходной «зебре», на зеленый сигнал светофора. Тут с улицы Варфоломеева на поворот выскочила иномарка и, не замедляя скорости, чтобы пропустить, по правилам, пешеходов, сбила молодую женщину. От удара та перелетела через капот. Результат — сложный перелом ноги, операция, недели неподвижности на больничной койке, пропавшее лето, масса неудобств передвижения на костылях. Единственный положительный момент – виновный водитель сразу оплатил все лечение.
Но так «везет» далеко не всем пешеходам. Другой ростовчанин, Олег Ивашин, стоял на парковке возле автомобиля своего знакомого на улице Тургеневской. Вылетевшее из-за припаркованной здесь же «Газели» белое такси «Волга» вдруг вильнуло влево и буквально подбросило вверх Ивашина.
На «скорой помощи» мужчину повезли в отделение травматологии. Человек оказался на больничной койке на скелетном вытяжении. Три месяца неполноценной жизни ему обеспечено. Что же водитель?
— Я ехал по проезжей части и не виноват в том, что произошло. Я же не собирался его сбивать! — говорит он.
Материальное возмещение вреда — дело совести водителя. Однако, стоп, а как же его автогражданская ответственность?

Докажи, что не верблюд
Как выяснила корреспондент «РГ», на самом деле страховая компания может выплатить ущерб за лечение, если будут подготовлены все документы — как от ГАИ, так и от лечебного учреждения, с подтвержденными расходами на лечение. Только обращаться туда должен опять-таки не водитель, сбивший пешехода, а сам пострадавший. Для этого ему надо скрупулезно собирать все доказательства своего ущерба.
— За лечение потерпевшего в рамках обязательного медицинского страхования платит государство, — сказал представитель страховой компании.
— Мы можем оплатить лишь дополнительные расходы на лечение, например, покупку лекарств, которые не были предоставлены в больнице. Но назначение этих лекарств должно быть прописано в выписке из лечебного учреждения, а покупка — подтверждена чеками из аптеки.
Понятно, что при лечении перелома никаких особенных препаратов не требуется, разве что человек пару месяцев лежит распятым на койке. Но за это его состояние никто не в ответе. В случае же, не дай бог, операции, как рассказали бывалые люди, тоже никаких чеков не дождешься: если она и будет проделана, официальных тарифов на нее нет, а все, что платится врачу, платится в виде благодарности, которая, как известно, бумажных
подтверждений не имеет.
Потерянная трудоспособность компенсируется больничным листом, и это хорошо, если у человека «белая» зарплата. В страховой компании тоже могут посчитать утерянный заработок — но только по официальной справке о доходах.
Наконец, когда пострадавший выздоровеет, а милиция решит вопрос о возбуждении уголовного или административного дела против водителя, то пострадавший может подать иск в суд.

Дознание без сознания
В вопросе о возбуждении уголовного дела сегодня много неясностей. В случае нанесения тяжких телесных повреждений уголовное дело возбуждается незамедлительно. Но чем считать закрытый перелом?
В новом законе, вступившем в силу 16 сентября прошлого года, говорится, что тяжесть травмы определяется количеством дней, проведенных на бюллетене.
Бюллетеней у несчастного Ивашина уже три: срок его пребывания на больничном зашкалил за 70 дней. Дознание тем временем ведется со скоростью срастания сложного перелома — пятый месяц. Дознаватель смущен разностью показаний потерпевшего и водителя, хотя свидетели показывают, что сбитый автомобилем человек стоял на месте и выбегать на дорогу под колеса и не думал. Однако решено провести трассологическую экспертизу, которая возможна только после того, как потерпевший встанет на ноги. Пострадавшему предстоит обивать ими пороги как ГИБДД, так и судебно-медицинской экспертизы, чтобы подать заявление в страховую компанию и суд. Только так он имеет шанс на свою копейку. Водитель же затаился в ожидании решения: пронесет или не пронесет?
Как рассказал руководитель регионального центра защиты прав автомобилистов Александр Белецкий, лишить водительского удостоверения могут, в частности, при отказе от медицинского освидетельствования либо при побеге с места ДТП или при доказанном факте того, что водитель был пьян. Получается, если же он сбивает человека на трезвую голову, то потеря прав ему не грозит!

Что нужно делать
Если вы пострадали или стали участником ДТП:
— Вызвать «скорую помощь» по телефону 03.
— Вызвать на место происшествия ГАИ. Телефон дежурной части в Ростове: (863) 277-77-07.
— Написать заявление в страховую компанию, в которой застрахован виновник ДТП.
— Собирать все справки, выписки, заключения врачебной комиссии.
— Сохранить все чеки на покупку медикаментов, лекарств и продуктов питания.
— Взять справку о доходах за год.
Все это потребуется для предъявления иска в страховую компанию и суд.

Вся пресса за 26 марта 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Выплаты

Как оценить моральный вред

Двадцать пятого сентября 2017 г. в центре Москвы машиной со спецномерами был сбит инспектор ДПС 32-летний старший лейтенант полиции Сергей Грачев. Спустя месяц вдова Грачева Екатерина сообщила «Медузе», что получила выплату в размере 2 млн руб. Месяц спустя, 25 октября 2017 г., Ленинским райсудом Нижнего Новгорода было рассмотрено гражданское дело по иску дочери пожилого мужчины, сбитого в декабре 2016 г. поездом прямо на пешеходном переходе. В ее пользу было взыскано 85 000 руб.

Читать еще:  Полис ДМС для граждан Украины

Почему в одном случае родственники погибшего получили 2 млн руб., а в другом – 85 000 руб.? Кем и как определяется размер компенсаций за смерть и потерю здоровья в России?

Часть компенсаций, которые получают в России граждане в случае причинения вреда жизни или здоровью, фиксированная. К ним относятся утраченный заработок, выплаты по потере кормильца, расходы на лечение – порядок их назначения четко прописан в законе и практически одинаков для всех. Другой вид фиксированных выплат – специализированные, например, в случае терактов, авиакатастроф, гибели военнослужащих и силовиков: именно такую выплату получила Грачева, а также родственники погибших при взрывах в петербургском метро и в авиакатастрофе под Сочи.

Есть субсидиарные выплаты – средства, которые региональные власти и ведомства выплачивают пострадавшим и родственникам погибших по собственной инициативе. Они никак не регулируются законом, их размер определяют сами плательщики на свое усмотрение.

От редакции: Уцененное горе

Наконец, четвертый вид выплат – это моральный вред, который закон определяет как нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.), или нарушающими его личные имущественные или неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и др.). Размер компенсации морального вреда устанавливается судом (если стороны не достигли соглашения), однако четкие законодательные критерии его определения в законах фактически отсутствуют. Суды руководствуются, как это определено ст. 1101 ГК РФ, требованиями «разумности и справедливости». Формально при определении размера компенсации морального вреда суд должен учитывать характер и степень причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего – при этом ни понятие «степень страданий», ни ее «единица» законом не определены, что делает эти критерии скорее психологическими, чем правовыми. В результате «разумность и справедливость» в схожих случаях воплощаются в совершенно разные суммы, порой унизительно маленькие.

Например, в 2017 г. разными судами страны было рассмотрено два дела, в которых матери обращались за компенсацией морального вреда в связи с гибелью сыновей в ДТП. При практически идентичных обстоятельствах Нижегородским райсудом Нижнего Новгорода в пользу матери было взыскано 500 000 руб., а Пролетарским райсудом Ростова-на-Дону – 70 000 руб. За смерть новорожденного в результате некачественного оказания медпомощи при родовспоможении Приморским райсудом Санкт-Петербурга в пользу матери взыскано 15 млн руб., а в схожем деле Павловским горсудом Нижегородской области – 400 000 руб. 20% утраты трудоспособности как следствие профессионального заболевания на вредном производстве Ленинский райсуд Кирова оценил в 20 000 руб., а Московский райсуд Нижнего Новгорода – в 120 000 руб.

О какой-то общей логике при принятии судами решений, которую показала бы правоприменительная практика, говорить не приходится, но некоторые закономерности все же прослеживаются. Так, компенсация морального вреда в большинстве случаев выше при причинении вреда в результате уголовного преступления, однако компенсация взыскивается с осужденного, который, как правило, не обладает по понятным и очевидным причинам средствами для выплаты. В рамках гражданского судопроизводства большие суммы встречаются редко. Большой резонанс в медиа не всегда влияет на размер компенсации. Субъективные факторы (многодетность, личные и профессиональные характеристики погибшего или пострадавшего, обстоятельства случая) играют незначительную роль: разница может составлять от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч.

Водитель без ОСАГО и без денег: с кого получить компенсацию при ДТП

У попавших в ДТП по вине водителей без полиса ОСАГО появился реальный шанс возместить ущерб, даже если у нарушителей нет денег и источника дохода. Речь идет о случаях, когда виновник управлял чужим автомобилем, и его владелец проигнорировал обязанность водителя страховать свою ответственность.

Как рассказал Autonews.ru юрист Дмитрий Дугин, раньше претензии на возмещение ущерба чаще всего удовлетворяли только в отношении непосредственных виновников аварии. Однако нередко потерпевшим это никак не помогало, ведь денег у таких водителей просто не было. После совсем недавнего решения Верховного суда по аналогичной ситуации, в судах стали лояльнее подходить к искам в адрес непосредственных владельцев транспортных средств, передавших автомобили недобросовестным водителям.

В качестве примера юрист привел один из подобных случаев из своей недавней практики. 17 июня 2019 года в седан Cadillac ATS врезался автомобилист за рулем фургона Volkswagen Caravelle, который решил проскочить на красный сигнал светофора. Оба автомобиля получили серьезные повреждения, а у пассажира Cadillac врачи зафиксировали еще и легкий вред здоровью. За рулем Caravelle с оклейкой клининговой компании находился гражданин Украины — полиса ОСАГО у него не было. Автомобиль принадлежал не ему, а некой Татьяне К. Приехавшие на место инспекторы ГИБДД оформили аварию, виновником которой указали водителя Volkswagen.

Когда владелец Cadillac ATS решил подать в суд на виновника ДТП и возместить стоимость ремонта, в полиции сообщили, что мужчину лишили прав и депортировали из-за ряда других нарушений. Тогда владелец разбитого американского седана составил иск к владелице автомобиля, которая оказалась матерью хозяина клининговой компании. Хотя было очевидно, что виновник работал в этой компании, официально он нигде не числился, да и автомобиль на балансе компании не состоял. Поэтому сделать компанию соответчиком не получилось.

Для оценки стоимости восстановительного ремонта своего Cadillac ATS истец обратился в независимую экспертную организацию. В соответствии с заключением специалиста, расчетная стоимость ремонта оказалась даже выше стоимости самого автомобиля — 1 704 594 руб., а с учетом износа — 1 523 600 руб. При том, что среднерыночная стоимость такого автомобиля — 1 076 000 рублей. Годные остатки иномарки можно было продать за 355 тыс. рублей. Эксперт таким образом пришел к выводу о конструктивной гибели автомобиля истца и определил сумму к взысканию — от стоимости аналогичной машины вычел цену годных остатков и получил 721 тыс. рублей. Ответчики на осмотр автомобиля не пришли. Не явились ответчики и на последующее судебное заседание, никаких возражений на иск и результаты экспертизы они не предоставили.

28 августа состоялось судебное заседание Одинцовского городского суда Мособласти. Там сторона истца представила полученную из ГУ МВД по Москве карточку учета фургона Volkswagen, где владелицей числилась Татьяна К. На основании этого, а также протокола ГИБДД, судья пришла к выводу, что собственник автомобиля не обеспечила его сохранность и не контролировала, кто пользуется принадлежащим ей источником повышенной опасности. Кроме того, получалось, что она не выполнила требования закона об ОСАГО по страхованию гражданской ответственности.

«Поэтому в силу п. 2 ст. 1079 России ответчик обязана нести материальную ответственность перед истцом, как лицо виновное в причинении вреда в полном объеме», — говорится в решении суда.

Кроме того, суд частично удовлетворил требования истца о ряде других компенсаций. Ему присудили выплату морального вреда в размере 20 тыс. руб. на основании медицинской документации, подтверждающей обращение на получение первичной медпомощи. Также суд обязал выплатить истцу расходы на проведение экспертизы — 10 тыс. руб. и госпошлины — 10 410 руб.

Такое решение юрист Дугин объяснил недавними примерами решений Верховного суда. «Еще пару лет назад все мои попытки привлечь собственников оказывались неудачными, к счастью, я вижу, что практика меняется, — рассказал Дугин. — Верховный суд своим примером указал, что судам следует устанавливать, на каких основаниях водитель управлял транспортным средством, а также проверять, проявил ли собственник должную осмотрительность при передаче автомобиля и на каком основании он это делал. Таким образом практика становится более справедливой. Ведь у собственника есть не только есть право распоряжаться своим автомобилем, но и обязанности в части страхования».

По словам эксперта, ответственный собственник может быть освобожден от ответственности, если, например, передал автомобиль по договору аренды с указанием необходимости его застраховать, либо у собственника это ТС выбыло противоправно, например, если машину угнали.

Также оказалось, что некоторые недобросовестные собственники подделывают договоры аренды и подписывают их за водителей-виновников ДТП. Однако существует возможность проверить действительность таких документов — например, с помощью запроса в Налоговую службу узнать, исполнялся ли договор, переводились ли по нему платежи.

«Незастрахованные водители ездят на чужих дорогих автомобилях, собирают штрафы, устраивают ДТП, а потом говорят, что они не причем. Но так быть не должно. Поэтому всем автовладельцам нужно сейчас гораздо внимательнее относиться к своему имуществу, — предостерегает Дугин. — Пока не было постановления пленума ВС, тем не менее суды стараются придерживаться единства практики».

Попавшим в подобную ситуацию водителям эксперт советует внимательно оценивать ситуацию: привлечь к ответственности можно попробовать и собственника, и водителя. Все зависит от их статуса и платежеспособности, а в дальнейшем соразмерность ответственности будет определять суд.

В свою очередь юрист Илья Афанасьев в беседе с Autonews.ru также подтвердил, что решение Верховного суда начало серьезно менять сложившуюся практику. По его словам, необходимость в этом назрела уже давно.

«До этого момента действительно просто невозможно было привлечь к ответственности собственников автомобилей, — согласился Афанасьев. — В итоге без страховки стали ездить таксисты, странные люди с неопределенным статусом. При этом на совершенно разных автомобилях, в случае ДТП они могли просто пропасть и потерпевший оказывался просто ни с чем. Ему разбили машину и на этом все — нормы Гражданского кодекса гласили, что несет ответственность только непосредственный причинитель вреда. Однако ВС уточнил трактовку: согласно закону об ОСАГО владелец должен страховать свой автомобиль».

Читать еще:  Не все равны перед законом: тяжким преступлениям запретили особый порядок

Эксперт также дал полезный совет тем автомобилистам, которые не смогли получить компенсаций от водителей без ОСАГО и привлечь к ответственности собственников в течение последних трех лет. Теперь, по словам Афанасьева, можно смело обращаться в суд с исками к собственникам и добиваться выплат. Исковая давность по таким делам составляет три года.

Штраф, лишение или тюремный срок? Ответственность виновников ДТП

Итак, существует 3 вида ответственности для водителя, ставшего виновником дорожно-транспортного происшествия. Ответственность зависит от тяжести наступивших последствий.

  • Гражданско-правовая ответственность наступает при ДТП с повреждением автомобилей и заключается в имущественном, денежном возмещении ущерба, причиненного виновником.
  • Административная ответственность наступает как при ДТП с повреждением автомобилей, так и с причинением вреда здоровью людей (а именно причинение легкого и среднего вреда здоровью), заключается в денежном возмещении перед ГИБДД (штраф, лишение права управления транспортным средством).
  • Уголовная ответственность наступает при ДТП с причинением вреда здоровью людей (причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть), заключается в виде лишения свободы.

Вид уголовной или административной ответственности при ДТП с причинением вреда здоровью зависит от продолжительности лечения пострадавших.

Легкий вред здоровью

Наказание: штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 1 года до 1,5 лет

Основание: ч.1 ст.12.24 КоАП РФ

Что такое «легкий вред»? Это кратковременное расстройство здоровья и трудоспособности. Лечение должно длиться при этом не более 21 дня. Стационарное или амбулаторное было лечение, значения не имеет – главное, чтобы были подтверждающие медицинские документы, история болезни и амбулаторная карта.

Средний вред здоровью

Наказание: штраф в размере от 10 000 до 25 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1,5 до 2 лет

Основание: ч.2 ст.12.24 КоАП РФ

Что такое «средний вред»? Это неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть. То есть, если потерпевший пролечился более 3 недель (более 21 дня).

Тяжкий вред здоровью

Наказание: лишение свободы до 2 лет с лишением права управления транспортным средством на срок до 3 лет, если водитель был трезвый. Лишение прав, лишение свободы до 4 лет, если водитель был пьян.

Основание: ч.1 и ч.2 ст.264 УК РФ

Что такое «тяжкий вред»? Опасный для жизни вред здоровью, а при отсутствии этого признака – последствия причинения вреда здоровью: потеря зрения, речи, слуха, какого-либо органа либо утрата органом его функций, неизгладимое обезображивание лица, расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией.

Смерть по неосторожности

Наказание: если погибший один – до 5 лет лишения свободы, то же преступление в пьяном виде – до 7 лет и лишение прав на 3 года. Если погибших два и более, то до 7 лет в трезвом виде и до 9 лет в пьяном, плюс опять-таки лишение прав на 3 года.

Основание: ч.3 – ч.6 ст.264 УК РФ

Оплата вреда здоровью

Ущерб здоровью определяется в денежном эквиваленте и состоит из следующих компонентов:

  • стоимость стационарного лечения;
  • стоимость амбулаторного и восстановительного лечения: физиопроцедуры, инъекции, сбор анализов, лечебный массаж, наложение гипса, пользование костылями, УЗИ, рентген, снимки, лекарственные препараты и т.д.;
  • наем автомобиля (такси) для поездок в поликлинику (больницу);
  • стоимость косметических операций: при травмах головы и лица на первом этапе лечения восстанавливают костную структуру черепа, последующие этапы кожной (косметической) пластики платные и очень дорогостоящие;
  • стоимость услуг сиделки: при переломах костей таза, позвоночника, ног пострадавшего, который не в состоянии самостоятельно передвигаться и нуждается в дополнительном уходе.

В случае, если дело дошло до суда, то пострадавший вправе потребовать от виновника аварии возмещения потерянного заработка и морального вреда. При этом под моральным вредом понимаются все физические и нравственные страдания больного человека и его родственников, связанные с получением травмы.

И помните: если уголовная и административная ответственность наступает только при наличии вины водителя, то гражданско-правовая ответственность по восстановлению здоровья пострадавшего применяется и к невиновным в ДТП водителям. Так как транспортное средство является источником повышенной опасности, то если вам под колеса попал неосторожный пешеход, а вашей вины нет, закон все равно обяжет вас оплатить его лечение. Об этом говорит статья 1079 Гражданского Кодекса РФ.

Так что усвойте простое правило: наезда на пешехода нужно избегать всеми способами, если только это не выезд на встречную или на перекресток под красный сигнал, где вы можете убить уже другого водителя и себя заодно. А вот зацепить припаркованное авто или заехать на газон, поломав свою подвеску и пробив колеса – лучший выход, чем оплата лечения тяжелых травм.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Финмаркет, 28 декабря 2010 г.

РСА заявил о наличии разногласий в отношении поправок Минфина РФ по ОСАГО

Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин сообщил о наличии определенных разногласий в отношении поправок к закону об ОСАГО, разработанных Минфином РФ и официально опубликованных на сайте ведомства в виде проекта.

Удмуртская правда, Ижевск , 6 мая 2013 г.

В Ижевске начали работать новые правила страхования пассажиров

С нового года по всей стране изменились правила перевозки пассажиров.

Каждый из нас теперь будет застрахован, чтобы, если вдруг авария, лечиться, по крайней мере, не за свой счет. С каждого билета перевозчики будут платить страховой компании – от 14 копеек в автобусах до 45 рублей на морских судах. Что, впрочем, не должно сказаться на цене билетов.

В Ижевске начали работать новые правила страхования пассажиров Все расходы несет предприятие, уверяют в ИПОПАТ. Перевозчику это будет стоить более 12 млн. рублей в год.

Упал, очнулся, гипс. По похожему сценарию в прошлом году закончилась обычная поездка в автобусе для 75-летней ижевчанки. Женщина упала в салоне, когда водитель резко тронулся с остановки. В результате пассажирка получила перелом шейки левого бедра.

После ДТП пострадавшая целый месяц находилась на стационарном лечении, а затем более чем полгода нуждалась в постоянном уходе и транспортировке. Подлечившись, пенсионерка обратилась в суд с иском к ОАО «ИПОПАТ» и страховой компании, застраховавшей гражданскую ответственность предприятия по договору обязательного страхования, для возмещения расходов на лечение и компенсации морального вреда.

Изучив материалы дела, суд вынес решение об удовлетворении иска и обязал страховщиков выплатить возмещение вреда здоровью в сумме 22 066 рублей, а предприятие – компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей.

Сейчас при возникновении подобной ситуации в суд идти не придется. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков за причиненный вред пассажирам» обязывает перевозчика страховать каждого пассажира на случай травмы. Исключение – такси и метро. В такси – ОСАГО. А метрополитен страховку будет оплачивать сам. Но и там выплаты должны быть не меньше, чем у других перевозчиков.

– По закону, вступившему в силу с начала этого года, все пассажиры имеют право на возмещение ущерба своей жизни в размере 2 млн. рублей и 26 тыс. рублей – имуществу при перевозке на всех видах транспорта. Ранее такая страховка действовала только для авиаперевозчиков, – поясняет первый заместитель генерального директора ОАО «Удмуртавтотранс» Владимир Смирнов.

2 млн. 25 тыс. рублей – максимальная сумма страховки. Она выплачивается в случае смерти пассажира. Перелом ноги обойдется дешевле – 240 тыс. рублей, сотрясение мозга – 60, повреждение внутренних органов – 100, травматический шок – 200, потеря беременности – миллион рублей. Расписаны даже ушибы. Если травм несколько, цифры суммируются. Отдельно оплачивается вред имуществу, а также инвалидность.

В аварийном случае первый, к кому должен обратиться пострадавший пассажир, – это водитель. Его задача сообщить о ЧП диспетчеру, вызвать скорую и ГИБДД. У водителя можно уточнить и координаты страховой компании, которая будет оплачивать лечение. Эта информация должна также быть на сайте перевозчика.

– Постановлением правительства утвержден исчерпывающий перечень документов. В результате страхового случая пострадавший обращается в страховую компанию, которую он может узнать у перевозчика, с конкретным перечнем документов. Причем в постановлении сказано, что страховая компания имеет право помочь собрать комплект этих документов, — рассказывает заместитель директора филиала страховой компании Александр Бородин.

Возмещать имущественный ущерб будет сам перевозчик, но за компенсацией вреда здоровью придется обратиться в страховую компанию. Страховщики обещают, что все процедуры для пассажира будут максимально простыми. Причем сроки для обращения за денежными выплатами не ограничены, а из документов обязательны только два: заявление пострадавшего и медицинская справка с точным диагнозом. А уж выяснить обстоятельства – дело страховщиков. Они не скрывают, что будут перепроверять факты.

Если все подтвердится – деньги переведут в течение месяца. Но на всякий случай нужно готовить аргументы в свою защиту. Доказать, что вы получили травму именно в транспорте, помогут видеокамеры. Не лишним будет и проездной билет.

Так, в обычном билете на автобус есть и дата, и время поездки. А в тех, что дают в маршрутных такси, только номер. Но, оказывается, и его достаточно, чтобы подтвердить — вы были в машине в день аварии. Другой вопрос, что пассажиры редко требуют эти билеты у водителя. Но теперь в каждом заложена еще и страховая выплата.

Если перевозчик не застрахован, за травмы пассажиров будет платить сам по тем же тарифам, что и страховая компания. А если отказывается — жалуйтесь в службу транспортного надзора. Если он не прав, может даже лишиться лицензии, но сначала заплатит по счетам пассажира. К счастью, с начала года в Ижевске ни один пассажир не в общественном транспорте пострадал и не обратился за компенсацией.

Вся пресса за 6 мая 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование ответственности перевозчиков

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector