Abv96.ru

Юридические консультации онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон о ломбарде с изменениями и дополнениями 2020

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 22 июля 2013 года №992

(В редакции Законов Республики Таджикистан от 27.11.2014 г. №1153, 04.07.2020 г. №1713)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с ломбардной деятельностью, по предоставлению краткосрочных кредитов взамен находящегося под залогом движимого имущества, а также хранению движимого имущества граждан.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

— ломбард — юридическое лицо (специализированная организация), занятое предоставлением краткосрочных кредитов взамен находящегося под залогом движимого имущества граждан, а также хранением движимого имущества граждан;

— территория ломбарда — охраняемая специализированная территория основного помещения, предназначенного для приёма поклажедателей, предоставления краткосрочных займов, хранения документов кредитования, наличных денег, заложенного имущества и сданного на хранение имущества;

— малогабаритное имущество — ювелирные изделия, а также другое движимое имущество, которое хранится в несгораемых сейфах ломбарда, установленных на территории ломбарда;

— крупногабаритное имущество — движимое имущество, которое хранится на территории ломбарда;

— предмет залога в ломбардах — движимое имущество, не изъятое из оборота, а также движимое имущество, оборот которого законодательством Республики Таджикистан не ограничен;

— документы кредитования и хранения — договор займа, договор хранения, залоговый билет, именная сохранная квитанция, а также другие документы, установленные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан;

— договор займа — договор между ломбардом и поклажедателем на определенный срок с выдачей залогового билета;

— договор хранения — договор между ломбардом и поклажедателем на определенный срок о хранении имущества на возмездной основе с выдачей именной сохранной квитанции;

— залоговый билет — документ учета залога, который выдается поклажедателю при подписании договора о займе;

— именная сохранная квитанция — документ учета залога, который выдается поклажедателю в процессе подписания договора хранения;

— невостребованное имущество — имущество, переданное ломбарду, и невостребованное поклажедателем в сроки, определенные договорами займа и хранения.

(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 04.07.2020 №1713)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан о ломбардах

Законодательство Республики Таджикистан о ломбардах основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Таджикистаном.

Статья 3. Лицензирование ломбардной деятельности

Лицензирование ломбардной деятельности осуществляется в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Статья 2.3. Регулирование деятельности и надзор за деятельностью ломбардов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 2.3, вступающей в силу 1 апреля 2014 г.

Статья 2.3. Регулирование деятельности и надзор за деятельностью ломбардов

1. Органы государственной власти, Банк России и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность ломбардов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 12 октября 2020 г. — Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 196-ФЗ

2. Регулирование деятельности ломбардов и надзор за их деятельностью, за исключением их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказания ими консультационных и информационных услуг, осуществляются Банком России.

3. Банк России осуществляет следующие функции:

1) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие деятельность ломбардов;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 11 января 2021 г. — Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 196-ФЗ

2) ведет государственный реестр ломбардов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 12 октября 2020 г. — Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 196-ФЗ

3) запрашивает и получает от ломбардов документы и информацию, необходимые для осуществления Банком России своих функций;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 12 октября 2020 г. — Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 196-ФЗ

4) осуществляет в установленном Банком России порядке надзор за соблюдением ломбардами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, за исключением требований к их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказанию ими консультационных и информационных услуг;

5) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. В отношении ломбарда Банк России:

1) запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности ломбарда у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, иных органов государственного контроля и надзора;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 196-ФЗ пункт 2 признан утратившим силу с 11 января 2021 г.

2) запрашивает и получает информацию о ломбарде из единого государственного реестра юридических лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 196-ФЗ пункт 3 признан утратившим силу с 11 января 2021 г.

3) обеспечивает соответствие сведений о ломбарде в государственном реестре ломбардов сведениям об указанной организации в едином государственном реестре юридических лиц, в том числе сведениям о ликвидации организации;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 12 октября 2020 г. — Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 196-ФЗ

4) проводит проверку соответствия деятельности ломбарда требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных актов Банка России в порядке, установленном Банком России;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 12 октября 2020 г. — Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 196-ФЗ

5) направляет ломбарду предписания, обязательные для исполнения. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 196-ФЗ пункт 6 признан утратившим силу с 11 января 2021 г.

6) обращается в суд с заявлением о ликвидации ломбарда в случаях:

а) неисполнения ломбардом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;

Информация об изменениях:

Подпункт «б» изменен с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

б) неоднократного нарушения ломбардом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных актов Банка России (кроме случаев, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта);

Информация об изменениях:

Подпункт «в» изменен с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

в) неоднократного нарушения в течение одного года ломбардом требований, предусмотренных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7.3 и 7.5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и (или) неоднократного нарушения в течение одного года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом;

г) несоответствия органов управления ломбарда требованиям настоящего Федерального закона;

7) осуществляет иные права в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Ломбард вправе обжаловать действия (бездействие) Банка России в суд.

Закон о ломбарде с изменениями и дополнениями 2020

Для просмотра полного текста документа необходима авторизация. Если Вы являетесь зарегистрированным пользователем, нажмите слева вверху ссылку «Авторизация пользователя» и введите логин и пароль. Если у Вас еще нет аккаунта на нашем сервере, перейдите на страницу Услуги и цены для выбора удобного для Вас тарифного плана. Вы можете связаться с нашими менеджерами и обсудить условия получения полного доступа к нашей базе данных.

Как скачать документ в формате WinWord?

Для получения документа в формате WinWord нажмите ссылку «Скачать полный текст (Word)». На запрос системы «Открыть» или «Сохранить» — выберите нужное действие.

Закон Республики Таджикистан от 4 июля 2020 года, №1713 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «О ломбардах»

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН «О ЛОМБАРДАХ»

Принят постановлением МН МОРТ

от 10 июня 2020 года, №97

Одобрен постановлением ММ МОРТ

от 26 июня 2020 года, №46

Статья 1. Внести в Закон Республики Таджикистан «О ломбардах» от 22 июля 2013 года (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2013 г., №7, ст. 520; 2014 г., №11, ст. 662) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 1 дополнить абзацем пятым следующего содержания:

«- предмет залога в ломбардах — движимое имущество, не изъятое из оборота, а также движимое имущество, оборот которого законодательством Республики Таджикистан не ограничен;».

Читать еще:  Как создать график работы с учетом количества выходных

— часть 2 дополнить вторым предложением следующего содержания:

«Уставный капитал ломбарда должен составлять не менее трёх тысяч показателей для расчётов и формироваться в виде денег.».

— часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Ломбард может заниматься следующими видами деятельности:

— выдача краткосрочного кредита взамен залога движимого имущества граждан;

— принятие в залог, хранение, купля и продажа движимого имущества, включая приобретение и продажу имущества, в составе которого содержатся драгоценные металлы, драгоценные камни и предметы антиквариата;

— оказание услуг по хранению документов и ценных материалов клиентов; продажа заложенного имущества в соответствии с законодательством Республики Таджикистан;

— оценка предлагаемого имущества в соответствии с требованиями нормативных правовых актов или условий договора;

— идентификация видов, типов и особенностей предложенного в ломбард имущества;

— другая деятельность, определенная законодательством Республики Таджикистан.»;

— дополнить частями 12,13, 14 и 15 следующего содержания:

«12. В ходе своей деятельности ломбард должен соблюдать требования Закона Республики Таджикистан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения.

13. Ломбард должен незамедлительно и без предварительного предупреждения запретить всякого рода операции с денежными средствами и другим имуществом физических лиц, внесенных в список лиц, связанных с терроризмом и распространением оружия массов

Ювелирные Известия

21 ян­ва­ря 2019 го­да на офи­ци­аль­ном сай­те Бан­ка Рос­сии бы­ло раз­ме­ще­но Ука­за­ние Бан­ка Рос­сии от 17 ок­тяб­ря 2018 N4937-У «О по­ряд­ке пред­став­ле­ния не­кре­ди­т­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми в упол­но­мо­чен­ный ор­ган све­де­ний и ин­фор­ма­ции в со­о­т­вет­ствии со ста­тья­ми 7, 7.5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма».

Ука­за­ние Бан­ка Рос­сии №4937-У вы­пу­ще­но вза­мен Ука­за­ния Бан­ка Рос­сии от 15 де­ка­б­ря 2014 г. N3484-У «О по­ряд­ке пред­став­ле­ния не­кре­ди­т­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми в упол­но­мо­чен­ный ор­ган све­де­ний, пре­ду­смо­т­рен­ных Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» и всту­пит в си­лу 22 мар­та 2019 го­да.

Ко­м­мен­та­рии о том ка­кие из­ме­не­ния в срав­не­нии с Ука­за­ни­ем ЦБ №3484-У вне­се­ны Ука­за­ни­ем Бан­ка Рос­сии №4937-У да­ет Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на, экс­перт ПОД/ФТ/ФРОМУ, ру­ко­во­ди­тель Ме­ж­ре­ги­о­наль­но­го экс­пе­р­т­но­го цен­т­ра фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га «На­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние».

1. Ре­шен во­прос о пред­став­ле­нии ло­м­бар­да­ми в Рос­фин­мо­ни­то­ринг ин­фор­ма­ции о ре­зуль­та­тах про­вер­ки кли­ен­тов в со­о­т­вет­ствии с п. 6 ст. 7.5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ по Пе­реч­ню лиц, при­част­ных к рас­про­стра­не­нию ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния (да­лее — РОМУ).

От­дель­ной фор­мы от­че­та, для ис­пол­не­ния обя­за­н­но­сти о пред­став­ле­нии ре­зуль­та­тов про­вер­ки по Пе­реч­ню РОМУ, не бу­дет. Фор­ма­ты элек­трон­ных со­об­ще­ний бу­дут скор­рек­ти­ро­ва­ны ЦБ и раз­ме­ще­ны не позд­нее 30 дней по­с­ле дня офи­ци­аль­но­го опуб­ли­ко­ва­ния Ука­за­ния №4937-У.

Ло­м­бар­ды дол­ж­ны пред­став­лять ин­фор­ма­цию по од­ной фор­ме од­но­вре­мен­но:

  • о ре­зуль­та­тах про­вер­ки на­ли­чия сре­ди сво­их кли­ен­тов лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства, в со­о­т­вет­ствии с пп. 7 п. 1 ст. 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на №1115-ФЗ
  • о ре­зуль­та­тах про­вер­ки на­ли­чия сре­ди сво­их кли­ен­тов лиц, вклю­чен­ных в Пе­ре­чень лиц, при­част­ных к рас­про­стра­не­нию ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния (РОМУ), в со­о­т­вет­ствии с п. 6 ст. 7. 5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ.

2. Скор­рек­ти­ро­ва­ны фор­му­ли­ро­в­ки ин­фор­ма­ции, ко­то­рую ло­м­бар­ды дол­ж­ны пред­став­лять в упол­но­мо­чен­ный ор­ган. Кор­рек­ти­ро­в­ки вне­се­ны в свя­зи с до­пол­не­ни­ем с 23 июля 2018 го­да Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ но­вой ста­тьей 7.5 о ме­рах про­ти­во­дей­ствия фи­нан­си­ро­ва­нию рас­про­стра­не­ния ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния. Ин­фор­ма­ция об опе­ра­ци­ях с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, под­ле­жа­щих обя­за­тель­но­му кон­тро­лю, о при­о­ста­но­в­лен­ных опе­ра­ци­ях, о при­ня­тых ме­рах о за­мо­ра­жи­ва­нии (б­ло­ки­ро­ва­нии) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства кли­ен­та, до­пол­не­ны ос­но­ва­ни­я­ми, пре­ду­смо­т­рен­ны­ми ст. 7.5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ.

Ка­кие обя­за­н­но­сти воз­ни­ка­ют у ло­м­бар­дов в свя­зи с всту­п­ле­ни­ем в си­лу Ука­за­ния Бан­ка Рос­сии №4937?

  1. Про­ве­сти це­ле­вой (в­не­пла­но­вый) ин­струк­таж не позд­нее трех ра­бо­чих дней с да­ты всту­п­ле­ния в си­лу но­во­го Ука­за­ния Бан­ка Рос­сии №4937-У (не позд­нее 26 мар­та).
  2. Вне­сти из­ме­не­ния в Пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля в це­лях ПОД/ФТ/ФРОМУ в срок не позд­нее 22.06.2019.
  3. Вне­сти из­ме­не­ния в Про­гра­м­му обу­че­ния по ПОД/ФТ/ФРОМУ, ко­то­рая дол­ж­на быть раз­ра­бо­та­на ло­м­бар­дом в со­о­т­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми Ука­за­ние Бан­ка Рос­сии от 5 де­ка­б­ря 2014 г. N 3471-У «О тре­бо­ва­ни­ях к под­го­то­в­ке и обу­че­нию ка­д­ров в не­кре­ди­т­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ци­ях».

Пи­ни­ги­на Еле­на

Не наступай на «грабли» — бьют очень больно!

Ломбарды, как специфичные субъекты «противоотмывочного» законодательства повседневно сталкиваются с проблемами исполнения новых законоположений, проблемами понимания значения соответствующих правовых норм и возможных последствий их применения к регулируемым отношениям. Иными словами, сегодня требуется особое внимание и ответственное отношение к исполнению требований закона. Ниже в статье приведен выборочный анализ из судебной практики правонарушений ломбардов и последствий этих правонарушений.

Организация в случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на спецучет формы 2-КПУ, в течение 5 дней обязана сообщить о них в Росфинмониторинг. В представленной карте 2-КПУ при постановке на спецучет ломбард в качестве юридического и фактического адресов указал свой адрес. Между тем, МРУ Росфинмониторинга установил, что ломбард по юридическому адресу, указанному в карте формы 2-КПУ, отсутствует, что подтверждается актами об отсутствии. Кроме того, отсутствие организации по указанному адресу подтверждается неоднократным возвратом почтовой корреспонденции, направляемой МРУ Росфинмониторинга в адрес ломбарда. Причиной возврата направленной корреспонденции отделениями почтовой связи указано: «адресат по указанному адресу не значится». Отсутствие ломбарда по заявленному адресу места нахождения при отсутствии обязательного информирования уполномоченного органа о смене адреса, свидетельствует о намерении организации к установлению препятствий надзорному органу в осуществлении государственного контроля в целях ПОД/ФТ, а также указывает на пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей.

Правила внутреннего контроля (далее ПВК) ломбардом согласованы в МРУ Росфинмониторинга. Учитывая, что ПВК направлены на создание условий надлежащего исполнения требований Федерального закона, в том числе выявлению и представлению информации об операциях (сделках), вызывающих подозрения, они должны приводиться в соответствие с действующим законодательством РФ и неукоснительно соблюдаться организациями.

Вместе с тем, указанные ПВК ломбарда, в течение длительного времени не соответствуют действующему законодательству в сфере ПОД/ФТ, поскольку, в частности не содержат приведенных в соответствие с приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, кроме того критерии и признаки необычных сделок не доработаны в соответствие с приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в ломбарде по причине отсутствия принятия внутренних организационных мер в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также недостаточном обучении сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ.

Выявленные нарушения требований законодательства ПОД/ФТ нарушают механизм установленного контроля со стороны уполномоченного органа и создают благоприятные условия для осуществления операций, направленных на отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Вышеперечисленные нарушения образуют объективную сторону административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 КОАП РФ.

Учитывая тот факт, что организация уклоняется от процедур обязательного контроля, суд назначил наказание в виде административного приостановления деятельности ломбарда сроком на 90 суток.

Другой случай. Проведенной МРУ Росифинмониторинга проверкой выявлено, что директором ломбарда внутренний контроль не организован, что подтверждается материалами проверки.

В соответствии Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ..

Согласно штатному расписанию ломбарда, действительному на момент проведения проверки, в трудовых отношениях с Обществом состояли директор, а также приемщики.
С учетом Положения специальному должностному лицу Общества следовало внести изменения в утверждаемый руководителем перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере ПОД/ФТ, включив в перечень сотрудников — приемщиков.

В ломбарде имеется перечень сотрудников, обязанных проходить подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, утвержденный руководителем организации, однако в указанный перечень, в нарушение Приказа Росфинмониторинга, не включены иные сотрудники Общества, осуществляющие деятельность приемщиков, которые работают с клиентами и которые, соответственно, ввиду особенностей деятельности ломбарда, обязаны проходить обучение в сфере ПОД/ФТ.

Положением установлено, что на основе программы обучения организация должна разработать план-график реализации программы обучения на очередной календарный год (далее — план-график). Проверкой было установлено, что план-график проведения обучения сотрудников отсутствует.

Кроме того, после утверждения новых правил внутреннего контроля внепланового инструктажа с сотрудниками Общества не проводилось.

Также, в ходе проверки было выявлено отсутствие исполнения со стороны Общества требований ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ.

В ходе выборочной проверки установлено, что в залоговых билетах отсутствуют данные о наименовании органа, выдавшего документ, удостоверяющий личность клиента, и дата его выдачи. Указанные данные не содержатся и в иных документах, имеющихся в распоряжении ломбарда.

Постановлением зам. руководителя МРУ Росфинмониторинга должностное лицо – директор ломбарда признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КОАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи районного суда указанное постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба директора без удовлетворения.

Еще один случай. В течение длительного времени ломбард не состоял на спецучете в Росфинмониторинге. Документы по постановке на спецучет предоставлены только после начала процедуры проведения административного расследования.

Читать еще:  Вернуть поношенную обувь обратно в магазин и забрать деньги

Таким образом, при отсутствии действий, направленных на постановку на учет в Росфинмониторинге в течении длительного времени отсутствовала и возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в п.2 ст.6 Федерального закона №115-ФЗ, а также возможность последующего приостановления таких операции в случаях, указанных в п. 10 ст. 7 Федерального закона.
Установлено также, что в течение длительного времени в ломбарде отсутствуют согласованные с уполномоченным органом ПВК.

Так, представленные ломбардом ПВК не соответствуют законодательству РФ, поскольку не содержат: порядка документального фиксирования информации в соответствии с Федеральным закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ; программы выявления операций, подлежащих обязательному контролю; программы проверки внутреннего контроля ; программы оценки риска в зависимости от специфики деятельности клиентов организации.

Не доработаны в соответствие с Приказом Росфинмониторинга от 03 августа 2010 года № 203 квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, критерии выявления и признаки необычных сделок не отражают особенностей деятельности организации.

Не приведена в соответствие с требованиями Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 г. № 967-р программа идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации и программа хранения информации.

Все это свидетельствует об отсутствии. организованной системы внутреннего контроля в Обществе, а также недостаточном обучении сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ.

Указанное свидетельствует также об отсутствии в Обществе в течение длительного времени организованной системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе, по выявлению операций, подлежащих контролю, и своевременному направлению сведений о них в уполномоченный орган, что лишает возможности реализовывать на практике механизм осуществления оперативных превентивных мер по пресечению каналов легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

В нарушение норм установленных законодательством о ПОД/ФТ, в том числе Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. № 203, целевой инструктаж директором ломбарда, являющимся специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления не пройден.

Следовательно, директор как специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством в сфере ПОД/ФТ.

Отсутствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, отсутствие в течение длительного времени ПВК, соответствующих действующему законодательству РФ, свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в ломбарде, что ведет к повышенным рискам в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Судом установлено, что в постановлении о назначении административного наказания должностным лицом МРУ Росфинмониторинга верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, должностное лицо обоснованно пришло к выводу, что указанные выше нарушения образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КОАП РФ. Суд назначил наказание в виде административного приостановления деятельности ломбарда сроком на 90 суток.

Данные примеры дают повод задуматься о давно известной мудрости: умный учится на ошибках других, а кто-то наступает на одни и те же «грабли» из-за своей несобранности или безответственности. Успешный бизнес – это, прежде всего, строгая дисциплина!

Исполнительный директор НО «РегиАЛ»
Г.Н. Дьяченко

Обзор изменений в Федеральный закон от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах»

Обзор изменений в Федеральный закон от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах», внесенных Федеральным законом от 13.07.2020 N 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Изменения в Закон «О ломбардах» вносятся статьей 2 ФЗ-196 от 13.07.2020 г.

Основные изменения, влияющие на деятельность ломбардов, связаны со следующим:

1. Изменяется понятие «ломбард» — ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативными актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Вступает в силу 11.01.2021 г.

2. Ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в т.ч. ИП, за исключением денежных средств физических лиц, в т.ч. ИП, являющихся акционерами (участниками) ломбарда. Ранее это требование было установлено письмом ЦБ, но не было закреплено на законодательном уровне.

Вступает в силу 12.10.2020 г.

3. До 23 часов продлено время, в течение которого ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимое имущество заемщиков.

Вступает в силу 12.10.2020 г.

4. Ломбардам дополнительно разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, связанной со сдачей в аренду (субаренду) недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности (аренды, субаренды), а также деятельностью банковского платежного агента.

Вступает в силу 12.10.2020 г.

5. Меняются требования к должностным лицам ломбарда. Добавлено следующее:

— единоличным исполнительным органом (ЕИО) ломбарда не может являться лицо, которое было ЕИО финансовой организации в течение 12 месяцев до дня отзыва (аннулирования) лицензии либо до дня исключения финансовой организации из реестра за нарушение законодательства РФ (при этом не имеет значения, как долго лицо исполняло функции ЕИО на протяжении этого периода), если с этого момента не прошло 5 лет;

— ЕИО ломбарда не может быть лицо, которое 2 и более раза в течение трех лет до момента назначения (избрания) на должность привлекалось в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве ЮЛ, преднамеренное или фиктивное банкротство;

— СДЛ ломбарда может быть только лицо, соответствующее квалификационным требованиям Банка России.

Вступает в силу 11.01.2021 г.

6. Уточняется, что Банк Росси регулирует деятельность ломбардов и осуществляет надзор, за исключением деятельности по хранению вещей, аренде/субаренде, деятельности банковского платежного агента и оказания консультационных/информационных услуг.

Вступает в силу 12.10.2020 г.

7. В Закон «О ломбардах» вносятся статьи 2 5 -2 8 , в которых устанавливается, что Банк России ведет государственный реестр ломбардов, вносит в него изменения, отказывает во внесении сведений в реестр, исключает юридические лица из реестра, предоставляет выписки из реестра. Порядок ведения реестра устанавливается как Законом «О ломбардах», так и нормативным актом Банка России. Юридическое лицо приобретает статус ломбарда только со дня внесения о нем сведений в государственный реестр ломбардов, за что уплачивается государственная пошлина, размер которой в соответствии с подпунктом 4.5. пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса (вступит в силу с 01.01.2021 г.) составит 1 500 рублей. Устанавливается обязанность ломбардов информировать ЦБ РФ об изменении сведений о нем, которые внесены в реестр ломбардов. Основаниями для исключения ломбарда из реестра будут на основании статьи 2 8 являться:

1) неоднократное нарушение в течение одного года ломбардом требований настоящего Федерального закона, Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» и изданных на их основе нормативных актов Банка России, если в течение этого года Банком России к ломбарду неоднократно применялись меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) неоднократное нарушение в течение одного года ломбардом требований, установленных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3), 73 и 75 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и (или) неоднократное нарушение в течение одного года ломбардом требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом;

3) если ломбард в течение одного года не заключил хотя бы один из следующих договоров: договор займа под залог движимых вещей или договор хранения вещей;

4) поступление в Банк России заявления ломбарда об исключении сведений о нем из государственного реестра ломбардов по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России;

5) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации ломбарда или прекращении деятельности ломбарда в результате реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования.

Под неоднократным нарушением понимается 2 и более раза.

Исключение сведений о юридическом лице из реестра ломбардов может быть обжаловано в судебном порядке.

Вступает в силу 11.01.2021 г.

8. Сумма предоставленного ломбардом займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи.

Вступает в силу 12.10.2020 г.

9. Залоговый билет утратит статус БСО и его форма будет устанавливаться Банком России.

Вступает в силу 10.07.2021 г.

10. Ломбардам официально разрешается взимать проценты за пользование займом за последний день пользования включительно (за исключением случаев погашения займа в день его выдачи).

В связи с тем, что сейчас имеется отрицательная для ломбардов судебная практика об исключении последнего дня (а иногда, и первого) из периода фактического пользования займом, внесение данного уточнения в Закон исключает неверную трактовку судебными органами власти.

Вступает в силу 12.10.2020 г.

11. Вносятся изменения в порядок реализации невостребованных вещей: словосочетание «публичные торги» заменяется «открытыми торгами», а сумма оценки невостребованной вещи, при превышении которой обязательна продажа с открытых торгов, устанавливается в триста тысяч рублей.

Ломбарды имеют право на свое усмотрение продавать невыкупленные изделия товарного вида с витрины по договорам розничной купли-продажи, пробивая чек ККМ, а продажу лома проводить по договорам оптовой купли-продажи без торгов (при сумме оценки до 300 тысяч рублей).

Читать еще:  Если украл в магазине что будет

Вступает в силу 12.10.2020 г.

Помимо вышеперечисленных изменений в Закон «О ломбардах» установлено, что ломбарды, сведения о которых были внесены в реестр до вступления в силу поправок в Закон «О ломбардах» и в течение 90 дней после их вступления в силу, и которые не успели до 10.04.2021 г. подать о себе сведения для включения в новый реестр, не вправе заключать договоры займа и вносить в них изменения, направленные на увеличение их сроков, до момента внесения Банком России сведений о них в порядке, который установлен статьей 2 6 . А начиная с 09.07.2021 г. сведения о таких ломбардах будут исключены из реестра.

Таким образом, учитывая, что срок рассмотрения ЦБ РФ документов для внесения реестр составляет 30 рабочих дней (1,5 месяца), а также возможный отказ в случае несоответствия документов требованиям, всем действующим ломбардам необходимо заблаговременно, как только будет принят нормативный акт Банка России, устанавливающий порядок ведения реестра ломбардов, подать документы в ЦБ для внесения сведений о них в реестр.

Рынок ломбардов может потерять половину игроков

Такой прогноз сделал глава Ассоциации «Национальная лига ломбардов Казахстана» Роберт Абзалилов

Рынок ломбардов ожидает перемен. С 2022 года регулятор намерен повысить требование по капиталу минимум до 25 млн тенге. К тому же, предполагается снизить ставку по займам, которые предоставляют ломбарды, со 100% до 56%. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» глава Ассоциации «Национальная лига ломбардов Казахстана» Роберт Абзалилов рассказал, как эти и другие нормы повлияют на рынок ломбардов.

— Роберт, какие изменения были внесены в законодательство по рынку ломбардов?

— В июле 2019 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения», согласно которому деятельность ломбардов стала подпадать под надзор Национального банка. Работа ломбардов перестала регулироваться с 2006 года, с помощью поправок в законодательство регулятор планирует изменить ситуацию. До 1 июля 2020 года все действующие ломбарды должны будут пройти учетную перерегистрацию в создаваемом Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка. Те ломбарды, которые будут открываться с 1 января следующего года, должны будут сразу же пройти учетную регистрацию в агентстве.

Также в законодательство предполагается внести поправки, согласно которым собственный капитал ломбарда должен составлять не менее 50 млн тенге для городов республиканского значения (Алматы, Нур-Султана, Шымкента) и областных центров. Для остальных регионов, районных центров — не менее 25 млн тенге. Но предполагается переходный период. В течение двух лет ломбарды Алматы, Нур-Султана и Шымкента должны будут каждые полгода повышать собственный капитал на 10 млн тенге. Те ломбарды, которые работают в районных центрах, должны будут наращивать капитал каждые полгода на 5 млн тенге. Получается, что с 2022 года все действующие ломбарды должны соответствовать требованиям по собственному капиталу, которые обозначил Нацбанк. Для тех ломбардов, которые откроются в 2020 году, не предусматривается переходный период.

— Какие требования по собственному капиталу действовали ранее?

— Каких-то четко обозначенных требований по капиталу для ломбардов не было. Законодательство предусматривало только требования к уставному капиталу для открытия ТОО.

— Как игроки рынка оценивают новые нормы по капиталу?

— Они считают, что даже требование по собственному капиталу в размере 25 млн тенге слишком высокое. Например, у ломбардов с небольшой сетью (1-2 ломбарда по городу. – Ред.) оборот не превышает 5-10 млн тенге с момента их открытия. В основном такие ломбарды принадлежат семьям, у которых нет финансовой возможности нарастить собственный капитал.

— По вашему мнению, сколько таких «семейных» ломбардов?

— Не могу привести точные данные. Но, по моим оценкам, если новое требование по собственному капиталу начнет действовать, более половины ломбардов на рынке закроется. Уточню, по предварительным данным, сейчас на рынке работает около 1300 ломбардов, после 2020 года их количество может не превысить и 650.

Закрытие приведет к тому, что очень много оценщиков останется без работы. Дело в том, что большинство из них не могут заниматься ничем другим, кроме оценки залогов в ломбардах.

— Обсуждался ли вопрос по лимитам собственного капитала с участниками рынка, с ассоциацией?

— Обсуждался, изначально финрегулятор предлагал установить минимальную планку по собственному капиталу для всех ломбардов на отметке 50 млн тенге. В результате переговоров Нацбанк и наша ассоциация пришли к мнению, что необходимо диверсифицировать лимиты по капиталу. Таким образом, мы предотвратили закрытие большинства ломбардов.

— Как вы считаете, почему Нацбанк предложил изменить правила работы на этом рынке? — Из-за огромного количества жалоб со стороны казахстанцев. Например, по поводу продажи имущества, которое предоставляют клиенты в залог, раньше обозначенного срока, а также высоких процентов по займам ломбардов.

— Кстати, на каком уровне сейчас находятся ставки по их кредитам?

— Максимальная эффективная ставка составляет 100% годовых. Со следующего года регулятор планирует снизить эту ставку до 56% годовых. То есть де-факто максимально допустимая стоимость кредита в ломбардах будет такой же, как в банках второго уровня. Это требование пока окончательно не утверждено Нацбанком, оно обсуждается.

— Маржа ломбардов после снижения ставок по займам снизится.

— Ломбарды начнут терять в прибыли не только из-за снижения ставки, но и из-за роста доли административных расходов в общих затратах.

— Насколько высоки административные затраты?

— Стоимость ежемесячной аренды небольшого помещения под ломбард площадью 20-30 кв. м в крупном городе варьируется от 150 тыс. до 1,5 млн тенге. К тому же значительная доля административных затрат приходится на выплату зарплаты сотрудникам.

Кстати, снижение ставок по займам и рост доли административных расходов ломбардов также негативно отразятся на объеме налоговых поступлений в бюджет. В результате двукратного снижения ставок по займам в два раза уменьшится размер налогооблагаемой базы. Предположу, что в связи с этим налоговые органы начнут проверять ломбарды тщательнее, так как не предполагают, что их прибыль снизится.

— Насколько мне известно, поправки также предусматривают введение коэффициента по левериджу…

— Верно, коэффициент левериджа – это соотношение заемного капитала к собственному капиталу ломбарда. Он не должен превышать 10. Эта норма также уже утверждена пруденциальными нормативами.

— Как вы оцениваете этот показатель?

— С моей точки зрения, он оптимален.

— Планируется также внести изменения в документооборот ломбардов.

Верно. В настоящее время, согласно Гражданскому процессуальному кодексу РК, при совершении сделки с ломбардом клиенту предоставляется залоговый билет. Этот документ является и договором займа, и договором залога одновременно. Предполагается, что с 2020 года договор заменят на залоговый билет, который будет практически идентичен договору, который используют микрофинансовые организации (МФО).

Залоговый билет – это один лист, где есть вся информация по долговой нагрузке заемщика. В документе указывались данные залогодателя, залогодержателя, сумма займа, эффективная процентная ставка по кредиту, график погашения, условия гарантийного периода и сумма к оплате, а также срок, в течение которого ломбард не имеет права продать залог.

Новый формат документа предполагает несколько листов, на которых будут прописаны права и обязанности залогодателя и ломбарда. Кроме того, будет содержаться вся информация по займу, залогу и долговой нагрузке. Когда эта поправка вступит в силу, ломбарды станут выделять больше средств на документооборот. При этом нужно иметь в виду, что многие ломбарды берут в залог вещи, стоимость которых составляет лишь 10 тыс. тенге. Соответственно, сумма займа может не превышать и 4-5 тыс. тенге.

— Получается, что с 2020 года ломбарды будут сдавать больше отчетов?

— Да. Сейчас все они сдают отчеты только в департаменты Комитета госдоходов. Еще одно из нововведений – со следующего года ломбарды должны будут сотрудничать с Государственным кредитным бюро (ГКБ) и обязаны предоставлять в ГКБ информацию о заемщиках, их кредитах, выкупали ли они в оговоренные сроки заложенное имущество и так далее. Эти данные дадут представление о степени закредитованности населения. Банки, имея доступ к этой информации, смогут эффективнее оценить кредитные риски.

— С Первым кредитным бюро ломбарды также будут сотрудничать?

— Это уже на их усмотрение.

— Скорее всего, ломбардам придется платить определенную комиссию в ГКБ?

— Да, но она будет незначительной.

— Планируете ли вы отправить письмо регулятору с просьбой пересмотреть какие-то нормы?

— Думаю, что необходимость в этом возникнет при вступлении в действие поправок. Предполагаю, что совместно с Нацбанком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка мы сможем подкорректировать нормативы. Но хочу обратить ваше внимание на то, что все нововведения по ставке будут действовать не с января, а с июля следующего года, так как предусмотрен переходный период для адаптации игроков рынка и для прохождения учетной регистрации.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector